Торговый путь Чердынь - Печора

                В далекие незапамятные времена могучая северная река Печора заселялась народом в надежде, что богатства реки и окружающие её земли смогут обеспечить достойную жизнь и проживание в этих суровых и красивых местах. Заселение территории, наверняка происходило постепенно. Сначала появлялись первые поселенцы, сохраняя родовую связь с соплеменниками, проживающими на обжитых местах. Основным занятием, обеспечивающим существование рода или племени были охота, рыболовство и собирательство лесных продуктов, но наступало какое-то время, когда нужно было менять место проживания и переходить с истощенных на более богатые земли или угодья. В основном это были угро-финские племена, жизненный уклад которых несколько отличался от славянских племен, которые вели оседлый образ жизни, занимаясь землепашеством, выращиванием хлеба и других культур и не нуждались в перемене мест, если их устраивали условия проживания.
                Конечно Печора явилась тем местом, где можно было закрепиться и полностью реализовать свои жизненные потребности, строить дома, перемещаться по реке на большие расстояния, заниматься рыболовством и охотой, огородничеством, содержать домашний скот. И наконец, красота и водные просторы реки, чистая незамутненная вода играли немаловажную роль при заселении Печоры. Пространства тундры и лесотундры, окружающие Печору и реки к ней примыкающие тоже не пустовали и были заселены ненцами, основным занятием которых было оленеводство. Каждая народность занималась тем делом, к которому приспособилось в древние далекие времена.
                Печора многое могла дать людям для жизни на ней, но все-таки она не могла обеспечить полностью всем необходимым для проживания. Печорцы нуждались в хлебе, промышленных товарах, а в замен могли предложить товары собственного производства – рыбу, мясо, меха, продукты морского промысла. Спрос всегда имеет предложение, поэтому жизнь жителей Печоры была подчинена этому экономическому закону. Сейчас трудно проследить, как осуществлялся этот товарообмен в те далекие незапамятные времена, но несомненно он осуществлялся по тем же известным путям проникновения человека на Печору.
                В древние времена было несколько путей сообщения в бассейн Печоры.
                Южный водно-волоковый путь связывал Северную Двину с Печорой через Вычегду и Вымь с переволоком на левый приток Печоры Ижму, существовало два волока, перемещение людей и грузов осуществлялось по разным путям, третий волок между одноименными речками Чери на Вычегде и на Ижме. Четвертый волок проходил в месте сближения Мылвы Печорской и Мылвой Вычегодской. Этим путем пользовались до XX века.
                Северный водно-волоконный путь связывал Северную Двину с Печорой через реку Мезень. На Мезень попадали через правый приток Северной Двины Пинегу из Пинеги на Кулой волоком, а из Кулоя на Мезень попадали через Мезенскую губу. Из Мезени на Печору было несколько путей, но основной волок был в верховьях правого притока Мезени реки Пезы через два Волоковых озера выходил на левый приток Печоры реку Цильму. Это был наиболее известный путь на Печору. Потом был построен Печорский тракт от Усть –Цильмы до Мезени, который долгие годы был основной дорогой на Архангельск.
                По времени заложения Пустозерска в 1499 году, Усть-Цильмы – 1564 году, Ижемской слободы – 1567 году можно предположить, что Печора стала заселяться с низовий. Верхняя Печора не совсем привлекательна для проживания и судоходства, извилиста, порожиста и мелка. Наиболее близко расположенное к этому району Печоры Верхнекамье в те далекие времена только-только начинало заселяться русским населением, хотя известно, что угро-финское население там проживало с древних времен.               
                Все эти пути-дороги играли определенную роль в товарообмене и перемещении людей между Печорой и ближайшими соседями. Но все-таки должен быть налажен и действовать такой торговый путь, который бы обеспечивал надежную поставку нужных товаров в ожидаемые сроки и в полном объеме. И такой торговый путь был создан и долгие годы обеспечивал поставку на Печору нужные товары и взамен по нему вывозилась продукция, произведенная на берегах Печоры, которая пользовалась спросом в южных районах России.
                Известно, что в XVII – XIX веках и в последующие годы Чердынь, как город представляющий Великую Пермь, играла выдающуюся роль в этом товарообмене.
                Рассмотрим взаимосвязь между торговой Чердыни и Печорой, и её жителями, проживавшими по берегам этой большой северной реки в те времена, когда до Печоры было трудно добираться, и она была обособлена и удалена от районов России многими километрами – верстами бездорожья - болотами, тундрой, лесами? Ведь даже в нынешние времена добраться до какого-либо селения, расположенного на берегах этой замечательной реки, непростая задача. 
                Поговорим о Чердыни и что она собой представляла, но для начала определимся со словом пермь. Областной центр этого края, а точнее области город Пермь получил это название в более поздние времена, а именно так был назван поселок Егоршиха, где находился медеплавильный завод, основанный В.Н.Татищевым. Это было в 1781 году. В последствии поселок стал губернским городом.               
                Обратимся к «Повести временных лет», написанной в начале XII века, в ней говорится, что после потопа земли были поделены между сыновьями Ноя Сима, Хама и Иафета. К Иафетовой части согласно автора «Повести временных лет» относились северо западные европейские народы, южно-балтийские и финские племена. В числе этих народов были русь, чудь, пермь, печера, емь, югра, литва, замогола, ливы, ляхи, варяги, свеи, урмане, мордва, заволочская чудь.  Пермь проживала вдоль Вычегды и в верховьях Камы. Заволочская чудь в верховьях Северной Двины и Сухоны за волоками. Шли времена границы проживания перми расширялись в сторону Урала, по Каме до Чусовой, на север в сторону Печоры. Прибывало русское население с одновременным ростом местного коренного населения и через какое-то время территория проживания настолько увеличилась, что стала называться Великая Пермь.
              Столицей Великой Перми стала Чердынь, но она была основана после присоединения этих земель к Руси, и вполне возможно, что какой-то административный центр, объединяющий эти земли существовал и ранее. Проникновение русских началось в XI веке. Сначала заселялись земли между Камой и Колвой и низовья Вишеры новгородцами. С XV века в Прикамье начали проникать владимиро-суздальцы. В XVI – XVII в.в. начался бурный процесс переселения крестьян Приморья и Русского Севера. Этим и объясняется наличие в большом количестве северных фамилий у жителей Перми, Урала и Сибири.
                Насколько это была древняя и торговая земля говорят находки, найденные в Чердынском уезде. Куфические арабские монеты IX-X веков, серебряный сосуд XII века с Мерв из Ближнего Востока, серебряные чаши и ковши с изображениями слонов, страусов, крокодилов и тигров, найденные в земле в окрестностях Чердыни. Арабские купцы, имея торговые связи с Булгарией, расположенной в те времена на территории нынешней Татарии через посредников торговцев булгар проникали на территорию Верхнекамья и вели обменную торговлю с жителями, меняя изделия из сасанидского серебра на меха. Могущественное Сасанидское государство (224-651 г.г. н.э.) основателем считается Ардашир I, победивший парфянского царя Артабана V. В результате завоеваний Сасанидами государство занимало огромную территорию в границах современных государств - Ирака, Ирана, Афганистана, части Кавказа и Центральной Азии. Победы Сасанидов над Римом привели к усилению власти падишаха. Государство состояло из автономных царств (Систан, Кароман, Мерв и др.). Вероисповедовали зороастроизм. В 651 году казалось бы могущественное и непобедимое государство было завоевано арабами. Сменилась религия, наступили другие времена и другая история и изделия из серебра с изображениями человеческих фигур не поощрялись в новой религии и это одна из причин появления этих изделий в районе Верхнекамья и других районах нашей страны, жители которых с удовольствием покупали такую роскошную посуду, украшая свой быт этими великолепными изделиями. Это говорит о том, что жители этих районов были достаточно культурными, а не дикими и ходящими в звериных шкурах людьми. Очень трудно воспринимается, как реальность наличие огромного количества серебряных изделий, обнаруженных на территории Верхнекамья, завезенных когда-то арабскими купцами при посредничестве булгар.               
                Изделия из серебра, обнаруженное в Верхнекамье, строго говоря не совсем точно называть сасанидским, так как находились изделия из других мест и более позднего изготовления. 
                В тоже время существует еще одна версия появления серебряных изделий на Крайнем Севере, которая по моему мнению вполне правдоподобна.  Последними приверженцами,   сохранившими верность зороастрийской религии были представители персидского государства Сасанидов. Это государство было уничтожено в результате арабского нашествия. Мусульманские пришельцы были нетерпимы к древнейшей  зороастрийской религии. Побежденные древние иранцы были пришельцами с Севера расселившимися на этой территории из-за  глобального катаклизма в результате затопления территории их проживания и резкого похолодания. Пророк Заратуштра – основатель зороастризма по одной из версий также прибыл в Иран с Севера. Для мусульманских правителей представители зороастрийской религии были еретиками и поэтому новые правители приступили к их физическому уничтожению, но все-таки вполне возможно, что часть приверженцев зороастризма во главе с магами-предводителями смогла спастись и вывезти  серебро на свою древнюю Прародину и отыскать убежище для сохранения дорогих для них драгоценностей в виде серебряных изделий в Приобье и Приуралье. Судьба этих древностей в общем-то печальна, большая часть их собиралась при случайном обнаружении и использовалась в виде коллекций. Громадная коллекция была у чердынского купца Алина. Он скупал и выменивал восточное серебро и с удовольствием показывал свою коллекцию местным обывателям. В начале ХХ века в Чердыни случился пожар и дом Алина сгорел вместе с коллекцией серебро расплавилось. Вес расплавленного серебра составил 16 пудов. Были случаи сознательного уничтожения путем переплавки серебряных изделий с целью продажи серебра и использования его в торговых оборотах. Часть изделий имеющих большую ценность имеется находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в основном это изделия из коллекции Строгановых, но это совсем маленькая часть из того, что было собрано и безвозвратно потеряно. Серебряные вещи собирали жители Прикамья и Закамья и отправляли в Вятку к братьям Агафоновым на переплавку. Ежегодно переплавлялось до 20 пудов золота и до 30 пудов серебра. Серебро было высокого качества легко переплавлялось. Сборы и вывоз изделий производился с III – XIV в. и наиболее оживленно V – VIII веках. Высококлассно выполненные  рисунки на изделиях из серебра по своей тематике говорят о том, что они изготовлены в южных районах Персии. Поражает громадное обилие изделий, найденных в районах Прикамья и Закамья.
                По данным раскопок, проведенных в 2000-х годах, можно предположить, что на месте Чердыни в более ранние годы было святилище, а жилых помещений и укреплений не было. Остатки деревянных укреплений датируются более поздними XVI –XVII веками. В начальный период своего существования Чердынь не менее двух раз меняла место своего расположения. Сначала находилась в районе села Пянтег на Каме, потом переместилась в район села Покчи на Колве, а затем оказалась ниже по течению Колвы на своем современном месте, в 6 км от слияния Колвы с Вишерой. Свое название Чердынь получила от коми-пермяцких слов «чер» - видоизмененное «шор»- поселение и «дынь» - небольшой ручей. То есть поселение около небольшого ручья.
                Месторасположение Чердыни неслучайно, она находится на перекрестке водно-волоковых торговых путей и это определяло развитие этого города, годы его экономического расцвета и годы упадка.
                Известны 5 торговых потоков, исходящих и пересекающих Чердынь:
- В Вычегду по Колве и через Немский волок.
- К Печоре с выходом в Ледовитый океан.
- В Западную Сибирь  по Вишере и Чусовой через Каму.
- В Вятку через Волосницкий поток.
- И конечно в сторону юга на Каму и долее на Волгу.
                Наибольший расцвет Чердыни наблюдался в те годы, когда через город шли потоки грузов в Западную Сибирь, но перевозки через Чердынь прекратились с постройкой более короткого пути длиной 250 верст из Соликамска на Верхотурье и далее на Тюмень по так называемой «государевой Верхотурской дороге», которая в народе называлась Бабиновской, в честь ей строителя Артемия Бабинова. Прежняя дорога была длиной около 2000 верст по руслам Камы и Вишеры через Чердынь. Новая дорога резко сократила сроки доставки грузов в Сибирь. Чердынь оказалась в стороне и перестала играть роль перевалочного пункта.
                Воеводство из Чердыни было переведено в Соликамск и Чердынь переживала   упадок. И все-таки жизнь в городе продолжалась, строились церкви, народ занимался отхожими промыслами, плотничали на строительстве в на строящемся  Верхотурье, развивалось сельское хозяйство, рыболовные промыслы и, конечно, продолжала развиваться торговая традиция.  В своей истории Чердыни пришлось пережить два крупных пожара в 1638 году и 1792 году. При первом пожаре были уничтожены церкви и 99 лучших дворов и все торговые лавки, на втором пожаре выгорел почти весь город. В результате пожара Чердынь в конце XVIII и в начале XIX века застраивалась на основе плановой регулировки с четко разбитыми улицами и наряду с деревянными домами появились каменные двухэтажные дома.
                В настоящее время Чердынь - это небольшой город с хорошей планировкой улиц, застроенных двухэтажными деревянными и каменными домами. Город украшают красивые церкви и храмы. Иоанно-Богословская церковь 1718 года, окруженная красивой железной оградой с кирпичными столбами. Воскресенский собор, построенный в 1750-1754 годах в замен обветшалой деревянной церкви. Рядом возвышается колокольня и церковь Преображения. В середине XVIII века построена Успенская церковь, отличающаяся пышностью и нарядностью от остальных храмов города. Все храмы города находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Наличие такого значительного количество храмов в небольшом городе говорит о приверженности жителей к церковной культуре и их зажиточной жизни в старые времена. В городе много красивых жилых домов и в этом отношении Чердынь выделяется других городов Верхнекамья. В городе прекрасный краеведческий музей им. А.С.Пушкина, которому уже более 100 лет.
                Таятся летописные страницы
                В архивных залах, в сумрачном сне.
                Глубоких мыслей чьих-то вереницы
                Хранят в благословенной тишине…
                И лишь, когда в волнении заметном
                К ним прикоснется бережно рука,
                О чем-то близком сердцу, заповедном
               
                Заговорят минувшие века…
                Закружит разом ярких мыслей ворох.
                Заглядывая вечности в глаза,
                Уж не поймешь: бумаги хрупкий шорох
                Иль мудрых старцев слышишь голоса…               
                Володина С.Ю. почетный гражданин города Чердыни
                В связи с утерей первенства в Прикамье в административном и хозяйственном отношении, деловым людям Чердыни пришлось искать новые пути для своей жизни в изменившихся условиях. Географическое расположение Чердыни, стоящей на торговых путях на юг и север, можно было использовать эти выгоды для дальнейшего развития торговых отношений, тем более что в городе имелись многолетние традиции в проведении торговых операций. И вполне естественно Печора стала крупнейшим объектом торговообменных операций чердынских купцов. Закупая в южных районах муку, крупы, соль, обувь, кожу, ткани, пеньку, посуду, металлические изделия, продукты в виде чая, сахара, пряники, орехи и другие не скоропортящиеся пряности, чердынские купцы отправляли эти необходимые товары на Печору и везли оттуда рыбу, пушнину, дичь, сало и шкуры морзверя, моржовые клыки, продукты оленеводства и животноводства, точильный камень.
                Путь на Печору был долгий и доставка товара производилась поэтапно. От Чердыни путь шел вверх по Колве далее по притоку Вишерка до Чусовского озера, с Чусовского озера по реке  Березовке до Усть – Еловки, где был построены купеческие амбары для хранения товаров, отправляемых на Печору. Здесь производилась перегрузка товаров с барж на более мелкие суда, на которых при большой воде товары можно было сплавить до Печоры. Большая часть грузов складировалась в амбары и отправлялась зимой конной тягой. По открытой воде путь шел от Усть – Еловской по притоку Еловки речке Вагулке длиной 70 верст, а далее Печорскому волоку длиной 10 верст суда и грузы перевозили на приток Печоры речку Волосницу и через 90 верст выходили на Печору.
                Один уважаемый автор в интересной статье о чердынских купцах на Печоре написал: Протяженность всего водно-волокового пути от Чердыни до Печоры составляла три тысячи верст. Не поверил, взял карту и линейкой измерил расстояние от Чердыни до Печоры с учетом всех речных извилин и получилось не более 400 км или 375 верст, а не три тысячи верст. Другой автор называет расстояние пути, по которому производилась доставка товаров 200 км. Более реальной  является цифра 300 км               
                И все-таки провоз товаров на Печору был архитрудным. Особенно трудна была доставка грузов на последних верстах до Якшинской пристани на Печоре. Переход с Камского на Печорский бассейн определялся по карте тонкой ниточкой речки Вогулки, протекающей среди болотистых берегов, мелководной и очень узкой и для того, чтобы передвигаться по ней нужны были людские физические усилия, и затем, чтобы попасть в речку Волосницу Печорского бассейна нужно было преодолеть десятиверстовый Печорский волок, на котором использовали лошадиную тягу. И только тогда грузы по речке Волосница попадали в амбары Якшинской пристани. Доставка товаров, среди которых несомненно главную роль играл хлеб, производилась и по зимним дорогам от Усть-Еловской пристани. Процесс доставки товаров происходил непрерывно и все товары складировались в амбарах в Якше. И как только вскрывалась Печора товары сплавлялись вниз по реке. Путь по Печоре от Якшинской пристани до Пустозерска был не близким.
                Караваны судов, барж заходили во все крупные селения, где их с нетерпением ждали и куда на лодках из ближайших деревень стекались жители. Такими торговыми пристанями в нижней Печоре являлись Ижемская, Усть-Цилемская, Пустозерская, Никитцинская.
                Это был хорошо организованный торговый путь Чердынь – Печора – Пустозерск – Никитца. Основными работниками на этом пути были чердынские крестьяне. Они работали грузчиками, бурлаками, обслуживали речные суда при перевозке грузов, охраняли суда на складах и пристанях в Усть –  Еловке и Якше. Зимой на своих лошадях перевозили грузы от Чердыни до Якши. Работая на этом торговом пути крестьяне имели хороший заработок. При перевозке грузов с низовий Печоры до Якши использовался бурлацкий труд. Первые пароходы на Печоре появились только в 1880 году.
                Предпринимались попытки облегчить доставку грузов на Печору по Печорскому волоку. Торгующий крестьянин с. Камгорт Чердынского уезда Суслов Иван Агафонович в 1881 году поставил вопрос о расчистке русла реки Березовки на протяжении 30 верст, а далее по проекту от р. Березовки построить 30 верстную узкоколейную железную дорогу до самой Якшинской пристани на реке Печора. Проект был одобрен в «Обществе для содействия русской промышленности и торговли» в Санкт-Петербурге и представлен в Министерство путей сообщения, но дорога не была построена.               
                А теперь, дорогие мои читатели, восхитимся тому, что совершали наши российские предки - купцы и все те, кто занимался доставкой товаров на далекую, забытую богом, труднодоступную окраину России. Они своим, можно признать героическим трудом, обеспечивали проживание печорцов - северян. И это при полном отсутствии любого вида связи и механических средств передвижения. Все делалось вручную и нужно было иметь выдающиеся организаторские способности, чтобы успешно совершать такие многоходовые торговые операции по закупке товаров для северян в различных регионах страны. Ведь даже так необходимый для жителей Печоры хлеб закупался в различных южных районах страны и нужно было закупить и переправить все необходимые товары на созданные базы хранения на путях доставки. На все это не нужно было иметь армии чиновников руководителей. Нужны были толковые, знающие, работящие специалисты на каждом этапе торговой операции на закупке, передвижении, доставке грузов, на хранении товаров на промежуточных и оконечных складах и амбарах. Эта была сложная организованная, торговая система.
                История торговых связей между Чердынью и Печорой уходит в далекие годы. В 1682 году на верность царю Петру Алексеевичу в Чердыни присягали «посадские и уездные и иногородные всяких чинов люди», среди которых были выходцы города Пустозерска – Филипп Игнатьев сын Пустозеров 46 лет. Или Исцелемов числится XVII веке среди «иногородных людей» г. Чердыни явно из Усть-Цильмы, кстати и сейчас фамилия Исцелемов в Чердыни не перевелась. Торговые связи между Чердынью и Печорой поддерживали не только купцы, но предприимчивые чердынцы, отправляясь в далекое путешествие в Пустозерский острожок к рыбному промыслу.
                По воспоминаниям жителя с. Покча Луки Кунгина, много лет проработавшего у чердынского купца Николая Семеновича Алина (1810-1878) и очень ценившего его доброе отношение и возможность хорошего заработка, весной купец прибывал в Якшу. И в это время каюк Алина и каюки других торговцев загружаются не считаясь со временем, чтобы вовремя выплыть и не проворонить вешнюю воду и пройти пороги. Выплывало до тридцати каюков остановки осуществлялись только по крупным селам и продолжительность остановок зависела от величины села. Основным и наиболее крупным селом куда стремились торговцы была Усть-Цильма. Прибытие в Усть-Цильму оповещалось выстрелом из маленькой пушки (см. фото), а жители села в ответ начинали палить из ружей-кремневок. Приезд усольцев, так называли чердынцев, встречало все село.
                Привоз товаров из Чердыни был настоящим праздником для жителей Усть-Цильмы, да и всех остальных жителей Печоры, приход каравана судов ждали всю долгую северную полярную зиму, заготовляли и готовили продукты своих промыслов для обмена на чердынские товары. В свою очередь купцы старались обеспечить печорцев, как можно более разнообразными и привлекательными товарами зная, что они будут радовать северян и обязательно будут куплены. Купцы выходят на берег угощают женщин пряниками, сладостями, орехами, мужчин водкой или вином.Нарядно одетые мужчины и женщины приступали к закупке товаров.
                А в это время молодые парни и девушки берегу реки водили хороводы. Так зародился праздник под названием Горка, который продолжается и в наши дни в Усть-Цильме.
                Караваны с товарами останавливались у всех более-менее крупных селений и в это время со всех деревень съезжались на лодках жители округи.
                Сама процедура покупки и обмена товарами проводилась в разных формах общения и, как правило, обе стороны выступали в роли продавца и покупателя. Главным товаром, в котором нуждались печорцы, был хлеб и зачастую многие из них брали в долг. Купцы не отказывали задатчикам, так называли должников, и отпускали товар по более высокой цене. Богатые покупатели, среди местных жителей, покупали у чердынских купцов оптом с последующей реализацией среди населения своей округи. Чердынцы охотно им продавали свой товар по более низким ценам и более широким ассортиментом. У населения, за исключением немногочисленного слоя лиц, стоящих на госслужбе, не было денежных средств и местные купцы практически вели товарообменную торговлю.
                К примеру, крупным скупщиком у купца В.Н.Алина был Н.П.Дитятев из с. Великовисочного  Пустозерской волости. Он создал собственный торговый двор, имея своих задатчиков. В печорские деревни он развозил муку, крупу, сахар, сухари, пряники, монпансье, чай, чайники, чашки чайные, перец, мануфактуру, холст, коноплю, мочало, платки, иголки, гармонии, зеркала и др. Я помню такое старинное большого размера зеркало было у нас в Оксино. И сейчас у нас на даче находится аналогичное старинное прекрасной работы зеркало. Взамен Дитятев получал шкурки голубого и белого песца, лисицы, росомахи, зайца, горностая, соболя, куницы, тушки рябчиков, куропаток, гусей, семгу, нельму, икру, кожи, сало и другие виды продукции, которые охотно скупали усольцы.
                В начале XX в. Н.П. Дитятев владел рыболовными и зверобойными промыслами, речными судами, имел ледник и салотопни. Тюлений жир поступал с промыслов у островов Вайгач, Колгуев, с Югорского шара.
                Чердынский учитель и земский деятель Н.П.Белдыцкий, проплывший с караваном от Якши до Куи оставил интересные записки по торговых операциях на Печоре. Об особенностях торговых операций он пишет: «Чердынцы избаловали местных пустозерских кулаков. Теперь чердынцы и сами понимают, да не могут исправить дело.  Если внимательно вглядеться в отношения чердынцев и местных кулаков, то усмотришь, что первые являются даже слугами последних. Чердынцы обязаны хлеб и припасы не только доставить на место, но даже и сложить их в амбары пустозер, а потом уже угощают своих задатчиков».
                При товарообмене или торге чердынцы старались реализовать товары завышая их стоимость, при этом отпускали в долг, зная порядочность и честность печорцев, так как были убеждены, что за товары, отпущенные в кредит, они при любых обстоятельствах рассчитаются. В тоже время старались занизить цену за приобретаемые, например, рыбу. Оценка рыбы в каждом отдельном селении производилась следующим образом. Чердынец приглашал к себе задатчиков, поил их водкой. Задатчики устанавливали свою цену, но чердынец просил уступить. Торг продолжался до тех пор, пока упившиеся гости не приходили к согласию по цене предложенной купцом. Согласитесь, какая известная и безотказная ситуация, в пьяном виде подобрели и согласились с предложенной ценой.
                Бывали и такие ситуации. В оценке рыбы существовал закон. Один из удачливых рыбаков договаривался о цене с чердынцем продавал ему рыбу и тогда уже в этом селении устанавливалась эта цена, выше которой остальные рыбаки продать свою рыбу уже не могли.
                За сезон караваны чердынских судов от Яшкинской пристани до Нижней Печоры совершали два рейса. Первая группа судов рейс завершала около 15 августа привозом рыбы весеннего улова: сиги, нельма, чир, омуль и другая белая рыба. Вторая группа – около 1 октября перед ледоставом в основном привозила семгу. Рыба хранилась до зимы в яшкинских и чердынских амбарах и отправлялась города, расположенные на Каме и Волге.
                Несмотря хорошую прибыль от товарообменной торговли, все-таки доставка товаров до потребителей и вывоз обменных товаров с Печоры представляли значительно трудоемкую сложную и затратную по времени операцию.
                Объемы перевозимых грузов в начале ХХ века по практически необорудованному и труднопроходимому пути составляли 1 млн пудов в год и держались на этом уровне. Для сравнения через железнодорожную станцию Пермь 2 в 1914 году было отгружено 2 млн пудов грузов.
                Чердынские купцы постоянно искали пути по улучшению условий доставки грузов. По печорскому волоку купцы перетащили несколько небольших пароходов на Печору. Упорные предприниматели всеми силами стараясь сохранить свое монопольное благополучие постоянно искали наиболее экономически выгодные пути на Печору. Промышленникам и купцам было ясно, что гужевые перевозки не соответствуют эффективному развитию торговли. Чердынское земство выстроило тракт между Ныробом и Якшей длиной 300 верст, потратив на строительство 190 тыс. рублей. В те времена граница Пермской губернии, установленная императрицей Екатериной доходила до Якши. 
                Предприниматель из села Камгорт Чердынского уезда Иван Агофонович Суслов, известный тем, что в 1887 году пустил по Печоре пароход, в том же году подал прошение о постройке узкоколейной железной дороги, которая бы облегчила провоз грузов по несудоходным участкам к Яшкинской пристани. Дорога была короткой, длиной 30 верст. Стоимость строительства по расчетам составляла 300 тыс. рублей. Проект был одобрен   Министерством путей сообщения, но дальше дело не сдвинулось.
                К этому времени с появлением Транссиба дешевый сибирский хлеб быстро начал проникать в европейскую часть России тем самым появились условия обрушения существующего установившегося рынка продажи хлеба и разорения производителей зерна в центральной части страны. Для предотвращения надвигающегося коллапса правительство спешно выделило 40 млн рублей для строительства железной дороги Пермь – Котлас для отвода сибирского хлебного потока на Архангельск и оттуда за границу. В то же время, как только стала действовать железная дорога Пермь – Котлас, чердынские купцы начали переправлять  некоторые печорские грузы по ней до Архангельска с последующей отправкой их в Казань и Нижний Новгород . Наиболее ценным печорским грузом была семга. Так по имеющимся сведениям в 1900 г. было отправлено 448 пудов, а в 1906 году – 1719 пудов.
                В тоже время конкуренты сибиряки настойчиво искали пути своему хлебу в печорский край через Уральский хребет. Сообщение с Сибирью с древних времен велось через три перевала. Елецкий путь в Югру и два горных прохода Щекурьинский и Илычьский, расположенные южнее и известные с глубокой древности. Через Щекурьинский проход в 1880 году был проложен тракт сибирским миллионером Сибиряковым А.М. В 1886 году Сибиряков доставил на Печору по зимнему пути 30 тысяч пудов хлеба из Сибири, хлеб этот стоил по 7 р. 20 к. за куль за наличные деньги. Это побудило чердынских купцов снизить стоимость своего хлеба до 7 р.70 к. в кредит. Кроме хлеба Сибиряков А.М. на Печору в этом году доставил около 7тыс.кож,2,5 тыс. пудов каменной соли, 1 тыс. пудов сала с последующей отправкой на пароходе «Норденшельд» в Скандинавию. Оттуда привез до 10 тыс. пудов соли, по тысяче пудов деревянного (оливкового) масла, которое в те времена использовалась только для лампад, рису, керосину, тысячу «красок тертых», 120 пудов табака прессованного. Соль была продана на Печоре, а остальное увезли по зимней дороге в Сибирь, а также увезли печорские товары: 300 пудов точильного камня, 300 пудов шерсти оленьей, 60 пудов семги. И уже летом 1886 года в Ляпине из Сибири была приготовлена большая партия товаров для оправки на Печору зимним путем. Таким образом, торговля сибирскими товарами на Печоре начала успешно развиваться и вытеснять чердынцев в основном за счет менее затратной доставки товаров к потребителям.
                Архангельский губернатор Голицын Н.Д., побывавший в 1888 году в Чердыни и на Печоре считал торговлю с Чердынью перспективной, которая ведется уже более 200 лет, но для поддержания её требуется совершенствовать торговый путь. Время шло, а северный завоз продолжал осуществляться по старинке. Построенный чердынским земством тракт в ХХ веке уже считался недостаточным.  Для решения проблемы удешевления перевозок одной перевозкой чердынских товаров было недостаточно, нужно было создать такой путь, по которому можно было бы перевозить грузы с нефтяных промыслов Ухты и горных рудных запасов Тимана. Параллельно велись работы над проектом водного пути от Камы до Ухты, и чердынцы упорно пробивали проект железной дороги. Водный путь для транспортировки нефти и руды казался более производительным, но для добычи нефти было пока далеко, и он мог себя оправдать только при перевозке реально добытой нефти, добыча которой началась только в конце 30-х годов.
                Проектов и замыслов строительства железной дороги с Верхнекамья на север было много и усилий энтузиастов, желавших воплотить эту идею в реальность было приложено немало, но всякий раз этому мешали другие более казалось бы актуальные дела и заботы российского государства. Нужно было достроить дорогу на Амур, а также в связи надвигающейся Первой Мировой войной крайне необходимо было построить железную дорогу на Мурманск для перевозки военных грузов от стран союзников.
                И еще следует обратить внимание на один фактор, если бы дорога была построена до гражданской войны, то английские грузы с военной техникой и войсками из Архангельска беспрепятственно стали бы поступать к Колчаку, ставленнику англичан (почему-то сейчас названному героем и освободителем) в Сибирь. Тогда вполне возможно история России пошла бы совсем по другому направлению.
                В 10-х годах ХХ столетия установилось пароходное сообщение между Архангельском и Печорой, и архангельские купцы стали прибирать к своим рукам торговлю с районами Печоры, торговля с Чердынью пошла на убыль и прекратилась после 1917 года.
                За прошедшее после 1917 года время на Печоре произошло много событий. Был построен город Нарьян-Мар. Стал развиваться речной флот с управлением из города Печоры, был открыт Печорский угольный бассейн и построены города Воркута и Ухта – центр добычи нефти. Из Котласа была протянута железная дорога, по которой уголь и нефть стали поступать в районы Северо-Запада в частности в Череповец. А до этого основная доля добытого угля из Воркуты по реке Усе поступала в Нарьян-Мар в поселок Угольный для отправки на суда Северного морского пути. С постройкой железной дороги необходимость такой доставки угля в устье Печоры отпала и сразу же изменился объем грузоперевозок по Печоре. Со временем роль Печоры как транспортной артерии резко изменилась, перестали ходить крупные несовременные по нынешним временам тихоходные пассажирские и буксирные пароходы, основная масса населения стала пользоваться услугами авиации, а перевозки пассажиров между населенными пунктами на Печоре стали проводится малогабаритными скоростными судами. Доставка грузов по Печоре стала осуществляться крупногабаритными баржами, которые загружаются в местах подхода к берегам Печоры вполне современных автомобильных дорог, но это не значит, что проблемы перевозок решены и удовлетворяют экономическим потребностям громадной территории северного края. До сих пор так и нет автомобильного сообщения между Нарьян-Маром с другими регионами страны.
                Вернемся к Чердыни. Следует отметить, что Чердынь, возникшая в XV веке и ставшая столицей Великой Перми, охватывала огромную территорию Верхнекамья, на которой с древних времен проживали чудское племя пермь  с последующим заселением славянскими племенами из районов Поморья, Великого Новгорода. Окончательное присоединение Перми Великой к Московскому государству завершилось в 1472 году в результате военного похода князя Федора Пестрого и воеводы Гаврилы Нелидова. Поход начался зимой 1471 года из Великого Устюга и завершился взятием пермяцких городков Урос, Покчи, Чердыни и Искор. 26 июня 1472 года великий князь Иван III получил весть о взятии Пермской Земли. Побежденного князя Михаила вместе с трофеями отправили в Москву. Михаилу сохранили княжеский титул, и он продолжил оставаться наместником Москвы в Перми Великой. Первым русским князем наместником в Перми Великой был Василий Андреевич Ковр назначенный в 1505 году Василием III. Резиденцией наместников был городок Покча, но в 1535 году он был сожжен сибирскими татарами. С этого времени Чердынь получает статус города и становится центром Пермских северных земель. Вокруг городка возводится деревянный кремль-крепость с шестью башнями, глубоким рвом и высоким валом. В городке находился гарнизон стрельцов и соответствующее вооружение. Время было беспокойное Чердынская крепость за время своего существования выдержала 11 осад со стороны татар и вагул, отстаивая границы и земли Русского государства.
                Своим существованием Чердынь после похода и завоевания Ермаком Сибири явилась плацдармом заселения земель Сибири и Урала, а в последующие годы в силу объективных исторических обстоятельств, связанных с освоеньем Сибири и Урала оказалась как бы в стороне от этих великих событий и потеряла статус управления территорией, лишившись воеводства. Перед чердынцами стал вопрос найти достойный род занятий, и они нашли   его. Чердынь стала основным поставщиком в обеспечении жителей Печоры крайне необходимыми товарами, и в результате их усилий  северяне, оторвано проживавшие в условиях крайнего севера, стали получать продукты и товары, которые они не могли производить в условиях их проживания. Выражение «Торговля – двигатель прогресса» совершенно соответствовало в данной ситуации, но события, сложившиеся в после 1917 года нанесли разрушительный удар по этому, казалось бы, естественному взаимовыгодному экономическому ходу событий. Торговля была прервана и усилия чердынцев по дальнейшему её развитию потерпели крах. Сейчас трудно говорить о том, как налаживалась жизнь жителей Печорского края без поставок необходимых для них товаров. Сама Чердынь со всей округой деревень и сел, занятая перевозкой и снабжением товарами жителей Печоры оказалась как бы не у дел. Чердынь второй раз за свою многовековую историю понесла крах в своем экономическом существовании. Если в первом случае она оказалась в невыгодном географическом положении в связи с открытием нового пути в Сибирь и на Урал через Соликамск. И если в этом случае они нашли способ выхода из этой сложной ситуации организовав взаимовыгодную торговлю с жителями Печоры, включив в это дело все свои людские ресурсы, то во втором случае история с чердынцами поступила совершенно не справедливо. Объективных причин для разрыва торговых отношений не было. Смена государственного устройства, при котором частное предпринимательство считалось не соответствующим идее нового порядка и считалось неприемлемым и при этом вопросы снабжения населения и торговли должны были находится в руках государства. Помощи со стороны государства по развитию торговых путей на Печору не было получено. После 1917 года многолетняя торговля  между Чердынью и Печорой прекратилась. Последствия этого печального события отрицательно повлияли на судьбу и дальнейшее развитие Чердыни. Все годы советской власти Чердынь, поселки и другие населенные пункты района не получили достойного экономического развития.
                В 1919-20 г.г. в северном Прикамье прошла Гражданская война наиболее ожесточенные бои прошли в районах Перми, Кунгура там, где проходила железная дорога, но и в районе Чердыни находились белые войска. 5 июля 1919 года части особой бригады захватили Чердынь. 6 ноября этого же года на севере Прикамья  возникает еще один фронт гражданской войны Кай-Чердынский, от Троицко-Печорска и Якши начинается наступление белой армии Миллера. Наиболее упорные бои происходили в районе Искора. Только со стороны белых было убито около 300 солдат и офицеров. К марту 1920 года Прикамье было полностью очищено от белых частей, гражданская война в этом районе закончилась.
                Сейчас Чердынь - это небольшой городок, в котором проживает 4,7 тысяч человек. Жители, этого городка с многолетней историей, в прошлые и нынешние времена сделали все, чтобы он выглядел достойно и прекрасно. В городе нет современных зданий. Все здания старинной постройки и располагаются на холмистом берегу реки Колвы, планировка улиц прямолинейная. Самое удивительное в городе это наличие сохранившихся 7-и великолепных каменных храмов, которые были закрыты в при советской власти и с 90-х годов реставрируются и возвращаются верующим. В городе много прекрасных двухэтажных купеческих домов, которые используются под детские и муниципальные учреждения. Город ухожен и чувствуется жители любят и гордятся своим городом и сумели сохранить его великолепие. В 1970 году он получил статус исторического города. Чердынь - это маленький город с великой историй.
                Чердынцы в годы Великой Отечественной войны геройски сражались на фронте из их рядов 16 человек стали Героями Советского Союза. Не каждый район страны может похвастаться таким количеством Героев.
                Прошло много времени с тех пор, когда чердынцы были лишены своего главного занятия, обеспечения жителей Печоры необходимыми для них товарами, за что северяне их любили и называли их «наши кормильцы». Конечно за эти годы предприимчивые чердынцы не остались без дела. Многие уехали на строительство промышленных объектов Красновишерска, который находится рядом на Вишере и там заселились, в другие города и поселки промышленной Пермской области.
                При советской власти в городе не строились новые объекты жилого и промышленного комплекса, городу была уготована судьба исторического места, подлежащего сохранению и сбережению, и любое строительство в нем привело бы к разрушению всего созданного за не одну сотню лет его существования. Все созданное в нем начиная от простых крестьянских домов и изб, от купеческих домов, храмов должно находится под опекой государства и содержаться в надлежащем виде и порядке. И это совершенно правильно, заповедные места должны сохранятся. Должна сохраняться и природа окружающая такие исторические места. Чистые леса, реки и озера украшают эти места. Дары леса грибы и ягоды, которые собирают жители, здесь проживающие приносят им радость и здоровье. И конечно здесь должен развиваться туризм с показом не только Чердыни и ее достопримечательностей, но и с поездками по Колве с посещением близлежащих тоже старинных деревень и сел этого края Покчи. Вильгорта, Искора, Ныроба. В этих населенных пунктах можно увидеть много интересного и познавательного для всех кто интересуется историей нашей Родины. Туристам экстремалам можно пройти по маршруту уже заброшенного многолетнего торгового пути от Чердыни до Якши.
                В последние годы советской власти зона между Чердынью и Печорой попала в совершенно безумный проект переброски Печоры в Камско-Волжский бассейн и уже начались работы по его осуществлению. Минводхоз СССР сумел доказать Правительству и Госплану СССР необходимость переброски северных рек в бассейн Волги в объеме 5,8 куб. км на первом этапе, планировались также работы по переброске сибирских рек на юг.
                Минводхоз СССР превратился в богатейшую коррупционную структуру, сумевшую выкачивать из Государственного бюджета громадные денежные суммы, создав в своем ведомстве десятки научных, проектных организаций, которые доказывали необходимость проводить работы по переброске северных рек под предлогом спасения Каспийского моря от высыхания и других работ по мелиорации.  Создалась ситуация, когда «хвост стал крутить собакой». Но все же нашлись разумные люди, которые сумели доказать вредность и практическую ничтожность этих мероприятий. Большая заслуга в этой битве принадлежит писателю и ученому Сергею Павловичу Залыгину, который сумел добиться победы в своей борьбе с экологической безответственностью и невежеством. Залыгин С.П. сумел привлечь к этой борьбе ученых, писателей и общественность и добился прекращения этих работ.
                Прошло практически 100 лет с тех пор как прервалась торговоэкономическая связь между Печорой и Чердынью и не свершились планы чердынских купцов – предпринимателей по совершенствованию путей, которые содействовали бы развитию торговых отношений с печорцами. Практически навсегда были прерваны связи и взаимоотношения между родственными по духу и крови народами. Для северян – печорцев был практически закрыт прямой выход на Каму и Урал, осуществление которого изменило бы социальные и экономические условия проживания жителей Печоры и позволило бы прервать оторванность от прямых транспортных сообщений с регионами России, которая до сих пор не решена.
                И все-таки перспективы развития транспортных сообщений на севере не остаются в забытьи. Возобновились работы по осуществлению сталинского проекта строительства северной железной дороги и конечно выход этой дороги на Урал с развитой промышленной инфраструктурой должен неизбежно осуществится. И тогда это будет гигантским прорывом в экономическом развитии районов Севера и Урала.








               


Рецензии