Рыжик - Ангел Хранитель...

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Рыжик, маленький Рыжик, который родился, чтобы вернуть к жизни своего такого же рыжего деда... Не придуманная история. Город Ама-Ата 1994 год  сентябрь месяц.


    Раннее осенне утро, девяностых годов двадцатого века...   Первые лучи того раннего утра только выглянули на небосводе, выглянули, и спрятались за огромной черной тучей, которая грозилась разразиться громом и молнией, тем более что, вдалеке уже немного громыхало. Вроде бы и не весна, и уж очень редки такие грозы, а тем более не приятно, что так рано начало хмуриться небо, и день обещал быть противным, пасмурным...
  Девяностые годы, когда все поменялось и жизнь людская и отношение к жизни буквально всех людей. Трудно жилось простым честным людям, не научившимся быть рвачами, хапугами и тогда позорным званием торгашами. Это сейчас эта профессия вполне рентабельна и довольно так и привычна. А тогда в постсоветское понятие торгаш, значит спекулянт, каких тогда развелось пруд не пруди...(Довольно смешное понятие пуд не пруди). Трудно еще и от того, что не стало стабильности ни в чем, люди выживали как могли. Тем у кого было свое хозяйство или приусадебные участки жили более так сказать обеспеченно.
1994 год - Год, когда все прилавки были пусты, еще не появилось изобилие дорогих и не доступных по кусающейся цене, рядовому жителю страны, продуктов. Просто не было почти ни чего и все тут, а детей кормить надо было и открывались такие социальные точки где можно было рано утром(пять утра, а то и раньше)занять очередь, чтобы купить в магазине продукты первой необходимости, такие как молоко и хлеб, ну и крупы, которые были первоочерёдными продуктами  на столе людей, а еще и рожки-макаронные изделия.
     Пять утра, а возле хлебного магазина собралось уже немало народу. Мужики приходили пораньше, чтобы занять очередь для своих женщин, которые сменяли их, а сами шли на работу, если такова была вообще... Народ тогда был еще дружный и не совсем еще обозленный, и занимая очередь на себя, мог занять и на соседа, при этом, ставил бидон для молока впереди себя, что означало, что придет и хозяин той посуды. Люди мирились с этим, потому как каждый мог выручить соседа или соседку и знал, что и сам может положиться на своего соседа.
  А еще надо сказать, что молоко выдавали только три литра в руки и еще пластиковый пакет кефира. И если семья небольшая, то это вполне устраивало, а если нет??? Тогда предприимчивые люди приглашали своих соседей чтобы те пришли и смогли выручить многодетную семью. Люди часто  ходили за молоком, и в основном ходили одни и те же, и конечно уже знали сколько у кого человек в семье... И конечно же  понимали,  что трех литров мало, тем более, что каждый день ходить не будешь в виду того, что молоко продавали два раза в неделю, вот и старались взять побольше, так сказать в прок, а пакет кефира тоже был к стати, как закваска на домашний кефир.
   И так народу собралось довольно таки много. Люди терпеливо ждали, кутаясь в теплые кофты или куртки, какие пришлось одеть по погоде. В очереди стоял пожилой мужчина, большого роста, с широкими плечами, в теплой домашней вязки кофте. Вот как раз к примеру, этот человек и был  с тремя бидонами. Свой держал в руках, а два бидона выставил впереди себя. Вскоре после его прихода пришел хозяин одного бидона, тоже пожилой мужчина. Они, эти деды, часто ходили в этот магазин, не смотря на то, что они были жители соседнего района. И  люди их уже знали, так как постоянные покупатели уже перезнакомились в таких очередях. Да и много лет прожили в соседних районах, где в магазинах можно было приобрести доступные продукты. Имеется в виду в соседних районах города, на какие разбита вся территория города. Хлебный магазин был в районе "Пятилетка Турксиба", а мужчины были из района "Кирпичный", что был расположен не очень, но все же далеко...
   Мужчины встретившись, поздоровались рукопожатием и завели такой разговор:
- Здорово Иваныч!
- Привет Вася, я уж думал ты не придешь.
- Да, как я могу не придти, внуки ждут, сказал улыбаясь пришедший. Ты тут давно? Смотрю очередь то уже набежала.
- Да, я уже с полчаса не меньше  как пришел. А ты чего задержался?
- Я зятю помогал машину завести, со вчерашнего вечера возимся но, ни как. Моя старушка всю плешь проела, Иваныч бидон унес иди старый, останемся без молока, на базар поедешь у торгашей покупать, в три дорога... Да я еще по пути задержался, башмак завязывал, вон гляди подошва отклеилась, новые башмаки "Мать иху за ногу".
   Действительно у него туфель был завязан носовым платочком.
- Так Китай, эти могут халтуру пихнуть, научили уж нас, а как не купить дешевле отечественного, да и где оно отечественное?  Что куда подевалось??? И точно "Мать иху за ногу".  Ты Вася приди ко мне, у меня есть ткань которая клеит с Ацетоном лучше всякого клея. Помнишь зять привез с Медеплавильного завода белую ткань.
- А как же Иваныч помню, а у меня еще есть маленько, ты же давал мне. Вот приду и заклею. А ты Иваныч еще бидон взял, зять что ли придет?
- А нет Вася, вот увидишь кто придет. Ты своим глазам не поверишь. Да вот он, гляди Вася, кто к нам идет. Иваныч улыбнулся доброй и теплой улыбкой, Рыжик наш идет.
- Да ладно Иваныч, это не привидение? Рыжик? Так он черт кудрявый жив? А мы то его уже схоронили... Вот так да...
   К мужчинам подошел их Рыжик. Мужчина не понятно какого возраста, вроде и старик, по осанке, а на лицо не более шестидесяти лет. Он шел медленно, чуть волоча одну ногу, одна рука была прижата к животу и видно было, что трудно было идти человеку, но надо.
Иваныч сказал,  Василию, что вышли они из дому вместе, а вот, Коля только пришел.
- Так ты Вася, мимо него прошел, ты чего не узнал его?
- Да, я видел, мужик сидел на складном стульчике, но он спиной сидел к дороге, я еще подумал любуется красотой речки в логу.  А ведь я подумал, что  тот мужик так на нашего Рыжика похож, ну надо же, как бывает Иваныч.
К мужчинам подошел Рыжик, о котором шел разговор и поздоровался, можно сказать сразу со всей очередью.
- Доброго утра люди добрые, и конечно люди добрые  стали отвечать.
- Спасибо, спасибо, спасибо, и тебе того же мил человек.
   С друзьями он поздоровался за руки и поблагодарил того, которого звали Иваныч, что занял для него очередь. Затем он разложил раскладной стульчик и присел с осторожностью и надо сказать с трудом, согнув усталую больную ногу. В толпе послышались возгласы, которые не то жалели, а не то и ругали человека.
- Вот бедолага, это с Кирпичного пришел, и дошел ведь. Сосед то уже почти час стоит.
- Да, что за родные то у него, не пожалели, старика инвалида послали в такую даль.
- А может он сам, специально пошел, ему надо  ходить, видать Инсульт проклятый.Чтобы жить надо ходить...
- Да вы что, не слышали, что мужики то, его друзья схоронили  его, знать выкарабкался вот и ходит чтобы восстановиться, иначе то ни как, надо ходить, надо.
   Рыжий мужик сидел и слушал разговоры о себе и видно было, как ему  неудобно, как он чувствовал себя так сказать "Не в своей тарелке". Но что тут поделаешь, жизнь, она такова. Посидев, отдохнув от дороги, он встал и стал разговаривать с друзьями.
- Вася, а ты чего это, прошел и не узнал меня? Я правда и сам заметил тебя когда ты уже прошел.
- Да Коля, я вот Иванычу говорю, что не узнал, вернее не поверил, что это ты. Не поверил своим глазам, мы тебя схоронили. Мы с Иванычем даже за упокой пили, ты уж нас прости. Правда, пили, хоть нам ни кто не сказал из твоих, что ты умер, но негласно так все решили, или кто может и впрямь  сказал по незнанию, но факт, что все так думали.
- Да, друзья, ни чего удивительного тут нет, я тогда пропал неожиданно и так сказать бесследно. Инсульт шандарахнул меня прямо на работе,я же сторожил, и прямо с работы и в больницу увезли. Больше месяца провалялся на больничных койках, два раза приступ был, два инфаркта, и ни чего не могли врачи сделать с этим. И меня из больницы отправили домой, умирать, а я, вот такая рыжая зараза уцепился за жизнь. А дома пошло на улучшение,  не зря говорят, что дома и стены лечат. Да и уход был хороший. Дочка с зятем то врачи, выходили потихоньку.  А дом сдавали квартирантам и там из наших ни кто и не появлялся, вам и спросить то не у кого было, а квартиранты ни чего и не знали. Я почти год у дочки жил в городе в центре, в квартире. Потому все и решили, что я помер. Иваныч вон чуть не упал, когда меня увидел здесь дома. Дети сами теперь тоже здесь живут, а свою квартиру сдают, нам с внуком здесь лучше чем в квартире. Вы знаете про моего внука то, что у меня есть внук, Рыжик-Ангел хранитель. Когда дед рассказывал о внуке, то было видно, как он его любит и гордится. что он дед...
- Внук мой младший, Коляшка. Дочка родила и потому не работала, и могла ухаживать за мной. А, однажды, когда я уже мог хоть что-то понимать, принесла его ко мне в комнату. Два месяца было ему, когда они принесли  его Рыжика, в котором я тут же себя самого признал. Как две капли воды я. Принесли положили мне его на грудь и вышли из комнаты.
Я вам скажу что, если бы мог, то орал бы от испуга, да голоса не было, я бы если бы  мог бы, то взял бы его руками, а руки не шевелились. И от испуга у меня два пальца на руке зашевелились и я еще и промычал как бык старый. Слезы лились ручьем от радости, от радости и за него моего Коляшку, и за себя. И так каждый день, приносили и оставляли, я то не мог им запретить. Я все еще пока мычал,му да му, а они смеются. Говорят:
- Папа, мы же врачи и знаем что делаем, да и мы же тут, мы возле двери караулим, ты не бойся, он  не упадет.
   Николай снова присел на свой стульчик, и достал своей здоровой рукой платочек и вытер набежавшие слезы. Толпа приумолкла, все с вожделением слушали, и с пониманием, и жалея, этого кода-то крепкого на вид человека. И все наверное ждали продолжения рассказа.
- Коля, ну вот так ведь правильно, точно, они же молодые умнее нас, да к тому врачи, твои дети, Так что, они вполне знают что делают.
- Да Иваныч, ты прав. Я ведь благодаря внуку и поднялся, мы с ним и ходить вместе учились он впервые, а я заново, и оба на ходунках... Улыбаясь продолжил Николай. Затем уже нас вместе во двор гулять  выводили, сначала меня, я на коляске сидел, а потом его... Постепенно я и сам стал ходить помаленьку и Коляшка рядом с дочкой. Сначала меня выведут, посадят на скамеечку, а потом его. И мы глядя друг на дружку так вот и поднимались на ноги.
   И я скажу Вам люди, что внуков любят еще сильнее чем своих детей. Что дети? Мы не заметили как они вырастали, ведь мы же работали, да все бегом, бегом. А тут,другой случай, мы уже сильно не заняты на работе или по хозяйству, и видим каждый их шаг, и первое слово их, принимаем через свое сердце. Радуемся всему, что они познают и с терпением рассказываем им обо всем.  А у меня  еще и Ангелом Хранителем оказался мой внук, мой Рыжик, копия деда, Коляшка.
   Купив молоко мужчины пошли потихоньку до дому,  так сказать. Иваныч нес два бидона с молоком и сумку с кефиром, свой бидон и Николая, а тот нес свой складной стульчик. Мужчины шли и неторопливо вели беседу, они давно не виделись, три друга. Я шла за ними  и из их разговора поняла, что это три товарища, которые и выросли и поженились, и детей вырастили  в одном районе Кирпичного завода...  И работали они там же на том заводе. Да, вот так судьба вновь свела друзей, так как с одним из них, они  было дело попрощались, и даже выпили за упокой его души. И конечно же, им было  что вспомнить...
    Придя домой, я рассказала своему супругу эту историю и мы, довольно часто вспоминали об этом человеке. Он можно сказать был примером для нас в трудные минуты жизни. И еще нам не один раз пришлось его  увидеть...  И как-то я супругу его показала.  А слова его так и остались у нас в сердцах.
   "Внуков люди любят еще сильнее своих детей". Довольно позже, примерно лет через семь или восемь, мы вновь встретили этого человека. Тогда в те годы, наша жизнь еще более изменилась после падения СССР. Появились рекламные газеты, которые бесплатно рассылали по адресам. И некоторые люди имели таким образом средство к существованию, распространяя эти газеты. Возможно они имели совсем маленькие деньги за  ту работу, но кому-то и эти деньги не были лишними. И мы однажды возвращаясь от куда-то домой,  увидели пожилого человека, который вез сумку-тележку на колесах, наполненную бесплатной рекламной корреспонденцией, которую он вставлял в прорехи в заборах частного сектора  нашего Турксибского района. Дед вез тележку, а рядом с ним шагал мальчишка, который доставал газетку, складывал ее вчетверо и подавал деду, а тот уже вставлял газетку в заборы. Это были два Рыжика, Дед и его Ангел - Хранитель. Николай и Коляшка. И я хочу сказать, что я счастлива, что узнала о таком вот, замечательном жизненном случае. И еще надо надо отметить, что слова того человека нам пришлось узнать и на своем случае с внуками. Когда у нас родился внук, который с первых месяцев своей жизни бурно реагировал на своего деда... Мой супруг став дедом, и полюбив своего маленького продолжателя своего рода, своей фамилии, согласился со словами того человека,  "Внуков любят  еще сильнее своих детей".

 


Рецензии