Языковая надбавка или как стать миллионером

Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 8. Как я учил в МГИМО (1977-1990)

8.4. Языковая надбавка или как стать миллионером

     В начале 1984 года, когда до начала политических бурлений оставалось совсем недолго, институт взбудоражила экономическая новость. В верхах было принято решение, что отныне и преподавателям МГИМО полагается надбавка за знание иностранного языка. Прежде такое распространялось только на сотрудников так называемых внешнеполитических и внешнеэкономических ведомств, то есть на МИД и  МВТ, включая всевозможные внешнеторговые объединения. МГИМО МИД СССР до тех пор под эту категорию не подпадал. Возможно, само собой разумелось, что лектор, читающий, например, курс по экономике иностранного государства, должен знать соответствующий язык. Как говорится, по определению.
     Для получения такого нежданного подарка было недостаточно диплома МГИМО. Полагалось сдать экзамен. Естественно, на курсах иностранных языков при МИДе. Мой венгерский язык по какой-то неведомой мне причине по сложности приравнивался к восточным языкам. Но надбавка за него платилась только по стандартной 10% ставке. За второй язык полагалось уже только 5%, и на английский я записываться не стал, полагая, что овчинка выделки не стоит. К тому же, помня институтский опыт, я мог легко предсказать, какое удовольствие получу от общения с «англичанками».
     В назначенный день и час я разыскал нужную аудиторию, пройдя по коридорам мидовских курсов, расположенных над Смоленским гастрономом (ныне «Седьмой континент», а ранее торгсин, описанный Булгаковым в «Мастере и Маргарите»). Здесь обнаружилось, что экзамен будет принимать Алла Имревна Перени, та самая, благодаря которой я за годы учебы в институте одолел значительную часть трудностей венгерского языка. Желающие могут узнать подробности в опусе под названием «Как я учился в МГИМО».
     Она встретила меня радушно, но, как мне показалось, несколько отстраненно. Что было для меня не очень понятно, так как мы не виделись довольно давно и могли  поделиться друг с другом множеством накопившихся новостей. Только несколько лет спустя я узнал, что к этому времени Алла Имревна была уже тяжело больна.
     В любом случае, экзамен есть экзамен. Для соблюдения всех формальностей следовало перевести один текст с венгерского, потом другой - на венгерский. И даже поговорили мы не только по-русски. Получив свою «пятерку», я был избавлен на следующие пять лет от необходимости заниматься подобными пустыми формальностями. Не сомневаюсь, что английский пришлось бы сдавать каждый год, поскольку больше трояка мне бы точно не поставили.
     Итак, мои 280 рублей – ставка старшего преподавателя со степенью кандидата наук - превратились в 308. Правда, и партийные взносы с двух с половиной процентов выросли до максимальной ставки в 3,0%. Минус профсоюзные взносы (1%) и 13% подоходного налога. Благо, двое детей уже давно избавили меня от налога за бездетность в размере 6%.
По официальной статистике средняя заработная плата в СССР к этому времени почти достигла 200 рублей в месяц.

Москва, май 2017


Рецензии