Мы идем по дороге мира и согласия

Цель социального проекта «Профилактика религиозного и национального экстремистского мировоззрения в молодежной среде», за который получила муниципальный грант, являясь на тот момент студенткой Российского государственного социального университета - это повышение уровня гражданского и политического самосознания у молодежи г. Майкопа, формирование социальной компетентности и гражданской идентичности. Многие считают, о чем можно говорить с молодежью, которая руководствуется принципами «нравится-не нравится» и отдаленными отголосками рассказов взрослых, кто по-настоящему прав, а кто нет. Действительно, многие не знают, что произошло на самом деле на почве экстремистского мировоззрения в нашей стране, какие последствия это имело для России и всех наших граждан, ведь ЭТО коснулась каждого.
Нам легко подменять понятия и искажать события спустя годы. Забывать своих героев, обычных людей, которые просто хотели жить и любить. Поставить стеллы, оформить памятные доски и из года в год проводить мероприятия для галочки. Разве в этом заключается наша Память и любовь к ним? Работа над ошибками, над искаженным видением ситуации, сложившейся в нашей стране. Постоянное обсуждение проблемы  – просвещение молодого поколения, не успевшего впитать то шаблонное мнение, бытующее в обществе, - только это верный путь в то мирное будущее, за которое наши герои лишились своего, – молодые парни и чьи-то отцы, не увидевшие, какими замечательными стали их сыновья!
Кто из молодого поколения Адыгеи скажет, что за мемориальный комплекс располагается около военной части при въезде в город Майкоп? Наверное, многие, но в общих чертах, «Кто-то там за что-то там погиб, вроде в Чечне». Кто и за что? А главное, почему мы, молодые жители республики, не знаем своих героев, пытаемся не вспоминать, за что и почему погиб сын, брат, отец? Для родных - попытка убежать от боли, которая должна была притупиться с годами, но остается такой же, безжалостно-горькой; а для остальных - «дела давно минувших дней». Незнание и необсуждение этого лишает нас Памяти, а главное, уверенности, что это не повториться!
Хочу привести небольшую выдержку из статьи Сергея Князькова «Мужество с майкопской пропиской»:
 «..19 января 1996 года на территории майкопской бригады состоялось открытие памятника 10 офицерам-ремонтникам 131-й бригады, погибшим в боях за восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Идея сооружения этого памятника принадлежала заместителю командующего СКВО по вооружению - начальнику управления вооружения генерал-лейтенанту В. Недорезову. Почему именно ремонтникам? Потому что первым в Майкоп привезли тело местного уроженца, зампотеха танкового батальона майора Владимира Николаевича Гоголева. В новогоднюю ночь 31 декабря 1994 года во время боя подразделений бригады с незаконными вооруженными формированиями за железнодорожный вокзал Грозного экипаж БРЭМ N 504 во главе с майором В. Гоголевым производил эвакуацию подбитой техники батальона. Однако и сама 504-я была подбита выстрелом из гранатомета, загорелась. Владимир Николаевич начал вести огонь из автомата, прикрывая эвакуацию техники и раненых, и в этот момент вторым выстрелом из гранатомёта сквозь броню машины он был тяжело ранен и впоследствии скончался от полученных ран в госпитале.
БРЭМ Гоголева подняли на пьедестал, выгравировали имена погибших. Офицеры технических служб бригады отказались от спонсорской помощи и возводили памятник на свои средства. А в мае 1996 года рядом была поднята на пьедестал БМП-2 как символ мотострелков и в память обо всех остальных погибших воинах бригады...»

«Еще одна судьба человека, которого не знали».., - подумает просто пришедший поглазеть на танки.  «Прикольно, дырка от снаряда на левом борту», - сказал довольно не глупый с виду школьник лет пятнадцати, приехавший с классом на обзорную экскурсию, когда я делала снимки к данной статье.
Это не просто дырка от снаряда – это жизнь человека, которая была оборвана этим снарядом, это судьба, которая могла стать счастливее, это родной дом, который недождался, это жена, которая не смирилась и любит, это дети, которые не увидят своего отца на их свадьбах, и также - это моя боль от сопричастия, от знания всего этого, от видения всей этой истории, от знакомства с этой замечательной семьей на протяжении 10 лет!
Должна рассказать вам именно о Гоголеве Владимире Николаевиче, о своем ощущении этого Человека.
В первый раз я услышала про межнациональные розни в 1994 году, впрочем, как и многие дети, тогда еще семилетнего возраста.. «Где-то там, в горах, взрывают. А что если боевики спустятся с гор? Это где-то рядом?» Конечно, глупости, но постоянные обсуждения родителей выпусков новостей в те годы заставили и нас с сестрой говорить на эти темы. Мы не знали, почему это происходит, в чем смысл конфликта, да и зачем, главное, чтобы мама с папой были рядом! Как ни странно, эта моя неосведомленность продолжалась до 2001 года, все вроде мирно-спокойно в стране, в школе об этом не говорят, паники нет, а самим распознавать про это было неинтересно.
В 2001 году я поступила в лицей, где познакомилась с необычным парнем, отличником, довольно симпатичным, что-то особенное отличало его от всех других. Теперь я понимаю, знание того, чего я не знала. Знание уважения и неотданной любви родителю. Знание потери из-за того, что чья-то идея национального возрождения захлестнула горячие умы.. Как-то этот удивительный парень сказал мне: «Я хочу тебя кое с кем познакомить, для меня это очень важно. Я этого еще никогда не делал, если ты со мной, то пошли!» Именно тогда я поняла, что какая-то ответственность будет возложена на меня, если я совершу этот «поход куда-то, познакомится с кем-то», но видя серьезные карие глаза, смотрящие в ожиданием ответа, я согласилась. И вот троллейбус, конечная остановка, пешком через рынок «Восход», длинная аллея, слева трасса «Майкоп-Гузерипль» и мемориальный комплекс. Я все еще ничего не понимая, следую за впереди идущим парнем-однокурсником, зная, что все уже не просто так. Парень дошел до мемориального постамента, на котором располагался танк с номером 504, и, указывая на него с волнением в голосе, сказал: «Знакомься, это мой отец». Я посмотрела на него, потом пробежалась глазами по табличке с именами и выхватила - майор Гоголев Владимир Николаевич. Я посмотрела на него, ничего больше не спрашивая, его глаза наполнились слезами, он немного смутился и начал говорить в полголоса: «Это танк, в котором погиб мой отец, его привезли сюда, я здесь не часто бываю», потом еще тише добавил «Папа знакомься, это Она». И именно тогда, впервые за долгое время с пережитыми подростковыми обидками и непониманиями, я почувствовала настоящую боль, его боль. Ком подступил к горлу и все вокруг стало неважным, слезы наполнили глаза, все, что я могла сказать через горечь сжимающую горло «Здравствуйте»… и взяла за руку этого замечательного парня. Ведь в тот самый момент я тоже стала обладать этим его неким «волшебным знанием», знанием любви, знанием уважения и преданности, которая до сих пор во мне к ним. Я часто бываю на этом месте, здесь я как бы заново переживаю это «знание». Когда суета, проблемы повседневности доводят до изнеможения, я там с двумя белыми розами, в знак того, что я помню, я верю, я знаю!
Я заметила одну вещь, еще тогда, когда оказалась там в первый раз: место, куда вошел боеснаряд был окрашен красной краской, так нельзя, подумала тогда я, зачем, от этого еще больнее.. Сегодня, на мой взгляд, эта грубая оплошность исправлена – не надо ставить метки красным, они и так в наших сердцах.
Позже я заинтересовалась, почему так произошло, и судьба как бы сама помогала мне в этом. В 2002 году началось оформление «Книга Памяти. Том 4. Майкоп, 2002», опять же по течению судьбы я оказалась на ее страницах. Нашу группы, из лицея, направили на местное кладбище, по случаю установления памятника детдомовцу, погибшему в при выполнении боевой задачи, по фамилии Безматерных. И кадр где, я с однокурсниками стою рядом с памятником попал в издание этой книги Памяти, в которую вошли биографии погибших во время боевых действий до 2002 года, в этой книге есть страница, посвященная нашему герою Гоголеву Владимиру Николаевичу. Когда, я, держа в руках, эту Книгу Памяти, спросила у Его сына: «Что было с тобой, маленьким, как ты это пережил?» Он ответил просто: «Это нельзя пережить, когда я узнал, я хотел бежать туда, бороться со злом, они забрали папу», - да, такое нельзя пережить, даже если тебе всего 7 лет. Уже намного позже в интернете я наткнулась на реконструкцию событий происходящего в тот страшный новогодний день 31 декабря 1994 года. Я не спрашивала подробностей у его родных, потому как у боли нет меры…слабее сильнее – всегда больно.
Мое судьбоносное соединение с этими событиями случайно продолжилось в 2012 году, когда обсуждалась тема данного проекта – это действительно важно, это поможет молодому поколению понять, сделать выводы и не допустить совершения таких ошибок в будущем.
Зачастую мы не знаем, чьи судьбы стоят за мемориалами – для большинства – это просто место, где можно посидеть на лавочке, так было и со мной, пока я не узнала эту боль. Чтобы не познать ее надо помнить, надо говорить, надо быть терпимее, уважать мнение других и не навязывать никому своего.
Всем нам свойственно совершать ошибки, ошибки недосказанности, ошибки недопонимания друг друга, будь то отношения между людьми разной национальности или личные отношения. Все мы бываем не правы. Кто-то признает свои ошибки, кто-то носит их годами, уверяя себя в правоте. А кто-то просит прощения, не откладывая на потом. Признание своих проступков делает нас терпимее и отзывчивее. Надо говорить, ведь только в диалоге рождается истина.
Простите меня, если я задела чьи-то чувства. Простите за то, что, возможно, о многом не написала. Простите за ту ошибку, которой позволила свершиться.
И, наконец, простите за то, что я, всё еще, люблю Вас!
 


Рецензии
На "национальное экстремистское мировоззрение".

Хорошо бы получить развёрнутое разъяснение этого понятия, которое мне кажется очень концентрированным, т.е. очень многое включающим.

Я спрашиваю потому, что дважды оказалась "вроде" оскорблённой. Случайно я написала две негативные рецензии из-за разного видения из России и Америки одной острой проблемы (история со сбитым российским самолётом в Сирии). В ответ я получила оскорбления, которые иначе, как антисемитскими, назвать невозможно.
Как только меня не обзывали!
Я - русская, была шокирована тем, что это исходило от людей, которых (по их страницам на "proza.ru") невозможно было заподозрить даже в малейшем неприличии.

Я не представляю, как такое воспринимается евреями. Но не в этом дело, а в том, как это расценивать, надо ли вообще реагировать, а если да, то как, и, вообще, относится ли это к "национальному экстремистскому мировоззрению"?
С уажением, Дава.

Дава Аутрайт   18.12.2018 05:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.