Вопросы подготовки следственных кадров СК РФ

Лекция Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. для слушателей Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации на тему «Вопросы подготовки следственных кадров и повышения эффективности организации работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации»


Добрый день,

уважаемые коллеги!

Сегодня в этом зале собрались студенты нашей академии, будущие следователи – наиболее достойные и необходимые для нашего государства специалисты. И хочу подчеркнуть, что именно от вас в будущем зависит безукоризненное выполнение закона, а следовательно, порядок в государстве, безопасность и жизнь наших граждан.

Следственный комитет Российской Федерации – ведомство достаточно молодое. В сентябре с.г., как вы знаете, исполняется 10 лет, с тех пор как в 2007 году стартовала реформа следственных органов, в результате которой функции прокурорского надзора и следствия были разделены. Сначала был образован Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, а в последующем (Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ) – Следственный комитет Российской Федерации.

Образование Следственного комитета явилось логическим продолжением проводимой в Российской Федерации судебной реформы, концепция которой была утверждена нашим парламентом еще в 1991 году. В ходе ее реализации сначала суды были высвобождены из-под надзора прокуроров, а впоследствии из их же подчинения выведен ведомственный следственный аппарат. И в настоящее время к компетенции Следственного комитета Российской Федерации отнесено расследование преступлений, ранее подследственных следователям прокуратуры.

Такая глобальная реорганизация следственных органов в нашей стране проведена впервые. Если обратиться к истории, то сама по себе идея создания независимого следствия возникла ещё со времён императора Петра Великого, когда в ходе реформы в 1713 году им были учреждены первые специальные следственные органы – майорские следственные канцелярии.

Непосредственная подчиненность главе государства и их самостоятельность позволили обеспечить объективность следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования высших должностных лиц. Современники отмечали, что даже Сенат (Правительствующий сенат учрежден Петром I 22 февраля 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства) не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии.

Тем самым при Петре I в России впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. Следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

И, по сути, создание Следственного комитета Российской Федерации – это возвращение к истокам, достаточно точно обозначенным еще Петром I.

На сайте Следственного комитета Российской Федерации размещен исторический очерк о зарождении и развитии российского следствия. Это воспитывает в наших следователях чувство гордости за избранную профессию.

Уважаемые коллеги!

Следует подчеркнуть, что с момента создания ведомства наша деятельность сосредоточена на решении задач по борьбе с особо опасными преступлениями – должностными злоупотреблениями и коррупцией, преступлениями экстремистской направленности, терроризмом, преступными деяниями, нарушающими права несовершеннолетних.

За прошедшее время сформирована мобильная и дееспособная система следственных органов, включая специализированные подразделения по приоритетным направлениям деятельности, оснащенные хорошей организационно-методической базой.

Успешной борьбе с преступностью способствует и система созданных в Следственном комитете экспертных подразделений.

Помимо управления организации экспертно-криминалистической деятельности Главного управления криминалистики в настоящее время действуют 7 окружных экспертно-криминалистических отделов и 4 экспертных отдела в структурах главных следственных управлений и следственных управлений по субъектам Российской Федерации. И это в полной мере оправданно, так как именно благодаря помощи следователей-криминалистов удалось за все эти годы существенно повысить эффективность и качество следствия.

Об этом, к примеру, говорит тот факт, что число уголовных дел, которые возвращены на доработку судами, в сравнении с 2006 годом (то есть до реформы) уменьшилось в три с половиной раза (с 5 047 дел до 1 427 дел), и их доля составляет не более 1,4%.

То же самое можно сказать и о положительной динамике раскрытия преступлений.

Так, если в 2006 году следователями прокуратуры было приостановлено более 25 тысяч уголовных дел за неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого (25 141), то в 2016 году следователями Следственного комитета - втрое меньше (8 119 дел).

В 2016 году целенаправленно велась работа по раскрытию преступлений прошлых лет.

Благодаря новейшим методикам следствия и налаженному взаимодействию с оперативными службами МВД и ФСБ России раскрыто 6 576 преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы. В их числе 501 убийство, 239 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевших, а также 311 изнасилований и насильственных действий сексуального характера.

В ходе досудебного производства следственными органами дополнительно выявлено и раскрыто 6 923 преступления прошлых лет или на 43% больше, чем в 2015 году, из них 3 454 тяжких и особо тяжких.

Во многих регионах страны изобличены лица, совершившие убийства более 10 лет назад.

Между тем для дальнейшего развития собственной экспертной базы требуется внести соответствующие дополнения в Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», включив Следственный комитет в перечень субъектов судебно-экспертной деятельности. Это, безусловно, окажет положительное влияние на сокращение сроков расследования. Проект закона в Следственном комитете подготовлен и согласован с заинтересованными ведомствами.

Уважаемые коллеги!

Вы получите высшее юридическое образование по образовательной программе «Правовое обеспечение национальной безопасности». Выбор такой программы не случаен.

В механизме обеспечения национальной безопасности следствие играет немаловажную роль. Именно от профессионализма следователя во многом зависит то, насколько успешно наше государство противостоит таким угрозам, как терроризм, экстремизм и коррупция.

Достаточно сказать, что в 2016 году следователями Следственного комитета возбуждено 882 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности и 283 дела о преступлениях террористического характера. В суд направлено 522 уголовных дела об экстремизме и 98 – о терроризме.

По большинству из оконченных дел уже вынесены обвинительные приговоры.

Так, совместно с ФСБ России следователями Главного следственного управления изобличены (и в настоящее время осуждены к длительным срокам лишения свободы) члены банды Галиева, которые, проповедуя идеи ваххабизма, совершили серию подрывов объектов топливно-энергетического комплекса в ряде субъектов Приволжского федерального округа. В ходе следствия перекрыты каналы финансирования банды, изъято значительное количество экстремистской литературы.

В Уральском федеральном округе пресечена деятельность Юсупова, который, совершая разбойные нападения на граждан, одновременно осуществлял подготовку к выезду в Сирийскую Арабскую Республику для участия в деятельности международных террористических организаций.

К длительным срокам лишения свободы осуждено несколько участников преступного сообщества, совершивших в 2004 – 2014 годах ряд убийств на территории Республики Северная Осетия – Алания и в других субъектах Российской Федерации. И таких примеров множество. Они свидетельствуют о высоком профессионализме наших следователей и высоком уровне взаимодействия с оперативными подразделениями МВД и ФСБ России.

Следует отметить, что основная масса членов радикальных структур, скинхедов, националистов, а также бандформирований на Северном Кавказе составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. В связи с этим в целях противодействия различного рода попыткам дестабилизировать обстановку в стране необходима продуманная и последовательная концепция информационной политики, в том числе в сети Интернет.

Представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию. При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, то у них есть возможность обжаловать соответствующие действия уполномоченных государственных органов в суд.

Считаю, что такой способ даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в сети Интернет.

Уважаемые коллеги!

Особо подчеркну, что с момента создания Следственного комитета главный акцент в нашей работе был сделан на повышении информационной открытости ведомства и на решении задач с участием общественности.

В своей деятельности мы активно задействуем огромный потенциал членов Общественного и Научно-консультативного советов при Следственном комитете, а также Консультативного совета по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Координационного совета по оказанию помощи детям, пострадавшим при катастрофах и войнах.

Продолжают развиваться наши отношения с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, с которым в 2016 году заключено Соглашение о сотрудничестве.

Следственный комитет открыт для общества, использует все возможные каналы обратной связи. Системно ведется личный прием граждан руководителями следственных органов на местах и лично Председателем Следственного комитета.

Мы информируем население о результатах следственной работы, выявленных в ходе следствия обстоятельствах, которые способствовали совершению преступления, о проявлениях гражданского мужества и долга.

Именно благодаря помощи общественности в уголовном судопроизводстве значительно законодательно увеличен объем прав потерпевших, в первую очередь – детей; расширена сфера применения конфискации имущества; принят закон о противодействии рейдерским захватам собственности и многое другое. В этом мы видим залог действительно партнерских отношений с гражданским обществом.

Кроме того, мы принимаем целенаправленные меры к положительному восприятию деятельности Следственного комитета в обществе.

На сайте Следственного комитета в свободном доступе размещен документальный цикл передач о расследовании не вымышленных, а реальных преступлений. Главными действующими лицами передач являются следователи Следственного комитета, занятые раскрытием особо опасных преступлений с применением новейших достижений криминалистики («Дело о банде Цапков», «Дело Ани Шкапцовой», «Дело о недетской жестокости», «Дело о терактах», «Дело о недобросовестных врачах» и другие).

Всё это, несомненно, оказывает самое действенное влияние на профилактику преступности и формирование благоприятного климата доверия ко всем правоохранительным органам страны, так как изобличение опасных преступников и восстановление законных прав и интересов граждан – это общий итог усилий всех наших коллег, занятых раскрытием преступлений.

А специальный проект сайта Национальной Ассоциации организаций ветеранов следственных органов «Союз ветеранов следствия» предусматривает показ учебных фильмов о возможностях современной криминалистической техники, в том числе идентификации методом ДНК-анализа, а также документальных фильмов о работе военных следователей во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов и трудовых буднях следователей Следственного комитета, погибших при исполнении служебных обязанностей.

В текущем году мы будем активно продолжать целенаправленную работу по поддержке ветеранов следственных органов и использованию их богатого опыта в патриотическом воспитании наших кадетов и обучении молодых следователей.

Убежден, что только тогда мы добьемся максимально эффективного решения задач, стоящих перед нами. Как неоднократно отмечал знаменитый российский юрист Анатолий Федорович Кони, требования граждан к работе следователей, особенно к  их моральному и нравственному облику, очень высоки. И абсолютно очевидно, что этим запросам нам надо соответствовать в полной мере. Далеко не каждый может выдержать такое напряжение. Но мы сами выбрали эту стезю, сами определили для себя жизненный путь служения Отечеству.

Уважаемые коллеги!

Для улучшения работы в регионах Российской Федерации и распространения положительного опыта в 2016 году в Следственном комитете образованы Совет руководителей следственных органов, а также Совет молодых следователей.

А для укрепления служебной дисциплины, формирования идеологии и традиций Следственного комитета образованы суды офицерской чести.

Большой вклад в дело воспитания и подготовки наших молодых следователей, а также их подрастающей смены – кадетов – вносят созданные по нашей инициативе Совет Героев Следственного комитета, а также Национальная ассоциация ветеранов следственных органов «Союз ветеранов следствия», где трудятся сейчас более 2 тысяч человек.

Выступая на торжественных мероприятиях, на заседаниях коллегий и Научно-консультативных советах Следственного комитета Российской Федерации ветераны следствия дают практические рекомендации о том, как повысить эффективность следствия, успешно решать стоящие перед Следственным комитетом задачи по борьбе с преступностью.

Без преувеличения могу сказать, что ветераны «заряжают» нашу молодежь своей энергией, которой передают традиции сложной профессии следователя, утверждают своим трудом самые лучшие человеческие качества.

За прошедшее время существенной модернизации подверглась система профессиональной подготовки следственных кадров.

Сформирована сеть кадетских учреждений, образованы Московская и Санкт-Петербургская академии Следственного комитета, где основной упор сделан на профильную подготовку к следственной деятельности. Всё это явилось очередным шагом к обретению следственными органами Следственного комитета подлинной самостоятельности.

Уважаемые коллеги!

Мы хорошо понимаем, что уровень образованности наших сотрудников оказывает прямое влияние на результаты следственной работы. Престиж службы в Следственном комитете всецело связан с его авторитетом и доверием наших граждан к каждому конкретному сотруднику. Всем очевидно, что граждане с уважением относятся к следователю, если видят в нем настоящего профессионала. Мы думаем об этом уже на этапе отбора кандидатов на обучение, критерии которого, как вы хорошо знаете, высоки.

В Московской и Санкт-Петербургской академиях Следственного комитета регулярно проводятся Дни открытых дверей.

На этом направлении мы не только учитываем уровень образования и физической подготовки, но стараемся исключать возможность прохождения службы лицами с корыстной мотивацией, неустойчивой психикой, склонными к нарушениям служебной дисциплины.

В 2016 году мы подняли на качественно новый уровень профессиональную подготовку будущих следователей, организовав ее таким образом, чтобы студенты получили специфические знания, в том числе о новейшей криминалистической технике, умели расследовать преступления любой сложности. Большое внимание уделяется информационной политике Академии, которой издаются научно-популярные журналы – Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации, «Расследование преступлений: проблемы и пути их решения», «Мир криминалистики». Недавно вышел в свет первый номер журнала «Высшее образование в Следственном комитете Российской Федерации». Готовится к изданию общественно-популярный журнал «Тайны следствия».


С учетом потребности каждого сотрудника в совершенствовании и повышении уровня образования и культуры в Следственном комитете организовано проведение творческих встреч со знаменитыми российскими актерами, режиссерами, поэтами, композиторами, творческими коллективами.

Преподавание в Московской и Санкт-Петербургской академиях Следственного комитета обязывает всех нас не только выдерживать стандарты обучения международного уровня, но и заботиться о воспитательном процессе, поддерживать традиции честного служения государству, формировать высоконравственных и духовно развитых специалистов. С этой целью с президентом академии военных наук (генералом армии Махмутом Гареевым), с председателем правления Союза писателей (Валерием Ганичевым) и руководителями Мариинского и Малого театров нами заключены Соглашения о сотрудничестве.

Уважаемые коллеги!

Мы воспитываем правоведов в духе уважения к закону, к юридической профессии. Ведь юристы по сути своей – охранители прав граждан.

Особенно ярко это проявляется в работе наших сотрудников при рассмотрении обращений граждан.

Если наши сотрудники воспитаны (обучены) в духе уважения к закону, то каждое такое обращение (а их поступило в 2016 году в центральный аппарат Следственного комитета свыше 100 тысяч), где нарушаются права граждан, они воспринимает как свою личную боль и делают всё, что в их силах, чтобы восстановить нарушенное право.

Справочно: в 2016 году в центральный аппарат Следственного комитета поступило и в управлении по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению в первичном порядке рассмотрено 111 390 обращений, из них:

- в приемную Следственного комитета поступило и в первичном порядке рассмотрено 8 827 обращений (АППГ – 5 795), рост составил 52,3%. Из них 6 336 подано в ходе личного приема обращений (АППГ – 6 415);

- через подраздел «Интернет-приемная» раздела «Обращения граждан» официального сайта Следственного комитета в сети Интернет поступило и в первичном порядке рассмотрено 41 086 обращений (АППГ – 42 372);

- через ящик «Для обращений и заявлений» получено 4 724 обращения (АППГ – 3 768), увеличение на 25,4%;

- сотрудниками управления получено 20 773 (АППГ – 18 903) устных сообщений по «телефону доверия» Следственного комитета Российской Федерации и по телефонной линии «Ребенок в опасности», рост составил 9,9%. По ним подготовлено 2 858 (АППГ – 2 276) справок, рост – 25,6%, из них 177 (АППГ – 89) - по телефонной линии «Ребенок в опасности» (рост в 2 раза).

В целом же здесь надо заметить, что должностные лица, обладающие высокой правовой культурой, непосредственно общаясь с гражданами и принимая по их обращениям законные, обоснованные и справедливые решения, напрямую влияют на формирование правосознания граждан, тем самым выполняя задачу совершенствования в целом правовой культуры в обществе.

Ведь, когда граждане видят, что должностное лицо действуя строго в соответствии с правовыми нормами и в сроки, установленные законом, выносит аргументированные и мотивированные решения, по деловому вежлив и корректен в общении, то даже в том случае, когда заявитель не согласен с полученными результатами, он начинает действовать в правовом поле (например, обращается с соответствующей жалобой в суд или к вышестоящему должностному лицу).

Именно поэтому всем руководителям следственных органов на местах мной поставлена задача организации личного приема граждан повсеместно, а не только по месту их расположения. Считаю, что нельзя сидеть по кабинетам и ждать от граждан заявлений о нарушениях их прав.

Кроме того, во всех следственных управлениях в регионах организованы приемные Председателя Следственного комитета Российской Федерации, где население напрямую может обратиться к Председателю Следственного комитета по любому затрагивающему их права вопросу.

Чтобы наши начинающие юристы всё это понимали, при обучении мы уделяем много времени вашему правовому воспитанию, а сразу после обучения создаём эффективный механизм профессиональной адаптации молодых специалистов. В Следственном комитете Российской Федерации главную ответственность за это мы возложили на непосредственных руководителей молодых специалистов.

В работе следователя важно знать не только законы и нормативно-правовые акты и неукоснительно исполнять их, но и соблюдать требования этики и этикета, быть образцом нравственности, быть морально устойчивым человеком.

Одной из наиболее существенных черт в морально-волевом облике следователя является такое качество, как принципиальность – наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации, проведению в жизнь, невзирая на препятствия и угрозы личному благополучию. Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне  и собственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, различные споры между должным  и желаемым, общественным и личным.

Без указанных качеств выполнение поставленных перед следователем задач невозможно.

Поэтому при подборе, расстановке и обучении следователей и руководителей следственных органов мы учитываем не только знание ими специфики того или иного вопроса следственной деятельности, соответствующих технологий, а также их моральные и волевые качества.

Что касается наших кадетов, то тех из них, кто пожелает посвятить себя защите добра и справедливости, борьбе с преступностью, мы ждем после окончания юридических вузов в Следственном комитете Российской Федерации.

Уверен, что большинство из них, как и вы, придёт к нам на службу. Ведь следователь – это почётная и благородная профессия. Но, какое бы высшее образование не получили выпускники наших кадетских классов, они везде будут востребованы и найдут себе применение.

Это обусловлено тем, что обучение в системе кадетских образовательных учреждений позволяет сформировать в наших выпускниках такие важнейшие качества, как:

- навыки руководства коллективом;

- высокий уровень физической и психологической подготовки;

- высокие морально-нравственные качества и понятия чести и долга;

- знание основ этикета и правил хорошего тона;

- устойчивую государственную личную ориентацию и мотивацию к беспорочной государственной службе;

- высокий уровень гуманитарного среднего образования, знания основ государственной службы, общую готовность к реальной жизни и к продолжению службы в системе Следственного комитета, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

Уважаемые коллеги!

Как вы хорошо знаете, преступления, уголовные дела о которых находятся в производстве наших следователей, отличаются повышенной опасностью и сложностью. И с расследованием этих дел мы успешно справляемся.

Только благодаря высокой профессиональной подготовке следователей Следственного комитета в 2016 году раскрыта вызвавшая широкий общественный резонанс серия убийств, совершенная так называемой бандой «ГТА» (в ходе нападений участников банды на автомобилистов 17 человек были убиты и 2 ранены); раскрыты жестокие убийства малолетних детей в Калужской и Московской областях; убийство заместителя начальника штаба ГУ МВД России по Самарской области Андрея Гошта и членов его семьи; убийство Е. Вашуркиной и покушение на убийство её супруга – начальника ОМВД России по г. Отрадный Самарской области Д. Вашуркина и многие другие особо опасные преступления.

Следует подчеркнуть, что в 2016 году общими усилиями с нашими коллегами из правоохранительных органов мы добились неплохих результатов.

Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений возросла почти до 53% (52,8%; 2015 г. – 52,6%), убийств и покушений на убийство – до 91% (2015 г. – 89%), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – до 92% (2015 г. – 90,7%), а изнасилований и покушений на изнасилование – до 97% (2015 г. – 95,6%).

Как видно из приведенных показателей, поставленные перед нами ответственные задачи по раскрытию и расследованию сложных и опасных деяний успешно решаются. За счет улучшения взаимодействия с коллегами из правоохранительных органов существенно сократился удельный вес уголовных дел, приостановленных производством следователями Следственного комитета в связи с неустановлением виновных.

Так, если в 2006 году (то есть до проведения реформы следственных органов и органов внутренних дел) следователями прокуратуры было приостановлено более 25 тысяч уголовных дел за неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого (25 141), то в 2016 году следователями Следственного комитета Российской Федерации – втрое меньше (8 119 дел).

Активно велась совместная с МВД России работа по раскрытию преступлений прошлых лет.

В 2016 году в результате целенаправленной деятельности аналитических групп (с участием представителей оперативных служб МВД России и ФСБ России, ветеранов следствия) раскрыто свыше шести с половиной тысяч преступлений (6 576)  по уголовным делам, приостановленным в прошлые годы, половину из которых составили тяжкие и особо тяжкие преступления (3 256).

Среди них 501 убийство, 239 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, 311 изнасилований и насильственных действий сексуального характера, 2 205 иных тяжких и особо тяжких преступлений.

К примеру, в Архангельской и Московской областях, в Алтайском, Красноярском, Хабаровском краях и в ряде других регионов нами совместно изобличены лица, совершившие убийства более 10 лет назад.

Следует отметить, что при расследовании таких преступлений мы активно внедряем уникальные экспертные технологии, в числе которых ДНК-скрининг проверяемых лиц, проводим информационно-аналитические исследования электронных баз данных автотранспорта и операторов сотовой связи.

Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетных направлений нашей работы является противодействие коррупции.

Так, в прошедшем году следователями Следственного комитета проверено 35 тысяч сообщений о коррупционных преступлениях, по которым возбуждено 23 тысячи уголовных дел.

Окончено свыше 12 с половиной тысяч уголовных дел о коррупции. В их числе 57 уголовных дел в отношении организованных групп и 6 дел – в отношении преступных сообществ (преступных организаций).

Большая часть дел, направленных в суд, – о взяточничестве (почти шесть тысяч).

К уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности привлечено 592 лица, обладающие особым правовым статусом. В их числе 153 главы муниципальных образований органов местного самоуправления, 180 депутатов местных органов власти, 70 следователей и руководителей следственных органов (в 2016 году в качестве обвиняемых по направленным в суд уголовным делам привлечено 7 руководителей и 16 следователей Следственного комитета Российской Федерации), 68 адвокатов, 15 прокуроров, 17 депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации и 3 судьи.

По уголовным делам о коррупционных преступлениях государству возмещено почти 3 миллиарда рублей. На сумму почти 18 миллиардов рублей наложен арест на имущество обвиняемых, что составило 80% от суммы причиненного ими ущерба (в 2015 году этот показатель составлял 42%).

За коррупционные преступления в прошедшем году осуждены высокопоставленные должностные лица: бывшие заместители губернаторов Томской области (Трубицын) и Новгородской области (Нечаев); первый заместитель председателя правительства Омской области (Гамбург); бывшие мэры г. Ярославля (Урлашов) и г. Благовещенска (Мигуля); бывший глава г. Покрова Владимирской области (Сас).

Следует также отметить, что в 2016 году нами принимались меры к пресечению неправомерного вмешательства в сферу бизнеса.

Достаточно привести характерный пример, когда по результатам нашего расследования в феврале текущего года вынесен обвинительный приговор бывшему заместителю председателя Ивановской городской думы (Морозову), который требовал от предпринимателей денежные средства за выделение в аренду земельных участков, необходимых для осуществления коммерческой деятельности.

Системно велась работа по противодействию коррупции в оборонно-промышленном комплексе.

Здесь мы видим свою задачу в том, чтобы поставить надежный заслон незаконному и бесхозяйственному расходованию бюджетных средств как заказчиками, так и исполнителями работ для нужд Минобороны России. Ведется расследование в отношении ряда бывших руководителей расформированного Федерального агентства по специальному строительству, совершивших масштабные многомиллиардные хищения бюджетных средств при строительстве космодрома «Восточный».

За совершение мошенничества и коммерческого подкупа по результатам проведенного нами расследования вынесен обвинительный приговор бывшим генеральному директору оборонного предприятия «Славянка» и учредителю акционерного общества «Безопасность и связь» (Елькину) и его соучастникам, изготавливавшим подложные счета за якобы поставленные стройматериалы для нужд Минобороны России и получившим от различных фирм денежные средства в виде «откатов» на сумму 130 миллионов рублей. Суд в полном объеме удовлетворил гражданский иск, обязав осужденных возместить государству более восьмидесяти трех миллионов рублей причиненного ущерба.

Уважаемые коллеги!

Приоритетным направлением мы определили пресечение коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами и организованными группами в крупном и особо крупном размере. И такие знаковые уголовные дела в результате слаженной совместной работы с ФСБ и МВД России о коррупции в высших эшелонах региональной государственной власти и на федеральном уровне появились. По ним скрупулезно ведется расследование в целях выявления коррумпированных связей системного характера. Точку в этих делах поставит суд.

С целью улучшения результатов борьбы с коррупцией предлагаю повсеместно наладить взаимодействие со структурами Общероссийского народного фронта. Более чутко реагировать на сигналы общественности.

Вместе с тем в борьбе с коррупцией, как мы считаем, необходимы и кардинальные законодательные изменения. Следственный комитет вновь предлагает вернуться к обсуждению вопроса о введении конфискации как меры уголовного наказания. Полагаю, что именно она обеспечит неотвратимость имущественной ответственности коррупционеров.

Следует также отметить, что действующее уголовное законодательство допускает изъятие имущества, переданного обвиняемым своим родственникам, бывшим супругам или иным лицам лишь в том случае, когда эти лица знали о его преступном происхождении. Чтобы устранить этот пробел в законе необходимо предусмотреть возможность конфискации и в тех случаях, когда будет установлено, что имущество передано безвозмездно, вне зависимости от осведомленности о действительном источнике его происхождения.

Уважаемые коллеги!

Начиная с 2012 года, когда к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации перешли уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в отношении несовершеннолетних, возбуждено уже свыше 77 тысяч уголовных дел. В суд направлено более 42 тысяч дел.

В 2016 году следователями Следственного комитета расследовано почти 19 тысяч преступлений, жертвами которых стали дети, из них 464 убийства и более 6 тысяч изнасилований и фактов насильственных действий сексуального характера.

Только в прошлом году признаны потерпевшими от преступных посягательств почти 17 тысяч несовершеннолетних.

Особо остро в истекшем году встала проблема детских суицидов, в результате которых погибло 720 подростков.

По данным Следственного комитета, в 2016 году по сравнению с 2015 годом в сорока субъектах Российской Федерации увеличилось количество детских самоубийств. При этом необходимо учитывать, что количество детей, пытавшихся совершить суицид, не подлежит учету.

К сожалению, вынуждены констатировать, что угрозы, с которыми дети сталкиваются в современном мире, приобретают все более изощренный характер.

Наибольшую опасность сегодня представляют действия лиц, распространяющих в сети Интернет информацию, пропагандирующую тематику суицида, популяризирующую эстетику смерти и призывающую несовершеннолетних совершать самоубийства.

Нами предъявлено обвинение администратору одной из так называемых групп смерти (Будейкину), зарегистрированному под сетевым именем «Филипп Лис». В настоящее время он находится под стражей.

В то же время большинству таких, как он, удаётся уйти от ответственности, поскольку совершаемые ими действия не всегда охватываются объективной стороной преступления, предусмотренного статьей 110 Уголовного кодекса (Доведение до самоубийства).

Полагаю, что для эффективного предотвращения подобных преступлений следует ввести уголовную ответственность за склонение к совершению самоубийства, в частности, путем распространения соответствующей информации с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Благодаря активной позиции заместителя Председателя Государственной Думы Ирины Анатольевны Яровой предложения Следственного комитета нашли поддержку на площадке межведомственной рабочей группы, которой разработан соответствующий проект федерального закона. Все правоохранительные и другие государственные органы выступили в этом вопросе единым фронтом, поддержав такую инициативу.

Следственным комитетом 22 февраля 2017 года согласован официальный отзыв Правительства Российской Федерации, которым указанный проект федерального закона поддержан.

Кроме того, по решению Совета Государственной Думы создана парламентская группа по подготовке комплексного проекта федерального закона, направленного на усиление мер защиты детей от сексуального насилия, в работе которой мы также принимаем активное участие. Нами представлены предложения о неприменении сроков давности к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также об установлении уголовной ответственности за укрывательство совершенных в отношении детей преступлений средней тяжести и тяжких.

В завершение отмечу, что все мы понимаем, что нужна мотивация, целостная система социальных стимулов, направленная на устойчивое обеспечение государственных служащих и членов его семьи по таким важнейшим направлениям, как жилищный вопрос, медицинское обслуживание, образование и пенсионное обеспечение.

В связи с этим Следственным комитетом подготовлены соответствующие предложения, направленные на расширение стимулов работников Следственного комитета к добросовестному несению службы.

Осуществляется сопровождение проекта федерального закона по обеспечению наших сотрудников жилыми помещениями, который предусматривает предоставление помимо служебных квартир единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также возможность передачи жилых помещений в собственность по решению Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

В настоящее время проект закона готовится к внесению в Правительство Российской Федерации для дальнейшей работы.

Разработан и направлен в Минтруд России проект федерального закона, касающийся индексации пенсий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации с 1 февраля 2017 года. Проект проходит согласование в Минфине России.

До принятия этого закона издан Указ Президента Российской Федерации (от 21.12.2016 № 698), которым установлена ежемесячная доплата пенсионерам Следственного комитета с 1 февраля 2016 года 3 700 рублей, а с 1 февраля 2017 года – 4 900 рублей. Все выплаты нашим сотрудникам произведены.

С Минфином России прорабатывается проект федерального закона о предоставлении сотрудникам, пенсионерам Следственного комитета и в отдельных случаях членам их семей права на оплату проезда (компенсацию расходов на проезд) в санаторно-курортные организации, подведомственные Следственному комитету. Данный проект поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Рассчитываем, что эта норма будет реализована, когда у нас появятся свои санатории и дома отдыха.

Именно такой подход (и я думаю, все вы его разделяете) будет способствовать достижению тех положительных результатов, которое ожидает общество.


Благодарю за внимание!


Рецензии