А у вас есть свой ответ?!

Сегодня середина страстной недели. Поэтому в голову «идут» разные мысли о Душе, о смерти, о самореализации. Хотя я и работаю психологом, с душой человека, но я не на все вопросы могу ответить.

Известно, что Церковь не отпевает самоубийц. По Ожегову, «самоубийца - это человек, сам себя лишивший жизни» (повесился, отравился, спрыгнул с высоты и т.д.). Т.е. человек, который «быстро» расправился со своим физическим телом.

По логике, если существует быстрый способ, то значит где-то есть и медленный? И мне навязчиво лезут мысли о том, что многие из нас есть сами «медленные» самоубийцы своей жизни! Что я имею в виду?

- Человек идет в ВУЗ, заканчивает его, понимает, что это не его призвание, но тем не менее «ломает» себя потом на нелюбимой работе, становится начальником, узурпатором, самодуром и т.д. Это хорошо видно по системе здравоохранения, правоохранительные органы. В лучшем случае человек поменяет работу, в худшем мы имеем горе-специалистов, которых видим с помощью СМИ по их «делам».
- Мужчина женится на женщине, проходит время чувства остывают, но он по инерции продолжает жить, мучатся, издеваться над женой, детьми, изменять. Он знает, что лучше уйти, лучше изменить свое отношение к ситуации в целом, но все равно «насилует» себя. Разве он не самоубийца?
- Многие из нас знают, что алкогольная и наркотическая зависимость - это медленная, а иногда и быстрая смерть. Многих это останавливает? Разве они не самоубийцы?
И т.д. и т.п.

Все вышеприведенные примеры (поведение, мысли, поступки) ведут к болезням психосоматического свойств, которые в свою очередь уже воздействуют на физическое тело, а оно «отвечает» смертью.

И получается, что кто-то осознанно, а кто-то неосознанно является «медленным» самоубийцей?!

Тогда в чем разница между быстрым убийством физического тела и медленным убийством своей души (тела)?

И вот у меня вопрос: Почему «медленных» отпевают, а «быстрых» нет?


Рецензии
То, что Вы называете "медленным самоубийством" это вообще не самоубийство, это лишь расхожее мнение.
У самоубийства есть очень простой критерий: это действие, имеющее главной целью сознательное причинение себе смерти, собственный уход из жизни. Если же, например, человек совершает геройский поступок, прекрасно понимая, что сейчас погибнет, это не самоубийство, так как у человека не убийство себя, а другая, благородная цель: например, спасение жизни других людей, защита Родины. Его же собственная смерть в таком акте вторична, это не цель.

Алкоголик пьёт и даже наркоман принимает наркотики не с целью умереть, их цель - особое состояние сознания, кайф. Большинство из них конечно понимает, что он занимается крайне опасным делом, но стараются не думать о смерти, и во всяком случае уже просто не могут остановиться.
Даже мысль о том, что тем или иным способом - например, алкоголизмом люди сокращают себе жизнь, не всегда верна. Иногда алкоголь блокирует процессы в организме, еще более опасные чем его собственные последствия. Кстати, бывают горькие пьяницы, живущие и до 75-80 лет.
Можно ли сказать что без алкоголя такой дожил бы до 90 или ста лет? Это спорный вопрос.

Вообще же формулировка причинно-следственных связей между образом жизни и смертью - дело неблагодарное. А с религиозной точки зрения все еще намного сложнее.

Дмитриев   04.04.2018 14:51     Заявить о нарушении
1. Спасибо за развернутый ответ. Многое из вашего текста полезно и интересно!

2. Для вашей информации: термин "медленное самоубийство" впервые ввел американский психотерапевт Ирвин Ялом (Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. – М.: РИМИС, 2008. – 608 с.)

3. На мой конкретно поставленный вопрос, вы можете дать ответ?

С уважением
Саяпин Е.В.

Евгений Саяпин 2   04.04.2018 16:04   Заявить о нарушении
На конкретно поставленный вопрос Вам нужно спрашивать у священника, так как речь идет об обряде Православной Церкви

Дмитриев   04.04.2018 16:11   Заявить о нарушении
Что касается конкретно И. Ялома, то я не специалист по экзистенциальной психотерапии, поэтому выскажу своё мнение как дилетант.

Для экзистенциалистов смерть человека - есть в его жизни не просто венчающее её, но особое явление, которое собой означивает человеческую жизнь как некий законченный сюжет, идущий к определённой развязке с нравоучительным итогом.
Что мы успеем сделать к моменту ухода, какой создадим сюжет, с каким нравственным смыслом, каким моральным развитием характера персонажа?

Экзистенциальный терапевт инструментализует в этом смысле смерть, и для него понятие "бытие к смерти" играет особую роль: человек вправе определять, какое бытие он определяет своими поступками: к жизни или к смерти.

Допустим, пациент выбирает бытие к смерти, но старается об этом не думать. Тогда ему предлагают подумать...разве в этом нет урока?

Но ведь экзистенциальная терапия есть род игры, которую предлагают пациенту. Такая терапия в жизни пациента и обладает экзистенциальным смыслом, то есть играет роль перепетий судьбы. Если, например, ошибки человека, побуждающие его осуществлять бытие к смерти, может вскрыть психотерапевт, и это пациенту поможет, это хорошо и такова благотворная роль психотерапии в судьбе пациента.

Но...понимаете, дело в том, что сама экзистенциальная модель бытия к смерти или жизни есть только модель и не более того. В жизни человека, в его реальной жизни может случиться так, что он многократно будет переходить к разным направлениям: к смерти, жизни, жизни, смерти. Пока настоящая смерть не поставит в этом сюжете свою жирную точку. В таком случае психотерапевт с его игрой просто эпизод в его многотрудной жизни.

Жизнь это постоянное разрешение в конфликтах диалектических противоречий.
И если нет конфликта - то и жизни нет...

Христианский священник подходит соответственно к ценности жизни и смерти человека принципиально иначе чем атеист - экзистенциальный психотерапевт. Поэтому я не вижу, что может помешать священнику отпевать людей с "медленным самоубийством", не считая это самоубийством.

Дмитриев   04.04.2018 18:06   Заявить о нарушении
К сожалению не знаю вашего имени и не знаю как к вам обращаться? За ваш комментарий - десять баллов! Браво!

Если так отвечают дилетанты, то как тогда отвечают профессионалы? Чувствуется подготовка Профессионала и рука Мастера.

Конечно в содержании моей статьи есть "провокация", которая предназначена для моей страницы в соцсетях. Я решил параллельно выкладывать, для обсуждения, новые статьи на разных ресурсах.

Меня всегда интересовал вопрос: почему когда человек убивает свое тело, то его, как самоубийцу не отпевают по христианским канонам. Ведь человек убивает тело, а не Душу. Ведь известно, что Душа бессмертна!

Когда мне приходится консультировать священников в больнице, как пациентов, то некоторым (не всем) я задаю этот "провокационный" вопрос. В большинстве случаев меня отсылают к Библии или говорят общие фразы.

Поэтому в работе психолога иногда трудно "совместить" разные знания, не говоря уже о разных религиях!?

Евгений Саяпин 2   04.04.2018 19:02   Заявить о нарушении
Меня зовут Дмитрий. С отношением православия к самоубийству все довольно просто- и вместе с тем не так просто.
Отношение к убийству человеком своего тела (это же и погубление души, которая в таком случае обречена на мучения в аду) столь суровое в православии объясняется сочетанием в самоубийстве нескольких смертных грехов: это и убийство себя, причем нераскаянное, так как у самоубийцы как правило просто нет времени покаяться, и смертных грех уныние, и грех маловерия или неверия, а за эти тянутся и еще возможные грехи: например, именно те, которые привели самоубийцу к состоянию отчаяния
И вот что я нашел в интернете по Вашей теме:

"В известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству...". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…"

Дмитриев   04.04.2018 19:41   Заявить о нарушении
Здравствуйте Дмитрий! Спасибо вам за ссылку!

Вчера я получил довольно интересный и имеющий право на жизнь комментарий:

"Потому что "быстрые" с уходом из жизни переставали платить церковную десятину и таким образом наносили ущерб имуществу церкви, а "медленные" - мучились, но платили".

Евгений Саяпин 2   05.04.2018 07:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.