Колдовские чары византийской цивилизации

Звонким именем называли империю ромеев…
Византия! Царьград!
Мечта, мечта всех русских правителей! Говорят, министр
иностранных дел Временного правительства Милюков спал и
во сне видел Константинополь, восклицая: «Константинополь –
это победа, а победа – это Константинополь!». Не ведал, что ли,
как много, очень много веков прошло с тех времён, с той Визан-
тии, которая влекла русских…

Как известно, Византия пала не только из-за натиска нерав-
ных сил, нравы византийские чрезвычайно поспособствовали
поражению. Что же привело к этой катастрофе человеческой
цивилизации, исчезновению совсем недавно могущественной
империи… и с тех пор мы никак не можем оправиться. Ислам-
ская орда? Что тянет до сих пор разобраться, что же это такое,
Византия? А потянуло к самой изюминке, самой загадочной
вязи византийских кружев: «слияние» ромеев с русами… Хал-
кидонские армяне оказались крестниками русского князя, а он
крестил остальных…
А «слияние» это произошло в самом конце X века. До это-
го были только походы: за добычей, за данью.
Византия крестила, заставила креститься Русь…
Кто же были эти императоры, которые таким необычным
способом: без капли крови насадили свою религию, да ещё и
внесли свою расцветшую культуру в массы ещё не христиан, ещё
язычников? Не прошедших долгий путь создания даже культу-
ры мифологии – собственно религии древних греков. Хотя «без
капли крови» – не совсем так. Русь крестили насильственно. Но
– свои. Волхвы были уничтожены, а люди кто сопротивлялся -
частично запуганы, частично убиты. Народ отчаянно сопротив-
лялся Новой Вере.
Еще в 330 году римский император Константин, тот самый
первый правитель, которому явилось на небе видение креста и
он принял христианство, почему-то перенес столицу из Рима в
небольшой городок Византий, греческую колонию на побережье
Средиземного моря. Колония была расположена просто шикар-
но: с севера его прикрывала широкая бухта Золотой Рог, в кото-
рой могли находиться сразу несколько сот кораблей.
Впоследствии Византий переименуют в Константинополь и
будут называть Новым, или Вторым Римом. А по названию го-
родка Восточная Римская империя станет именоваться Визан-
тией. Но сами они называли себя ромеями, а свою страну – Ромеей. Это ближе к новым годам пришло название Византия. В город стекались караваны из Индии и Китая. Европей-
ские и азиатские купцы обменивались своими товарами. Город
богател на одних только пошлинах, взимаемых с торговцев. Он
и стал центром новой империи.
Если всмотреться в эту карту, можно понять, что население
империи состояло из завоёванных племён и народов. Карту кро-
или полководцы.

Армянское происхождение.
При императоре Константине город Константинополь стал
духовным центром христианской религии и приютом для мно-
гих римлян, бежавших от нападений германских племен. Но
греков было больше, поэтому официальным языком византий-
цев стал греческий (за исключением восточных областей). Хотя
термин «византийский» относится скорее к образу жизни, чем
этнической принадлежности, всё же что представляло населе-
ние основной части империи, то есть Константинополя и приле-
гающих земель? Этнически независимые сообщества, несмотря
на впитанные ими византийские образ жизни и мышление, ста-
новились гражданами Византии и селились (или оставались!)
в пределах Византийского государства, в более узком значении
этого термина. Например, император Маврикий (Морик) имен-
но поэтому проводил переселенческую политику: переселял ар-
мян из Армении и Малой Азии на Балканы. Он, как и многие
другие василевсы империи, рассматривал армян частью эллин-
ской цивилизации, её форпостом в Азии. Напротив, славян оце-
нивали как варваров. Для нейтрализации и подавления этого
элемента Маврикию необходимы были армяне как важнейший
элемент национальной дуальности ромеев. Очевидно, что ар-
мяне рассматривались как нация, которая при переселении без
проблем пополнит ряды «греков» и подавит аваро-славянский
элемент. При этом можно вспомнить подобные случаи в не со-
всем отдалённые времена…
Владения армян простирались от моря до моря: Киликия,
Васпуракан, Антиохия, Каппадокия, Армениак – все эти фемы
поставляли императору армию, готовую отражать атаки арабов
на рубежах империи. Именно через армию армяне проявили
наибольшее влияние в Византии.
Цитата, выловленная из научных изысканий: «Однако при-
сутствие в современной Анатолии того же арменоидного типа –
по некоторым данным, их численность доходит до 75 процентов
населения страны – показывает, что расовое смешение было не
столь уж всеохватным».
Поэтому вовсе не удивительно, говорю сразу, что так мно-
го полководцев, императоров Византии (и узурпаторов тоже),
были армянского происхождения. Да и чиновников, кроме того,
составивших большую часть войска. Достаточно вспомнить, на
какой территории находилась империя ромеев. Что не мешало
императорам (тому же Морику-Маврикию) много горя прине-
сти тем же армянам…
Так что довольно долго армяне управляли государственной
машиной империи. Иверийская династия тоже была армянской.

Вообще, если верить Каждану, известному византинисту, исто-
рия Византии насчитывает около 30 императоров из 50 (между
VI–XI веками). А в XI–XII веках армяне составляли 10 –15 %
правящей аристократии,а с учётом лиц и семей, чьё армянское
происхождение не вполне достоверно, это соотношение стано-
вится существенно выше. (Каждан составил анкеты на более
чем 300 крупных деятелей).

...Итак, на территориях расколовшейся Римской империи
сооружается Рим второй. Провозглашаются императоры. На-
следуют или узурпируют троны, воюют и завоёвывают новые
земли, отдают и забирают старые. Горят города, грабят и уводят
в плен… Народ… А что народ? Народ мигрирует, в огне не горит,
в воде не тонет, и, наверное, привычно стонет.

Боже, кто только не пролезал во власть в этой роскошной с
виду империи! И династии тебе, и основанные новые, и вообще
на три дня… Кажется, существовала какая-то неписаная хресто-
матия: прийти со стороны, на коне, можно и пешком, войти, вте-
реться в доверие действующему императору, однажды и дважды
овладеть его женой, потом вместе с ней (или без неё) отравить
действующего правителя (или просто зарезать) и сесть на трон!
Следующий император может быть не знаменитым полковод-
цем, а крестьянином из фем Каппадокии, Фракии, Армениака…
Кроме как ладно сидеть на лошади, ничего не умевший, пришёл
просить работу, даже резюме у него не набиралось…

Византийские нравы
То ли умом, то ли простоватостью и трудолюбием, один та-
кой втёрся в доверие к императору Михаилу III и стал главным
конюхом (история Ирана тоже знает такого конюха, который
стал шахом). Историки пишут, что император Михаил III всту-
пил на трон практически младенцем, так и не став самостоятель-
ным правителем. В историографической традиции Византии он
представлен как распутный тиран, с прозвищем Мефист (Пья-
ница).
«За столом в пьяной компании товарищи его пиршеств со-
стязались в бесчинствах, а царь любовался этим и выдавал на-
граду до ста золотых монет самому грязному развратнику, ко-
торый умел испускать ветры с такой силой, что мог потушить
свечу на столе.

Михаил сам выступал на ипподроме в качестве возницы под
цветами «голубых», а когда многие стали открыто выражать не-
довольство этим, устроил закрытый ипподром и состязался там.
К матери, любившей беспутного сына, Михаил относился без
должного уважения».
Михаил принес на престол все пороки, в которых воспитали
его, и не унаследовал ни одного царского качества.
Это ещё византийцы придумали: тащить в императорское
окружение больше из своего села, из своего закутка. Из Македо-
нии, Фракии, Каппадокии стягивались воины, выделялись, по-
том входили в двор… Семья Василия происходила из крестьян
Македонии, вышедших из армянской колонии в окрестностях
Адрианополя.

Императоров армян было несколько и до Михаила. Но с это-
го конюха Василия из Македонии и началась Македонская ди-
настия.
Большое значение имели физическая сила и необыкновенная
ловкость Василия. Царь, очарованный мужеством и ловкостью
этого человека, взял его к себе на службу, и, как оказалось на
свою голову. Василий вошел в расположение царя, сделался для
него необходимым человеком и сумел сохранить его привязан-
ность. И стал даже соправителем. Однако, как только Василий
заметил, что фаворитом стал другой человек, некий Василикин,
он решил избавить Ромею от негодного правителя. Отведя его
спать и оставив комнату без охраны и без запоров, Василий но-
чью провел своих друзей и преданных ему сообщников и впу-
стил их в спальню царя. А сам в ту же ночь поспешил, несмотря
на сильную морскую бурю, переправиться в Константинополь,
чтобы занять дворец. А уже спустя несколько веков, Константин
Багрянородный будет писать генеалогию безвестному конюш-
енному родоначальнику, придумает ему царственных предков,
восходящих аж к Александру Македонскому! Но это патриарх
Фотий тоже постарался, чтобы угодить императору. Правда, по-
чему-то не могли придумать имя родителям…

Так что основатель династии начал с убийства, и, хотя он едва
ли имел даже первоначальное школьное образование, именно
при нём был поставлен вопрос об устоях, на которые должна
была опираться империя, и этот вопрос решен был в том смыс-
ле, что европейские этнографические элементы должны были
получить преобладание перед азиатскими. Цари Македонской
династии перенесли центр тяжести империи из Азии в Европу.
Говоря сегодняшним языком, в ЕС.

На эти годы и приходится расцвет византинизма: сказав свое
последнее слово в законодательстве, литературе и искусстве и
приобщив к христианской культуре новые народы, он постепен-
но сойдёт с арены... C этой точки зрения вполне основательно
обозначение этого периода как «Высший расцвет восточно-рим-
ского могущества при армянской династии» или еще «Век рас-
цвета». И тем любопытней эта, можно сказать, общепризнанная
слава македонского периода, что в военном отношении преем-
ники Василия были далеко ниже посредственности и во внеш-
них делах не возвысили положения империи. Одни полководцы
узурпировали власть, потом трон у них узурпировали другие
полководцы.

Императоры так называемой Армянской, или, по-научному,
Македонской династии, правили долго. Сменяли друг друга
почти одинаково, Восстали – отравили – убили – взошли на пре-
стол… Оскопляли, ослепляли, могли пасть и на поле боя… Были
среди них и очень умные, образованные… не помогло, сельджу-
ки победили... Кстати, греки их считали своими. Нравы же всех
были одного замеса, патриции развлекались одинаково, а троны
спокойно узурпировали, независимо от происхождения. Армя-
но-византийская знать принимала участие в многочисленных
мятежах, заговорах, переворотах.

Но, самое главное, византийцы успели «наследить» на Руси,
что определило её православный путь. Первой это сделала пор-
фирородная принцесса Анна Византийская, сестра двух импера-
торов-соправителей. Русь стала христианскою и именно право-
славно-христианскою. Кто знает, как пошло бы дело, склонись
многоженец князь Владимир к сохранению своих языческих
привычек, ближе-то мусульманство? А вот возобладало стрем-
ление к роскоши и европейским ценностям. Колдовские чары
византийской цивилизации и величие эллинистической культу-
ры…

История невесты для князя Руси, если начать сначала, вы-
глядела так: Роман II был сыном императора Константина VII
и Елены Лакапин, дочери императора Романа I Лакапина, и
уже при отце он стал соправителем. Но, как и многие патриции,
вёл весьма разгульную жизнь… Отец рано женил его на Берте,
дочери прованского короля Гуго, но после её смерти в 949 году
согласился на брак Романа с Анастасо, дочерью трактирщика.
Которую нарекли Феофано, присочинив ей новую биографию,
познатнее. Лев Диакон, византийский священник и историк
(кстати, тоже армянин), описывал Анастасо как «наиболее прекрас-
ную, обольстительную и утонченную женщину своего времени,
одинаково выделявшуюся своей красотой, способностями, че-
столюбием и порочностью». Дочь константинопольского хар-
чевника Кротира, выходца из Армении, пленила обаянием и из-
яществом фигуры, равно как и белизной кожи, умом и грацией
Романа, молодого наследника престола, она влюбила его в себя
и завладела сердцем пылкого красавца.

Очутившись во дворце, Анастасо-Феофано сразу же сосла-
ла всех сестёр мужа в монастырь, через некоторое время завела
шашни с известным полководцем Никифором, помогла Роману
отправиться на тот свет, и вышла замуж за Никифора, сделав
его императором. Потом на арену вышел молодой Цимисхий,
Чмшкик (сапожок), из знатного армянского рода Куркуасов.
Иоанн Цимисхий имел необычную внешность для армянина:
белолицый и светловолосый, с голубыми глазами и рыжей бо-
родой. При невысоком росте обладал богатырской силой и был
доблестным воином. Как и все сыновья сестёр, Цимисхий по-
шёл в дядю, Никифора Фоку, – их обоих называют великими
полководцами. Цимисхий одержал крупные победы в войне с
арабами, в Антиохии, в Сирии. А в тяжелой военной кампании
в Болгарии, взял верх над войском киевского князя Святосла-
ва, обратил Болгарию в провинцию империи.

В изнурительной битве со Святославом тот произнёс слова, которые приводятся
в «Повести временных лет»: «да не посрамимъ земле Руские, но
ляжемъ костьми, мертвыи бо срама не имамъ».
Иоанн Цимисхий заботился о больных и неимущих гражда-
нах империи, облегчил налоговый гнет. Но недостаток Иоанна
состоял в том, что он «сверх меры напивался на пирах и был жа-
ден к телесным наслаждениям».
Цимисхий пришел к власти в результате организованно-
го им заговора против своего дяди – императора Никифора II
Фоки. И интересно, что в истории с Цимисхием патриарх Поли-
евкт придерживался двойных стандартов, как и следовало ожи-
дать от мужчин. Никифора убили оба – жена, коварная измен-
ница Феофано, и Цимисхий – (племянник Фоки). Но суровый
и принципиальный патриарх не позволил убийце вступить на
трон (венчаться).
Цимисхий повёл плечами: это ОНИ! – указав на друзей-по-
мощников. И ОНА – указав на Феофано, – я не трогал дядю!
Так Цимисхий убийцей-организатором назвал императрицу,
заодно выдал всех своих помощников, которых тут же казнили.
И патриарх, поняв, что имеет дело с новым императором, заста-
вил Цимисхия удалить Феофано из дворца, иначе не венчает на
царство. Ну, и кое-что ещё урвал для церкви. Так что на этот
раз Феофано не прокатило: выйти замуж не удалось, очередной
любовник вероломно кинул её и отправил на дальний остров, а
затем в фему Армениак, на край Земли. А высоконравственный
патриарх все эти годы властно опекал братьев.

А вот в целях безопасности, никому (даже императорам!)
болтать нельзя, ни в каком веке! Как-то Василевс Цимисхий,
обращаясь к спутникам, посетовал, что ромеи-де тратят силы в
походах, а все богатства достаются евнуху – паракимомену Ва-
силию. Вообще, роль евнухов при восточных дворах была часто
удивительна… Узнав про такие слова, евнух Василий Ноф усмо-
трел в них скрытую угрозу и решил избавиться от повелителя.
Осенью Цимисхий умирает в страшных муках. И тогда импера-
тором становится подросший Василий (и его безвольный брат
Константин)...

Так что уже подростком Василий II сел на трон и стал решать
государственные вопросы. Формально братья были соправите-
лями, но младший самоустранился.
«Оба, – говорит о них историк Пселл,– уже перешагнули
юношеский возраст, но были различны нравом. Василий был
старше возрастом и казался всегда бодрым и вдумчивым; что же
касается Константина, то он всем казался распущенным, беспеч-
но относился к жизни и любил удовольствия». И не оба были
они носителями царской власти, так как старший Василий, об-
ладая полнотой самодержавия, предоставил брату лишь разде-
лять с ним царское имя.
Но византийские будни волнующе многообразны. Войны по
границам, войны внутри, восстания, узурпаторы! Василий стал
жёстким правителем.

Первый из бунтов вспыхнул почти сразу после смерти Ци-
мисхия. Тот же евнух, Василий Ноф, опасаясь могущества про-
славленного Варды Склира, сместил его с должности домести-
ка, отправив в почетную ссылку в Месопотамию. В ответ Склир
взбунтовался, и спустя год почти вся Малая Азия находилась
вне контроля константинопольского правительства. Восстала и
Болгария, а ромеи быстро лишились там большей части завое-
ваний Иоанна Цимисхия. (Про Болгарию отдельная песня. Ва-
силий II проявил неслыханную жестокость: после победы над
ними 12 000 пленных приказал ослепить, после чего был про-
зван «Болгаробойца»).

Императорская армия была Склиром разбита. После долгих
раздумий было решено вернуть опального Варду Фоку (пле-
мянника Никифора Фоки) и поручить ему спасение державы.
Склир проиграл решающее сражение Фоке, был ранен в поедин-
ке и бежал далеко за границу – в Багдад.
Но спустя целых девять лет Варда Склир, к тому времени уже
глубокий старик (кстати, ему было всего лишь 57 лет), вдруг
снова объявился в пределах ромейской державы! В качестве до-
местика Варда Фока выступил навстречу его отрядам, и неожи-
данно провозгласил себя императором! Он хитростью захватил
Склира в плен и, соединив оба войска, пошел на Антиохию, ко-
торой овладел к исходу года.

Крещение Владимира и остальных
Оказалось, что положение складывалось просто критическое
– большинство ромейской армии сражалось против государя!
Варда Фока захватил почти всю Малую Азию… И поскольку
собственных сил у Василия и Константина было мало, они были
вынуждены обратиться за военной помощью к соседним стра-
нам. Одним из первых, видимо, откликнулся Владимир, заинте-
ресованный в сближении с византийскими императорами.
Тут уж Владимиру подфартило.
Особенно ситуация обострилась в сентябре 987 года, когда
войска мятежника подошли к Хрисополю (теперь это Скутари,
район Стамбула), отделенному от Константинополя всего лишь
Босфорским проливом. Возникла угроза захвата уже самой сто-
лицы!

История отношений Византии с Русью до этого была далеко
не в пользу русов. Одна победа Цимисхия над Святославом чего
стоила! А тут следующий василевс обращается к сыну побеж-
дённого!
Владимир решил затребовать плату, достойную прошлых
обид и будущих бонусов, поставив встречное условие – выдать
за него императорскую сестру Анну. Порфирородная принцесса
в жёнах давала князю возможность приблизиться к византий-
ским высотам, и в то же время не зависеть от них, даже приняв
крещение. Василий, назвав цену сестры, и сам, возможно, не
предполагал, что это крещение принесёт русскому князю и его
стране… Бесценным приобретением «варваров-язычников» ста-
ла цивилизация Византии.

Требование было неслыханным – ромейских принцесс не
выдавали замуж за «презренных» иноземцев! Однако империю
надо было спасать, выбирать не приходилось, волна мятежа ка-
тилась к столице с ужасающей скоростью – и император согла-
сился. Анна плакала и просилась в монахини, лишь бы не стать
женой варвара, видимо, предполагая, что варвары бывшими не
бывают.
Варда Фока был разбит в битве у Авидоса на азиатском бе-
регу Дарданелл императором Василием II, которому киевский
князь Владимир послал на помощь шеститысячное войско, тот
самый «ограниченный контингент», сыгравший решающую
роль в сражении. В этой битве Варда Фока погиб.
Но братья не спешили исполнить обещанное, Анна плакала
и умоляла «не посылать её в плен к тавроскифам». Нарушение
договора не было следствием прихоти или произвола императо-
ра Василия II. Ведь у князя Владимира было несколько жен и
десять сыновей от них, которые претендовали на киевский пре-
стол.

Императоры сами не желали, чтобы их сестра пополнила
гарем языческого князя. Они могли отпустить царевну в Киев
только при одном непременном условии: все предыдущие браки
князя Владимира должны быть расторгнуты, с тем, чтобы хри-
стианский брак был признан единственно законным, что для
Владимира было неприемлемо: старшие сыновья были опорой
его власти. Переговоры о брачном контракте, по-видимому, за-
шли в тупик, после чего союз с империей был разорван.

Князь Владимир, подозревая византийцев в обмане, в этот критиче-
ский момент действовал решительно и быстро: большая русская
рать двинулась в Херсонес, византийское владение в Крыму.
Но попутно язычник Владимир успел и тут возжелать дочь
городского главы, то ли в шутку, то ли всерьёз он посватался к
дочери правителя Херсонеса, те резко отказали, тогда он осадил
Херсонес. Нашёлся предатель из жителей города, некий Ана-
стас, пустил стрелу с запиской, о том, что надо перекопать акве-
дуки и лишить город воды. Началась страшная резня, пожары,
по-моему, участь Рогнеды выпала и несчастной девушке и роди-
телям. Отсюда он пригрозил ромеям – возьму и вас!
Братья задумались, вряд ли угроза была реальной, но Хер-
сонес тоже свой город. Да и договор выполнять надо. Лучше
дружить, тем более, что князь согласен принять их веру, и сно-
ва стали уговаривать свою сестру согласиться. Конечно, и они
не хотели. Очень не хотели: язычник, варвар, по византийским
меркам не родовит… Тянули, как могли, даже хотели послать
другую девушку, внешне напоминающую рыжеволосую краса-
вицу Анну. Говорят, даже послали, за что последовало жестокое
наказание.

А теперь по векселям надо было платить.
В древнейших летописях достаточно подробно описано, как
осаждал Владимир Херсонес (Корсунь), как вел новые перего-
воры с императорами о скорейшем прибытии принцессы. В них
подчеркнуто, что поначалу Анна категорически отказывалась
выходить замуж за варвара, считая, что окажется у него в пле-
ну. Она умоляла братьев позволить ей умереть на родине. Но те
заявили, что Бог возлагает на нее великую миссию – обратить в
истинную веру целую языческую страну. При этом она спасёт
и своих родственников от жестокого врага. Решающим доводом
для Анны стали слова, влагаемые летописцами в уста братьев:
«Может быть, обратит тобою Бог землю Русскую к покаянию, а
Греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколь-
ко зла наделала грекам Русь?». Шутка ли, трон под угрозой!
По версии летописей, Анна принесла себя в жертву высоким
целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране. Но уже при-
мирилась со своей миссионерской судьбой. Это характеризова-
ло ее как очень набожную, высоконравственную и патриотиче-
ски настроенную женщину.
Таким образом, путем женитьбы на принцессе Анне Влади-
миру удалось избежать зависимости от византийских императо-
ров и греческой церкви.

Немного про русского князя Владимира тоже расскажем, а то
всё про византийских армян.
Похоронив княгиню Ольгу, Святослав отправил сыновей
на самостоятельное княжение. Ярополк получил Киев, Олег
– Древлянскую землю. Побочному сыну Владимиру достался
Новгород. Желая обрести в лице будущего тестя верного союз-
ника, Владимир послал к дочери половецкого князя Рогвольда
сватов. Однако, как повествуют летописи, гордая Рогнеда отве-
тила Владимиру решительным отказом. В Лаврентьевской ле-
тописи ее слова звучат так: «Не хочю розути робичича (т. е. сына
рабыни. – Л. М.), но Ярополка хочю».
Узнав о том, что невеста отказала ему в грубой форме и хо-
чет выйти замуж за его противника, новгородский князь собрал
большое войско. В него вошли: наемники-варяги, словене, кри-
вичи и чудь, т. е. те племена, которые объединялись в союз еще
при Рюрике. Полоцк был захвачен, семья правителя оказалась
в плену. Рогнеда попала в руки Владимира, который, говорят,
насильно сделал ее своей женой в присутствии родителей, а са-
мих родителей убил.
Учитывая, что сыном Рогнеды был сам Ярослав Мудрый, само
по себе это событие оказалось значительным для русской исто-
рии...
Вообще в летописи Нестора (по Морозовой) Владимир пред-
ставлен большим женолюбом: «Бе же Володимер побежен по-
хотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея
же роди 4 сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода,
а 2 дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от
другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни
Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в
Белегороде, а 200 на Берестове».
«Грекиню убитого им Святополка взял он беременною, вме-
сте с казной. На булгарке князь женился», судя по всему, в 985
году, когда совершил удачный поход на Волжскую Булгарию.
Возможно, она-то и стала настоящей хозяйкой киевского двор-
ца, поскольку ее сыновей, Бориса и Глеба, Владимир любил
больше остальных детей.

А Владимир уже хотел выйти на мировой уровень, то бишь,
на европейский. И стал примерять корону. Корону могли надеть
в Византии. Среди европейских государей они все же занима-
ли первое место. Породниться с ними стремились все короли.
Однако Владимир, несомненно, знал о печальном опыте своей
бабки – Ольги, не сумевшей крестить Русь из-за боязни попасть
в зависимость либо от Константинополя, либо от Рима. Поэто-
му для князя важно было стать настоящим родственником ви-
зантийских императоров и войти в их семью на равном с ними
положении. Женитьба на сестре правивших в то время Василия
и Константина давала такой шанс.

Очевидно, именно такими соображениями руководствовался
Владимир Святославич, когда посватался к принцессе Анне Ро-
мановне. Несомненно, невеста во многом превосходила жениха:
и по происхождению, и по образованию, и по воспитанию, и по
общему культурному уровню. Ведь она выросла в культурной
столице всей Европы и Малой Азии – Константинополе. К тому
же она сама и многие поколения ее предков были христианами,
а Владимир – язычником. При всех несомненных достоинствах,
которыми обладала Анна Романовна, в русских летописях о ней
содержится очень мало сведений, больше в византийских, араб-
ских хрониках.
Так что Анну Порфирогениту посадили на корабль и отпра-
вили на Север. Однако и князь обязался стать христианином.
Брак Владимира и Анны свершился, после чего Херсонес воз-
вратили ромеям, а сам великий князь вернулся в Киев, где, по
преданию, окрестил своих подданных. Впрочем, подробности
крещения Руси легендарны, а дата (988 или 989) по сю пору
является спорной. Вопреки предположениям некоторым совре-
менников, кстати, никаких упоминаний летописцев о сыновьях
Анны не находят (есть про дщерь). Однако связи русов с визан-
тийской кровью этим не исчерпались.

Другие византийские следы
Всеволод, сын Ярослава, тоже привёз жену из Византии. А
их единственный сын князь Владимир Мономах стал прямым
предком всех московских князей и московских царей. Сделав
их, таким образом, преемниками и византийской элиты. Несмо-
тря на военные неудачи Руси, в 1046 году был подписан мирный
договор, который был скреплен династическим браком. «Импе-
ратор Византии Константин Мономах, выдал свою дочь Анну за
Всеволода – сына Ярослава Мудрого».
Мать Владимира Мономаха (древнерусские хроники называ-
ют жену Всеволода “грекиней”, “мономахиней”, “греческой ца-
ревной”, всё же вряд ли наследница византийских Мономахов
(тоже армянского происхождения), а сам василевс Константин
IX Мономах в генеалогии относится к Македонской правящей
династии, поскольку стал императором благодаря своей же-
нитьбе на её представительнице, императрице Зое. Но, скорей
всего, это была какая-то племянница. А внучка Мономаха ста-
ла женой сына византийского императора Иоанна II – Алексея
(тоже армянского происхождения).
Второй супругой Владимира Мономаха в 1099 году стала не-
кая знатная византийка по имени Ефимия. Она родила ему пя-
терых детей, в том числе и князя суздальского и великого князя
киевского Юрия Долгорукого, при котором, собственно, и на-
чался рост и усиление Владимиро-Суздальского княжества и
возникла из небытия Москва.

Князь Юрия Долгорукий был женат дважды. Его первой су-
пругой была дочь половецкого хана, она родила ему восьмерых
детей. О второй жене Юрия якобы ничего неизвестно. Часть ле-
тописцев склонна считать её родственницей византийского им-
ператора Мануила Комнина (дочь или сестра императора Ви-
зантийского Мануила 1 Комнина, царевна Ольга). В 1161 году
«вместе с детьми она бежала в Византию». Скорее всего, дама
действительно была знатною, ибо брачные союзы с Византией,
да и с любым государством заключались в политических целях
– там ей выделили землю и обеспечили всем необходимым. Ва-
силько управлял некоторыми владениями на Дунае. Всеволод
тоже с большой честью был принят императором Мануилом и
получил от него в держание область Оскалана (кстати, это ле-
гендарный город Аскелон (Ашкелон). Случилось это при импе-
раторе Мануиле Комнине. Мануил Комнин был четвёртым сы-
ном византийского императора Иоанна II и его жены Пирошки,
являвшейся дочерью венгерского короля Ласло (Комнины тоже
армянских кровей).

Византийскую невестку с сыновьями из Руси погнал Андрей
Боголюбский. Сын его, Юрий Боголюбский княжил в Новгоро-
де, после смерти отца был изгнан оттуда и вскоре покинул Русь.
А известен он тем, что женился на грузинской царице Тамар.
Которая не вынесла пьянок княжеского отпрыска, терпела года
два и Боголюбский был изгнан ею и умер неизвестно где…

И что?
Но пусть читатель не обольщается обилием армян на им-
ператорских тронах в течение многих веков. Находясь на этих
тронах Армению и завоевывали, и разрушали – точно так же,
как и другие правители, и в потере государственности Армении
Византия сыграла одну из главных ролей. Несколько веков она
была «греко-армянской державой», как бы отделив по традиции
управление судьбой по сути дела страны греческой цивилиза-
ции. Другое дело, что сами армяне, при известном раскладе,
могли принести благо этой своей империи и получать от этого
дивиденды. Остальное ни их, ни титульную нацию не волнова-
ло, впрочем, это понятие было пока размыто, по крайней мере,
за варваров их никто не считал. Скрепляла единая вера, она и
так дивно послужила глубочайшей ассимиляции, и не только на
просторах Византии... Евангелие и вера, приведшая Русь к пра-
вославию, а с ним цивилизация распространялась среди южных
славян, греческая ученость оказалась на прежней высоте, и та-
ким образом, осталась на высоте литература. В этом, возможно,
важнейший вклад армян в европейскую и мировую цивилиза-
цию.

Но это всего лишь история, лучше продолжать изучать
историю, чтобы хорошо знать, что сначала было яйцо, потом
– курица. 


Рецензии