Святитель Тихон Белавин

Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
5/18 октября – Собор Московских святителей
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых
23.05/05.06 – Собор Ростово-Ярославских святых
5/18.11 – день избрания патриархом (1917 г.)
25.03/7.04 – день кончины (1925 г.)
26.09/9.10 – день канонизации (1989 г.)
9/22.02 – день обретения мощей  (1992 г.)

Святитель Тихон (Белавин Василий Иванович) родился 19 января 1865 года в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Воскресенской церкви погоста Клин.
В 1869 году отец будущего Патриарха, священник Иоанн, был переведен в Преображенский храм города Торопца.

В 1874-78 годах Василий учился в Торопецком Духовном училище.
С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему: "Ваше Святейшество".

В 1884 году окончил с отличием Псковскую Духовную семинарию.

11 июня 1888 года окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта Богословия за кандидатское сочинение на тему "Quesnel и его отношение к янсенизму".

С июня 1888 года – преподаватель основного, догматического и нравственного Богословия и французского языка в Псковской Духовной семинарии.

14 декабря 1891 года в храме Трех Святителей Псковской Духовной семинарии епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) пострижен в монашество с наречением имени Тихон в честь святителя Тихона Задонского.
15 декабря епископом Гермогеном в псковском кафедральном соборе рукоположен во иеродиакона.
22 декабря епископом Гермогеном рукоположен во иеромонаха.

С 17 марта 1892 года – инспектор Холмской Духовной семинарии.

24 июня 1892 года назначен ректором Казанской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

15 июля того же года назначен ректором Холмской Духовной семинарии.
Одновременно состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем Православного братства и цензором изданий. Также руководил монастырским благочинием Холмско-Варшавской епархии.

19 октября 1897 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым), архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым), архиепископом Финляндским и Выборгским Антонием (Вадковским) и епископом Нарвским Иоанном (Кратировым) хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.

С 14 сентября 1898 года – епископ Алеутский и Аляскинский.
С 7 февраля 1900 года – епископ Североамериканский и Аляскинский.
Время епископского служения святителя Тихона в Америке было ознаменовано расцветом в жизни местной Православной Церкви: была учреждена Духовная семинария в Миннеаполисе (что устранило необходимость присылать священников из России), был основан Свято-Тихоновский монастырь возле города Скрантона (штат Пенсильвания) со школой-приютом при нем. Епископская кафедра перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Православие при святителе Тихоне стало приобретать всеамериканский масштаб.
Под его председательством в Майфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший между собой переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других мест. В правление святителя Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная никаких раздоров из-за юрисдикционной принадлежности: был единый архипастырь и единое стадо.

5 мая 1905 года Владыка был возведен в сан архиепископа. Архиепископ Алеутский и Североамериканский.
За восемь лет управления епархией святителем Тихоном число приходов в ней увеличилось с пятнадцати до семидесяти пяти, тысячи униатов обратились в Православие.

С 25 января 1907 года он – архиепископ Ярославский и Ростовский.
Владыку Тихона связывала длительная духовная дружба с настоятелем Московского Свято-Даниилова монастыря архимандритом Иоакимом (Хромовым). Отец Иоаким неоднократно посещал Ярославль и делал щедрые пожертвования на храмы города и другие благотворительные нужды.

Архиепископ Тихон состоял почетным председателем Ярославского отделения Союза Русского Народа.

В ходе празднования 300-летия Дома Романовых встречал Императорскую Семью при входе в Успенский собор Ярославля, затем давал Императору объяснения в Спасском монастыре, бывшем местом пребывания Царя Михаила Федоровича в 1613 году.

С 22 декабря 1913 года Владыка – архиепископ Виленский и Литовский.

Вскоре поле того как занял Виленскую кафедру началась Первая мировая война. И он вынужден был эвакуироваться из прифронтовых областей в Москву, где ни один год подвизался в Свято-Данииловом монастыре у своего духовного друга архимандрита Иоакима.

В 1916 году был награжден правом ношения креста на клобуке.
Высочайший рескрипт, данный ему 6 мая 1916 года, гласил: «Ваши непрестанные святительские заботы о благе паствы Вашей <…> снискали Мое Монаршее благоволение, в изъявление коего Всемилостивейше жалую Вам препровождаемый при сем бриллиантовый крест для ношения на клобуке».

19 июня 1917 года на съезде духовенства и мирян Московской епархии владыка Тихон был избран Московским митрополитом.
С 13 августа 1917 года – митрополит Московский и Коломенский.

Он особенно во всю жизнь почитал святого благоверного и преподобного князя Даниила.
12 сентября 1917 года митрополит Тихон возглавил торжественное перенесение святых мощей князя Даниила из храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Троицкий собор.
Впоследствии патриарх Тихон неоднократно совершал Божественную литургию в Троицком соборе, последний раз – в 1924 году, в день памяти преподобного князя Даниила, 12 сентября.

В 1917-18 годах святитель Тихон – Председатель Священного Собора Российской Православной Церкви.
5/18 ноября 1917 года на Поместном Соборе Российской Православной Церкви в Москве избран Патриархом Московским и всея России. Избран из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым старцем Зосимовским Алексием (Соловьевым).
Интронизация состоялась 21 ноября (4 декабря по н.ст.) 1917 года в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения.
После настолования и молебствия с крестным ходом внутри Московского Кремля, разоренного и поруганного, Святейший Патриарх Тихон, по древнему обычаю, совершил объезд Кремля. Он выехал из Кремля в открытом экипаже, выбрав спутниками своими архиепископа Анастасия (Грибановского), бывшего наместника Московского Свято-Даниилова монастыря и будущего Первоиерарха Русской Православной Церкви Зарубежом, и епископа Пахомия (Кедрова), следовавших за ним в отдельной коляске.

19 января (ст. ст.) 1918 года патриарх Тихон издал свое знаменитое Воззвание, обращенное к новым властям, которое, в частности, гласило: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: "Измите злаго от вас самех"» (1 Кор. 5, 13).

21 июля 1918 года в слове, сказанном по Евангелии в Казанском соборе на Красной площади, святитель Тихон осудил расстрел Императора Николая II и то, что "Исполнительный комитет одобрил это и признал законным".
По получении известия о убиении Царской Семьи в Екатеринбурге, Святейший Патриарх Тихон тотчас же на заседании Собора отслужил панихиду, а затем и заупокойную литургию, произнеся грозную обличительную речь, высказав мысль, что как бы ни судить политику Государя Императора Николая II-го, его убийство является ничем не оправданным преступлением. «Недостаточно только думать это, – добавил при этом Патриарх, – не надо бояться громко утверждать это, какие бы репрессии ни угрожали вам».

26 октября 1918 вышло патриаршее Обращение к Совету Народных Комиссаров, в котором читаем: «"Все, взявшие меч, мечем погибнут" (Мф. 26, 52). Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото».

24 ноября 1918 года Патриарх был подвергнут домашнему аресту, в его квартире был произведен обыск.
6 января 1919 года, под Рождество Христово, освобожден из-под стражи.
Впоследствии многократно подвергался домашним арестам.

23 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».
В марте в ряде мест произошли эксцессы, связанные с изъятием ценностей, особенно большой резонанс имели события в Шуе. В связи с последними 19 марта 1922 года Председатель Совнаркома Ленин составил секретное письмо. Письмо квалифицировало события в Шуе как лишь одно из проявлений общего плана сопротивления декрету советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства».
В заседании Политбюро 22 марта 1922 года, по предложению Ленина, был принят план Троцкого – разгрома церковной организации: арест Синода и Патриарха («примерно через 10-15 дней»), печать должна была «взять бешеный тон», надлежало «приступить к изъятию во всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей».
В марте начались допросы патриарха Тихона: он вызывался в ГПУ на Лубянку, где ему дали под расписку прочесть официальное уведомление о том, что правительство «требует от гражданина Белавина как от ответственного руководителя всей иерархии определенного и публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчиненная ему иерархия».

16 мая 1922 года было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ), которое полностью состояло из сторонников обновленчества; первым его руководителем стал епископ Антонин (Грановский), "возведенный" в сан митрополита.
На следующий день власти, чтобы облегчить обновленцам задачу овладения властью, перевезли патриарха Тихона в Донской монастырь в Москве, где он находился в строгой изоляции.
К концу 1922 года обновленцы смогли занять две трети из тридцати тысяч действовавших в то время храмов. Так начался так называемый обновленческий раскол, который до определенного времени поддерживался органами государственной власти СССР. Церковная структура («староцерковники»), возглавляемая патриархом Тихоном, оказалась вне закона.

5 мая 1922 года Патриарх был вызван в суд на процесс московского духовенства. Суд вынес частное определение о привлечении гр-на Белавина к уголовной ответственности. После этого Патриарх находился под арестом в бывших казначейских покоях Донского монастыря, в полной изоляции от внешнего мира. Судя по многочисленным публикациям в советской прессе весной 1923 года писем от граждан, требовавших сурово покарать «людоеда» Тихона, власти готовились к расправе над Патриархом. В газете «Известия» от 6 апреля 1923 года печаталось сообщение: «11 апреля судебная коллегия Верховного суда начинает слушать дело бывш. патриарха Тихона и его ближайших приспешников <…> Процесс будет слушаться в Колонном зале Дома Союзов».
12 апреля 1923 года Политбюро приняло решение: «Поручить Секретариату ЦК вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном», что означало указание суду на необходимость вынесения смертного приговора.
19 апреля 1923 года патриарх Тихон был под стражей препровожден во внутреннюю тюрьму ГПУ, где проходили допросы.

29 апреля 1923 года «Второй Поместный Всероссийский Собор» (первый обновленческий), открывшийся в Москве в храме Христа Спасителя, высказался в поддержку советской власти и 3 мая вынес решение о лишении сана «бывшего патриарха Тихона», а также лишении его монашества: «Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контрреволюционную борьбу и ее методы – методы человеконенавистничества. В особенности Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех, ее признающих <…> Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви. На основании церковных канонов сим объявляет его лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение. Отныне патриарх ТИХОН – мирянин Василий Белавин».

8 мая Патриарх был перемещен в ранее занимаемый им дом в Донском монастыре (продолжая находиться под стражей) – для того, чтобы туда могли прибыть делегаты обновленческого Собора с объявлением о лишении его сана и монашества.

Когда патриарх Тихон, под влиянием некоторых архиереев, а также под давлением советской власти, готов уже было пойти на уступки обновленцам, вплоть до снятия с себя патриарших полномочий, на его защиту твердо встала братия Московского Свято-Даниилова монастыря во главе с епископом Феодором (Поздеевским), с даниловскими епископами-исповедниками. Владыка Феодор считал, что с безбожниками, с попущенной Богом лжевластью и ее сторонниками православным нельзя идти ни на какие компромиссы.
Внешне это твердое стояние даниловцев виделось как оппозиция Патриарху. Но то было стояние за Истину Христову, а значит и за Патриарха. Епископ Феодор почитал и жалел патриарха Тихона и вместе с даниловскими архиереями заявил о непререкаемых правах святителя Тихона на Патриаршество.
Только благодаря авторитету владыки Феодора отставки Патриарха не произошло. Патриарх Тихон был впоследствии благодарен ему за это, предлагал ему в июле 1923 года Петроградскую кафедру и приглашал участвовать в церковном управлении. В августе 1923 года Святейшим Патриархом Тихоном владыка Феодор был возведен в сан архиепископа.
Даниловских архиереев патриарх Тихон в шутливой форме, но относясь серьезно, называл «Даниловским Синодом», «конспиративным Синодом». Он часто советовался с ними. Свято-Даниилов монастырь, родная и для святителя Тихона обитель, стал в те годы подлинным оплотом истинного, чистого Православия. И в обитель князя Даниила отовсюду в больших количествах стекался церковный люд. Храмы обители полнились верующими.
«Синод» архиереев в Даниловском монастыре существовал не только в шутливом патриаршем прозвании, но он был одобрен Патриархом и именовался еще «Параллельным Синодом». Причиной возникновения «Параллельного Синода» было то, что Патриарший Синод, находившийся под плотным контролем ГПУ, все-таки вынужден был встать на примиренческие с богоборцами позиции. Мыслился он как «постоянно действующее Предсоборное совещание», и главной целью его была подготовка тайного Поместного Собора, способного разрешить церковные проблемы без давления властей, и тайное поставление священнослужителей для избежания давления властей.

25 июня 1923 года властями было принято постановление об освобождении Патриарха, и 26 июня ему была предоставлена свобода в организации деятельности Патриаршей Церкви.
Судебное преследование было прекращено, возможно, потому что правительство Великобритании потребовало от СССР прекращения репрессий против Церкви и духовенства, угрожая полным разрывом сношений.
Редакционная статья в партийной газете «Правда» от 27 июня 1923 года завершалась так: «Пусть же пролетарии и крестьяне всего мира, до которых докатилась провокационная кампания политических архиепископов и благочестивых империалистов, – пусть же они узнают, каким плевком наградил их бывший патриарх, которого они хотели использовать, чтобы вонзить свои гнилые зубы в живое тело трудовой советской страны».
Патриарх Тихон оставался под следствием, и легализации (то есть регистрации в органах власти) Патриархии как органа управления не произошло.

9 декабря 1924 года при попытке разбойного нападения на дом Патриарха в Донском монастыре был убит Яков Сергеевич Полозов – весьма близкий Патриарху человек, бывший его келейником с 1902 года. Инцидент произвел на Патриарха крайне гнетущее впечатление.

В начале 1925 года под руководством начальника 6-го отделения СО ГПУ Тучкова началась разработка «шпионской организации церковников», которую, по замыслу следствия, возглавлял патриарх Тихон.
21 марта 1925 года Патриарх был допрошен на Лубянке. Из постановления Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 19 июня 1925 года о прекращении и сдаче в архив дела ввиду смерти подследственного явствует, что существовало «дело № 32530 по обвинению гр. Белавина Василия Ивановича по 59 и 73 ст.ст. УК»; состав преступления по 59-й статье УК РСФСР от 1 июня 1922 года включал в себя «сношение с иностранными государствами или их отдельными представителями с целью склонения их к вооруженному вмешательству в дела Республики, объявлению ей войны или организации военной экспедиции», что предусматривало высшую меру наказания с конфискацией имущества.

7 апреля 1925 года в 11 часов 45 минут в Москве, в лечебнице Бакуниных на Остоженке патриарх Тихон преставился ко Богу.
Знаменательно, что почил он на 6-ой седмице Великого поста в среду, как раз в день смерти праведного Лазаря, а сразу после его погребения началась Страстная седмица.
Замечательна была кончина Святейшего Патриарха Тихона, час которой ему очевидно был известен. Замечательны и последние слова его, произнесенные незадолго до кончины: «Теперь я усну крепко и надолго... ночь будет длинная, длинная... темная, темная...» Как-то очень ясно, что под этой «длинной и темной ночью» он подразумевал не свою смерть, а «мрак кровавого безбожия», опустившийся над всей столь любимой им Русской Землей, Первоиерархом которой избрал его Промысл Божий. Страшная ночь эта, как мы видим, действительно оказалась «длинной, длинной... темной, темной», продолжается и по сей день, и конца-края которой пока все еще не видно.

Чин погребения был совершен 12 апреля 1925 года, в Вербное воскресенье, в Донском монастыре. На погребении святителя Тихона присутствовало пятьдесят девять епископов, до пятисот священников, а количество мирян, пришедших перед этим проститься с великим Патриархом, исчислялось многими сотнями тысяч. Пели хоры Чеснокова и Астафьева.
Место захоронения: Москва, Донской монастырь, с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора.

Верующий народ русский до самой кончины верил Святейшему Патриарху Тихону как твердому стоятелю за веру и печальнику за Церковь Русскую и свято и благоговейно чтит его, храня в памяти его решительные и мужественные выступления с обличениями богоборческой власти палачей русского народа.

В день погребения патриарха Тихона состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей, на котором обязанности Патриаршего Местоблюстителя возложены были на митрополита Крутицкого Петра (Полянского).

1 ноября 1981 года патриарх Тихон был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей.
Святитель патриарх Тихон (Белавин) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года.

19 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей патриарха Тихона. Мощи его покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря в Москве.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 257-291.
3. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1995. 302 с. (Жизнь замечательных людей. Вып. 726).
4. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 1.
5. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл.
6. Богословский сборник. К 75-летию со дня кончины святого Патриарха Тихона. Вып. VI. М.: ПСТБИ, 2000.
7. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384 с.
8. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416 с. С. 5.
9. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280 с. С. 5.
10. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 91.
11. Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. Альбом издательства «Даниловский благовестник». М., 2000.
12. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете слова Божия. – К 45-летию священнослужения и 25-летию служения в Америке в Св. Троицком монастыре. – Слова и речи. Том IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Т;пография преп. Иова Почаевского, 1976. – С. 324-332.
13. http://www.msdm.ru
14. http://www.pravoslavie.ru
15. http://pstbi.ru


Рецензии