Две звезды

Посвящается памяти Екатерины Васильевны Смольяковой и Зои Николаевны Будариной.


Только этим двум Женщинам, я могла бы сейчас сказать, что они мои путеводные звезды в этой, земной жизни, в которой отовсюду звучат голоса гордости, денег, страстей, тщеславия и наглости, перебивая и пытаясь заглушить тихий голос Доброты.




За свою  жизнь я встретила только двух  золотых женщин.  Обе прожили  тяжелейшую жизнь. Несчастий ни одна из них не заслужила, потому что лучше женщин я не встречала.

Первая звезда моей жизни - прабабушка Катя. В  детстве ей пришлось пережить  большое переселение, пройдя через горы вместе со своей семьей из Австро - Венгерской Империи на территорию сегодняшней Украины. Я не знаю, что происходило с ней в эти годы. Знаю только, что в детстве ее папа возил зимой на санках своих детей каждое воскресенье на службу. Кажется они жили в Белой Церкви (название города).
 
Затем Первая  Мировая война.
 
Замужество. Муж привез ее в  Райгород (под Царицыном), какая насмешка судьбы в названии и  бросил одну с маленькой дочерью (моей бабушкой). Это было в годы страшной Великой Октябрьской революции и годы голода в Поволжье. Годы людоедства, когда людей съедали не только морально как сейчас, но и физически.

 Потом она снова вышла замуж и родила еще двух дочерей и сына. Думаю, что тогда у многих женщин не было возможности выходить замуж по любви, нужно было просто выживать. Одной из ее  пословиц, которая дошла до меня, была о мужьях: «плохой плетешок, но затишка». Потом опять голод в Поволжье. Сколько душевных и физических сил нужно иметь, чтобы пережить все это и остаться добрейшей Женщиной?

Началась Великая Отечественная война и ее восемнадцатилетнего, единственного сыночка Сашеньку забрали защищать Сталинград. Она шла за сыном вместе с новобранцами от Ступино, по жаркой степи пока могла, пока ей дозволялось. Когда все останавливались на отдых, сын ложился на ее колени, а она, снимала с себя платок и прикрывала им  ненаглядное  лицо сыночка от палящего степного солнца. Когда моя мама видит на Мамаевом Кургане на площади Скорби скульптуру Матери, склонившейся над сыном, она плачет и говорит, что вспоминает Катеньку. Ее молоденького сына почти сразу убили. Обелиск с его фамилией стоит недалеко от библиотеки в Ступино. Смольяков Александр.
Она почти всю свою жизнь прожила в сельской местности, где люди работали тяжелым физическим трудом с раннего утра до позднего вечера за трудодни (палочки в табеле). Вставала рано, кормила скотину, делала дела по дому, а потом бежала в поле. Могла остановиться и сказать: «Через минуту пойдем», ложилась в траву и спала ровно одну минуту. Бежала дальше.

В войну на нее легла ответственность еще и за мою мать, пока ее старшая дочь Анна, с медицинским образованием, вместе с другими вылавливала из красной Волги в дни Сталинградской битвы трупы, плывшие по реке, надеясь, что есть и живые… и работала до темноты.

Продолжение следует...


Рецензии