Прогноз с надеждой на ошибку

Я редко делаю прогнозы. Во-первых, потому что я почти не умею предвидеть хороших событий. Вижу чаще всего только мрачные. А моё „во-вторых“, как вы сами догадываетесь, естественным путём вытекает из „во-первых“. Мрачные прогнозы мне делать не нравится. И каждый раз я надеюсь, что мой прогноз не сбудется. Но каждый раз, увы, угадываю. Если память мне не изменяет, я ещё ни разу не ошибся, по крайней мере, в прогнозах опубликованных.
Совсем недавно я писал, что лучше всего у нас получается увековечивать память. А ещё - клеймить злодеев и назначать виновных. Но мало что реально делается для предотвращения трагических событий. Подробно я об этом уже рассуждал (Вот, хотя бы, навскидку: http://www.proza.ru/2016/04/12/61 , http://www.proza.ru/2016/12/26/1272 , http://www.proza.ru/2016/04/09/188) . Не хочется повторяться.
Так вот, я вам обещаю: всё в точности повторится и в этот раз, и в следующий. Мы поговорим, пообещаем себе заботиться о своей безопасности заранее, а не постфактум. Затем минует несколько месяцев и... всё пойдёт своим чередом. А после очередной трагедии - по чьему-то преступному недосмотру - увидим те же самые телодвижения власти и услышим те же самые речи. „Неслыханно“, „доколе“ и „мы скорбим вместе с вами“. Причём, если президент, в силу недюжинного актёрского таланта, каждый раз хотя бы импровизирует и почти безупречно играет нужные эмоции, то роли некоторых его сподвижников особым разнообразием не отличаются. Речь одной властной дамы, как мне постоянно кажется, каждый раз читается с одной и той же бумажки. Разве что иногда вставляются новые географические названия.
Почему же я так уверен, что мы обречены на повторение катастроф, где виной будет „человеческий фактор“? Объясню. В первый раз, наверное, мне доводится случай не ругать власть, а высказать свою настоящую точку зрения: виноваты мы все, всё общество. Каждое общество заслуживает своё правительство. С этой классической фразой я, увы, согласен. Но сейчас не об этом. Давайте посмотрим, в чём вина каждого из нас.
С первой группой виноватых всё предельно просто. Все, кто из-за материальных выгод сознательно пренебрегает зависящей от них безопасностью других людей - преступники. И нечего тут особо мусолить. Разве что некоторую градацию произвести. Проверяющие, должностные лица, которые закрывают глаза на нарушения - сволочи стопроцентные. А владельцы опасных предприятий, допускающие нарушения, всё-таки частично испытывают на себе влияние второй, самой массовой группы виноватых. Нас с вами.
Да-да. Положим руку на сердце. Вторая группа потенциальных виноватых - мы все. И тот охранник, который отключил (или не включил) сигнализацию на пожаре в Кемерове - из наших рядов. На его месте мог оказаться каждый. Но наказан будет он, так как не только мог, но и оказался. Судьба такая. Впрочем, вины с него это никоим образом не снимает.
Безалаберность и разгильдяйство - наша национальная черта. Русское авось знаменито на весь мир. Поспорьте со мной, что вы лично не такие и всегда поступаете правильно с точки зрения безопасности -и я озолочусь в споре с вами. Даже у тех педантов, с которыми никто не общается из-за их крайнего занудства на почве „правильности“, я непременно найду что-нибудь неправильное. Потому что сам такой. Раздолбай. И про раздолбайство знаю всё. Секретов нет. А сам такой как раз не потому что чего-то не знаю, а потому что - „а ну его на фиг, лениво, сами с усами и не суйтесь не в своё дело“.
Но разгильдяйство - преступление (если разгильдяйство стало преступлением) не корыстное. И, скорее всего, злого умысла тот охранник тоже не имел. Говорило, небось, ему начальство не поднимать панику „по пустякам“ - а то уволят „выскочку“ - вот и отключил он по привычке „заглючившую“ аппаратуру. Более того - тот охранник ещё мог и героем оказаться - если бы стал спасать людей, а не сбежал.
Это тоже наше национальное. Героизм по случаю проявить можем, а сделать так, чтоб героизм не пригодился - никак не получается. Не зря, опять же, классическое: героизм одних порождается дуростью других. Хотя, почему же. Русский человек вполне способен на героизм и после собственной халатности. Но и то, и другое - от души.
Не со зла, конечно, действует и третья группа виноватых. Это как раз власть. После тех - виновников „конкретных“ из первой рассмотренной группы, власть - следующие по значению виноватые. Но виноваты они не „конкретно“, не узко, не в частности, а системно. В их силах исправить систему, но они этого не делают. Предпочитают „ручной“ режим руководства „автоматическому“ .
Не надо верить их скорбным лицам. Они не с нами. Власть, проявляющая эмоции - это нонсенс. И это не упрёк, это как раз комплимент власти. Упрёк - в лицемерии, потому что эмоции они таки пытаются изобразить. Неуклюжий реверанс нам - ведь мы-то голосуем сердцем.
Нет, братцы, точно вам скажу: я бы не доверял военным, полиции, врачам и власти, которые не являются здоровыми циниками. Толку от таких не будет. Бесстрастность, увы, неотъемлемое требование профессии. В эти сферы деятельности либо циниками уже приходят, либо быстро ими становятся. Главное, не путать вынужденный „бездушный“ прагматизм с садизмом.
Так вот, основные истинные мотивы действий любого чиновника следующие: начальство должно быть довольно, толпа спокойна, а карман полон. И всё. Нет здесь никаких „наших интересов“. Только свои. Просто в части „всеобщего спокойствия“ они ненадолго совпали с нашими.
Кое-какие „системные“ изменения в те короткие периоды, когда общество „разгорячено“ трагедией, власть всё-таки сделать успевает. Не скажу, что не меняется вообще ничего. Но всё же крайне мало. Беда наша в том, что стимулом для власти что-то менять является желание успокоить волнения, а не решить собственно проблему, вызвавшую эти волнения.
Взбудораженность общества пройдёт, и всё вернётся на круги своя. Проверяющие возобновят поборы за „услуги“, карман (не только личный, но и государственный) наполнится. Все будут довольны, в том числе и начальство. До новой беды.
Попробуйте указать власти на какие-либо недочёты или „недогляды“ в вопросах безопасности в периоды общественного спокойствия, когда со старой трагедии прошло достаточно времени, а новой „вроде бы“ ничего не предвещает. А тут вдруг вы со своими замеченными „глупостями“. Попробуйте. Вас просто пошлют. Скажут: иди, мальчик, не мешай. Тут взрослые дядечки - вот с такенными мозгами! - думают, им виднее. Не придумывай ерунды. Не до тебя.
Я пробовал, я знаю.
Впрочем, такое поведение власти вполне нормально, в соответствии с законами природы. Это я не раз утверждал, когда кто-то упрекал меня в нападках на неё, родимую. Ну а то, что она нам такая нравится и мы позволяем ей себя так вести - кто ж в этом виноват, кроме нас самих? Не доросли, значит, мы пока до хорошей власти, раз верим в когда-нибудь вдруг проклюнувшуюся у власти совесть.
Но мы-то сами тоже хороши. Мы тоже успокаиваемся вместе с властью, загипнотизированные её активностью после очередной трагедии. Думаем, что наконец-то власть всё исправит. Наивные.
Нет, на власть надо давить постоянно, не давать ей передышки. Заставлять вносить в систему безопасности изменения именно системные, а не надеяться, что после карательных мер новый „человеческий фактор“ окажется эффективнее старого и не даст сбоев.
Даст, обязательно даст. Особенно, учитывая эти вышеназванные особенности нашего менталитета.
Что же делать? Какие такие системные изменения нужны? А вот какие. Я имею в виду ту самую „защиту от дурака“. Систему, которая применяется умными людьми в „умной“ технике. Систему, которая сводит к минимуму влияние „человеческого фактора“. Если власть не может придумать и организовать подобную систему - значит, она и есть дурак. А зачем платить деньги дураку? Не лучше ли нанять умного?
Если же власть не хочет - дураки уже мы сами, что не желаем её заставлять. Такой вот „парадокс“.
Но я всё же не оставляю надежд. Надеюсь, что кто-нибудь, когда-нибудь, как-нибудь... да поумнеет. Вот такой прогноз мне очень нравится. Сбудется ли?


Рецензии