Почему человек ошибается

      Потому что он привык познавать изменчивый мир методом проб и ошибок.
      
      С раннего детства до глубокой старости человек обречён на  совершение тех или иных ошибок. Хотя при этом он сохраняет внутреннюю уверенность в непогрешимости своих поступков. Если ребёнок твердит взрослому «я сам», чтобы реализовать врождённые способности, то пожилой человек не сомневается в правильности своих действий, опираясь на жизненный опыт.
      Искренне заблуждаясь, тот и другой проявляют свою решительность потому, что в основе этой уверенности лежат инстинкты человека.
      Предположить, что каждое своё действие я  буду глубоко обдумывать или (что ещё хуже) не знать, как поступить, значит заведомо готовить себя к гибели. Не знаешь, как жить – умирай.
      
      Инстинкты (врождённые и приобретённые) помогают выживать как индивиду, так и всей популяции. Каждый человек всегда знает, как жить, благодаря генетической памяти.
      Но весь фокус в том, что в этой памяти заложена «некая ошибка».
      Один человек осторожен, другой – безрассуден. Один человек умный, другой – глупый. Один физически сильный, другой – слабый. Один человек имеет музыкальный слух, у другого он отсутствует. И так далее. Примеры изменения врождённых способностей у особей нашей популяции свидетельствуют о том, что эта «некая ошибка» вовсе не ошибка, а причина и следствие эволюции при получении объективных результатов от изучения среды (приспособляемость). Мы не знаем свойств этой среды, поэтому используем всё разнообразие своего инструментария.

      Можно сделать предварительные выводы.
      Человек имеет право на ошибку, это первое. И второе: случайности, которые с нами происходят, вовсе не случайны – в них нужно искать закономерности.

      Но и главный вопрос при этом очевиден – если мы часто ошибаемся, то, как обрести контроль над своей жизнью?
      И ответ на этот вопрос будет незамысловат: когда поймём механизм наших ошибок, тогда сведём их до минимума, хотя полностью избавиться от них невозможно.
      Однако не трудно догадаться, что часто интересы индивида не совпадают с задачами общества. То, что требует общество, может представляться для самого человека ошибкой.
      
      Вот собрался человек на войну, готов защищать Родину ценой своей жизни. Общественное всегда выше личного. Но зачем этому человеку эфемерное общественное, если его самого не станет на белом свете?
      Общество находило на этот вопрос разные ответы: защита потомства, патриотизм, гарантированный рай в загробной жизни, охрана жизненных интересов. При этом постоянно находились скептики: своя рубашка ближе к телу, вояки – это пушечное мясо, «кому война, а кому мать родна».
      Решение этого противоречия между общественным и личным уже заложено в нашей генетической памяти. Некоторые народы позволили легко оккупировать свою территорию фашистской Германией, другие оказали ожесточённое сопротивление. Третьи спустя десятки лет назвали «оккупантами» тех, кто без единого выстрела осуществил над ними кажущийся протекторат. И кто из этих народов совершил ошибку?
      История рассудит? Увы, история, которую мы постоянно переписываем, выглядит, скорее, служанкой, удовлетворяющей политические интересы.
      Немцы покаялись. Остальные доказывают свою правоту, тиражируя генетическую память. Но у каждого она своя, у каждого свои критерии. То, что одни считает доблестью, другие – безрассудством.
      «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Вот и найди единые критерии ошибок, вспоминая эту народную мудрость.

      Ну, если мы взялись изучать внешний мир методом проб и ошибок, то наш взгляд на мир должен быть по возможности научным и минимально субъективным. По крайней мере, не замыленным расхожими догмами о свободе, равенстве, братстве. 

      Природа более чем милостива: у неё нет критериев "плохо" или "хорошо".      

      Какое-то время человек придерживался этих же взглядов: Бог дал – Бог взял. Но потом он создал себе нравственные критерии, продолжая постоянно их совершенствовать. И эти критерии  появились для выживания популяции в целом, а не для удовлетворения потребностей личности.

      Но спустимся от заоблачных абстракций к грешным реалиям.
      Любая травма, авария или катастрофа – это всегда чья-то ошибка. Во всём, кроме природных катаклизмов (частично и в них так же), можно найти «человеческий фактор». Этим термином принято называть ошибки, совершаемые людьми. Эти ошибки можно разделить на две группы: системные и случайные.
      К системным относятся те, которые люди совершают, заведомо зная, что их действия противоречат нормам и правилам. В основе этих ошибок лежит приобретённый инстинкт нигилизма – отсутствие страха. Если я впервые сел за руль автомобиля, то никак не поеду со скоростью 85 км/час. Получив опыт вождения, мне будет легко ехать по городу с такой скоростью, хотя правилами это запрещено. Чтобы не платить штраф за нарушения, поставлю антирадар. Годами могу так ездить, пока не встретится ещё больший нигилист, потерявший всякий страх – как результат, авария. Ошибочно думать, что случайность заключается в этой встрече с лихачом. При собственных постоянных нарушениях нужно больше удивляться тому, что она не случилась раньше.
      Точно так же удивляться нужно не тому, как «случайно» попала в глаз песчинка, а тому, как она не попала, если рабочий долбит без защитных очков. Ведь при ударных работах из-под инструмента летят сотни мелких частиц. 
      Если бизнесмен с помощью хитроумных схем уходит от налогов, то он проверяет общество на реальность выработанного этим обществом тезиса: «Вор должен сидеть в тюрьме». Шанс на ошибку имеет и общество, и бизнесмен. Цена ошибки – процветание.
      
      Вывод один: человек пренебрегает той ИНФОРМАЦИЕЙ, которую накопил он сам и его социум.
      А необученный человек просто не владеет той ИНФОРМАЦИЕЙ, которая ему поможет с выживанием.

      Случайные ошибки только на первый взгляд случайны.
      Но при внимательном рассмотрении в них можно найти закономерность: человек ошибается в состоянии стресса. Человек торопится, человек опаздывает, человек расстроен, человек не выспался, человек задумался о чём-то своём, человек отвлёкся от выполняемых операций, человек устал – всё это есть состояние стресса, которое может оказаться «спусковым крючком» не только для болезней, но и для травм и аварийных ситуаций. В основе стрессовых ситуаций лежит неумение адаптироваться к полученной ИНФОРМАЦИИ.
      Можно и болезнь рассматривать как ошибку организма, находящегося в равновесии с окружающей средой.

      Информация – это тот волшебник, который с помощью своей палочки может осуществлять любые превращения.
      Мы не умеем адекватно воспринимать знаки этой информации, поэтому ошибаемся.
      Разберём на примерах это утверждение.

      Мы не умеем слушать.
      Собеседник высказывает некую идею «А-Б-В-Г-Д». Наши мысли опережают слова собеседника. Человек говорит со скоростью 120-150 слов в минуту, а думает со скоростью 600-800 слов в минуту.  Поэтому наше восприятие оказалось сконцентрировано вокруг более эмоционально значимого для нас понятия, допустим «В»,  мы начинаем думать про это «В», абсолютно уже не воспринимая «Г-Д». Как итог: наш оппонент говорил одно, мы услышали другое.
      Не случайно в знаменитых «Законах Паркинсона» можно прочесть: «Любые указания люди понимают иначе, чем тот, кто их даёт», или «Мат – единственный язык, указания на котором, понимаются  без искажений».
      Эту специфичность восприятия эксплуатируют современные средства массовой информации как идеологическое оружие, как навязчивую рекламу, как средство оболванивания.

      Мы не умеем видеть.
      "Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит" (Леонардо да Винчи).
      Смотреть и видеть – это не одно и то же.
      Странный это мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное.
      Анекдот. Приходит пожилой мужчина к офтальмологу: «Доктор, у меня что-то с глазами…». Доктор: «Жалобы, симптомы…». Пациент: «Раньше только гляну на женщину – сразу становится желанна, сейчас смотрю, смотрю…, всё бесполезно».

     Древнегреческий мудрец Скилеф.
«Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и отказываются верить в то, что им не нравится.
Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям.
Человека нельзя заставить быть счастливым точно так же, как нельзя помешать ему быть несчастным, если он сам этого хочет.
Никто не сможет уговорить человека, если он сам не поддастся уговорам.
Человека нельзя обидеть, он может только обидеться.
Мы знаем о мире меньше, чем котенок, играющий с солнечным зайчиком, знает о Солнце.
Глупый противопоставляет себя миру и поэтому злится, мудрый же считает себя частью Вселенной и поэтому спокоен.
Когда мы изменяем точку зрения на мир, то и мир начинает смотреть на нас по-другому.
Настойчивость под руководством разума становится упорством, а под руководством страстей – упрямством.
Каждый живет в таком мире, который заслуживает.
Не следует путать информацию с фактами.
Гений видит то же самое, что видят все, но при этом думает по-другому, поэтому совершает открытие».

      В чём здесь и сейчас наше открытие?
      В том, что управляющий нами бог – это информация.
      Чтобы уменьшить количество ошибок в своей жизни, нужно умело пользоваться этой информацией.
      Уметь «отделять зёрна от плевел».
      Учитывать, что сегодня информационная революция приносит многочисленные жертвы на её алтарь, как и любая другая революция.

      Высказывания «древнегреческого»  мудреца Скилефа, были найдены в Интернете, однако сведения в Википедии о нём отсутствуют. Зато удалось «расшифровать» его маску при обратном прочтении имени – Феликс.

      Вот заголовок статьи из Интернета: «Если государство эффективно не справляется с бедствиями – надо быть готовым спасать себя и семью самим. Как минимум, менять свое пофигистское отношение к безопасности».
      Но это уже высшая математика.
      А начинать нужно с арифметики.

      Не ошибается тот, кто ничего не делает!
      Нужно постоянно думать, где тобой допущены системные ошибки, и где часто случается твоё нахождение в стрессовом состоянии.
      «На Бога надейся, да сам не плошай». Это народная поговорка.
      «Спасатели не придут, пора пробиваться сквозь дым на четвереньках». Это прогноз политолога Глеба Павловского. 
 


Рецензии
Не является исчерпывающе полным отражением реальности бытия вселенной утверждение: <<Природа более чем милостива: у неё нет критериев "плохо" или "хорошо".>>

Собственным процессом бытия сама природа нам подсказывает суть устойчивого бытия неживой, живой и мыслящей материи вселенной:

Фрактал (Мульти локальная мульти масштабность) эволюционирующего в оптимум индивидуального и коллективного бытия неживой материи, живой и мыслящей материи через усложнение и через упрощение. Оптимум бытия это не меньше эволюционирующего предела необходимости, но не больше эволюционирующего предела достаточности в ассортименте и количестве всего того, что уже существует и того в чём есть индивидуальная и коллективная потребность, проектирования, опытного производства, тиражирования в массовом производстве, перемещения, распределения, применения.

Например, нейтрон относительно стабилен только в коллективе с протонами и с другими нейтронами в системе нуклонов ядра атома каждого относительно стабильного изотопа элемента.

Всю новую неплотную материю электростатики и магнетизма, которую порождает, производит в них работа процесса бытия в относительной величине удвоенной Объёмной Постоянной Хаббла [2*(6,591*10^-18 в секунду)], квантовые объекты плотной материи вещества (нуклоны вне ядер атомов, нуклоны в составе ядер атомов, электроны вне электронных облаков атомов, электроны в составе электронного облака атомов), без сожаления, испускают вовне для обеспечения своего стабильного бытия. Испущенные вовне потоки элементарных отдельностей неплотной материи увеличивают собой объём пространства уже существующего объёма пространства неплотной материи вакуума.

Но и материя вакуума, для своего относительно стабильного бытия, без сожаления, малую свою часть, в величине Объёмной Постоянной Хаббла (6,591*10^-18 в секунду) - половину от относительной величины прироста объёма пространства, строго организованным хаосом потоков элементарных вихрей неплотной материи электростатики и магнетизма самофокусирует и сжимает в плотную материю новых атомных единиц массы в форме новых нейтронов, как правило, вблизи с уже существующими нейтронами, протонами, ядрами атомов, электронами.

Так вечно течёт энергия информации бытия объектов и коллективов объектов материи от фокусов истоков в фокусы притоков в форме потоков элементарных вихрей неплотной материи электростатики и магнетизма.

Динамические кристаллы неплотной электростатически-магнитной материи вакуума - фотоны являются квантами меры термодинамического, электромагнитного изменения инерциальных систем индивидуального и коллективного бытия малых и больших объектов относительного покоя - объектов плотной материи вещества.

При неоптимальном соотношении количества нейтронов и количества протонов в ядре атома, ядро атома такого нейтрон недостаточного изотопа элемента является не стабильным во времени-бытие.

При недостатке нейтронов над протонами (избытке протонов нейтронам) из ядра атома испускается альфа частица, или протон, или позитрон; или ядро атома захватывает извне один или два электрона, а тяжёлое ядро атома может разделиться на два дочерних ядра атомов.

При избытке нейтронов над протонами (недостатке протонов к нейтронам) из ядра атома нейтрон избыточного нестабильного изотопа элемента испускается электрон, или два электрона, или антипротон, или анти альфа частица.

Вот и в человечестве надо соблюдать пределы эволюционирующей необходимости и эволюционирующей достаточности в качестве и количестве людей на Земле; в качестве ассортимента и количества производимых, применяемы и потребляемых потребительских ценностей и услуг, совершении поступков и воздержании от поступков адекватно ситуациям бытия. Познавая вселенную, природу планеты обитания, человека и общество. Эволюционируя систему знаний, интегрируя знания в эволюционирующий язык-всезнания эволюционирующей реальности - Теорию Относительности Реальности.

Гегемонизм примитивизмом насилия общинной дедовщины и бандитизма; варварство колонизацией, порабощением и эксплуатацией; мракобесие измышления небылиц и веры в небылицы; диктатура абсолютизмом догматизма и бюрократизма; либерализм вседозволенности не сексуальных и ЛГБТ сексуальных извращений и преступлений, лжи и клеветы, нигилизма, галлюцинаций и бреда наркотического опьянения и сумасшествия; маниакальность вандализмом, садизмом, терроризмом, суицидом и геноцидом - всё это совершается повсеместно на Земле и всё это преступления против вселенной, против природы, против человечества, против личности!

Все эти преступления ведут к социальной нестабильности, формируя и усугубляя дискриминацию большинства с противоестественными привилегиями меньшинства. В обществе нарастает вражда, злоба, ненависть, разряжающиеся кровопролитными бунтами, чёрно-белыми и цветными революциями. Как правило, из других обществ - враждебных племён, кланов, стран организуемых и обеспечиваемых оружием, военноначальниками, политическими и финансово-хозяйственными советниками-провокаторами, стреляющими по обеим сторонам конфликта снайперами, провоцирующими вооружённый путч, гражданскую войну.

Александр Константинович Макеев   03.07.2019 18:25     Заявить о нарушении
"Мульти локальная мульти масштабность эволюционирующего в усложнение и упрощение оптимума индивидуального и коллективного бытия..."??
Александр, Вы то сами понимаете, что написали?
Вы думаете, что это научный язык?
Это язык аргументации?
Природа милостива - она не приемлет нагромождений!
Её механизмы работают независимо от нашей косности мышления и языка.
Спасибо за отклик.

Виктор Попов 7   03.07.2019 11:04   Заявить о нарушении
Виктор, благодарю вас за критику моей рецензии! Я произвёл небольшое редактирование текста моей рецензии.

Александр Константинович Макеев   03.07.2019 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.