Пять минут




                Предуведомление. Название не имеет ни
                малейшего отношения к знаменитой
                песенке из «Карнавальной ночи»
 
       Живет мальчик, которого все любят: прабабушка, бабушка, дедушка, мама. Не любит его только родной отец. У него другая семья и другая родня. Как это часто водится, новая семья богаче и чиновнее. Разумеется, отец не платит алиментов и к сыночку относится враждебно. Это тоже случается в наше время и довольно часто. Но не об отце же речь, дьявол с ним.
       
       Если вы хотите встретить в наше время Естественного человека, воспитанного не по Руссо, а просто так, то вы, возможно, уже опоздали, он уже что-то воспринял от далеко не естественного нашего века. Что же касается нашего героя, то громадная доля естественности в нем еще сохранилась, хотя он уже большой – четвертый класс. И живет он теперь в столице,  которая не может не быть врагом естественности.
        Раньше он жил в нашем маленьком городе, еще сохранившим некоторые патриархальные черты, хотя уже изрядно потускневшие. Мы живем довольно близко от дома его родных, по другую сторону узенькой, извилистой, мелкой, симпатичной речки. Неширокий луг на левом ее берегу добавляет прелести месту, где расположен их дом, недалеко от речки. Но и это пространство наполовину занято садом – по виду несколько диковатым, что одобрил бы Жан-Жак, который сам будучи французом, не шибко, мне кажется, одобрял французскую рациональность, размеренность и по линейке вымерянную природу. В этом он, несомненно, походил на англичанина. Но ведь и английские сады планируют, несмотря на их якобы природную дикость.
      
       Ничего спланированного, слава Богу, не было на том пространстве, в котором рос наш естественный человек – ласковая симпатичная природа, хоть и тронутая человеком, но не очень. Удивительно ли, что он полюбил природу, Nature, где он, видимо, и ощущал, и до сих пор, возможно, ощущает себя частью ее. Слово «ботаник» стало ругательным в нашем мире машин и компьютеров (тоже машины!). И скоро все станут, подобно китайскому императору, любить только механических соловьев, поскольку никогда не слышали настоящих.
      
      Лет сорок назад дочь одной моей приятельницы, ученица 5 класса, написала в сочинении: «как хорошо, что вокруг нас еще сохранилась природа!» Учительница поставила ей двойку, написав рецензию: «что за вздор!» и вызвала маму в школу.
      
      Мальчик же, живя в этой природе, был природным, то есть, естественным ее наблюдателем и ценителем. Мы с женой пришли к ним в гости. Мальчик, ему было шесть или семь, сорвал без всякого наущения со стороны взрослых, скромный луговой цветок и протянул его моей жене. Так мог поступить жан-жаковский Эмиль.
      
      Мальчик не любит учиться – музыка, английская академия (!), и не хочет. Прабабушка, бабушка, мать и дедушка относятся к этой проблеме понятно как, но, кажется, без лишней и вредной в таких обстоятельствах строгости. Мудрая позиция! Если дело, конечно, обстоит именно так. А мальчику просто скучно среди правил и жестких требований. Как не скучать такой душе, окруженной скучнейшими обязанностями: надо, надо и надо, выучи, зазубри, сыграй!
       
      Его привели к моей жене, она раньше имела дело с маленькими детьми, учила их английскому языку. У нее есть талант и умение учить. И чудное дело! Он не скучал, а 60 минут для любого ребенка – каторга, если ему не интересно. И вот учительница, выполнив намеченное, отпускает мальчика.
       
      Перед мальчиком круглый циферблат настольных часов, он смотрит на циферблат и говорит:
- А еще пять минут!


Рецензии