На полях истории. Люди окраин-2

Об отваге тех, кто умеет выживать

Когда говорят о нищете окраин, я думаю об отваге моих земляков.
Слово «отвага» происходит от немецкого – wagen, что означает способность к риску. Затем слово перешло в польский язык – odwaga, оттуда, вероятно, скалькировано в украинскую вiдвагу, а затем стало русской отвагой.  Качество это, конечно, было и проявлялось в человеке всегда.
Думали ли поющие песни безумству храбрых о каких-нибудь других способностях безумцев, кроме отваги? При здравом рассуждении получается, что отважные умеют только выживать, а остальные – жить. Но, тем не менее, история чаще сохраняет примеры мужественных и храбрых, чем остальных жителей планеты, умеющих просто жить и радоваться жизни за счёт других.
Рассмотрим несколько примеров отваги казаков, вся история которых сплошное выживание и расширение территории тех, кто жил и поныне живёт за счет их кажущегося безумства. Зачастую центральная, серединная, Россия преуспевает (успевает?) жить, пока окраины страны выживают…
Исследователи вскользь упомянули о русских казаках в XII веке, в армии хана Батыя. Отличились они при разгроме объединенного рыцарского соединения венгров, австрийцев и французов под Пештой. Шесть дней догонял король Бела татаро-монголов, а догнав, погубил свою армию, которую выманила на простор конница урусов. Пешт был взят.
Значит, русские казаки уже были в татаро-монгольском войске.
Более подробно об отваге казаков написано в XVII веке. Азовское сидение. Азов – ключ к Старому полю, хозяин крепости – хозяин Дона и Нижнего Днепра. Азов стал столицей Всевеликого войска Донского в 1637 году. А через четыре года крепость, где было 6000 казаков, осадили по одним сведениям 120 тысяч, по другим до 240 тысяч турок и наёмников. Три месяца они штурмовали крепость. Превосходство в живой силе было в 40-50 раз.  Турки потеряли под стенами Азова почти 100 000 человек. Будем иметь в виду, что Азов осаждала государственная армия, а защищала его казачья вольница. Русское правительство, как всегда, ничего внятного не предпринимала…
В XVII же веке просвещенный мир узнал о невиданной отваге казаков гетмана Хмельницкого в битве с армией Речи Посполитой, которая превосходила войско гетмана в три раза. Известно, что союзники предали казаков, пленили гетмана и ушли с поля боя. Казалось бы, что дух казаков должен был ослабнуть, тем более выбранный ими атаманом Филон Джеджалий уже начал переговоры с поляками о сдаче. Но казачий круг избрал нового атамана – полковника Богуна, хотя исход сражения уже был предрешён.
В живых осталось только 300 казаков, но, как пишет историк, с каждым из них пришлось вести отдельное сражение. А когда остался всего один казак, он бился против целого войска три часа! Он прятался от пуль за найденной в болотах лодкой, израсходовав заряды, вышел навстречу врагам с косой, убивая каждого, кто пытался к нему подойти. Казак был изранен четырнадцатью выстрелами врагов, но отважно встретил немецкого улана и шляхтича, которые приблизились к нему по воде. За этим сражением наблюдал король, который велел передать отважному казаку, что дарует ему жизнь. И что же казак? Он крикнул, что милость врагов ему не нужна, ибо он воин и умрёт смертью воина!
Кем современники должны считать такого человека, нашего предка?
Известно, что в конце XVIII  века при преодолении ледяного хребта Паникс в Альпах, на подъём казаки ползли на четвереньках, а при спуске, что страшнее подъёма, садились на лёд и буквально летели вниз на верную смерть. Зацепиться было не за что, сплошные скалы, обрывы и лёд. Пять тысяч человек погибли. Сознательно. Но многие остались живы. И победили.
Кто эти люди в глазах современников?
Примеров отваги казаков, непонятной нормальному человеческому уму, в истории много. В памяти потомков забайкальских казаков – горстки их предков, мчащихся на сотни, а то и тысячи солдат неприятеля в китайском походе 1901 года, в русско-японскую, в первую мировую и вторую мировую войны.
Наш человек способен накрыть собой гранату, защищая своих друзей, спасти от взрыва корабль и сгореть в огне, выйти навстречу врагам, даже не думая об их количество, на 3 или 5 тысяч рублей жить на краю страны при 50-градусном морозе, поделиться последним куском хлеба, совершенно не думая о себе. Наш человек способен в голой степи, из ничего, создать хозяйство и жить без государства. Не жаловаться. И в любом случае сохранять стойкость духа. Эти качества напрямую связаны с теми, которые описаны здесь и в истории.
Из человеческого муравейника, где рядом с высокой нравственностью сплошь и рядом бытуют низкие нравы, история отобрала такие качества, которые нельзя мерить общепринятыми нормами. Они другие и выше их.
Когда я смотрю фильм «Бег», то вижу не трагедию гражданской войны, а предков современников, о которых один английский путешественник, побывавший на казачьем смотре, написал: ««Впереди скакали два казака рядом, а на плечах у них стоял хорунжий Воинов, затем хорунжий Чеботарев пронесся, спрыгивая с коня вправо и влево, за ним хорунжий Болдырев на двух лошадях, перепрыгивая на скаку с седла в седло; затем хорунжий Воинов проскакал, стоя на седле. Лихие офицеры, цвет казачества, показали пример, и началась джигитовка рядовых казаков. Чего только не было! Вот скачет казак, за ним, как бы преследуя, летит другой. Казак быстро снимает винтовку, молнией поворачивается к настигающему его врагу – бабах! И преследователь на всем скаку кубарем летит на землю, несколько раз перевертывается и затихает, но помощь близка. Подскакивает товарищ, кладет коня наземь и спешит к раненому; несет его к лежащему коню, укладывает поперек, не забывает и сам усесться, и, по знаку хозяина, добрый казацкий конь вскакивает и увозит «раненого».
Общее внимание привлекло блестящее исполнение «вертуна»: казак на карьере оборачивается вокруг на лошади. Затем урядник касается земли, с седла на обе стороны, другой расседлывает и разнуздывает на скаку коня и джигитует на нем».
Такие показательные выступления можно было видеть в Чите XIX века каждый год.
Наблюдая за нашей сегодняшней, оторванной от российской, жизнью, нашей нищетой, я думаю, что центральная Россия, выжав имеющиеся соки от своих окраин, бездумно втягивается обратно, не думая о последствиях.
Сегодняшняя нищета и выживаемость окраин напрямую связаны с теми качествами, которые, не очень может быть удачно, я привёл выше. Это продолжение исчезнувшей отваги, того самого безумства храбрых, которым и была создана Россия.

На фото. Окраина России у самой монгольской границы. Техника одного из потомков забайкальских казаков. Но эта семья умудряется содержать до 1000 голов овец, обучать своих детей в городах и ничего не выпрашивать у государства, о котором они давно забыли.


Рецензии