Бабушка Варя и Благодатный Огонь. Часть 5

 
       Заключительная часть.   

     В нашем Польском Выселке была только начальная малокомплектная школа. В сентябре 1960 года мама отвезла меня учиться в 5 класс в Моторскую  среднюю школу. Меня определили жить в пришкольный интернат.
 
     Ученицы старших классов, проживавшие в том интернате, узнав, что я внучка бабы Вари, сразу взяли надо мной шефство. По вечерам  они стали просить меня научить их цыганской пляске, поощряя меня комплиментами: « Ты совсем цыганка»,
« Ты настоящая цыганка». « У кого кровь холодная, тот не цыган».

     Когда  по  субботам  я приезжала домой, чтобы сменить одежду и набрать продуктов, то постоянно вопрошала маму: » За что они меня обзывают цыганкой? Мама, мы, ведь, не цыгане?! Мы же не кочуем в таборе?!»

     Мама смеясь, утешала меня, прижимая к себе: « Доченька! Они это делают не со зла. Знаешь, в этом пришкольном интернате из близлежащих деревенек  учатся дети разных национальностей: поляки, немцы, латыши, эстонцы, украинцы, молдаване, чуваши и другие. А тебя они считают цыганкой, потому  что у моей мамы, а твоей    бабы Вари, отцом был цыган».

     Я слушала маму, широко раскрыв глаза, не веря тому, что мне открылось. Наша баба Варя  - цыганская метиска, гадже?! А еще наша бабушка известная всему району  повитуха?!  Многим ребятишкам округи она помогла появиться на свет?! А, почему  я раньше об этом ничего не знала?

     И тут вдруг я вспомнила, как однажды в мае, когда я спала у бабушки на русской печи, глубокой ночью раздался стук в дверь и кто-то вошел. Баба Варя куда-то пошла, разбудив старшего сына Кирилла и наказав ему быстро затопить баню и нагреть  воды в котле.
 
    Утром на поляне около бабушкиного дома я увидела несколько цыганских шатров.  Наши деревенские жительницы  несли  туда, улыбаясь,блины, каши, отварную картошку. Бездетный конюх Тихон Каперсак принес в глиняных кринках мед, молоко, сметану и творог. Многодетные Писаревы и Шевелевичи притащили ведра со всевозможными соленьями. Все это предназначалось молодой цыганке Раде, которая  ночью родила сына.

    Позднее, я постоянно просила бабушку рассказать мне что-нибудь интересное о  жизни и обычаях цыган. Своими сведениями я делилась затем в интернате. Особенно мне нравилось, когда баба Варя в своих рассказах вдруг произносила что-нибудь по-цыгански.

     Именно  из  обстоятельных рассказов бабушки Вари я узнала многое о жизни цыган. В одну из суббот, когда мы носили воду на коромыслах из колодца, она мне поведала:  «В таборе самыми главными ценностями  считаются: принадлежность к цыганскому обществу, семье, профессии, вере.  Китык рома,  дакитык  обычае. Сколько цыган, столько обычаев.

    Цыгане очень любят детей. Каждый ребенок для них   -   личность. Он нуждается в защите, помощи, добром слове и угощении. У  всех цыган в крови  уважение к  старшим. Грех поднять руку на старших.

    Особо ценится у цыган верность семье. Заботливый муж содержит жену и  детей.  Дети  – своих престарелых родителей. Цыгане, не знающие ничего о своей семье, считаются безродными».

    В другую субботу, когда мы укладывали в поленницу березовые полешки,наколотые  ее младшим сыном Иваном, баба Варя тихонько повествовала мне о жизни цыганок:
« Пока жена еще не родила ребенка  –  она не может считаться настоящей женщиной.  В кочевом таборе, когда наступает время женщине рожать, то табор останавливается около ручья или речки. Для роженицы устраивают особое укрытие. Пожилые женщины оказывают  беременной акушерскую помощь. Затем, в течение  40 дней они помогают ей окрепнуть. Цыгане очень обожают своих цыганок.

    Вот, послушай,  какие прекрасные поговорки и пословицы создали цыгане о  своих женах: "Верней жены нет, чем цыганка. Любимая жена никогда не стареет».

    Когда к бабе Варе прибегали деревенские заплаканные молодки с жалобами на своих мужей, то она внимательно выслушивала их, а затем, как бы вскользь, произносила: «Плохая жена, как осень плаксива, как зима сердита».

    Если же с жалобами на жен приходили разгневанные мужики, то она соглашалась вроде с ними, но в конце разговора всегда, как бы подводила итог:  «Женишься  -  несчастье узнаешь, не женишься  -  век несчастлив будешь».

    Однажды, когда мы с ней из кузницы несли тяпки для прополки и окучивания картофеля, сделанные для нас кузнецом-цыганом, я вдруг заявила: « Какой хороший кузнец,  этот цыган. А я считала, что они только петь, плясать, да ворожить умеют».

     Баба Варя, легонько  шлепнув меня пониже спины, строго заметила: «Никогда не осуждай других  и не говори того, чего не знаешь. У каждого цыгана  - свое предназначение на земле, свое любимое занятие. Музыка. Актерство. Работа с железом, техникой, с животными. Ювелирное мастерство. Магические услуги. Плетение веревок, корзин, канатов. Выпрашивание милостыни. Каждый из цыган достигает больших успехов в выбранном ремесле. Сыр на накхарпэ, манушеса ячпэ. Как ни называйся, человеком оставайся.

    Уже будучи взрослой, я прочитала о том, что по вере большинство цыган   -   Христиане. Они так и не приняли атеизм. Существует много цыганских  легенд, связанных с христианской верой.

     Когда  Иисус Христос, нес свой крест на Голгофу, то  цыган, идущий в толпе, исхитрился незаметно украсть гвоздь, предназначенный для распятия.  Вот, за это  Бог и разрешает цыганам воровать.

     Все цыгане  считают своими покровителями Николу Угодника и Святого Георгия. Самые важные Праздники для них  –  Пасха и Рождество.

     Я училась уже в 7 классе и хорошо помню, как цыганский табор остановился  на поляне около бабушкиного дома за неделю до празднования Пасхи. Пасха выпала в 1963 году на 14 апреля.

     Весна в тот года была ранняя и очень теплая. Все полянки и луга  на окраине нашей деревни покрылись нежной изумрудной зеленью, На деревьях набухли почки и появились первые клейкие листочки. На кочках зацвели  желтые и фиолетово-синие баранчики.

   Коммунисты поселка запрещали жителям праздновать Пасху, грозя наказаниями, но бабушки тайком красили яйца в отваре луковой шелухи. Такие яйца назывались крашенки. Если на яйца до варки в луковом отваре воском наносили  точки, полоски,  извилинки, то  такие яйца носили название крапинки. Яйца с нанесенными узорами звались писанками.

    В Чистый Четверг баню топили ночью, чтобы до восхода солнца вымыться в ней. До Пасхи наряду с очищением души от злых помыслов необходимо было очистить и тело от грязи. Считалось, что мытье в бане в Чистый Четверг исцеляет человека от всех болезней души и тела. От бабушки я услышала такую поговорку: « В Чистый Четверг даже ворона вороненка в лужице моет».

    В доме тоже старались все вымыть и вычистить. После обеда на огородах разводили костры и сжигали в них все старье и собранный мусор.Огонь костра должен быть обязательно очень высоким, чтобы изгнать из земли всю нечисть и,  чтобы урожай осенью оказался щедрым. Этот огонь бабушка  называла Очищающим Огнем,  а иногда и Благодатным Огнем.
 
    Да простится ей это заблуждение. В деревне не было церкви, а ходить в Храм пешком  за 25 километров в Каратуз, не было времени. Думаю, что никто в деревне и не знал, о настоящем Благодатном Огне, сходящем в Иерусалиме в Великую Субботу на Гроб Господень.

    В Страстную Пятницу старались ничего грязного не делать. В Великую Субботу  верующие у себя дома  доставали из потайных мест иконы и каялись перед  ними, прося  у Бога прощения.

    В День Пасхи утром после восхода солнца все жители в нарядной одежде выходили на улицу, чтобы посмотреть как « играет-переливается» радужно солнышко на небе, обменивались крашеными яйцами и приветствовали друг друга словами: « Христос воскрес!», « Воистину воскрес!»

   Я  также  была свидетелем одного необычного цыганского обычая.  На Радоницу
( Родительский Вторник) цыгане пришли  вместе с жителями на кладбище. Там цыганки с детьми  начали  просить милостыню, но не благодарили тех, кто им подавал  ее.

     Баба Варя объяснила нам, что цыгане считают, что в Родительский Вторник они помогают людям совершать добрые дела.То есть, цыгане, как бы исполняют особый христианский долг. В этот день все охотно подавали им мелочь и одаривали продуктами на помин почивших родственников.

     Сами цыгане убеждены, что Бог не любит унылых людей. Именно поэтому  Бог любит цыган за веселье, за песни, за пляски.  У царя  - царства, у цыгана  - песня. В горле у цыган соловей гнездо свил. Поэтому Бог не привязал их к определенным клочкам земли, а подарил для жизни весь необъятный мир. Днем для цыгана солнышко на небе  дороже рая. Ночью  золотой месяц  –  цыганское солнце в дороге. Любимая пословица цыган: «Птице небо, рыбе  вода,  коню дорога, цыгану удача».

     Цыгане ценят этот Дар Бога и с радостью  исполняют его. Они повсюду успешно несут свой Романинэ  - цыганский дух. Его несут даже Гадже ( гаже) -  цыганские метисы.

     Ром  гитараса на розачелапэ. Цыган с гитарой не расстается: «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, а ночь такая лунная»1)  Любимыми пословицами и поговорками у цыган  на все времена считаются такие:  «Все умрем, под землю уйдем, только песня, да гитара останутся. Цыган пока не умрет, пляшет и поет».
 
     В тот 1963 год цыгане простояли табором в нащей деревне почти до самой осени. На всю жизнь мне запомнился цыганский прощальный костер. Мы, ребятишки,  натаскали огромные кучи хвороста и  сухостоя из близлежащего березового леса. С наступлением темноты у таборного костра собралась вся наша деревня. До самой полночи безудержно звенели гитары и привольно разливались по окрестностям русские, украинские, польские, цыганские песни. С особым чувством восторга и умиления все сидящие и стоящие у костра пели:
« Мой костер в тумане светит; искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит; мы простимся на мосту». 2)

     А потом неожиданно для всех запела Баба Варя своим сильным, бархатным, берущим за душу голосом неизвестную песню:
« Прощаюсь нынче с вами я, цыгане, и к новой жизни ухожу от вас.
Не жалейте  меня, цыгане! Прощай, мой табор, пою в последний раз». 3)

     Многие, слушая ее печальное задушевное пение, плакали, не стесняясь своих слез. Засмеявшись, она громко произнесла: «Ни к чему нам горевать, да тоску  на людей нагонять. Выгоним же скуку смехом, а тоску пляской».

     И вышла в круг. А за ней и другие. И разметались в огненных отсветах костра разноцветные, оборчатые цыганские юбки. И словно изумительное северное сияние заполыхало в ночи.

     Ох, уж эти цыганские пляски с волнующей дрожью плечами, сопровождающиеся звоном ожерелий и монисто. Цыганская пляска от огня загорелась: «Как песня вольности, она прекрасна, как песнь любви  -  она души полна, как поцелуй горячий сладострастна, как буйный хмель  -  неистова она» 4 )

   Бабушка Варя ушла на небеса счастливая ровно через 2 месяца. Днем она прилегла на кровать «чуток отдохнуть»,попросив меня нарядиться в ее праздничную штапельную цыганскую юбку с оборками и перекинуть новую шелковую цветную шаль с длинными кистями через плечо. Окинув меня оценивающим взглядом, вдруг произнесла: « А, спляши-ка, ты, Галя, мне « цыганочку».

     Я самозабвенно пела и плясала перед нею, а она лежала и улыбалась.Оказалось, что она так умиротворенно и ушла на небеса со светлой улыбкой на лице.

      Прошло много лет, но до сих пор я поражаюсь умению бабы Вари жить радостно, не смотря на все трудности и горести жизни. Поражаюсь ее умению заражать этой радостью других людей.

      Даже любые людские болезни она изгоняла  особым цыганским  заговором:  « О, боль, перейди с глаз ( с легких, с сердца, с  ног – вставляют то, что болит) в воду, перейди в траву, перейди в землю, иди к земному духу. Там твой дом. Иди и радуйся».

      Жизнь в наше время намного легче и обеспеченнее, чем в те годы, но почему мы растеряли это чувство радости от жизни, радости от общения с другими людьми?  Почему мы разучились дарить радость друг другу?

     Возможно, уже настало время в Чистый четверг каждому человеку сжечь   мысленно в Очищающем Огне весь старый негатив и всю нечисть с наших душ и с нашей планеты,  заменив их на светлые, радостные и  благодатные мысли.  Они, наши мысли, ведь, материальны. Вселенная слышит  все  и постарается обязательно исполнить их ради нашего блага и Всеобщего Высшего Блага .

Примечание.
1  А.А. Григорьев « О, говори хоть ты со мной»  1857 год.
2) Я. П. Полонский « Песня цыганки» 1853 год.
Музыка народная (  Ф. Садовского, Я. Пригожева, обработка
С. Булахова.)
3)  В, Маковский « Прощай, мой табор»  1928 год.
  Музыка Б. Прозоровского.
4) С.П.Шевырев  « Цыганская пляска» 1828 год.













      
    

   


Рецензии
На Руси Великой нас столько, что никто, в случае во всяком, многие, не знают своих предков на поколение три или четыре, однако все заявляют, что они русские:)!

Владимир Мигалев   01.05.2022 18:52     Заявить о нарушении
Мы все, Владимир, чисто русские по менталитету, а если копнуть глубже на 3-4 поколения назад, то окажется, что во многих из нас есть кровь и других народов. Я здесь описала только бабушку Варю с маминой стороны. А в бабушке Кате с папиной стороны была немецкая, польская, прибалтийская кровь, так что во мне много разной крови намешано. Я понимаю, что все мы, являясь земными детьми Бога, имеем одинаковые души. Значит, мы должны уважать и любить людей разной национальности, если они не служат силам тьмы.
С благодарностью. Галина.

Галина Гостева   02.05.2022 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.