Осень жизни моей

   Говорят, что человек начинает стареть с момента своего рождения. В каком же возрасте я задумалась, о том, что старею? Вспоминаю, отдыхали с мамой в Карпатах, готовились ехать на экскурсию, мама задержалась в номере и кто-то из туристов сказал водителю:  "Подождите, старуха не пришла". И это о моей маме! А ей  было пятьдесят лет. Слово резануло слух и приобрело презрительный смысловой оттенок. Для меня оно прозвучало оскорбительно, зловеще, я почувствовала себя не совсем уютно, в душе страшно возмутилась: что значит старуха. Мама всегда выглядела элегантно и держалась достойно.Смотрела на маму и думала: "Когда мне исполнится столько же лет, кто-нибудь назовет меня так же. Возникшая мысль стала поводом для ощущения страха ожидания чего-то коварного и непредсказуемого. К счастью, это небольшое событие не оставило в моей душе особого тяжелого отпечатка. Сейчас, с возрастом, оно звучит иначе и даже беззаботно.               

    Позже вихри жизни отвлекали меня от восприятия возрастных изменений. Реальность набирала темпы, изменялась со дня на день, как в калейдоскопе. Радость смешивалась с грустью, слезы со смехом, надежды с сомнениями, мечты с фактичностью, день переходил в ночь. Успехи и поражения, мысли и чувства, взлеты и падения, неустанный хоровод событий, содержательных, ярких и сочных. Одним словом -- полнота жизни. Прибавлялись года моим близким, и мне тоже. Однако без страха смотрела на маму, на ее морщинистое лицо, рано постаревшее, принимала это как должное, с пониманием того, что мама проживает сложную, не легкую жизнь.

   Но пришла пора перемен в моем восприятии утечки времени. Помню рождение внучки, когда меня стали называть бабушкой. Снова бутылочки, памперсы, коляска. Заговорила внучка, благодаря ей, я помолодела: она назвала меня мамой. Так и продолжает называть.
   
   Но жизнь обмануть нельзя, избежать старость невозможно, разве что умереть молодой. Не заметила, как из лета шагнула в осень жизни. Поняла, что уже с горки, что нет возврата, остановки, и бОльшая часть жизни за мной. Страха не было, жила в согласии с уходящим временем. Скажу откровенно, просто не заметила старости приход, наверное от того, что дочка поздно родилась, занималась ребенком, профессию поменяла, училась заново и увлеклась карьерным ростом.   

   В молодости интересовалась познавательными  идеями психотерапевта В.И Гарбузова, заложенными в книге "Человек. Жизнь. Здоровье". Дарованная жизнь самоценна, уникальна и неповторима, говорит автор, пронизана долгом перед предками и потомками. Истинный смысл жизни - узнать как можно больше, думать как можно глубже и реализовать в знании свое призвание, состояться как индивидуальность. Знание, мысль одухотворяются чувствами, сердцем. Без чувства нет творчества. Высшее чувство - любовь. И смысл жизни - в любви к родителям и детям, к ближнему и жизни, к деятельности, к природе и к Родине.      

   Что значат для меня рассуждения про любовь сейчас? Это мои родные, которые  любят меня так же, как я их. Это друзья, которых немного, но они есть, с ними общаемся, и на душе хорошо от наших встреч. Это моя страна, когда-то с огромной территорией и многомиллионным населением, в одночасье умершая вместе с оригинальной эпохой социализма и стремительно изменившая судьбы многим отечественным гражданам. Это мое творчество,  вдохновение,  полет фантазии,  которые  подпитывают мои интересы - мыслительные и рукодельные. Пишу и ощущаю трепет от важных для себя умозаключений, ибо они оказывают благотворное воздействие и продлевают мою жизнь.

    Становясь пенсионером, человек обретает статус особого поведения, позволяющий изменить образ жизни. Старость, как рассуждал Цицерон, - время мудрости и ума. Но у старости разное лицо, и как кто чувствует увядание, зависит от взгляда на многие вещи.
 
    Одни считают, что завершив основные жизненные дела, имеют  право со спокойной душой на заслуженный отдых: спать и есть. Отказывая себе в занятиях, интересных хобби, эти лица пребывают в унынии и депрессии, не могут быть жизнерадостными, зацикливаются на своих недомоганиях, не  удерживаются от сетований и жалоб, утомляя людей своими проблемами. Они обречены вести опостылевшее существование.          

    Другие понимают, что реагируя на выпады превратности судьбы, мы даем ей власть над нашими эмоциями. Нельзя контролировать других, можно контролировать только свою реакцию, свой способ восприятия ситуации, как она на нас повлияет, не думая о потерях, недугах и открывая для себя старость с иного видения.

    Я осознала истинные ценности и приоритеты. Открыла для себя, что старость - это дар. Нет, не о биологическом проявлении идет речь.  Иногда мое тело вызывает у меня безнадежность: новые зубы не вырастут и седина не исчезнет. Я не ношу туфли на шпильках и платья-мини. После пятидесяти лет не фотографируюсь и не смотрю в большие зеркала, откуда на меня пялится старуха, видеть которую не желаю. Полное несоответствие внутреннего и внешнего. Поразбивать бы эти зеркала, что ли.
 
     К достоинствам старости отношу мудрость и опыт. Это зрелость и время, чтобы, наконец, пожить вволю.  А еще старость дарует свободу.  Я свободна! Это мое состояние души. Свободна от раннего вставания на работу, от бестолковых начальников, скандальных и завистливых коллег. Приятно, что своё время распределяю сама.  Не подчинена никакому графику, сплю, сколько хочу. Мне не нужно вести дочь в садик или  школу и следить за ее учебой и поведением. Не помыла посуду - успеется и завтра, имею право не убрать за собой, а постель могу заправить, если захочу. В трамвае сижу, имею право место не уступать. Транспорт бесплатный, могу делать пересадки и кататься по городу несколько часов подряд. Я заработала право быть забывчивой и ошибаться.  Вместе с тем  перестала бояться  ошибок, потому что сегодня знаю, что на ошибках человек учится.               

    В последнее время поменяла ночь и день.  Но это  никого  не касается, если я читаю или пишу до утра, а потом сплю полдня.  И отпуск у меня теперь не раз в году, а каждый день. Я человек коммуникабельный и открытый, но предпочитаю не общаться с теми, кто не держит слово; знать не хочу людей злых, корыстных, завистливых и безразличных ко мне и моим близким, даже если это и родственники.

     Избегая конфликты, выбираю душевное спокойствие - это то, что мне действительно нужно. Стараюсь развивать самоиронию и умение видеть себя со стороны. С другой стороны,  чувствую себя  полезной, незаменимой для своих родных, но это не долг или обязанность, а мое доброе сердце. Таким образом  появилась своя собственная жизненная философия.

    И главное: занимаюсь любимыми делами - общаюсь,  читаю,  рукодельничаю и литераторствую. 
 
    Убедилась на собственном опыте не раз, что своими желаниями мы формируем свою судьбу. А еще признаюсь, что жизнь моя была и есть прекрасна. Может, сейчас сильнее осознаю всю  красоту, поскольку чаще, чем в молодости, стала замечать бесчисленное множество ее деталей. Рядом со мной оказались обожаемые родные и добрые друзья, которые поддерживают и помогают не отставать от жизни. Я благодарна всему тому, что имею и знаю. И нет иного пути, чем продолжать идти дальше. В бытовом смысле хотелось бы сохранить в семье  покой, обеспеченность, удобство и здоровье, хотя бы на том уровне, как сейчас, чтобы не испытывать мне и моим близким особых тягот.
 
     Интересное явление жизнь. Особенно, когда  нравится жить. Подумалось, что нелегко и непросто достичь гармонии в своём мире, для полного счастья нужно,  во-первых, найти себя, во-вторых, реализоваться среди людей. Есть три ловушки, которые воруют радость и мир: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее. Оставим их за бортом своего мироощущения.

    Сейчас, наконец, я стала тем, кем всегда хотела быть.

     Пришло время постичь философский смысл строк из стихотворения Эльдара Рязанова: "Ход времен нельзя остановить. Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить".


Рецензии
Галина, не надо разбивать зеркала, женщина прекрасна в любом возрасте. И обязательно фотографируйтесь. Обязательно! Вы просто не нашли своего фотографа, который бы смог передать всю красоту и прелесть, как я говорю, женщины современного "бальзаковского" возраста:)
А в остальном я с Вами полностью согласна. И день перепутан с ночью, и полная свобода и независимость от начальства, и "повылазили" таланты, которые крепко спали за огромными замками забот и хлопот. Так что пенсия - это не повод для расстройства:)

С уважением Светлана.

Светлана Мягкова 2   30.01.2019 22:57     Заявить о нарушении
Светлана, дорогая, зеркала, конечно, не разбиваю. Живу и радуюсь жизни. И никакого расстройства. Спасибо Господу Богу за каждый прожитый день. Желаю вам долгой, счастливой жизни, полной впечатлений, только хороших (конечно) и радость от детей и внуков.

Галина Горбунова   31.01.2019 01:18   Заявить о нарушении
Спасибо огромное. Будем жить и радоваться... пенсии!!!

Светлана Мягкова 2   31.01.2019 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.