Пустой город гл. 6 Вечер в лесу

  Глава 6. Вечер в лесу


  - " ...Я был вчера в огромном городе , где совершенно нет людей ...
    Они брели за мной , как тени , и молча слушали меня ...
    Они поссориться не могут , они похожи друг на друга ,
    И скоро я покинул город , и город сразу опустел ..."  -
                А. Макаревич "Хрустальный город"

  1

  Для отдыха в этот раз они выбрали место в сибирской тайге , только потому , что Тим объяснил Феде ;
 - Комары там побольше египетских крыс .
 Женское любопытство взыграло , и Карибское море было с презрением отвергнуто . Федра не догадывалась , что Тим мстил ей за украдкие , жалостливые взгляды , которые он постоянно чувствовал с её стороны . С той минуты , как рассказал о происшедшем в конторе .
 - Свенсон , он шутил ?
 - Ты о чём ? Нет , этот человек далёк от чувства юмора . Я сказал-бы , что очень далёк . Он реалист и прагматик . И у него сказочный нюх на грядущие пакости .
 - Чего вы ожидаете ?
 - Не знаю. Кто-то согласится на сотрудничество . Большинство в недоумении . Это похоже на розыгрыш , но их команда лучше обеспечена , у них больше возможностей .
 - Творить гадости ?
 - Ты не понимаешь постановки вопроса . Гумилёв , кажется , сказал : - "Любая организация , даже созданная с самыми благими целями , неизбежно начинает служить злу." , а мы ? Белые и пушистые ?
 - Ты совсем не белый , а щетина твоя не похожа на пух .
 - Это анахронизм . Смысл - мы тоже не ангелы .
 - Пфр !
 - Что означает твоё "Пфр!" ?
 - Что означает , то и означает . Кто вам мешает ? Лежите на солнышке , почёсывайте пузики и восхищайтесь своей пушистостью . Делов мешок !
 - Выходи , приехали !
 И они вышли на полянку, покрытую ковром кедровых игл и множеством колючих шишек.
 - Тим ! Ты куда меня притащил !? Что это за россыпи ананасов ? Как только увидим комаров , величиной с собаку , сразу-же прочь отсюда ! Хочу ходить по ласковому песку , в крайнем случае по ласковому тротуару !
 Через пару минут она уже хлопала в ладоши от восторга при виде бурундуков .
 - Твои комары не питаются этими зверьками , надеюсь ? О чём думаешь , какабр ?
 - Пытаюсь применить квадрат Декарта .
 - Ты-бы ещё аптекарские весы применил . Где твоё хвалёное интуитивное знание ?
 Они выбрали бунгало на холме , над извилистой , заросшей кустами речкой с ледяной водой , где на дне , под скользкими кочками можно было руками нащупать пласты льда , языки вечной мерзлоты . Вокруг домика торчали гигантские кедры , их стволы , как мачты , вздымались на тридцатиметровую высоту и там раскидывались ветвями , образуя зонт кроны , заросли орешника по земле между стволами казались газонами , но закрывали человека с головой , и можно было легко заблудиться в ста метрах от дома .
  На другой день Федя была влюблена в тайгу . Легендарные комары разочаровали её , но воздух пьянил , атмосфера открытых зелёных пространств восхищала , она бродила по склонам холмов вдоль речки , как в сказочном тумане , и рот её постоянно выделялся чёрной каймой от сока поглощаемой черёмухи . Они купались в обжигающей воде , похожей на жидкий лёд , и потом лежали на солнышке , лениво отгоняя оводов , норовящих вонзить голодное жало в мокрую кожу . Забрёдшая как-то на участок кабарга заставила её заикаться , и остаток дня она провела с открытым ртом в желании высказать чувства , но не умея . Карманы её платьица оттопыривались от орехов лещины , а ноги были покрыты царапинами и расчёсаны от укусов комаров . На вздёрнутом носу вдруг высыпали веснушки , что было совсем уже аномалией , и Тим был счастлив .
  На третий день Тим получил короткий вызов , абонент был скрыт , соединяться не пожелал , и это вселило непонятную тревогу . Они с Федей пообсуждали случай , решили , что ну его , ошибка вышла , не стоит голову ломать , но после завтрака вызов повторился  , на этот раз соединение прошло , и голос Роберта ясно и отрывисто произнёс ;
  - Тим , я рядом , найди меня .

  2

  Они пошли вдвоём . На робкое предложение посидеть дома , он и один справится , Федя так сверкнула глазами , что Тим только нервно сглотнул и развивать тему не стал . До ближней капсулы "проводника" , через которую пожаловали они сами , было метров двести , до следующей с пол-километра . Они миновали соседний домик , сейчас пустующий , и остановились у зарослей лещины .
 - Здесь , - почему-то прошептала Федя . - Не слышишь ?
 - Здесь я , ребята , чёрт , помогите уже , здесь чертополох какой-то !
  Это было-бы смешно , но мысль о смехе даже не пришла им в голову . То , что они увидели , вообще ни в чью голову придти не могло . То , что они увидели , вообще не ассоциировалось с человеком , тем более с человеком , которого они вот только недавно видели элегантным , утончённым и язвительным .
 - Это у вас работа такая ? - странным голосом спросила Федя , и Тим ощутил , как это ей трудно , видеть вот это , что она на грани срыва , и сказала это , только чтобы не завыть от ужаса и не забиться в истерике . У него дрожали руки . И когда они тащили на себе этого не до конца убитого человека , он не чувствовал ног , будто брёл по колени в чём-то горячем , тягучем , в крови , что-ли . И в голове у него как ржавый гвоздь торчал только вопрос ;
 - Значит , вот как они это решили ?
  Дома они положили Роберта на диван и некоторое время в странной оторопи смотрели , как он , не видя , водит рукой в воздухе , потом Федя оттолкнула Тима , вышла в соседнюю комнату , зашуршала там чем-то , застучала .
 - Тим , принеси таз с тёплой водой !
 - А ? Да , конечно , сейчас !
  Она заливала рваные раны дезинфицирующим раствором , осторожно обтирала мокрым полотенцем , потом пристально посмотрела на всё бледневшее лицо человека , открыла ампулу , - Помоги ! - в разжатый рот вылила содержимое , Роберт инстинктивно глотнул и скоро задышал ровно , только рука всё невольно что-то нашаривала в пространстве .
 - Чем это его так ?
 - Не знаю. Это не раны от огнестрельного оружия ! И не резаные . Не знаю ...
  Он мог предположить , для них как-то была устроена обозревательная лекция в музее истории военной медицины , похожие раны оставляло средневековое варварское оружие , шипастый металлический шар на цепи ... Дикость . Машина времени ... Говорить он не стал .
 - Я больше ничего не могу .
  Они вышли на крыльцо , некоторое время сидели молча , курили дружно , не глядя друг на друга .
 - Тим , что происходит ? Мы в Древнем Риме ? Его будто львы рвали .
 - Люди . Это дело рук человеческих .
 - Человеческих ? Дудки с маком , это не люди !
 - Скоро расскажет .
 - Если . Если расскажет . Такие вещи так просто не проходят . Тем более , возраст .
  Через пол-часа за спиной в доме зашевелились , закашляли и застонали . Хозяева переглянулись и пошли внутрь . Роберт уже был в состоянии видеть и воспринимать окружающее .
 - Спасибо , Федра , ты золотая жена , Тиму повезло ...
  И вот тут Федю прорвало ;
 - Я вам Святая Мадонна , которой страждущие недоумки несут свои телесные и душевные раны ? Тиму повезло ! Это мне повезло , до конца дней мне обеспечена интересная , увлекательная жизнь ! Помоги , Матерь Божья ! А я даже не матерь , и ничего я вам дать не могу , и сделать не могу , я могу только любить вас , дураков . - Федра ловко возилась с мокрыми , блестящими ранами Роберта , её пальцы двигались твёрдо и ласково , и Тим в который раз удивлялся , сколько мудрости скрыто в женских руках , и её нахмуренные глаза смотрели строго и внимательно , без жеманства и деланного испуга .
 - Зачем тебе любить меня , старого и глупого , когда у тебя есть ... да ... - Роберт зашёлся в кашле , и на губах его появился кровавый сгусток .
 - Я знаю всё , что у меня есть ! А у тебя ещё и лёгкие поломаны . Вместе с рёбрами . Это ваши новые друзья постарались , говори !
 - Всё совсем немного не так , всё сложно . Я советовал-бы вам ограничить связь с городами .
 - Мудрый , ты наш ! Ты жить собираешься ?
 - Как получится , - старик закрыл глаза , тяжело дышал , борясь с болью .
 - Я больше ничего не могу . Ему в город надо . Очень надо , понятно ?
 - Ты не поняла , что он сказал . Там его ждут безумцы , - больше Тим ничего говорить не стал .
 - Только его ?

  3

  Утром Роберт щеголял в фиксирующем панцире, закрывающем его торс до горла, телесного цвета, панцирь почти не выделялся на теле, и ехидная Федра сделала панцирю женскую грудь. Впрочем, маленького размера, почти как у неё самой, грудь под свободной курткой почти не была видна.
 - Не кричи, подумаешь, проблема - сиськи! Женщины эту ерунду всю жизнь таскают, а используют по назначению всего с пол-года, от силы год, вот это атавизм!
  Они сидели на веранде, Роберт по-прежнему был плох, но порывался куда-то идти, скрываться, понимал, что далеко не уйдёт, ёршился больше по привычке.
 - Пошло с работы Стивена Волкова. Вместо пояснительной записки он составил меморандум самого агрессивного толка. Причём, сделал это, совершенно не скрывая своего настроя, это был удар регуляторам ниже пояса.
 - Подожди, значит, нехороший Стивен обидел добрых регуляторов?
 - Нет, это не так. Но, зная об их методах, он провоцировал их, вместо того, чтобы ознакомить нас всех с результатами, повёл прямо обструкционную деятельность ! Надо в таких вещах хотя-бы малость быть политиком! Он обвинил их в стремлении установить диктатуру, и он прав, конечно, силовые методы ни к чему другому привести не могут, они это понимают, и они готовы пойти на это "ради счастья на земле"! Но Стивен, понимая, что ставит контору под удар, пошёл на открытую конфронтацию. Короче говоря, нам объявлена война, тем, кто открыто не признает политику и учение регуляторов правильными и истинными. Такие дела. Центр разгромлен, Стивен с соратниками в Антарктиде организует противодействие.
 - А Соренсен, Антипов, Уранский, другие старики?
 - Кто-то убит, а кто-то... как я. И нас ищут. Поэтому в сети никакого открытого общения.
 - Что ты собираешься делать?
  Роберт пожал плечами, испытующе, исподлобья посмотрел в лицо Тиму. Перевёл взгляд на Федру.
 - Вам, ребята, я посоветую на некоторое время забыть о конторе. Отдыхайте. Правда, ты, Тим, засветился в Австралии и Владивостоке, тебе лучше сохранять анонимность, никаких видеоконтактов через сеть. Чорт! У них программисты знатные, всё держат под контролем. У тебя есть, где жить?
 - Всё у него есть. - с вызовом сказала Федра, ей не понравился осторожный взгляд инструктора в её сторону.
 - Хорошо...
 - Тебе надо пройти курс реабилитации. Это обязательно, иначе сдохнешь.
 - Да, конечно, у меня есть такое место, в Андах, там это умеют. Не знаю, "проводники" прослеживаются? Я о таком не слышал, но кто их знает.
  Они пили горячий какао, грызли маленькие жёлтые сухарики с ванилью, кидали кусочки суетливым белкам.
 - А что у них за учение? Какой парадигме молятся? - спросила сосредоточенно Федя , рисуя пальцем узоры на столе, в лужице какао.
 - Старое, как мир. Разум, аномальное явление, болезнь материи, а потому его надо сдерживать, нивелировать...
 - Или уничтожать?
 - Я сказал-бы, упрощать, низводить до уровня инстинктов. "Мы ещё не спустились с деревьев на нашу землю, и мы не в состоянии отвечать за свои действия. Как маленькие дети, мы уверенно говорим только "дай!" и "не хочу", а что за ними стоит, мы не знаем. Мы решили, что победили природу, мы создали ноосферу, и решили, что это верх развития материи. А мозги мы уравняли с центром мира. Вот только разум всё ещё развивается, а мы решили, что это вершина эволюции. Чем мы лучше гейдельбергского человека?" В таком вот плане.
 - А возврат в пещеры они не планируют?
 - В перспективе. На вершине эволюции. Кстати, сеть разрушать они не собираются, но, наоборот, планируют централизовать её и строго регламентировать. Под строгим контролем.
 - Ну, конечно! Управление информационными потоками, это лучший способ управления массами, массовым сознанием.
 - Ты говоришь, Стивен со товарищи организовывают противодействие. Не вооружаются , надеюсь?
 - Военные действия уже начаты.
 - Нехорошими людьми! А мы, как люди хорошие, должны защищаться и защищать! Кого и от кого? Ведь правда всегда имеет две стороны.
 - Когда одна из сторон ставит человеческую жизнь в разряд средства, а другая - аргумента, никакие консенсусы невозможны.
 - И тогда аргументы становятся средствами. Мы не можем убивать людей, Роберт, ты сам в это веришь, и спорить не будешь.
 - Не буду. Но тогда единственной приемлемой тактикой станет самоизоляция!
 - Доигрались, вояки!
 - Федя!
 - Не кричи на меня, Тим, крик - аргумент неправого.
 - Я-то чем тебе не угодил?
 - Всё нормально. То-есть, всё совсем плохо. Что регуляторы сейчас предпринимают? Хотя, вы здесь, а они там.
 - Это точно. Сейчас с получением объективной информации начнутся проблемы. Мы можем только гадать. Скорее всего, они начнут с того, с чего должны были начинать мы. Столько упущенных возможностей! А ведь они эту работу начали давно, практически во всех объединениях предприятий инфраструктуры у них сидят влиятельные чиновники. Причём, имеющие свои структуры. Это нами упущено. Как и центры программирования сети.
 - У вас нет ничего, что может противостоять их деятельности. На вашем месте я начала-бы знаете с чего? С небольших неформальных организаций. С самостоятельных групп по интересам, не имеющих чёткой структуры, заявленной программы. Конечно, их много, они плохо связаны между собой, требуется много людей и ясная программа. Так, работайте, а не вздыхайте! Только не ставьте уже сразу глобальных задач. Да, вы потеряли себя, вас просто съели. Что-ж. Выживайте, если хотите что-то делать. Или перепрофилируйтесь в холодных философов-наблюдателей.

  4

 - Что , тяжело , Тим-какабр ?
 Роберт ушёл , прихрамывая , втянув голову в поднятый воротник , они остались одни в бесконечном океане тайги . Мир людей был далеко , за световые годы , жил обычной , непонятной жизнью .
 - Да . Не по себе как-то . Знаешь , ведь до встречи с тобой я был затворником . Жил на нашей базе , в горах Памира . Когда-то давно там была обсерватория , комплекс слежения за дальним космосом . Потом от этой затеи отказались , слишком много ресурсов выкидывалось ради чьих-то амбиций . А люди остались . У них были семьи , они жили какими-то идеями , что-то отстаивали , работали над темами , они верили , что приносят пользу обществу , или грядущему обществу , или своим мечтам , а на самом деле они только всего лишь жили . И им пришлось начинать жить по другому . Придумывать себе другие цели , другие идеалы , других идолов . Так появилась наша контора . Набирались рекруты , и я в том числе , разрабатывались правила и каноны . Устанавливались традиции . Всё как всегда . Знаешь , ведь на примере таких сообществ и вырабатывались законы развития общества , всего социума . Это всего лишь нормальный ход вещей . Производственный процесс . А такие процессы требуют корректировки .
 - Скажи , вот ваши основатели , они вдруг сегодня утратили смысл жизни . Жить стало не для чего . А утром они собрались и сказали - "Мы , братцы , жили не так , как надо , но с сегодняшнего дня всё будет правильно , и жизнь наша обретёт смысл ." И всё пошло , как надо . Так , да ?
 - Я не пойму , к чему ты клонишь .
 - Всё ты понимаешь . Наши дела , мелкие дела людей , ищущих смысл жизни , всегда ищущих ! Сомневающихся и делающих выбор - это наши мелкие дела . Кто-то ошибается , кто-то делает правильный выбор , общество этого не знает , и ему это безразлично . Обществу важен процесс . Разум живёт , действует , значит , и общество живёт . Это , наверное , главное . Разум совершает ошибки , без этого он не может . Поэтому нас так много . Молекул много , каждая тянет одеяло на себя и тычется по углам , но жидкость течёт вниз по склону , подчиняясь не желаниям молекул , а одному универсальному закону . Вы попытались управлять этим законом . Теперь вам на смену пришли другие , более зубастые , и опять надо делать выбор . Это так , и мы будем выбирать , сообразуясь не с законами вселенной , но нашими , человеческими . Только вот природе наши законы неведомы . Она существует , и мы можем только гадать , что у неё в планах на завтра . Может быть , мировая бойня ? Может быть , всё-же столь милая сердцу стабилизация общества ?
 - И что делать ?
 - Думай . А потом скажешь мне , и я соглашусь с тобой .
 - Думать дело тяжёлое .
 - Конечно , насколько проще исполнять приказы . Думай ! А я пойду , ягоду пособираю . 
 Приказы исполнять легко . Легко жить , не отвечая ни за что . Легко пользоваться сделанным кем-то . Быть потребителем . Конечно , здесь ты поставлен в ситуацию выбора из того , что есть , но обязанность выполнять приказы лишает тебя выбора , и из потребителя ты превращаешься в исполнителя . И если ты хороший исполнитель , то тебе не нужна способность делать выбор , она только вредит главной сущности исполнителя . И человек перестаёт быть человеком . Он вдруг с удивлением поймал себя на том, что думает так-же, как пятьдесят лет назад. Поудивлялся этому немного, списал на доминирующую психику Федры, не замечая противоречия. Как все отвлечённые рассуждения у мужчин , и это закончилось сном . Федра разбудила его , когда солнце уже спряталось за кронами деревьев . 
 - Задумчивый мой , чего надумал ? - её оптимизм переливался через край души и разбрызгивался по траве . На неё приятно было смотреть и улыбаться .
 - Надумал . В город не хочешь вернуться ?
 - Ого ! Поделиться не хочешь ?
 - Успеется . Рассказать тебе историю из детства ? Она короткая .
 - Подожди минуту , - отвечала заинтригованная Федя , и скрылась в доме , загремела чем-то на кухне , скоро появилась с парой кружек в руках . Села , поставила кружки на ступеньку , приготовилась слушать . Истории она любила .
 - Мне было ... лет одиннадцать , кажется . Жили мы тогда в Приморском крае , маленький городок , а вокруг уссурийская тайга . Не такая , как здесь , а настоящие джунгли . Опутанные лианами лимонника и дикого винограда , с непроходимыми зарослями элеутерококка , как его там называют "чёртова дерева" - лыжные палки , торчащие из земли , ощетинившиеся стальными иглами в палец длиной . Как-то ближе к вечеру , в конце октября пришёл ко мне друг и позвал съездить в тайгу , якобы где-то там есть нора необыкновенного барсука . Он взял отцовский вездеход , и мы поехали . Мы не учли , что в тайге вечер наступает быстро . Проехали километров двадцать , оставили вездеход у дороги и пошли в тайгу по известной другу тропинке . Тогда только выпал первый снежок , кое-где у тропинки он лежал участками , по метру-два . Мы прошли метров триста , огибая сопку , в противоположном склоне которой и находилась нора барсука , когда друг , шедший впереди , остановился , подождал меня и пальцем показал на снег . Там был здоровенный след лапы тигра . След совершенно свежий , сырой и не успевший замёрзнуть : зверюга только что прошёл здесь , и мы нервно стали оглядывать кусты и стелющиеся стволы деревьев . И конечно ничего не увидели .
 - Ушёл , наверное . Звери избегают встреч с людьми .
 Мы упрямо пошли дальше , нелепо было возвращаться , не дойдя до цели совсем ничего . И метров через сто опять увидели след . Зверь шёл впереди нас и , конечно , знал о нашем присутствии . Тут мы серьёзно испугались . Развернулись и уже в полусумраке поспешили к вездеходу . Не доходя метров двести до дороги мы снова увидели след впереди себя - зверь обогнал нас и опять шёл впереди . Это походило на эскорт . Но в машину мы забрались успешно и рванули оттуда на полной скорости .
 - Хорошая история . - серьёзно сказала Федя . - Может быть он шёл впереди вас , охраняя от чего-то ?
 Она словно видела перед собой сумрачный перепутанный лес в синих и чёрных тенях , и гибкую тень , скользящую в путанице растительности .
 - Тим , а на кой вам барсук понадобился ?


Рецензии