УБ5

                (из жизни изобретателя)

         Вся советская система описывается формулой УБ5 – ужасающая бесхозяйственность, бесподобная бюрократия, бессмыслица, болтовня и бестолковщина. Даже мой дедушка, да и остальные, повидавшие много его знакомые, приходя к нему в гости, обсуждая политику, наслушавшись зарубежных передач, говорили, что советская власть, хотя и изрядно безмозглая, экономически малоэффективная, но устойчивая и надежная, как атомный ледокол и нет видимых причин для ее отмены.
         Два месяца я работал без зарплаты, но потом мне все заплатили, не забыв вычесть увеличенный подоходный налог с моей тройной зарплаты в марте. К этому времени я уже собрал электронный блок, проверил, настроил, изготовил датчики, смонтировал их внутри деревянных футляров, залив все эпоксидкой.
         У нас имелся изрядный запас разных авиационных исполнительных механизмов, был даже полный комплект электрического автопилота АП5, который мне через два года очень пригодился. Схема работала на частоте 3500 Герц, индукционные датчики представляли собой рамки по 400 витков, расстояние от датчиков до шпалерной проволоки по которой пропускался переменный ток, видимо, было не больше 1 метра. Но чем выше частота, тем лучше излучающие свойства антенны, меньше витков в приемных датчиках и меньше влияние низкочастотных наводок от электросетей. У нас в стране передающими устройствами считаются работающие на частотах выше 10 килоГерц. С учетом 5% погрешности я выбрал рабочую частоту 9600 Герц, датчики намотал на ферритовых стержнях от магнитных антенн радиоприемников, сделал их резонансными настроенными на частоту 9600 Герц, усилители сигналов выполнил настроенными на эту же частоту. Тут я решил электромеханизмы  соединить последовательно по две штуки и поставить их в разрыв рулевых тяг механизма поворота, а в механизме поворота отрегулировали бортовые фрикционы  и тормоза на срабатывание при минимальном ходе. Изменил расположение ориентационных проводов – разместил их по бокам трассы, подвесил их на деревьях, чтобы их в наше отсутствие не сняли хозяйственные студенты, чтоб использовать в качестве бельевых веревок. Имитировал процесс ручного управления гусеничного трактора трактористом. И в середине октября 19… г. у меня получилось!
         Вот почему в самонаводящихся ракетах, как я узнал уже через много лет, приемные антенны смонтированы на гиростабилизированной платформе. И еще мне стало ясно, что для разработки автоматических систем управления нужны хорошие познания в области технической кибернетики.
         Надо было фактически на тракторе реализовать принцип управления
самонаводящейся ракеты. Потом, через 15 лет, я уже хорошо знал как это делается, но если бы тогда у меня эти познания были, то я бы заявил, что в наших условиях реализовать такое управление невозможно – нужен автопилот, быстродействующие исполнительные приводы, гиростабилизаторы датчиков отклонения, автоматическая подстройка коэффициента передачи контура управления в зависимости от скорости движения, коррекция сигнала управления в зависимости от величины отклонения от заданной траектории и еще много разных технических нюансов.
         Одновременно, начал себе собирать элементную базу на трансивер. Затруднение возникло с приобретением нужных кварцев, ЭМФ, и КПЕ. Кое-что я приобрел на Харьковской толкучке,  у нас толкучку давно разогнали, поскольку город был насыщен предприятиями оборонного значения, и на толкучке высветилось бы истинное лицо многих заводов, что было  крайне нежелательно. Тут мне к маю предложили купить приемник УС-9 всего за 30 руб, видимо он был снят с какого-то списанного самолета, год выпуска 1957 питание от 27 вольт постоянного тока. Посмотрел, внутри все на месте – анодное напряжение вырабатывает умформер. Ни схемы, ни описания. Ввел в этот приемник 4 х жильный кабель все провода одинаковые, один провод на массу, второй на входной переключатель, третий вообще не звонился, четвертый вел в район умформера к выводам 220 вольт. Включил его, лампы потеплели, 6П6С засветилась, а в наушниках мертвая тишина, если не считать легкого 50 Герцового фона. На четвертом проводе появилось 240 вольт постоянного тока, тогда я на удачу сначала через резистор в 10 кОм подключил к этому проводу третий провод кабеля и приемник ожил. Он, наконец, взревел и заработал с нормальным гулом хорошего дизеля.
          Затем разобрал авиационный механизм МП-250 управления закрылками поступательного действия, выполненный в виде гидроцилиндра, а там стоит электромотор с планетарным редуктором и крутит головку шарикового винта превращающего вращательное движение в поступательное.
           Попутно сделал небольшое изобретение – коммутатор постоянного тока на тиристорах. Ведь классический тиристор на постоянном токе может только включаться. Чтобы его выключить нужно на короткое время прервать цепь. Ну, я додумался два тиристора соединил между анодами конденсатором, в анод первого поставил нужный механизм с током потребления около 5 ампер, а анод второго подключил к плюсу того же источника питания через резистор, величиной, чтобы ток через него был меньше тока самовыключения этого тиристора. При включении первого тиристора включался нужный механизм, а как только убирали напряжение с его управляющего электрода, срабатывал второй тиристор и через конденсатор гасил первый. Там, разумеется, кроме тиристоров присутствовали и транзисторы со стабилитроном.         
         Через день, у меня начал болеть правый бок внизу, пришлось идти в больницу, а там диагностировали апендицит, пришлось оперировать. Положили меня на стол, достали толстенную веревку и приматывают меня к нему, я спрашиваю, для чего, а они говорят, чтоб не убежал, звонила ваша жена, сказала, чтоб не вздумали оперировать под общим наркозом, он на психику влияет. Получил полное представление, как проходит операция, новокаин ведь только поверхностные мышцы обезболил, а внутри все хорошо чувствовалось. Апендицит оказался какой-то осложненный, еще обнаружились спайки кишечника. Всё мне там разделили, возились часа два. С меня пота сошло, наверное, с литр, как при тренировке по борьбе, ведь от боли напрягаешься, как червяк на рыболовном крючке. Показали мне как выглядит вырезанный аппендицит, лиловый такой, размером не больше указательного пальца. Вставили мне в живот дренажную трубку, зашили. Предварительно, подкатили каталку, отвязали веревку, говорят, перелазь, санитаров у них не оказалось, я туда брык, упал. Подвозят к койке в палате, я таким же макаром с каталки упал в койку, лежу отдыхаю. Потом пришла жена проведать, посмотрела и вдруг заплакала, потом объяснила: лежишь бледный как стенка, морда осунулась будто три дня не кормили и что-то бормочешь типа: все хорошо. Психика в порядке.
          Тогда решил посмотреть с помощью отладчика, что там стало с нулевой дорожкой, а там, оказалось, часть информации превратилась в логические единицы. Принёс я тогда с работы хороший осциллограф и решил посмотреть, что там идет на головку в режиме записи. Обнаружил, что сплошняком прет меандр с частотой 500 килогерц, а обычно, единицы перемежаются с нулями, ноль это импульсы частотой 250 килогерц, по существу чистые синхроимпульсы, импульс внутри – единица.
           Жена специализировалась по офтальмологии в центральной областной больнице и ей надо было набивать руку, делать операции на глазах, это она делала уже дома на кухне после работы, так же, как я паял свою аппаратуру. Сначала она резала разные поролоновые шарики, а потом начала тренироваться на бычьих глазах, которые добывала на городской бойне. Надо, чтобы они были свежие, она их приносила в стеклянных банках с формалиновой водой, а дома хранила в холодильнике. Моя бабушка в первый раз увидела и испугалась: « что это за гадость в холодильнике, где у нас продукты!» А еще ей надо было тренироваться эти глаза взрезать, зашивать и все это на нашей кухне, на столе, где мы готовим пищу. Глаз оперируется с помощью одноразовых скальпелей. Держатель, в который вставляется определенным образом выломанный кусочек бритвенного лезвия. Лезвие должно быть обязательно хрупким, типа «Балтика». Я ей ломал эти лезвия и ассистировал при этих операциях, а занимались, когда кухня освобождалась, после 22 часов.
         Одновременно, в этот же год сдал кандидатские экзамены по философии на отлично и по английскому на хорошо. По английскому может и получил бы больше, но я сдавал с одной соискательницей, окончившей с красным дипломом университет. Она сдавала после меня, ответы я не слышал, но ей поставили пять. Во время моей сдачи комиссия меня спросила, где я учил английский, я сказал, что у вас в БТИ, а они мне сказали, что меня среди студентов не видели, а я слегка схамил, сказав, что среди своих преподавателей их также не видел. А, тогда понятно! - и поставили мне хорошо. Ну тут я им выдал, что их так называемая наука, в основном, является профанацией чистой воды, болтологией и демагогией не имеющей никакой практической пользы, а большая часть наших лаборантов, как я практически убедился, практически не тянут даже на квалификацию начинающих радиолюбителей, не говоря уже о студентах. А эти товарищи со станции юных техников своими руками делают реально летающие модели самолетов и реально действующую аппаратуру радиоуправления и на всесоюзных соревнованиях берут призы и наши «научные работники» по своей квалификации им в подметки не годятся
         Сказали мне, спасибо, свободен. Уходя услышал, как за спиной они облегченно в матерных выражениях сказали типа: да пусть катится!


      Яковлев А.С.,
     апрель 2018 г.


Рецензии
Ну, где юмор, а где практическое руководство по автоматическому управлению
дано не всем. я к таковым не отношусь. Но уже использование такой терминологии заслуживает одобрительной оценки.

Ярослав Яковлев 2   14.04.2018 21:06     Заявить о нарушении