Мадридский странник

               

    Громко загремели посудой за перегородкой. Это означало, что сотрудники решили немного передохнуть и выпить чаю: стол обычно сервировали на всех, чтобы никого не обидеть, но не все приходили – служебные дела порой не давали возможности оторваться от компьютеров. Вот и я, слыша, что меня зовут, ответила отказом. Дел накопилось невпроворот, поэтому лишь заглянула на общую кухню.
- Вы без меня пейте, я только чашечку налью и снова за компьютер.
- Ёлка, смотри не уработайся,- откликнулся  мой офисный ухажер Вовик, парень бесцветной наружности, но умный и добродушный.
- Не волнуйся, я постараюсь закончить все дела к шести, ведь мне еще на концерт вечером…
-Опять с Лианкой вдвоем?
-А тебе какое дело до нас?
-Вам давно пора разбавить ваш женский коллектив кем-нибудь еще…
-Он на себя намекает,- не удержалась тетя Женя, всеобщая «мамочка» и добрейшая женщина.
-Я бы не отказался, но разве Елка пригласит?
-А ты сам приглашай! Что за молодежь пошла, всему учить надо!- Стала возмущаться тетя Женя.
Я под шумок вернулась на место, но в пол-уха продолжала слушать разговор сотрудников. Они еще посмеялись над недотепой Вовиком, который все никак не мог найти предлог, чтобы понравиться мне. Это была любимая тема для обсуждения всего нашего отдела – ведь надо над кем-нибудь да подшучивать.
 Коллектив у нас был смешанный, не злой, в котором установились свои характерные взаимоотношения, скорее напоминающие дружбу абсолютно разных людей, но объединенных общей идеей.  Этой идеей была, конечно, наша работа, которая заключалась в социологических исследованиях. Все мы были увлеченными людьми, и на скуку на работе никто не жаловался.
  Мои коллеги сменили уже несколько тем и все не думали расходиться, это всегда происходило именно так. Я недоумевала: когда они только успевают работать? Я никогда не задерживалась на кухне, выпью чай с бутербродом и на место. Да и разговорчики все эти уже порядком надоели: обсуждали в основном политику, ругали наших футболистов, а еще отчего-то любили строить подробные планы на отпуск, приближая тем самым безмятежное время отдыха.
  Сейчас заговорили именно об этом. Тетя Женя стала вспоминать, как замечательно отдохнула в прошлом году ее племянница в Хорватии.  Яркая модница Оленька Павлова, дочь олигарха, которая ходила на работу исключительно ради удовольствия, но никак не из-за зарплаты, в который раз поделилась впечатлениями  о недавней поездке в Куршевель, а Вовик – об отпуске в Анталии. Я никогда не вслушивалась в подобные разговоры, ибо и так знала наперед все, о чем могут поведать мои сослуживцы. В их взглядах редко что менялось. А потом лучше составить свое впечатление о стране или заморском курорте самому, чем запоминать чужое мнение, которое бывает сугубо индивидуальным у каждого человека. Поэтому почти что отключилась от происходящего за перегородкой и уже готова была воткнуть наушники, чтобы послушать что-либо из классики ( так всегда лучше работается), но что-то меня остановило, затем слух вырвал обрывок фразы, которая впервые за сегодняшний день меня заинтересовала:
-Этот странник появляется всегда неожиданно, как и исчезает…
    Я даже на секунду оторвала глаза от экрана и застыла, вслушиваясь. Рассказывала заведующая отделом, Ирина Леонидовна, женщина лет сорока, эффектная брюнетка, так и не сумевшая создать семью, а посему фанатично преданная работе и своим увлечениям, одним из которых были  путешествия. Она о чем-то с интересом вещала:
- Никто не может установить его истинную личность, кто он и почему появляется всегда неожиданно… Но говорят, что время от времени его видят в разных районах города, жители сообща даже составили любопытную карту его перемещений. Выяснилась интересная закономерность:  Мадридский странник пересекает столицу Испании с северо-востока на юго-запад, и лишь к ночи его маршрут обрывается в районе вокзала…
  Какая-то сила заставила меня подняться со своего рабочего места, и я уже стояла за спинами сотрудников с кружкой недопитого чая в руках, прислонившись к шкафу, и внимательно слушала Ирину Леонидовну. Интерес мой был закономерен: через месяц я собиралась в Испанию…
- Вот, и Елка заслушалась, работу даже бросила, – показала на меня своей чашкой Оленька. Но все промолчали, вникая лишь в непонятный пока смысл рассказа заведующей. Она продолжала:
-Никому еще не удавалось заговорить со странником, хотя бродит он по городу не одну сотню лет…
-Так может быть, это призрак? – высказала предположение тетя Женя.
-Никто не может знать точно, а говорят всякое… Я бывала в Мадриде, но странника там не встречала, зато в турагентстве мне поведали эту легенду и предупредили, что ежели кому он и попадется, чтобы не пугались. Встреча с Мадридским странником всегда приносит удачу.
  Последние слова отчеканились в памяти. Какая-то глупая, почти детская легенда про какого-то непонятного странника. Мадридского странника

  Через месяц мы с Лианкой, моей лучшей подругой, уже приземлялись в Мадридском аэропорту. Мне удалось переубедить Лиану и отправиться в более щадящий силы тур: Мадрид – Барселона с заездом в Толедо и Фигерас. Подруга хотела охватить сразу все испанские города и за две недели побывать везде.  Но я ее отговорила от этой утомительной затеи. Лучше вдумчиво и неспешно ознакомиться сначала со столицей Испании, побродить по многочисленным музеям города, съездить на денечек в близлежащий Толедо, а затем махнуть на море, в Каталонию, купаться и загорать целую неделю, заодно посетить красавицу Барселону и музей Дали в Фигерасе.
  Мои доводы Лианку убедили, и она согласилась с тем, что у нас еще вся жизнь впереди, чтобы ознакомиться со страной мавров и басков со всеми подробностями. Где-то внутри  у меня существовало скрытое желание встретиться с Мадридским странником, поэтому я и выбрала тур, где на посещение столицы было отведено целых шесть дней! Вероятность  встречи больше. Но подруге  ни слова не сказала об этом – она бы меня не поняла - и так смеется вечно  над моим чрезмерным романтизмом.
  В первые дни пребывания в Мадриде я тщательным образом всматривалась в лица проходящих мимо мужчин, искала таинственного пилигрима. Но никто похожий на него не встречался.  Хотя никаких особых примет этого странника не имелось, единственное, о чем начальница упомянула, так это его клетчатые брюки непременно в оранжево-зеленую клетку и такая же шапочка с козырьком…
 Поэтому в толпе я искала глазами пеструю клетку, высматривая странных пожилых мужчин, мне казалось, что он априори должен быть старым. А одежду он мог, скорее всего, и поменять, за столько-то веков! 
  Мы отлично проводили отпущенное время: посещали музеи, гуляли по шумному, блестящему и насыщенному всем, чем только можно, Мадриду, сидели вечерами в характерных испанских тавернах или маленьких ресторанчиках за бокалом красного вина, дегустируя местную кухню. Подруга меня не раз благодарила за выбор тура.
- Не представляю, как можно отсюда уехать, побывав в Мадриде только один день! Вот сейчас нам нужно было бы мчаться на автобусе куда-нибудь в глухую провинцию, а мы все еще здесь, в этой столице из столиц, крутейшем городе мира! – не переставала радоваться она.
А я радовалась вместе с ней, мысленно благодаря Мадридского странника за мой выбор – хоть в чем-то рассказ начальницы да пригодился!
  Мадрид нас покорил до самой глубины души своей мощью, фешенебельностью, размахом, с одной стороны, с другой – неповторимым, истинно испанским духом, в котором уживаются типичные для страны детали и приметы, отличимые от всех других стран. Мадрид не перепутаешь ни с какой другой столицей мира: вот широчайший проспект, почти что  московский, вроде бы и на парижский похожий, но вдруг упирается в площадь, на которой стоит памятник Дону Кихоту и Санчо Панса… Или, вот, идешь по нарядной, сверкающей витринами улице и попадаешь словно бы в средневековую Испанию: в таверне на открытой веранде сидят туристы, пьют вино, а перед ними танцует яркая девушка с кастаньетами и в красивых кружевных юбках, позвякивая монистами.
  Кстати, по сравнению с Мадридом Париж кажется уютным и каким-то более спокойным городом, почти что провинцией. Со столицей Испании по размаху строений и по сумасшедшему ритму жизни сравниться может разве что Москва…
  От музея Прадо мы пришли в дикий восторг, долго еще находились под впечатлением, а следующий день посвятили шопингу и накупили различных вещичек и сувениров из кожи.
 Когда основная программа была завершена, а  у нас оставалось еще три дня, мы решили   на время разлучиться, чтобы осваивать Мадрид по отдельности: намеченные нами маршруты не совпадали, и каждая отправилась покорять город самостоятельно.
 В мои планы входило посещение площади Колумба, где возвышается неизменный для всех испанских городов памятник знаменитому мореплавателю. Сильно вытянутый в длину эффектный фонтан, расположенный рядом, игриво и весело искрился на солнышке своими многочисленными струйками, стекающими вниз. Безоблачное утро обещало безмятежный и счастливый день, настроение у меня было из серии «лучше не бывает», сердце переполняла безмерная радость  новых открытий. Я щелкала фотоаппаратом, стремясь запечатлеть не только великолепие мадридских дворцов и храмов, но и саму повседневную жизнь испанской столицы: людей, витрины, кафешки, потоки транспорта. Присела на лавочку, достала карту города, соображая, куда идти, чтобы попасть к Пласа де Майор -  средневековую площадь, где вершились приговоры испанской инквизиции. Но  невольно передумала, лишь  взглянув на карту. Мысленно расчертила ее пополам и отправилась, следуя маршруту: с северо-востока на юго-запад…
   Где-то еще теплилась надежда встретить мадридского странника… Накануне вечером я подошла к нашему гиду, симпатичному и эрудированному молодому человеку, которого звали Ефим, и спросила его об этой легенде. Странно, но Фима ничего о ней не слышал. Зато, местные должны знать чуточку больше,- решила я и принялась расспрашивать о страннике тех, кто работал в отеле и знал английский. К моему большому сожалению, испанского я не знала. Было очень удивительно, но и те несколько испанцев, коих я спросила про странника, впервые слышали о нем! Хотя такое могло быть: сотрудники российского турагенства, чтобы как-то привлечь клиентов, раскопали какую-нибудь совсем редкую легенду.
Три человека в отеле – еще не вся Испания,  и я не теряла надежды встретиться с таинственным странником. Мне это было просто необходимо, так как к тому времени мне никак не везло с женихами и все время попадались не те, а сердце мое молчало уже несколько лет… Накануне поездки мне исполнилось тридцать три года, а посему я безнадежно считала себя старой девой и  надеялась только на чудо.   
  К вечеру ноги мои чуть не отваливались, ведь шла я пешком почти весь день, делая лишь небольшие перерывы на еду. Зато я  успела насладиться великолепием королевских дворцов на площади де-ла -Армерия, запечатлеть на камеру обилие мадридских памятников и удивиться мощи и размаху площади Сибеллас с ее покоряющим воображение ажурным зданием почтамта и кокетливо- женственным фонтаном Сибиллы, управляющей колесницей.
  В самом конце всегда оживленного, непременно столичного проспекта Алькала, рядом с очередным шедевром архитектуры – роскошным фонтаном - на пласа дель Соль я зашла выпить коктейль, чтобы хоть немного взбодриться после столь утомительного дня. Я уже плохо соображала и не вспоминала больше того, кто «заставил» меня пуститься в это пешее путешествие. Главной задачей было сейчас прийти в себя и добраться до отеля.
  Я присела на высокий стул рядом с баром, заказала мохито со льдом и принялась ждать, наблюдая за виртуозными движениями обслуживающего меня бармена.
  Рядом через стул сидел парень, который громко разговаривал по мобильнику на каком-то непонятном языке, да и всем своим внешним видом походил отнюдь не на испанца. Рыжие кудри, торчащие в разные стороны из-под бейсболки, нарочито свободная  зеленая толстовка с капюшоном  и объемные клетчатые брюки с ширинкой до колен, а также  увесистый молодежный рюкзак, который занимал соседний стул, выдавали  в нем студента-американца. Хотя язык был точно не английский, тогда парень был, возможно, родом из Скандинавии – только там водятся столь колоритные персонажи.
   Мне приготовили коктейль, и я принялась поглощать его упоительную мятную прохладу через трубочку. По уставшему телу растеклось удовольствие, и я прикрыла глаза… Когда открыла, заметила, что парень тот переселился поближе ко мне, за ним пересел на один стул и рюкзак.  На его зелено-оранжевой бейсболке читалась надпись «Перегрино». Очевидно, это было название туристической фирмы, от которой он приехал в Мадрид.
  Парень обратился ко мне по-английски:
- Привет! Не подскажешь, где тут ближайшее метро?
-Да совсем рядом,- я показала рукой в сторону окна на светящуюся синим букву «М». В отличие от Москвы, метро в Испании  горит сине-голубым.- Это станция «Соль»,- ответила я ему на английском, который знала достаточно, чтобы объясниться.
-А вы, девушка, откуда?- спросил паренек.
-А угадайте!- Мне всегда нравилось интриговать иностранцев и наблюдать за их реакцией, когда они узнавали, что я из России.
-Ну…север, северная страна… Вы типичная северянка, никак не испанка или француженка.
-Почему? (у меня были прямые русые волосы до плеч, к тому же собранные в хвостик. Среди испанок  я видела много русых)
-Вот посмотрите на ту типичную испанскую семью, что зашла в кафе. Мамаша с тремя детьми и отец… Вот мать их - испанка до мозга костей: золотые кольца в ушах, а над губой – усики, при этом у нее низкий лоб и густые волосы. Красавица в своем роде. А  вы - дитя севера с его акварельной красотой.
-Какой вы наблюдательный! Угадали! А вы родом откуда?
-Я не отгадал еще вашу страну. Мне кажется, что это… Голландия?
Я покачала головой.
-Тогда идем восточнее,- Россия?
-Верно! Теперь моя очередь отгадывать. Америка?
-Я там даже не был.
-Зато у вас безупречный английский! Тогда страна на Балтийском море…Швеция или Финляндия…
-Не утруждайтесь, это не имеет никакого значения, ибо я - пилигрим, и уже который год странствую по городам Европы.
-Автостопом?- спросила я, вспомнив, что совсем недавно читала о последней европейской моде, распространенной в основном среди малоимущих студентов.
-Ну да… Иногда и на поездах, в основном пригородных – очень удобно и не дорого -  рекомендую!
- Спасибо. А зарабатываете чем, если не секрет?
- Фотоискусством. Делаю уникальные портреты, в лучших традициях качественной ретро-фотографии. Я не уличный фотограф, который снимает с попугаями и обезьянками, а фотохудожник. Если человек недоволен своим портретом, я его стираю и деньги не беру, а если мое произведение клиенту нравится, то я печатаю портрет в профессиональной мастерской и продаю с небольшой добавкой себе на хлеб. Много не беру – мне нравится мое занятие, и от  него я получаю истинное удовольствие. Таким образом можно  зарабатывать  в любом городе, совсем не обязательно быть привязанным к какому-то офису или месту работы.  Профессия позволяет мне путешествовать.
-Как интересно! Так вы профессиональный фотохудожник?
-Стал им в процессе. Сам нигде этому мастерству не учился. Мой университет – улица и люди. Еще впечатления от различных поездок. Мои клиенты в каждой стране и даже в каждом городе – разные, отличаются по мышлению,  манерам, культуре и особой ауре. Все это я стараюсь передать на своих портретах, а также подчеркнуть индивидуальность каждого человека, его неповторимую внутреннюю вселенную.
-Я заинтригована и уже хочу получить свой портрет!
-С большим удовольствием! Только я работаю в черно-белой технике, вас это не смутит?
-Наоборот, я обожаю черно-белые фотографии, они более художественные.
-По рукам! Допивайте свой коктейль, и отправимся искать место съемки – это тоже очень важный процесс.
-Позвольте узнать ваше имя?
Фотограф на секунду задумался.
-Перегрино. А ваше? Хотя, стоп! Попробую угадать… Вы ассоциируетесь с деревом, русским деревом…
-Правильно, мое имя, правда, неофициальное - среди своих  действительно означает дерево ель – Елка, а полное имя Елизавета.
-Елька,- повторил парень,- а давай я тебя здесь сфотографирую, в кафе, прямо за барной стойкой?
-Как скажете…
Мой собеседник расстегнул рюкзак, извлек оттуда камеру, навинтил объектив, отошел и сделал ряд серийных снимков, причем вся съемка заняла буквально несколько секунд. Я думала, что фотохудожник будет работать над портретом гораздо дольше.
-Ой, я не причесалась даже, можно я немного приведу себя в порядок, и вы снимете еще разок?
-Конечно, можно,- улыбнулся паренек и, обращаясь к бармену, заказал себе стакан колы.
 Я удалилась в дамскую комнату. Перед зеркалом достала косметичку и принялась колдовать над своим образом, а из головы не выходил чудной фотограф со странным именем Перегрино: у него были потрясающие шаровары в оранжево-зеленую  клетку… стоп! У Мадридского странника должны быть аналогичные штаны, и козырек его бейсболки тоже был клетчатым! Как же я сразу не узнала  в нем того, с кем мечтала встретиться! Просто он заговорил мне зубы, рассказывая про свое чудное хобби… И потом,  я искала старичка, думая, что человек, переживший века, несомненно должен быть старым! Не рассчитала встретить молодого совсем еще парня – ай да странник! Бросив косметичку у раковины, рванула назад к бару, но фотографа за стойкой не оказалось, я выбежала на улицу, надеясь, что Перегрино поджидает меня там. Никого похожего на моего странника, только толпа разноцветных туристов размеренно прохаживалась по площади дель Соль. Вернулась в кафе, думая, что молодой человек просто вышел на минутку в туалет, принялась ждать, но он не появился и через полчаса… Спрашивала у бармена, но тот плохо понимал по-английски, лишь разводил руками, что означало – он ничего не знает и помочь мне не в состоянии.
  Расстроенная и озадаченная одновременно, я покинула кафе с одноименным названием «Дель Соль», в котором только что, сама того не ведая, познакомилась с Мадридским странником…
   На всякий случай я пришла туда  и на следующий день, проведя в кафе почти все свободное время, надеясь, что Перегрино принесет мне готовый портрет, ведь он был заинтересован в гонораре. Но ни на следующий день, ни после странник там больше не появлялся. Задерживаться больше не имело смысла, и мы с Лианкой покинули столицу Испании и перебрались на побережье, продолжая знакомиться с чудесной страной, купаясь в изумрудных водах Средиземного моря и наслаждаясь южным солнышком. Из головы не выходил Перегрино, подруга не понимала моей печали и все время пыталась меня развеселить. Иногда ей это удавалось, но загадка Мадридского странника не могла отпустить меня, и только по приезде в Москву я немного успокоилась, сочтя все случившееся со мной  простым совпадением. Мало ли на Земле чудаков или просто сумасшедших? Возможно, этот паренек и был одним из них, кто знает…
  Сначала мне не терпелось рассказать обо всем Ирине Леонидовне, из уст которой я и узнала о существовании Мадридского странника, но потом я передумала. Поскольку, как рассказывала она, встреча с ним приносит удачу, то я боялась спугнуть ее или попросту сглазить.
 А ровно через месяц я познакомилась со своим будущим мужем… Это произошло совершенно случайно: в супермаркете ко мне подошел симпатичный молодой мужчина и предложил донести тяжелые пакеты до машины. Я не отказалась, завязалась беседа, мы проговорили с ним в тот вечер несколько часов и оба поняли, что очень похожи… Через год  мы сыграли свадьбу и счастливы по сей день.
    Не сразу мне пришла мысль связать встречу с Владиком, моим супругом, с той, другой встречей, произошедшей в Мадриде… Сомнений не оставалось – все же это был он, Мадридский странник, только современный его вариант, адаптированный под наш век!  И встреча с ним принесла мне, как и пророчила легенда, - удачу. Ирина Леонидовна  к тому времени у нас уже не работала, но изредка навещала бывший коллектив, вернее его жалкие остатки. После ее ухода многие покинули отдел, ибо вместе с ней ушла та теплая, почти дружеская атмосфера в коллективе: мы уже не пили вместе чай, не собирались за столом с задушевными разговорами, и никто заботливо не наливал  чашку чая вышедшему на минутку сотруднику.   
 Как-то решили под Новый год собраться старым коллективом. Тогда-то я и осмелилась рассказать бывшей начальнице удивительную историю, произошедшую со мной в Мадриде, заранее предвкушая ее искреннее удивление и восторг. Но реакция Ирины Леонидовны была весьма странной – она будто бы испугалась, совсем даже не обрадовалась и не изумилась, напротив, она чему-то расстроилась, не скрывая перемены настроения, а глаза ее блуждали по полу – она даже не взглянула на меня! Я ничего не понимала и задала ей прямой вопрос:
-Вы за меня не рады?  Ведь это вы помогли мне, именно после вашего рассказа я приняла решение ехать в Мадрид! Так что я вам премного благодарна!
От моих слов Ирина пришла в еще большее беспокойство, затем решительно взяла меня за руку:
- Лиза, прости меня, тебе будет неприятно это узнать, но ты должна знать правду! Никакого Мадридского странника не существует!  Он  - плод моего воображения, целиком и полностью – мой вымысел…
Пришло время удивляться и недоумевать мне. Я никак не могла переключиться, чтобы осознать сказанное, мысли путались…
- Как не существует? Но ведь я его видела, разговаривала с ним…
-Это простое совпадение! Включая цвет  его штанов и все остальное, видимо, по судьбе тебе пришло время встретиться со своим мужем, а странник тут ни при чем, - ласково улыбнулась Ирина.
-Невероятно! Одного понять не могу – зачем вам это было нужно?
 Бывшая начальница тяжко вздохнула.
-Ладно, откроюсь тебе, все равно дело это прошлое… Нас с Володей связывало нечто большее, чем дружба, можешь называть это романом… А в то время все только начиналось, и мне просто хотелось произвести впечатление на него, ведь я  была влюблена! И придумала красивую историю, а потом рассказала ему, что не так давно побывала в Мадриде и видела там странного человека в клетчатых штанах… Вовик поверил в то, что наша встреча  не случайна…
-Понимаю, все влюбленные становятся весьма изобретательными! Только он все время  будто бы пытался за мной ухаживать…
-Это он делал специально для конспирации, чтобы никто не подумал про нас, - открылась мне Ирина Леонидовна.
 Я понимающе улыбнулась.
-Я никому не расскажу. Но сейчас у вас все хорошо?
-Мы готовимся к свадьбе, поэтому пока не распространяйся - придет время, и все обо всем узнают.
 Женщина счастливо и очень женственно улыбнулась. Такой одухотворенной я ее никогда не видела.
-Обещаю…
 Как бы то ни было, но вымышленная история про Мадридского странника уже помогла стать счастливыми четверым людям. Наверное,  в любом вымысле есть доля правды, иначе история эта не родилась бы в голове Ирины Леонидовны, да и случайностей в чистом виде тоже не бывает.  Даже если встреча с тем пареньком была простым совпадением, придуманной легендой, значит, Ирина недооценивала в себе дар провидения и элементарно предвосхитила события в Мадриде.  В любом случае, произошедшее с нами мы с Ириной растолковали не иначе, как чудо, тем более, что у истории этой было продолжение.
  В годовщину нашей с Владиком свадьбы  я обнаружила в почтовом ящике странный, довольно большой конверт, в графе адресата значилось мое имя, причем без фамилии, написано оно было латинскими буквами Еlka. На конверте красовался испанский штемпель, письмо было послано из Мадрида… Я быстро разорвала бумагу: из пакета выпали три черно-белые фотографии, с которых улыбалась я, сидя за барной стойкой мадридского кафе «Дель Соль». На обороте одной из фотографий была сделана надпись: привет от Перегрино!
 
 

 


Рецензии