Как мы поздравляли учительницу

    При любой власти, во все времена в школах принято делать подарки учителям по случаю Дня учителя, Нового года.  Мужчин – учителей поздравляют 23 февраля, а к 8 марта  собирают деньги на подарок учительнице.
    Первый подарок учительнице в честь Международного женского дня я запомнила на всю оставшуюся жизнь. Было это в далеком 1967 году, аж в прошлом веке. Видимо, кто-то из одноклассников услышал от старших братьев или сестер об обычае поздравление своей учительницы обязательно подкреплять подарком,  не своими руками сделанным, а купленным за деньги. В нашем третьем классе, как и в любом, уже был оформленный и крепко сбитый костяк активистов, на которых всегда и сама учительница опиралась. Я входила в эту группу ребят. Помню, думали, мы думали что бы купить в подарок и тут кто-то предложил приобрести у бабушек на базаре копилку по типу «покупай живопИсь, налетай-не скупись!». По-моему, так рекламировала знаменитая троица из гайдаевской комедии свою продукцию.
    Кошек у бабушек не оказалось, зато были хозяйки медной горы. Одна из них, изумительно красивая, по нашему мнению, с косой до пола и с ящерицами на подоле чудного зеленого сарафана, привлекла наше внимание. И именно на такое произведение искусств у нас и набралось денег, еще и на веточку мимозы осталось.
    Наш район был новостройкой. Красноярск медленно, но верно расстраивался, появлялись новые жилые микрорайоны хрущевок, исчезали остатки частного сектора и на Предмостной площади. На берегу Абаканской протоки Енисея еще оставались не снесенные дома поселка «имени 1 Августа», в одном из них и жила наша учительница со своей семьей.
     Тогда нам, ребятишкам, с малолетства втолковывалось родителями величайшее уважение к учителю. Старшие-то не хамили и не грубили учителям, а, уж, о нас, мелкоте пузатой, и речи не было. Я в то время даже представить не могла, что учительница, которая меня учит, живет обычной жизнью: стирает, готовит, убирает в доме, ходит в туалет в конце концов.
     И вот, подарок приобретен, веточка мимозы куплена, делегация сформирована. Я не знаю, как так вышло, что в компанию активных ребятишек попала наша Оля – самая маленькая и скромная девочка в классе. Она сидела прямо перед столом учительницы за первой партой. Ее не было ни видно, ни слышно на переменках, а на уроках она отвечала почти шёпотом. И вдруг Оля оказалась с нами, решительными и смелыми девчонками и мальчишками дружной и шумной гурьбой, идущей к дому учительницы.
     Сначала подарок несли по очереди сильные мальчишки, потом он оказался у девочек. Но чем ближе мы приближались к цели, тем быстрее Хозяйка медной горы передавалась из рук в руки. Да и сами руки вместе с ногами стали отсеиваться, к дому подошли только трое: я, моя подружка Маринка и маленькая Ольга. Поскольку я буквально перед этим передала подарок Маринке, он находился у нее. Пока я стояла перед калиткой и раздумывала, открывать ее или нет, Маринка быстро перекинула свою ношу прямо в руки Ольге. Мало того, что гипсовое изваяние было тяжелым, эффект неожиданности тоже сделал свое дело: скульптура рухнула на каменный настил перед воротами и развалилась на куски. Мы оторопели.
     А тут и калитка открылась, на пороге стояла наша учительница и с удивлением смотрела на нас. Первой расплакалась Ольга, потом подхватили и мы с Маринкой. Нас завели в дом, умыли, усадили за стол, угостили чаем. Я с удивлением увидела обычную обстановку в доме, замоченное в тазу белье в углу кухни и девочку из параллельного класса. Оказывается, у нашей учительницы было два сына-старшеклассника и дочь, с которой мы потом очень подружились.
      История на этом не закончилась. В первый же учебный день после праздника, учительница собрала весь класс учеников и их родителей на общее собрание. На нем она четко и ясно высказала свое отрицательное мнение о подарках учителям вообще и о выборе его нами в частности. Я училась у этой учительницы до 5-го класса, а потом до 10-го она же преподавала девочкам домоводство. И, честное слово, никаких сборов денег, кроме как на букеты 1 сентября, в День учителя и на последний звонок, мы не делали.
   


Рецензии