Охота на глухаря с собакой - я рос в тайге без еге

"ОХОТА НА ГЛУХАРЯ С СОБАКОЙ" - Я рос в тайге без егерей и рыбнадзоров, и даже без инспектора ГАИ (№ - 4) С.А. Бабичев

Охота на глухаря одна из самых удивительных и увлекательных видов охоты на дичь.
Дело в том, что глухарь обладая великолепным слухом и отличным зрение очень своеобразно реагирует на собаку. Он не улетает далеко, а взлетает на близлежащую огромную ель или кедр, прячась в кроне дерева и внимательно за ней наблюдает. Глухарь точно так же реагирует на мотоцикл или машину.


Своего первого глухаря я добыл однажды осенним вечером.
Возвращаясь домой по старой лесовозной дороге на своей новенькой "ИЖ Планете-3". Мне было уже 15 лет и в тайге я ориентировался, как у себя дома, скажу откровенно, мне очень повезло.

До дома оставалось километров десять. Ружьё, в разобранном виде торчало из рюкзака, где аккуратной стопкой лежали и трофейные рябчики. Рюкзак раскачивался у меня за спиной. На багажнике стояла двухведёрная торба с душистой крупной черникой. День прошёл не зря, думал я подбрасывая газу на ровной, местами заросшей травой песчаной дороге. Таёжный запах пьянил! Комары и прочий гнус остались позади, а впереди с вершины сопки открывалась бескрайняя панорамы уходящая до самого горизонта, где виднелись сизые хребты саянских гор покрытые вечными ледниками.

Вдруг неожиданно, на косогоре, на могучем сухостое я заметил огромного глухаря. Медленно сбросив газ я подъехал под самое дерево. Глухарь внимательно наблюдал за мной. Мотоцикл продолжал равномерно тарахтеть. Я аккуратно снял рюкзак, поставил его на колени, развязал шнурок, достал приклад, такими же плавными движениями достал ствол, привычным отработанным движением соединил его с прикладом и беззвучно защёлкнул цевьё. Переломив ружьё зарядил два патрона и....


В этот момент мой мотоцикл заглох! Я вскинул ружьё, но было уже поздно. Глухарь, произнеся какие-то звуки, видимо обматерив меня оттолкнулся от ветки и камнем пошёл вниз скрываясь от выстрела за стволом дерева. Расправив крылья он тяжело набрал нужную высоту и лавируя между макушками вековых елей и кедров скрылся в распадке.

Повесив рюкзак и перекинув ружьё за спину я не включая двигатель скатился в распадок где стояло зимовьё. Старый якут охотник обрадовался редкому гостю и предложил чай.


- Некогда дед чаи распивать, глухаря в распадок спугнул. Я тут у тебя мотоцикл оставлю и схожу в лес?!
Охотничий азарт, уже было не возможно удержать, он стучал пульсируя во всех жилах адреналином.

- Ну, одко, если это твой глухарь, то он никуда не денется, моя собака Найда его отыщет, - сказал дед и налил мне чаю.

Мы сидели молча и сюрбая глотали горячий крепкий чай с травами. Прошло минут десять, из тайги послышился приглушённый лай собаки.

- Ну вот и твой глухарь нашёлся, - сказал дед и хлопнул себя по коленям, - надеюсь ты знаешь, как к нему подходить? Или мне с тобой пойти?

- Если не возражаешь, я схожу один, - сдерживая волнение и надевая патронташ сказал я и выскочив из зимовья побежал на лай собаки.

Найда сидела под огромной елью и виляя хвостом, разметая опавшую листву, монотонно гавкала. Это был специальный глухариный лай, которым собака отвлекала внимание птицы на себя.

Особая фишка в том, что лайка обнаружив глухаря поднимает его с земли и вынуждает скрыться на дереве. Далее она сопровождает глухаря, если тот перелетает и обозначает своё место прибывания особым лаем. Собака не кидается на дерево, как при облаивании соболя или белки, она просто терпеливо ждёт охотника, завораживая глухаря помахиванием своего хвоста, как гипнотизёр раскачивает маятник перед пациентом. Собака ни сходит с места до тех пор, пока не прозвучит выстрел и птица не окажется у её ног. Если же охотник промахнулся или ранил птицу, то собака продолжает преследовать свою жертву.

Я осторожно подкрадывался сзади птицы стараясь не наступать на сухие ветки чтобы не спугнуть хрустом. Выбрал удобную позицию и прицелился.


Глухаря принято стрелять по белому пятну на крыле. Есть высокая вероятность попадания в кость крыла и соответственно, даже если будет подранок, то птица не улетит.
Оглушительный дуплет разнёсся эхом по всей тайге. Глухарь дёрнулся и ломая сучья полетел вниз. На земле его уже ждала Найда, которая потрепала петуха за голову и убедившись, что он не оказывает сопротивление с радостным визгом начала прыгать вокруг меня.

Моему охотничьему счастью не было предела. Глухарь оказался на столько огромен, что нести его пришлось взвалив на плечо. Вернувшись в зимовьё, я предложил деду разделить добычу пополам, так как собака была его и без неё мне бы не добыть такой трофей. Таков был неписанный закон тайги.

Дед достал кантер, подцепил глухаря за лапу и радостно произнёс:
- Ух ты! Да ты у нас чемпион, вес достигает семи килограмм! Вези свою добычу всю домой, вот будет радость твоей маме.

Я достал из своего рюкзака двух рябчиков, отсыпал полную миску черники и поставил на стол

- А вот за это спасибо. Будет с чем чай попить и супчика с Найдой похлебаем, - сказал дед и пожав мне руку похлопал по плечу.

- Это Найде твоей спасибо, - рассмеялся я и потрепав собаку за загривок сел на мотоцикл.


НЕМНОГО ИСТОРИИ
А вот, что пишут наши признанные специалисты в этом вопросе.

О.И. Семенов-Тянь-шаньский (1960) для Лапландии указывает вариации в весе для взрослых самцов от 3500 до 4500 г.,
СВ. Кириков (1948) для Южного Урала приводит вес от 3400 до 5000 г.
В.П. Теплов (1947) для Северного Урала (Печеро-Илычский заповедник) - 3610-4810 г., Е.А.Крутовская (1941) для Сибири (Красноярский заповедник) -около 3500 г.
Известный исследователей глухарей А.Н.Р Романов (1988) для Коми указывает вес от 3500 до 5000 г.

Иностранные исследователи приводят примерно такие же факты.

Болгарский глухарь (Западные Родопы) по данным И.Колева (1984) весит от 3270 до 4320 г;
румынские (карпатские) глухари - от 4000 до 5000 г (К. Попеску, 1984);
 шотландские - 3400-4400 г (Zwickel, 1966);
пиринейские -3070-3980 (Ringeval Couturier, 1980);
австрийские - 2400-6000 г (Henrich in Muller, 1973);
немецкие из Гессена (Центральная Германия) - 4000-6500 (Muller, 1973) и,
наконец, словацкие - 3450-5500 (Sladek, 1964).

Как видим, птицы, обладающие наибольшей массой, зарегистрированы в Центральной Европе. И для территории бывшего Советского Союза самые крупные по весу глухари отмечены в Беловежской пуще (Банников, 1968), но и их вес только немного превосходит 6 кг.


По историческим данным, глухарь нарушает известное зоогеографическое правило Бергмана, гласящее, что "особи одного и того же вида увеличивают свою массу и размеры с юго-запада на северо-восток". Но я это подтвердил, добыв семи килограммового чёрного красавца глухаря - эту царственную птицу наших лесов.


ОДНАЖДЫ
Мы с отцом ранним утром, на зорьке, поехали поохотиться на лесных озёрах на уток и недалеко от озера, случайно наткнулись на глухаря. К счастью он нас не заметил и продолжал трещать. План действий у отца в голове родился моментально.

- Так, твоя задача перевоплотиться в собаку и облаивать глухаря. Помнишь, как собака на глухаря лает? Вот так и ты должен. Постарайся без резких движений и лишних звуков. Особенно без матов, а то глухарь сразу сообразит что ты не настоящая собака.

Я на четвереньках стал подбираться к глухарю, при это я лаял, как та Жулька. Отец в это время обошёл глухаря сзади и одним выстрелом добыл огромного красавца, который упал к моим ногам. Когда отец подошёл, к дереву я схватил глухаря зубами и рыча начал его мотать из стороны в сторону.

- Фу! Место! - скомандовал отец, - ты так в роль войдёшь и собачью пайку потребуешь тебе отдавать, - сказал отец и мы оба рассмеялись.


Охота на току
Охота на току, это классическая охота, описанная яркими красками многими писателями. О красоте и привлекательности этой охоты можно долго рассказывать, но увидеть ее хотя бы однажды желает, наверняка, каждый охотник, а тем более принять в ней участие.

Обычно на ток приходят заранее, так как петь глухари начинают с первыми признаками рассвета, но иногда на место токования приходят с вечера, чтобы убедиться в подлете на ток глухарей.

Посчитав подлетевших глухарей и примерно заметив их расположение, охотники отходят на безопасное расстояние, коротают ночь в ожидании утренней охоты. Случается, что петухи поют незначительное время и вечером, но скрадывание их лучше все же отложить до утра, когда к току присоединятся все участники, так меньше риск подшуметь и напугать птиц.

Определившись с целью, начинаем подход к поющему глухарю, есть у охотников такое понятие как подскок, во время финальной части глухариного токования, то есть точения.


 В это время поющий глухарь настолько увлекается, что не обращает ни на что внимания. Подскок это пара быстрых шагов в направлении цели. Так как точение слишком коротко, пары шагов вполне достаточно, но подходить следует все под прикрытием кустов, пней-выворотней и т.п. Не спешите поскорее закончить подход к птице, возможно лучше обойти открытое пространство, кочковатое или болотистое место, главное не спугнуть, глухаря.

Даже подобравшись к глухарю вплотную, продолжайте все делать под прикрытием точения, целиться и стрелять. Кто-то предпочитает стрелять под песню следующего намеченного к охоте петуха, но новичкам этого делать не следует. Одно неловкое движение, случайный шум не в песню и вот глухарь уже сорвался с ветки, и время, затраченное на его скрадывание, потеряно зря.

Если глухари токуют на дереве, то стреляем в нижнего, верхние только повернув голову и с удивлением смотрят, как их товарищ падает вниз, а сами продолжают свою глухариную песню.


Хочу обратиться ко всем собратьям по охотничьей страсти.

Друзья!

Не считайте, что после удачного выстрела дело сделано. Бережно поднимите добытую птицу или зверька, внимательно осмотрите его. Уже при осмотре вы можете обнаружить много интересного: необычную окраску, следы каких-либо повреждений, отклонения в величине отдельных частей тела (например, слишком длинный или наоборот, слишком короткий клюв или необычный хвост

Дома обязательно взвесьте добытое животное, птицу. Как часто с горечью приходится выслушивать рассказы охотников о том, что они подстрелили полупудового зайца-русака : «Огроменный, одной рукой от земли не оторвать!» «А вы его взвесили?» «Зачем, и так видно».

Следует помнить, что через наши охотничьи руки проходит огромный, уникальный зоологический материал. Каждое животное неповторимо! Все наблюдения надо записывать. Дневник или охотничий журнал -' это бесценный документ, который вы сами же будете через несколько лет читать с живейшим интересом.


Дома, когда глухаря начинали разделывать, то вся семья собиралась посмотреть, что же у него в желудке.
Осенью глухари ходят по берегам ручьёв и глотают камни, в том числе и блестящие, золотые самородки.

Так что глухарь, это вам не только вкусный обед, красивое чучело, но и три - четыре грамма золота.
продолжение следует:


Рецензии