Антисемиты
Вспоминаю и свой «бытовой антисемитизм», который однажды резко пресёк мой отец. Как-то, будучи студентом вуза, я пренебрежительно коснулся еврейской национальности учительницы моего младшего брата, которую за лёгкую, почти птичью, походку и худенькое тельце школьники прозвали «Чечкой». Чем-то она моего брата обидела, уж не помню, но её национальности я прошёлся. Отец строго на меня посмотрел и спросил: «Ты своего деда помнишь?» Деда по отцовской линии Александра Моисеевича я хорошо помнил и, забегая вперёд, скажу, что недавно отыскал на кладбище его могилку и установил памятник. «А как звали нашего прадеда, знаешь?» – продолжал отец. «Нет» – «А звали его Моисей Соломонович, а его папу Соломон Израилевич. Так что, дрогой, придержи язык за зубами». Я испытал нечто вроде шока, и не только от самой информации – впервые в жизни отец говорил со мной в таком резком тоне. Кроме того, стали понятны намёки бабушки-белорусски, почему им с дедом, уроженцем Киевской губернии, в 1918 году пришлось бежать в Сибирь. И разговоры, что наша истинная фамилия не Мельниковы, а Мельники.
Гораздо позже, уже после смерти отца, я увидел нашу семейную реликвию: Библию, на левой стороне которой был текст на иврите, на правой – на русском. На одной из страниц стоял полустёртый экслибрис «Соломон Израилевич». А, судя по тому, что в левой части встречалось немало мест, подчёркнутых карандашом, наш прапрадед ивритом владел.
Вскоре я об этом открытии как-то подзабыл, но вспомнил о нём через двадцать лет. Это было в 1989 году, когда мы воевали с городскими властями за возврат Церкви здания собора Александра Невского, из которого выезжала Сибирская кинохроника и которое хотели передать камерному хору для организации в нём концертного зала. А поскольку хором руководил товарищ с весьма характерной внешностью и не менее характерной фамилией, то антисемитские разговоры по этому поводу были очень распространены. Скорее всего, именно поэтому нам решили помочь люди из Академгородка из общества «Память».
Помню, как эти ребята пришли в Вознесенский собор в праздник Сретения Господня. Они понуро стояли, и было видно, что в православном храме им не очень уютно. Вдруг вся команда встрепенулась и буквально вылетела из церкви. Как позже выяснилось, их возмутило слово «Израиль», услышанное при чтении праздничного Евангелия. Но ребята они были очень организованы, закалённые в боях с государством, и нам помогли немало.
И вот как-то помощники из "Памяти" пригласили меня приехать в Академгородок. В квартире, не считая меня, собралось семь человек. Я обратил внимание, что среди этой небольшой компании было три человека с бросающимися в глаза физическими недостатками. Всё-таки три уродца на семь человек – это многовато. Мы обсудили кое-какие детали планируемых митингов, а потом хозяйка подала чай. Народ расслабился и понеслось: Жиды! Жиды! Особенно витийствовала маленькая женщина с огромным горбом. Вот тогда-то у меня и родилась версия происхождения антисемитизма, которой придерживаюсь и доныне, – это, в частности, от комплекса неполноценности. Эту тему можно развить, но в другой раз.
Затем начала говорить хозяйка квартиры. Звучали банальные и набившие оскомину жупелы о мировом правительстве, о засилье евреев и полукровок в науке и искусстве и т.д. А затем хозяйка заявила, что особенно нужно опасаться людей с четвертью еврейской крови, у которых деды были евреями. Дескать, они считают себя русскими, повсюду внедряются, но их еврейская кровь всё равно рано или поздно себя проявит. «И как же с такими поступать?» – спросил я. «Понимаешь, Валера, ведь речь идёт о спасении нашей славянской нации, поэтому от евреев нужно избавляться, причём, любыми способами. А начинать нужно вот с таких – евреев в третьем поколении. Если евреи и полукровки – враги явные, то эти – тайные. Вот их-то и нужно выявлять в первую очередь», – был ответ.
Я встал, немного помолчал, чтобы придти в себя, и сказал: «А у меня дед еврей». В наступившей оглушающей тишине я прошёл в прихожую, оделся и вышел на улицу. Пройдя пешком несколько остановок, сел на автобус и уехал из Академгородка. Больше я этих людей не видел.
Частенько вспоминая людей с физическими недостатками из той компании, как-то язык не поворачивается назвать этих бедолаг уродами. Но, то, что остальные были уродами – это точно. Моральными, конечно. И эта характеристика распространяется, по крайней мере по моему мнению, на всех антисемитов.
Свидетельство о публикации №218040501706