Культура с точки зрения социобиологии

 
 В  википедии  про  культуру  находим  следующее.
         
          «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]
         «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
         «Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. М. Лотман);
         «Вся совокупность небиологических проявлений человека»[3];
         «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон).

          Наиболее  близким  мне  представляется  понимание  Лотмана.  Но  тогда   как  понимать  выражение  "Эволюция  культуры",   что есть реально  наблюдаемый  факт.  Если  культура  это  просто  информация,  то   как  она  может  эволюционировать?  Эволюционировать  может  только  её  носитель,  т.е.  человек.  Поэтому  захотелось  дать  своё  понимание  термина  культура,  используя  научный  подход. 
               
         Социобиология  человека  это  система  наук,   объектом  изучения  которой   является вид  Homo Sapiens,  его  поведение  в  социумах,  способы  манипуляции  его  поведением,  правила  отбора  делающие  социумы  достаточно  устойчивыми,   условия,  приводящие  к  революционным  изменениям.  Культуру  нужно  рассматривать  как  следствие   возникновения  неморфологических,  функциональных  адаптаций  мозга Homo Sapiens,   направленных  на     приспособление  к   окружающей  социальной  среде. С  точки  зрения  науки  культуру  можно  определить  таким  образом.

               КУЛЬТУРА  ЭТО  ПРОЯВЛЕНИЕ  В  ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА СОВОКУПНОСТИ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ  АДАПТАЦИЙ  МОЗГА,  КОТОРЫЕ  ПЕРЕДАЮТСЯ  ОТ  ЧЕЛОВЕКА  К  ЧЕЛОВЕКУ,  ОТ  ПОКОЛЕНИЯ  К  ПОКОЛЕНИЮ  НЕГЕНЕТИЧЕСКИМ  ПУТЁМ.


               КУЛЬТУРНАЯ  ЭВОЛЮЦИЯ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ВО  ВРЕМЕНИ ИЗМЕНЕНИЯ  ПОВЕДЕНИЯ  И  МЫШЛЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА,   ВЫЗВАННЫЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ,  НЕГЕНЕТИЧЕСКИМИ  ИЗМЕНЕНИЯМИ  МОЗГА  ПРИ  СОЦИАЛЬНОМ  ОБРАЗЕ  ЖИЗНИ.
               
В  этих  определениях  очень  важно  словосочетание  "функциональные  изменения  мозга".  Ниже  это  понятия  поясняется.
               Культурная  эволюция  возникла  как  результат  дивергенции  от основного  ствола биологической  эволюции,  на  котором  она  является  веткой.  Поэтому  принципы,  законы  двух  эволюций  оказываются  весьма  схожими.
               Культура,  определяемая  таким  образом,  получает  расширенное  по  сравнению  с  классическим  пониманием  определение.  В   него  автоматически  попадают  и  религии  и  собственно  культура  и  науки.  Попадают  и  антисоциальные  представления,  которые  не  хотелось  бы  называть  культурой.
                Из  того очевидного  факта,  что  культурные  процессы  наследуются,   а  также  из  невозможности  для объяснения их  наследования  привлечь  в  качестве  репликаторов  структуры  ДНК (гены),  которые   выполняют  эту  миссию  в  биологической  эволюции,   следует,  что  должны  быть  другие  репликаторы,  существованием  которых  можно  объяснить  процессы  культурной  эволюции.   Ведь  никакая  эволюция  живого  невозможна  без  репликаторов.
                Генетика,  как  известно,  категорически  отрицает   возможность  наследования  приобретённых  в  процессе  жизни  свойств.  Навыки,  знания  и  умения  не  наследуются  генетически.  Может  наследоваться  предрасположенность,  способности,  но  навыки  и  знания  каждый  должен  приобретать  самостоятельно.
                Впервые  мысль  о   репликаторах  культуры  высказал Р.  Докинз.  Докинз стал известен в 1976 году, когда вышла в свет его книга «Эгоистичный ген»,  в  этой книге также был введен в лексикон термин «мем», обозначающий единицу культурной информации (аналогичную гену в генетике), копирующуюся и передающуюся от одного носителя к другому и подверженную мутации, естественному отбору и искусственной селекции.  Докинз  пишет:
                "Всё живое эволюционирует в результате дифференциального выживания реплицирующихся  единиц. Случилось так, что реплицирующейся единицей, преобладающей на нашей планете, оказался ген — молекула ДНК.
Мне думается, что репликатор нового типа недавно возник именно на нашей планете. Он пока ещё находится в детском возрасте, всё ещё неуклюже барахтается в своем первичном бульоне, но эволюционирует с такой скоростью, что оставляет старый добрый ген далеко позади.   Новый бульон — это бульон человеческой культуры".
 
                МЭМы,   согласно  моей  концепции,  это  саморазвертывающиеся  подпрограммы  мозга.
                Такое  определение  существенно  отличается  от  предложенного  Докинзом,  что  и  заставило  несколько  изменить  написание  слова,  сохранив     общность  звучания.  МЭМ   я  рассматриваю,   как  репликатор  культурной  эволюции,  а  не  одной  культуры  самой  по  себе,  как  предлагает  Р. Докинз.  Культура - это  только  видимые следы  от  изменений  в  самом  человеке.  Следы  не  могут  реплицироваться  сами  по  себе -  они  неживые.
                Изменения же в  МЭМах (программные  изменения)  носят  не  морфологический,  а  функциональный (быстрый) характер.  Элементы  логических  схем  имеют  два  состояния,  которые  интерпретируются  как  "0"  или  "1".  Изменение  их  состояния  являются  функциональными,  ведь  сам  прибор  при  этом  не  меняется.  В  электронике  подобные  приборы  называют  триггерами.
                Мэмы  являются  триггерами  мозга. Они осуществляют  функциональные  адаптации(переключаются)  к  быстро  изменяющимся  условиям социаальной среды.  Переключения  МЭМов обеспечивает  высокую  скорость  культурной  эволюции  по  сравнению  с  биологической,  где  адаптации  носят  морфологический  характер, т.е.  для  адаптации  организма меняются  свойства некоторых  его  органов,   что  происходит  весьма  медленно.
                В   широких  кругах  научной  общественности,  как  пишет  Википедия,  концепция  МЭМов (Докинза)как  репликаторов  не  получила признания.
В статье культуролога В. Е. Савицкой отмечено:
"Вся «научность» меметики, была и остается на уровне яркой остроумной аналогии с «генами-репликаторами».  Но  пусть  эта  научная  общественность и  культурологи растолкуют,   как  без  репликаторов структур  мозга можно  объяснить  факт  культурной  эволюции. Некоторые утверждают,  что  не  обнаружены  в  мозгу  такие  образования. Но состояние  тригера  нельзя  разглядеть  ни  в  какой  микроскоп.  Это  состояние  обнаруживает  себя  при  работе  компьютера. Культурологи  этого,  возможно,  не  знают. Зато ещё в 1898 году В. М. Бехтерев в статье «Роль внушения в общественной жизни» писал о «ментальных микробах», которые, «подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр.»  Ментальность  человека  это  и  есть  проявление  совокупности  МЭМов,  о  чем  я  подробно  писал  ранее.
               Социодарвинизм,   который долгое  время  признавали  культурологи  и  политологи,  оказался неадекватной  теорией  для  объяснения  поведения  человека  в  социуме,    попыткой  применить напрямую принципы  биологической  эволюции  к  культурной.  Надо  понимать,  что  биологически  человек  остался  тем  же  самым,  которым  он  был  тысячи  лет  назад. Великий Аристотель  живший  2,5  тысячи  лет  назад  и  сегодня  остаётся  эталоном  разумного  человека. Изменением  поведения,  созданием  человеческой  цивилизации  мы  обязаны  функциональным  изменениям  мозга   произошедшим  за  сравнительно  короткое  время.
    Функциональные  изменения  очень  быстро  могут  разрушиться,  сойти  на  нет,  если  их  искусственно  не  поддерживать.  При  отключении  от  цивилизации  человек  способен  весьма  быстро  одичать,  прийти  в  первобытное  состояние,  как  всё  содержание  работающих  в  компьютере  программ навсегда   исчезает  при  выключении  питания,  если  его  вовремя   не  сохранить  на  запоминающем  устройстве,   например,  зафиксировать  на  жестком   диске  компьютера,  который  как  мне  подсказали,  очищен  от  возможных  вирусов.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.