Тетрадь для учеников класса школы

Присказка
  Жили-были мы с вами. Подросли и пошли в школу, как Буратино. И там увидели и услышали… Ну, вобщем, то же самое, что потом так или иначе приходится слышать всю жизнь. И узнали, что есть
         Существительное
                Подлежащее
                Определению
                Дополнению
Забвению…
   Но не будем о грустном – ведь Буратино отправился в школу изучать АЗБУКУ. И мы тоже. И у всех нас были тетрадки. Такие разноцветные, помните? В основном зелёные. Тетрадок было много. Видимо-невидимо. На обложке, после букв УЧЕНИ надо было написать КА или ЦЫ. Со временем мне удалось обнаружить ещё один вариант, и я предлагаю его вам для обсуждения. Если после букв УЧЕНИ написать КОВ, то больше можно вообще ничего не писать. И получится ТЕТРАДЬ не « для работ по…», а для учеников. Для учеников класса школы.

«Э»- МИССИЯ
«…Весь мир на ладони
         Ты счастлив и нем…»
В.Высоцкий
1. Экскурсия
   Уважаемые зрители! Наконец-то мы подошли к наиболее значительному объекту нашей экскурсии. Перед вами произведение неизвестного художника, датированное второй половиной двадцатого столетия, представляющее определённый интерес для нашего современника с точки зрения «человека практичного» на «человека разумного». Итак, откройте рот, друзья мои, и закройте глаза. Начнём осмотр.
   Перед нами фреска «Возвращение блудного альпиниста». Искусствоведы традиционно рассматривают памятник в трёх измерениях: А - Альпинизм; Б – Блудность; В – Возвращение.
   Заметим, однако, что любые две координаты, взятые отдельной парой из этих трёх, дают траекторию сугубо плоскостную, изменяющуюся только в длину и ширину и образующую плоскостные конфигурации от простых линий и треугольников до сложных многоугольников и перверсированных фигур. Таковы парные сочетания координат: альпинизм-блудность ( А-Б); блудность-возвращение (Б-В); альпинизм-возвращение ( А-В).
   Рассмотрим показательный пример так называемой «исчезающей» координаты в парном сочетании. Для наглядности возьмём пару А-В: при растущей координате А и нулевом значении координаты В изображение на плоскости не появляется. То есть, фактически, альпинист (Х) отправился в путь к вершине, но не вернулся – превратился в ноль. Точка Х спроецировалась в начало координат и исчезла. Координата А теряет свою величину (h = 0) при нулевом значении В. Таким образом, альпинизм без возвращения бессмыслен,так как превращается в самоуничтожение. Бессмысленны также пары: возвращение без альпинизма, альпинизм без блудности, блудность без альпинизма, а также безвозвратный блуд и безблудный возврат, ибо суть есть лучи от фитиля тухнущего. Плоскость же суть страничка, но не книга, и никогда ей не станет, не появись третья координата. Как вы уже поняли, наличие её придаёт смысл даже бессмысленным парам, потому как нет больше парадокса «исчезающей» координаты, а из таких примитивных траекторий, как треугольник, она способна строить пирамиды!
   В этом-то и заключается величие и блеск открытия художника, запечатленное на этом драматичном панно. Добро пожаловать, закройте рот и задавайте свои вопросы – перед вами шедевр, «Возвращение Блудного Альпиниста».
2. Энциклопедия
   А – альпинизм – подъём на труднодоступные вершины, восхождения на горы с научными и другими целями.
   Итак, альпинизм – одно из самых бессмысленных в мире занятий. Попробуем теперь понять его смысл. Как ни крути, это преодоление вершин. Заблуждением является точка зрения, что альпинисты «покоряют» вершины. Где вы видели вершину «покорённую»? И что это, с позволения сказать, за «вершина», которую можно покорить? Стало быть, всё, что по–максимуму можно совершить с настоящей вершиной, это преодолеть её. Видимо… Но это всего лишь догадки стоящих внизу. Ибо преодоление невидимо. Для нас, стоящих внизу. Оно есть тайна. Для тех, кто лезет вверх и спускается вниз. Тайна заключается в том, были они на самой вершине или нет. И её знает альпинист. И Бог, видимо. Но Бог невидим. И альпинист, ползущий к своей вершине, вынужден решать для себя вопрос вопросов: «А есть ли Бог?»
   Многие альпинисты, видимо приняв вопрос за ответ, слезли вниз и сказали стоящим внизу: «Вершина покорена, ребята, всё в порядке.» А на самом деле они и не были наверху. Видимо. Это их личная тайна.
   Настоящую тайну, невидимую, знает только тот, кто дополз. Им может стать каждый из стоящих внизу, но не любой. Ведь это занятие сумасшедших. Взгляните, кто лезет в горы! Они же почти все в очках! С безумным желанием увидеть невидимое при весьма среднем видении видимого.
Что ж, счастливого вам пути, альпинисты!
   Б – блудность:
   а. блуд – распутство;
   б. блудный сын (устар.) – о непочтительном сыне, ушедшем из родительского дома и затем вернувшемся ( из евангельской притчи), а также вообще о человеке, раскаявшемся в чём-нибудь после постигших его неудач.
   в. Блуждать – скитаться ( словарь Ожегова)
   Таким образом, блудность является состоянием человека скитающегося и скорее имеет отношение к его душе, нежели к телу. Покаяние же души требует пространства, т.е. одиночества, и блудный альпинист есть альпинист безусловно одинокий, потерявшийся или добровольно отделившийся от других, а также, возможно изгнанный ими. В коллективе же не бывает блудных, а только блудливые ( похотливый, вороватый – словарь Ожегова).
   Скажем, двое альпинистов поднимались к вершине и где-то на перевале заспорили, по какому склону подниматься дальше – пологому или отвесному. И пошли разными тропами. Одному из них было легче идти, чем другому, но легче ли будет его возвращение? Тем не менее оба альпиниста становятся блудными, но в разное время – один при движении вверх, другой при движении вниз. И выбор пути – это выбор разновидности одиночества души.
   В – возвращение:
   воз…(вос…) – приставка, означающая направление действия вверх, создания чего-либо вновь.
   возвратиться – то же, что вернуться ( словарь Ожегова).
3. Экспозиция
   Вы никогда не были на горной вершине. Я тоже. Так давайте же рискнём! И представим себе, как это прекрасно! Никогда не лезть туда, не обдирать в кровь руки и ноги, не испытывать страха, холода и голода ради того, чтобы побывать в гостях у … самого себя. Ибо кто кроме тебя самого встретит тебя там, наверху? Кто-то невидимый? И вы сядете рядом – он и твоя раздвоенная личность, и вас будет уже трое? И ты назовёшь его Отцом, а своё второе я – Духом?  И будете сидеть так, очень похожие друг на друга, как на рублёвской «Троице»? А потом, потянувшись к чаше, станете опять единым и единственным – гостем в мире, маленьким и слабым, испуганным и дрожащим на самой его вершине. И вершина покорит вас. Покорит окончательно и навсегда, потому что с неё вы вдруг увидите Мир. Невидимый для тех, кто внизу. И узнаете, что Он есть. Но теперь это станет вашей тайной. И мы, стоящие, сидящие и живущие внизу, никогда об этом не узнаем. Видимо.
4. Экслибрис
   Снаряжение для альпинизма человек выдумывал веками. Каких только невероятных приспособлений не создал изощрённый ум для самого бессмысленного из занятий. Между тем были и есть безумцы, совершающие свои восхождения без снаряжения. Известны примеры, когда на вершины поднимались ненужные и нелепые там предметы – мотоциклы например. Попробуем всё-таки найти то, ради чего они затевают всю эту суету.
   Вершина – цель, одиночество – пространство, значит весь смысл в возвращении. Да, друзья мои, другого смысла я не вижу. Именно возвращение сюда, к нам, стоящим внизу, и делает музыку из этого хаоса звуков, окружающих нас. Звук невидим. Но он есть. Он есть везде и всегда, даже тишина издаёт мудрую и страшную ноту. Так звучит молчание невидимого.
   Прислушиваясь к звукам, мы, стоящие внизу, можем почувствовать чью-то скорбь, ужас, собственные недостатки, а можем вдохнуть чистого горного воздуха и полюбить мир, раскинувшийся под нами, мы можем даже увидеть альпиниста, взошедшего на вершину совсем без снаряжения, но притащившего туда огромный тяжёлый крест и говорящего с вершины с кем-то невидимым. Невидимым для тех, кто стоял внизу и тщетно задирал головы вверх. Он был совершенно одинок, тот безумец на кресте. И все, стоящие внизу, не верили в его возвращение, потому что не слышали ответа, видимо.
   А он вернулся.
   Вот тут-то всё и началось…


Рецензии