Колокольчики звенят

               

               
                И о чём звените вы в день весёлый мая?
               
                А.К. Толстой

               
        Накануне мы с ребятами разметили дистанцию, разумеется, на глаз и шагами, другого инструмента не было. Маршрут получился довольно сложным. Было четыре пункта контроля, их надо было найти по компасу, снять листок с указаниями, как двигаться дальше. Шёл месяц май, учебный год близился к концу. Жара была вполне переносимой, какие-нибудь двадцать пять – двадцать семь градусов в тени, самое время проводить ежегодный туристический слёт. Мы и готовились к нему.
         У меня было две команды, юношей и девушек, десятые и одиннадцатые классы. Опыт у меня был, хоть и небольшой. Ещё в бытность мою студентом я водил группы в походы выходного дня. Ночи у Малинового ручья в Октябрьском ущелье (никому тогда в голову не приходило оценить зловещий юмор в названии). Много лет спустя я с удовольствием рассказывал ребятам о «романтических» ночах у костра. Услышав название ущелья, мой друг расхохотался: как? ты всерьёз? Тренера у нас не было, до всего мы доходили сами, и довольно удачно. Бывали и призёрами городских соревнований. А в Саратове уже тогда было двадцать шесть вузов. Жив был ещё и опыт двух двоек – категории трудности по спортивной квалификации – зимняя на Хибины и летняя на Карпаты. Одним словом, я съел собаку в этом деле.
          Команда была дисциплинированной, хоть и девичьей, - легко ли проснуться в ранний утренний час в воскресенье! Но проснулись все, и все пришли. Даже больше, чем все, дополнительным членом команды оказалась Машенька, «девушка» лет четырёх, которая вначале бодро семенила рядом со всеми, не отставая и не капризничая. Позже её передавали с рук на руки, и она была весела, и вместе со всеми, в такт маршу, пела: «Тренируйся, бабка, тренируйся Любка, тренируйся, ты моя сизая голубка!» - песня почти строевая и более чем уместная в ранний час.
         Роса ещё кое-где не высохла, когда мы достигли базовой поляны. Я ещё раз объяснил, что и как. Команда рванула с места в хорошем быстром, стремительном, темпе. Так всегда бывает в начале дистанции. И мы остались t;te-;-t;te c Машенькой. Вежливая девочка обходила поляну, то и дело опускаясь на корточки, чтобы что-то рассмотреть на земле. Она походила на молодого щенка, которого интересует всё вокруг.
- А можно я сорву колокольчики?
- Какие колокольчики?
Я обвёл поляну взглядом, отыскивая те самые колокольчики, о которых поётся: колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня темно-голубые…  А вон они! Под кустами, куда мой взгляд никак бы не мог проникнуть с высоты моего роста, белели несколько ландышей, выглядывая из своих широколистых одёжек.
- Лучше не надо. Пусть живут, они же живые! Им больно, когда их рвут.
- И они плачут?
- Конечно.
Ветерок от реки зашевелил листья на кустах. Пробежала волна по некошеной траве, вздрогнули беленькие колокольчики.
- Вот смотри, они просят, чтобы мы их не рвали.
Ветерок ещё раз ударил небольшим шквалом по нижним ветвям, ещё более пригнув ландыши к земле.
- Ты лучше слушай, как они звенят.
Машенька поднялась, ещё раз обошла поляну, набрала букетик травинок, села рядом со мной и затихла.
      Прибежали девочки. Молодцы! Время было гораздо лучше, чем я рассчитывал, и все контрольные листы были найдены. Я похвалил их. Кто-то из девочек спросил Машеньку:
- Машенька, тебе не скучно было здесь?
- Нет. Я слушала, как звенят колокольчики. Они хорошо звенят!
А что, может быть, и в самом деле слышала, как знать, что слышат ребята и зверята?


Рецензии
Хорошо! Почаще бы дети слушали как звенят колокольчики, а то чаще они слышат как "звенят" компьютеры. С уважением Ваш коллега Александр!

Александр Соловьёв 5   06.04.2018 09:57     Заявить о нарушении