Селезёнка

Современную рыбалку, совершенно условно, я бы подразделил на два основных направления. Первое, - это, собственно, добыча рыбы. Добыча для еды. Второе направление – это спортивная рыбалка. Соревнования, трофеи, кубки, грамоты, места, спортивные разряды и звания. В спортивной рыбалке рыба, как правило, отпускается. По крайней мере, это приветствуется. Про  браконьерство и браконьеров говорить не будем. Потому как кроме морально-этической стороны вопроса, придётся побеседовать о статьях уголовного, уголовно-процессуального кодекса и их применении на практике.
Перепробовав все, или почти все, доступные мне виды рыбалки, я выработал свой собственный подход к этому делу. Если хотите, свою философию рыбалки, несколько отличающуюся от общепринятых. Ничуть не возражая против принципа «поймал – отпусти», не считаю зазорным оставить необходимое количество «хвостов» для себя, для еды. Но ровно столько, сколько можно съесть за один раз. Не последняя, чай, рыбалка!
Чистый спорт тоже мне не интересен. Честолюбие и самолюбие давно уже удовлетворено. Тем более, что не проблема поймать рыбы на уху или жарёху всегда, когда хочется. Современные снасти, приманки и способы ловли, оставляют рыбе мало шансов. Особенно при умелом их использовании. Со временем появился новый интерес. Поймать рыбу так, как никто ещё не ловил. Подметить в поведении рыб то, что раньше другие не замечали. Познание себя, через познание рыбалки!
И это не мудрствование! Это действительно интересно! Интересно наблюдать за природой, наблюдать за собой, наблюдать за собой в природе. Находить новое в старом, вспоминать хорошо забытое, узнавать и делиться знаниями. Обязательно делиться! И прислушиваться к тем, кто желает поделиться своим знанием и опытом. Тема рыбалки бесконечна!
Совершенно новая страница познания рыбалки открылась для меня, когда приехал надолго в Абхазию. Морская рыбалка весьма сильно отличается от той, к которой я привык. Другие снасти, другие насадки-наживки, другая рыба, наконец! Пришлось учиться у местных рыболовов. Учиться, что называется, «на ходу». Многое было ново и непонятно, совершенно незнакомо.
Вроде присмотрелся, пораспросил, сфотографировал даже, незнакомую для себя снасть. Смастерил. Показал местным, а они смеются! Мелочь, деталь упущена, а получилось совершенно не то, что нужно. Но зачастую это «не то», неожиданно оказывалось более уловистым, чем «то». Стереотипы в рыбалке, конечно хороши. Но и эксперимент, даже случайный, может принести неожиданную удачу. Об одном таком случае я бы хотел рассказать.
Более трёх лет прожив в Абхазии, я, казалось, познакомился со всеми местными рыбами, освоил почти все способы тутошней рыбалки. Но не тут-то было! Удивило море меня в очередной раз.
Слышал я, что многие местные рыболовы, применяют в качестве наживки сало. Не раз слышал. И видел, как широко разводили руки те, кому повезло поймать на эту приманку «во-о-о-от  такую рыбу». Решил попробовать и я. Попробовал. Один из местных рыболовов, увидев на что я ловлю, рассмеялся. Оказывается, сало для рыбалки нужно не простое, солёное, то, что мы обычно употребляем в пищу. Нужен смалец. Нутряной жир. И обязательно несолёный!
Вооружённый новыми знаниями,  отправился на Сухумский рынок. В мясных рядах, когда я спрашивал про смалец, сразу заговаривали о рыбалке. Я сообразил, что эта приманка – обычное дело. Про неё все знают. Но смальца не было. Весь уже распродали. Один, особо участливый продавец мяса, по видимому опытный рыболов, сообщил мне по секрету, что на самом деле, для успешной рыбалки мне нужен вовсе не смалец, а селезёнка.
Я, в очередной раз, удивился, но виду не подал. Купил. Всего делов-то  -  двести рублей!  Отрежу немного для рыбалки, остальное кошке скормлю! Дешевле, чем пресловутый Вискас. Принёс домой. Угостил кошку. Она набросилась на селезёнку так, как будто в жизни ничего вкусней не ела. Ну, думаю, раз кошке понравилось, должно понравиться и рыбе. Хищной рыбе.
Порезал кусок селезёнки на небольшие кубики и брусочки, сложил в баночку, закрутил плотно, поместил морозилку. Должен сказать, что  я уже довольно давно  для хранения, особенно длительного, с успехом использую обычные аптечные баночки для анализов. Закрываются плотно, открываются легко, никаких  запахов не пропускают. Одинаковые по размеру баночки с разными наживками-насадками, складываю в большой пластиковый контейнер и храню в холодильнике. Очень удобно. Надо – достал, не надо, обратно положил.
Зимняя рыбалка в Абхазии  отличается от летней тем, что надобно потеплее одеваться.  Потеплее даже, чем на рыбалке по льду в Росси. Море – огромный аккумулятор холода. И на море всегда присутствует ветерок. Всегда! И влажность воздуха 90 процентов! Продрогнуть очень даже легко. Правда, выдаются иногда такие тёплые зимние деньки, что загорать можно! Только осторожно. Вроде как жарынь летняя, но набежала тучка на солнышко, и мгновенно краткое зимнее лето кончилось.
Самая удачная рыбалка в Абхазии, как и везде, на восходе и на закате солнца. Я, обычно, стараюсь приехать к морю на самом рассвете. Поймал-не поймал, солнышко пригрело, пора не спеша собираться домой. Никаких тебе фонарей, забытых и потерянных в темноте снастей и их частей. Но в этот раз припозднился, появился на волнорезе далеко после обеда. Разложился, закинул удочки, подкормил, присел на стульчик.
Присловье «не покормишь, не половишь», в морской рыбалке, не менее актуально, чем в любой другой. Хотя многие рыболовы пренебрегают этим правилом. Море-то огромно! Как здесь кормить? И кого кормить? На самом деле, кормить можно и нужно. Даже если на вашу прикормку набросится одна мелочь, за ней обязательно последует более крупная рыба. Как ни странно, в Абхазии, самая популярная прикормка и насадка  - обыкновенный белый хлеб! И работает!
Совершенно случайно, я открыл для себя новый, совершенно необычный вид прикормки. Собирая как-то летом мидий на одном из волнорезов, я обратил внимание на интересное  обстоятельство. В том месте, где мной была нарушена целостность колонии мидий, через некоторое время можно было наблюдать стайки рыб. Причём, рыб самых разных. От зеленух и морских карасиков, до кефалей.
Я стал намеренно нарушать плотный ковёр мидий и других обитателей камней перед тем, как забросить удочку. Получилось! Только держаться надо с другой стороны волнореза. Так, чтобы даже ваша тень не падала на место рыбалки. Вода, как правило, прозрачная, рыба видит хорошо и то, что делается под водой, и то, что творится наверху. Малейшее шевеление, и стайка рыб, только что беззаботно кормившаяся у волнореза, брызнет в разные стороны. Нужно так же учитывать рефракцию воды. Рыба может заметить вас и тогда, когда вы её не видите.
Но это летом. Нырнул с волнореза, отодрал горсть мидий, бросил их на дно, оставив парочку-тройку для наживки, сиди, лови рыбку, обсыхай на солнышке. А зимой? На этот случай я придумал свой способ. У многих местных рыболовов имеется специальное приспособление для добычи мидий зимой. Я тоже себе такое сделал. Но об этом в другой раз. Чтобы не заморачиваться сильно, собираясь порыбачить на волнорезах, беру с собой обычную огородную тяпку. Или железные грабли. Тяпка даже предпочтительнее. С её помощью можно даже несколько мидий выудить.
Опускаю инструмент с волнореза, насколько позволяет держак, прижимаю плотно к бетону, и тяну вверх. Прижимать надо как можно плотней, а держать крепко. Потому как если инструмент выскользнет из рук, - пиши-пропало! Не нырять же за тяпкой в ледяную воду! Ракушки держатся за бетон очень хорошо. Здесь, главное, нарушить целостность колонии. Можно даже просто ударить несколько раз по плотному ковру мидий. Разбив ракушки, вы облегчаете рыбам доступ к нежным внутренностям мидий. А запах съедобного, рыбы улавливают издалека. Подождав немного, можно приступать к рыбалке. 
В этот раз я так и поступил. Поцарапав граблями колонию мидий, не спеша разложился, настроил удочки, забросил. Две донки и поплавочную удочку счёл достаточным. Летом, обычно, хватает и одной удочки. Дай бог и с ней управиться! Зимой же, как ни крути, а клюёт гораздо реже. Большинство рыболовов Абхазии, оснащает донки очень просто. Концевое грузило и три - четыре коротких поводка с крючками. Я это дело немного усовершенствовал.
Грузило ставлю скользящее. Ниже грузила – полуметровый флюорокарбоновый поводок, выше грузила, сантиметрах в пятнадцати, силиконовый стопор. А ещё выше, один за другим, пара десятисантиметровых поводков с крючками, соответствующими размеру предполагаемой добычи. Нижний крючок для донных обитателей, два верхних - для рыб, отыскивающих пропитание в толще воды.
На все крючки нацепил экспериментальную селезёнку, отправил снасти в воду.  Далеко забрасывать не стал. Опустил крючки практически под самый волнорез. В то место, где упали на дно отодранные мной от камня мидии.
Устроился на стульчике. Не сказать, чтобы очень весело. Море серое, небо серое, солнца не видно за серыми облаками. На крючок поплавочной удочки нацепил сушёного нереиса. Проверенная приманка! Летом отбоя нет, от желающих полакомиться «пицундским червём», как его здесь называют. Хоть живым, хоть вяленым. Зимой клюёт не так хорошо, но клюёт!
Через время поплавок ожил, начался клёв. Не так, чтобы сильно активный, но начался. Первыми, как всегда, среагировали морские собачки. Пузатенькие, жирные, но, увы, совершенно несъедобные. Потом бычок потревожил.  И ещё один. Если взял бычок, можно быть уверенным, что приманка лежит на дне. Немного уменьшил глубину. Сначала было тихо, потом активно начала клевать «колючка». Колючкой здесь называют морского окуня. Некрупная рыбка, но красивая. Постепенно стемнело. Отыскал в рыболовном сундучке, налобный фонарик, включил. Пора и домой собираться!
Увлёкшись окуньками, совсем забыл про донки. А напрасно! Когда начал выматывать первую, почувствовал живую тяжесть на другом конце лески. Все три крючка сработали! На верхнем болталась приличного размера, больше моей ладони, смарида. Я таких крупных и не видел раньше. На средний крючок сел небольшой морской ёрш скорпена. Но по настоящему меня удивил самый нижний крючок.
На длинном поводке извивалось нечто змееподобное и совершенно незнакомое. При ближайшем рассмотрении, это оказался не крупный налим! Почти такой же, какого удавалось мне ловить на Дону. Но совершенно фантастической расцветки! Налим почти светился в луче фонарика. Цвет его я затрудняюсь определить. Ярко-коричневый, тёмно-оранжевый, почти бордовый! Красивая рыба. Как стеклянная ёлочная игрушка.
Начал выматывать вторую донку. Почувствовал глухой зацеп. Огорчился. Жалко терять оснастку. Но зацепы в морской рыбалке – обычное дело! Не успел подсечь и, шустрая рыбка утащит крючок под камень. Или за водоросли зацепишься. Бывает даже, что мидия прихватит леску своими створками. Или подводное течение забросает грузило песком или камнями. Без внимания снасть оставлять надолго нельзя.
Я натянул леску сколько возможно, закрепил удилище и вернулся к сборам. Перетащив все снасти и приспособления в машину, вернулся к оставленной донке. Был весьма удивлен и обрадован тем обстоятельством, что леска провисла. Значит, что-то произошло на дне. Или грузило отмыло, или водоросли, удерживающие крючок, оторвались, или рыбке, утащившей крючок под камень, стало нестерпимо больно, и она выбралась из своего убежища. 
Потихонечку выматываю. На двух верхних крючках – ничего. Ни рыбы, ни насадки. Объели рыбы мою селезёнку. А вот на нижнем крючке, сидел ещё один налим. Поболее первого, но такой же красивый. Раньше мне налимы в море не попадались. А если случалось поймать эту рыбу в реке, то это всегда было зимой и всегда ночью. На этот раз в наличии было только зима. Правда, зима в Абхазии, это примерно такая,  как у нас поздняя осень. Нисколько я не пожалел, что отставив все дела, отправился на рыбалку.
Кое-что новое о рыбалке я узнал и в этот раз. Во-первых, убедился в очередной раз, что надо прислушиваться к мнению местных рыболовов. Во –вторых, открыл для себя совершенно новую и эффективную насадку. И третье, самое главное открытие. Оказывается, в Чёрном море водится налим! И его можно поймать! Четно говоря, я об этом даже не подозревал.


Рецензии