Росы - Руги? Росы - Рутены?
Исследования последних десятилетий вовлекли в научный оборот два капитальных факта, одним из которых является несомненная связь термина «русь» с более древними этнонимами «рутены» и «руги».
В немецких источниках X в. русы часто именовались ругами. Княгиню Ольгу , приславшую в 959 г. к германскому императору Оттону I посольство по вопросам крещения Руси , анонимный Продолжатель Регинона называет «Еленой, королевой ругов».
Анналы Хильдесхеймские (Xв.) и Кведленбургские (XIв.) называют народ, от которого пришло посольство к Оттону I, не ругами, а русами.
Титмар Мерзебургский в XI столетии, говоря о миссии епископа Адальберта при дворе княгине Ольги, называет последнего «пресул Русциэ».
В середине XII в. анналист Саксон, списывая у Титмара это известие, заменяет «Русциэ» на «Ругис» .
Историк Випон, написавший около 1040 г. «Деяния императора Конрада II», сообщает под 1025 г., что польский король Мешко II (1025-1034 гг.) изгнал своего брата Оттона в «провинцию Ругию». Далее он же пишет: «Мешко, преследуя своего брата, изгнал его в Руссию». (речь идет о побеге Оттона в Киев после коронации Мешко).
Имя «рутены», в свою очередь, давало форму «русины». Немецкий хронист XIV в. Герман Вартберг в «Хронике Ливонии» называет русских «рустичи» и «рутеничи».
В датских хрониках князь Владимир Мономах именуется Rutenorum regi Woldemaro — «Вольдемар, король рутенов».
Матвей Краковский в письме к Бернарду Клервосскому (начало XII в.) говорит, что помимо рутенов на востоке, есть также рутены в Полонии и Богемии.
Наиболее раннее упоминание рутенов содержат «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря. Согласно его сообщению, рутены жили в кельтском (галльском) окружении, на обращенных к Атлантике склонах. Город рутенов - urbs Rutena - современный Родез. Страбон сообщает о серебряных копях в их землях. Римляне причисляли эти народы к кельтам, но, вероятно, это было лишь языковое родство — результат ассимиляции. Отличие рутенов от кельтов и германцев косвенно подтверждается их особым вооружением. Цезарь отметил, что оно соответствовало вооружению легкой пехоты римлян и вообще народов Средиземноморья. В отличие от германцев рутены сражались короткими, а не длинными мечами, прикрывая тела небольшими круглыми щитами. В другом месте римский полководец, рассказывая об одном из эпизодов Галльской войны, замечает: «…туда пришли стрелки из рутенов, конные из Галлии», то есть рутены предпочитали сражаться пешими, а не конными, как галлы.
Между тем, Тацит в своей «Германии», поместил племя ругиев где-то в Нижнем Повисленье, напротив современного острова Рюген.
Географ II в. Клавдий Птолемей несколько уточнил эти сведения, разместив ругов («ругиклеев») на побережье Балтики между Одером и Вислой. По его сведениям, в их землях находился город Ругиум (в XIII в. на этих землях возник город R;genwalde, совр. польский Дарлово).
А по сведениям Иордана, руги жили «по берегам океана», то есть по обе стороны Балтийского моря. На пребывание ругов в Скандинавии указывает область Ругаланн (на южном побережье Норвегии).
В виду полного тождества терминов «рутены» и «руги», которое демонстрирует позднеантичная и средневековая литература, представляется очевидным, что это — латинизированный и германизированный варианты одного и того же этнонима. Средневековые германские источники упоминают не меньше дюжины форм этнонимов «рутены» и «руги» для одной только Южной Германии: Ruteni, Rugi, Ruzi, Ruzzi, Rusci, Ruszi, Ruizi, Ruzeni, Reuze, Riuze, Ruhhia, Russia.
По поводу происхождения этих терминов А.В. Назаренко замечает: «В средневековых немецких диалектах исконный германский s произносился шепеляво, примерно как русский ш или, в положении между гласными, как ж. Поэтому он не подходил для передачи славянского s в заимствованиях из славянских языков. Для этой цели обычно использовалась буква z (обозначавшая звуки вроде русских с или, в других позициях, ц). Именно эти трудности при передаче славянского s и отражаются в орфографической пестроте вариантов имени Русь: Rusci/Ruci, Ruszi/Ruzi/Ruzzi» (Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 297).
Причем германский вариант является фонетическим подражанием славянским названиям «русь», «русины». Еще интереснее то, что и последние, судя по всему, не были изначальными. Возможно, в племенном самоназвании рутенов/ругов после «ру» находился какой-то труднопроизносимый шипящий или цокающий звук, доставлявший истинное мучение романо-германским народам. Даже славянские языки с их широкой шипяще-цокающей гаммой оказались бессильны точно воспроизвести его. Наиболее древними славянскими формами слова «русь» являются, вероятно, «ружь» или «рузь», а древнерусские памятники знают и прилагательное «роушский».
По замечанию В.И. Меркулова, «руги — это название русов в германских языках, где слог gi традиционно заменяет произносимое сочетание «жи». Отсюда также вендское название Rujan (по-германски, Рюген — «Ругский»), то есть «Ружан». Рутены — латинизированный вариант написания имени «русы», употребляемый через слог ti, читаемый как «ци». Приведенные лингвистические факты свидетельствуют о том, что германские и латинские хронисты воспринимали на слух названия «ружи» и «руцины», записывая его в соответствии с грамматическими правилами» (Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? Генеалогическая реконструкция по немецким источникам. М., 2005).
Иордан отметил некоторую антропологическую близость ругов к германским племенам — светидам (предкам шведов) и данам. По его словам, светиды «известны… как превосходящие остальных величиною тела»; в свою очередь, и даны «пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего исключительного роста. Однако статностью сходны с ними также руги…». Но все-таки он решительно отделял ругов от германцев. Руги, по его словам, сражались «со звериной лютостью», ибо превосходили германцев «как телом, так и духом». У него же находим сведения о том, что руги шли в бой легковооруженными, подобно рутенам Цезаря.
В одном из сражений готов и ругов против гепидов, пишет Иордан, «можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротики в его ране…».
А. Г. Кузьмин (советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, автор работ о происхождении Древней Руси и истории индоевропейских народов) утверждал: «Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод. Это лежащий на поверхности факт, прямое чтение источников, несогласие с которыми надо серьезно мотивировать» (Кузьмин А.Г. Одоакр и Теодорих. В кн.: Страницы минувшего. М., 1991. С. 517).
Современное научное состояние вопроса пока не позволяет сказать что-либо определенное об этнических корнях балтийских ругов.
Возможно, как и утверждал А.Г. Кузьмин, на южное побережье Балтики их вынесла волна миграции балканского (венето-иллирийского) населения — в настоящее время это единственная версия, имеющая под собой более или менее разработанную доказательную базу, хотя и не выходящая за рамки гипотезы.
В связи с происхождением рутенов/ругов интересна область Рутену, довольно часто упоминаемая в древнеегипетских надписях. Египтяне, которые ориентировались по направлению течения Нила, различали Верхний Рутену, куда входили часть Финикии, горы Кармель и Ливан, и Нижний Рутену — современную Сирию. Имеем ли мы дело с простым созвучием или можно вести речь о миграции населения Рутену в Европу — никаких исследований на эту тему пока что нет.
Достоверно следующее: с момента фиксации этнонимов «рутены» и «руги» в античных источниках и в течение еще нескольких столетий этот народ не принадлежал к славянскому этносу.
Помимо археологических исследований (с ругами обычно отождествляется население оксывской культуры II в. до н. э. – I в., расположенной на территории Северной Польши), в пользу этого утверждения можно привести свидетельство Прокопия Кесарийского о том, что руги «никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода», тогда как славяне («венеды»), по свидетельству Тацита, «обезображивали» себя смешанными браками. (об «умыкании» славянами девиц у соседних народов говорит и «Повесть временных лет»).
Судьба ругов в эпоху Великого переселения народов прослеживается достаточно детально. В конце I — начале II вв. руги вступили в многовековую борьбу с готами. Их знакомство началось с проигранной готами крупной битвы, в результате которой они потеряли свободу. Готы были выкуплены у ругов конем. Позор готов привел к их многовековой войне с ругами.
Затем, со слов Иордана, в конце IV в., во время нашествия гуннов на Готскую державу, гунны нанесли поражение войску Эрманариха благодаря «измене росомонов» (rosomonorum-народа росов). Этот термин уникален для средневековой литературы, но в отечественной историографии он уже достаточно уверенно связывается с племенным именем ругов/русов.
Руги/росомоны заняли в гуннской орде привилегированное положение ближайших союзников. (один из сыновей гуннского правителя Ульдина (401-408) носил имя Ругила). Около 434 г. орда Ругилы отправилась в поход на Константинополь. Сообщение об этом содержится в послании константинопольского патриарха Прокла и современника событий Сократа Схоластик («Церковная история»). Нашествие было прервано внезапной гибелью Ругилы от молнии и распространившимся среди варваров мором.
По свидетельству Иордана, руги были в войске Аттилы во время его знаменитого похода в Галлию и приняли участие в битве на Каталаунских полях в 451 г.
После смерти Атиллы - «Бича Божьего» руги выступили на стороне коалиции германских и сарматских племен против гуннов. В 454 г. союзники разбили гуннов на реке Недао (Недава, приток Савы). В этом сражении погиб любимый сын Аттилы — Эллак и 30 000 гуннов. Уцелевшие гунны откочевали в причерноморские степи.
Гибель Гуннской державы привела к разделению ругов. Византийский историк Приск сообщает, что одна их часть захватила придунайский город Новиодун (в районе современной Любляны). Другая часть предпочла сделку с Римской империей, переселившись, по известию Иордана, в Биццию (ныне город Вица) и Аркадиополь (современный Люлебургаз в Турции) — области в Восточной и Южной Фракии.
При императоре Майориане (457-458) власти Западной Римской империи, по-видимому, заключили с дунайскими ругами договор, положивший начало их преобладающему влиянию в Прибрежном Норике (Верхняя Адриатика). Здесь возникло одно из первых «варварских королевств», которое германцы называли Ругиландом («землей ругов»). Руги установили полный контроль над землями Норика, превратив местное римское население в своих подданных и обложив его данью.
Сага о Тидреке Бернском (Теодорихе Веронском) повествует о противостоянии готов и ругов (короля Гертнита и его сыновей: Озантрикса, Вальдемара и Илиаса). Война, шедшая с переменным успехом, заканчивается неудачно для ругов. Эта Русь, согласно саге, находится между Паннонией, Северной Италией, Швабией и землями полабских славян, то есть равнозначна Ругиланду.
По свидетельству Евгиппия («Житие святого Северина»), руги, вступив в союз со свевами, гепидами и скирами, против остготов, начали войну с последними в 469 г. но были разбиты ими в сражении на реке Болии (в Паннонии). С этого времени королевство ругов стало клониться к упадку. В 487 г. Одоакр вторгся в Ругиланд с огромной армией и нанес ругам сокрушительное поражение, причем захватил в плен их королевскую чету, которую впоследствии казнил. Королевство ругов прекратило свое существование. Остатки войска ругов присоединились к королю остроготов Теодориху. С их помощью Теодорих одержал победу над Одоакром и образовал королевство остроготов в Северной Италии со столицей в Вероне.
Последний раз руги заявили о себе как о политической силе в 541 г., когда после смерти готского короля Ильдебада посадили на итальянский трон своего соотечественника Эрариха. Однако его царствование длилось всего пять месяцев, после чего Эрарих был убит готами. Но поселения ругов в Северной Италии продолжали существовать еще долгое время. Сохранились послания римских пап IX в., обращенные к «клирикам рогов», очевидно, все еще арианам.
Дунайский Ругиланд, в VI-VIII вв. входивший в состав Аварского каганата, после крушения последнего достался франкам, которые создали на его землях пограничную Русамарку.
В VI в. «народ рус» становится известен и на Востоке. Об этом свидетельствует сирийская «Церковная история», принадлежащая перу так называемого Псевдо-Захарии Ритора. В 555 г. это сочинение было дополнено географическим очерком земель и народов, расположенных к северу и северо-западу от Кавказа. Неизвестный автор вначале перечислил исторические народы — булгар, алан, аваров, хазар, эфталитов и др., которые «живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием, - а далее, «в глубь от них», упомянул каких-то амазратов, людей-псов и амазонок. «Соседний с ними народ Hrws («рос» или «рус»), — продолжает географ, — люди, наделенные огромными членами тела; оружия у них нет, и кони не могут их носить из-за их размеров». Известию о том, что огромный рост мешает людям народа Hrws ездить верхом, можно найти некоторое историческое обоснование. Руги всегда дрались пешими.
Заметка подготовлена по материалам:
Публикация историка Сергея Цветкова “Русский след в истории Европы”.
Анналы Хильдесхеймские (Xв.)
Анналы Кведленбургские (XIв.)
Датские Хроники
Титмар Мерзебургский
Саксон Грамматик
Герман Вартберг «Хроника Ливонии»
«Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря.
Историк Випон «Деяния императора Конрада II»
Матвей Краковский письмо Бернарду Клервосскому
Тацит «Германия»
Иордан «Гетика»
Свидетельство Прокопия Кесарийского
Сага о Тидреке Бернском (Теодорихе Веронском)
Сирийская «Церковная история» Псевдо-Захарии Ритора
Свидетельство о публикации №218040502207