О силе имени Божия

                Предисловие

      Представленный здесь материал является небольшим отрывком из интересной книги митрополита Вениамина (Федченкова) «Промысл Божий в моей жизни». Располагаю его на своей странице в виду важности его значения в повседневной жизни верующих людей, для помощи людям в их жизненных обстоятельствах, для предохранения их от бед и несчастий порой по своей неосторожной беспечности. Помоги всем Господь!



      В 1913 году я гостил в Оптиной пустыни. Меня поместили с одним иеромонахом, студентом Казанской Духовной Академии, о. А., в скиту. Как-то, выходя на литургию, мы забыли взять ключ и захлопнули за собою дверь; она механически заперлась, и чтобы её отворить, нужен был особый винтовой ключ.
      Что делать? Не разбирать же стекло в окне?
      После литургии рассказали эконому о. Макарию о нашей оплошности. Он был человек молчаливый и даже немного суровый. Да в экономы в монастыре и нельзя выбирать мягкого и любезного - слишком расточал бы добро. Ничего не сказав, он взял связку ключей и пошёл к нашему жилищу. Но оказалось, что сердечко подобранного им схожего ключа было меньше, чем горлышко нашего замка. Тогда он поднял с полу тоненькую хворостинку, отломил от неё кусок, приложил к сердечку ключа и стал вертеть... Но сколько мы ни трудились, было напрасно, ключ беспомощно кружился, не вытягивая запора.
      – Батюшка, – говорю я ему, – вы, видно, слишком тоненькую вложили хворостинку! Возьмите потолще, тогда туже будет!
      Он чуточку помолчал, а потом ответил:
      – Нет, это не от этого... А от того, что я без молитвы – начал.
      И тут же истово перекрестился, произнося молитву Иисусову:
      – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
      Начал снова крутить с тою же хворостинкою, и замок – сразу отпёрся.
      После этого я и на своём, и на чужом опыте много раз проверял, что УПОТРЕБЛЕНИЕ имени Божия – ТВОРИТ чудеса даже – в мелочах. И не только сам пользовался и пользуюсь им доселе, но и других, где можно, тому же учу.

                Вот другой пример.

       Был я на одном съезде христианской молодёжи в Германии. Начали устраивать церковь.
       Молодой человек, по прозвищу Шу-Шу (сокращённо - Шура-Шурович, Александр Александрович) развешивал иконы на стене. Здание было каменное. Ударит он молотком по гвоздю, а тот и согнётся – на камень попал. Вижу я неудачу его и говорю: – Шу-Шу! А вы бы перекрестились да сказали бы «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Вот тогда у вас дело пойдёт.
       Он поверил. Смирился. Ведь молодому-то не так это и легко. Перекрестился, упомянул имя Божие, наставил гвоздь в другое место, ударил молотком и попал в паз. И дальше вся работа - пошла удачно.
       Рассказал я этот случай как-то недавно в кружке знакомых. Спустя несколько дней одна женщина, вдова К., недавно потерявшая мужа, рассказала мне:
       «Пришла я после вашего рассказа домой и ложусь спать. А у меня давно уже бессонница... Нервы сдают, видно. И вдруг я вспомнила – вы велели ПОМИНАТЬ имя Божие даже и в малых вещах. И сказала я: „Господи! Дай мне сон!“ И даже не помню, кажется, сию же минуту и заснула. А до сих пор долго – мучилась бессонницей».

                ИСКУШЕНИЕ.

      А теперь я расскажу, так сказать, "Обратный" случай, как ОПАСНО – жить и даже говорить – без имени Божия.
      Однажды после службы подходит ко мне простая женщина высокого роста, довольно полная, блондинка, со спокойным лицом и манерами, и, получив благословение, неторопливо говорит:
      – Батюшка! Что мне делать? Какое-то искушение со мной: мне все кажется всякое непонятное и странное. – Как так? – спрашиваю.
      – Ну, вот. Стою я, к примеру, в церкви, а с потолка вдруг ведро с огурцами падает около меня. Я бросаюсь собирать их – ничего нет... А я неловко повернулась, когда кинулась за огурцами-то, да ногу себе повредила, видно, жилу растянула. Болит теперь.
      Дома по потолку кошки какие-то бегают, головами вниз. И всякое такое.
      И все это она рассказала спокойно, никакой неврастении, возбужденности или чего-либо ненормального даже невозможно было и предположить в этой здоровой тулячке.
      Муж ее, тоже высокий и полный блондин, со спокойным улыбающимся лицом, служил пожарным на Балтийском Судостроительном заводе. Я и его узнал потом. И он был прекрасного здоровья. Жили они между собою душа в душу, мирно, дружно.
      Ясно, что здесь причины были духовные, сверхъестественные. Неопытный, я ничего не мог понять. Еще меньше мог что-либо сделать, даже не знал, что хоть сказать бы ей...
      И спросил, чтобы продлить разговор:
      – А с чего это у тебя началось?
      – Да вот как. Сижу это я в квартире. А пожарным казенные дома дают, и отопление, и освещение. И жалование хорошее – нам с мужем довольно. Детей у нас нет и не было – Бог не дал, Его святая воля. Сижу у окна за делом, да и говорю сама себе:
      – Как уж хорошо живется: все есть, с мужем ладно... Красный угол передо мною был, и вот после этого вдруг выходит из иконы Иван Предтеча, как живой, и говорит мне:
      – Ну, если тебе хорошо, так за это чем-нибудь отплатить нужно, какую-нибудь жертву принести. Не успела я от страха-то опомниться, а он опять: – Вот зарежь себя в жертву.
      И исчез. А на меня, батюшка, такой страх напал, такая мука мученическая схватила меня, что я света белого не взвидела. Сердце так защемило, что дыхания нет. Умереть лучше. И уже, как без памяти, бросилась я в  кухню,  схватила  нож  и  хотела  пырнуть  себя в грудь-то им. Уж очень сильная мука была на сердце. Уж смерть мне казалась легче... Ну, и сама опять не знаю как случилось – но ножик точно кто выбил из рук. Упал он наземь. И я в память пришла. Вот с той самой поры и начало мне представляться разное. Я теперь и икону-то эту боюсь.

      Выслушал я и подивился. Первый раз в жизни пришлось узнать такое от живого человека, а не из житий святых.
      – Ну,  чем  же  я  тебе  помогу? Ведь  я  не  чудотворец. А  вот,  приди  ныне вечером к службе, исповедуйся, завтра причастись Святых Тайн. А после обедни пойдем к тебе на квартиру и отслужим молебен с водосвятием. А там дальше, что Бог даст. Икону же, коли ты ее боишься, принеси ко мне.
      Она покорно и тихо выслушала и ушла. Вечером принесла икону св. Иоанна Предтечи. Как сейчас ее помню: вершков 8x5 величиною, бумажная олеография, в узенькой коричневой рамочке. После Богослужения эта женщина исповедовалась у меня. Редко бывают люди такой чистоты в миру. И грехов-то, собственно, не было.
      Однако она искренне в каких-то мелочах каялась с сокрушением, но опять-таки мирно... Вообще она была "здоровая" не только телом, но и душою. На другой день причастилась, а потом мы пошли к ней на квартиру.

      Квартира – самая обыкновенная комната, выбеленная чисто, везде порядок. В углу икона с лампадкой. Муж был на службе. Отслужили мы молебен, окропили все святой водою. Угостила меня чаем. И я ушел.
      Дня через два-три я увидел ее в церкви подворья и спросил:
      – Ну, как с тобой?
      – Слава Богу! – говорит она – все кончилось.
      – Ну, слава Богу! — ответил я и даже не задумался, что совершилось чудо. А скоро и забыл совсем. И никому даже не хотелось почему-то рассказывать о всем происшедшем. Только своему духовному отцу я все открыл, и то для того, чтобы спросить его, почему это все с ней случилось.
      Когда он выслушал меня, то без колебания сказал мне:
      – Это оттого, что она похвалилась. Никогда – не нужно хвалиться чем-либо, а  особенно вслух. Бесы – НЕ МОГУТ переносить, когда человеку хорошо: они злобны и завистливы. Но если ещё человек молчит, то они, как говорит св. Макарий Египетский, хотя и догадываются о многом, но не все знают. Если же человек выскажет вслух, то узнав, они – раздражаются и СТАРАЮТСЯ потом чем-либо – НАВРЕДИТЬ: им невыносимо блаженство людей.
      – Ну, а как же быть, если и в самом деле хорошо?
      – И тогда лучше "Молчанием – ограждаться", как говорил преподобный Серафим. Ну, а уж если и хочет сказать человек, или поблагодарить Бога, тогда нужно – ОГРАДИТЬ это именем Божиим: сказать "Слава Богу" или что-нибудь иное. А она сказала: "как хорошо живется", похвалилась. Да ещё не прибавила имени Божия.
      Потому бесы и нашли доступ к ней, по попущению Божию.
      Вот и преподобный Макарий говорит: "Если заметишь ты, что доброе, то не приписывай, не присваивай это себе, а отнеси к Богу и возблагодари Его за это".

      После из-за этого случая мне многое стало ясно в языке нашем. Например, в обыкновенных разговорах люди всех стран и религий, а особенно христиане, весьма честно употребляют имя Божие, если даже почти не замечая этого.
      – Боже сохрани! Бога ради! Бог с вами. Ах, Господи!
      – Да что это такое, Боже мой! Ой, Боже мой! и т.п. А самое частое употребляемое имя Божие – при прощании: – С Богом!
      Отчего все это? Оттого, что люди опытно, веками, коллективным наблюдением заметили пользу от одного лишь употребления имени Божия, даже и без особенной веры и молитвы в тот момент.

      Но особенно достойно внимания отношение к похвалам нашего русского "простого", а, в сущности, мудрого человека. Когда вы спросите его: "Ну, как поживаете?", и даже если у него действительно всё в жизни довольно неплохо – он никогда НЕ ПОХВАЛИТСЯ, не скажет "хорошо" или "отлично". А сдержанно ответит что-либо такое: – Да ничего, слава Богу...
      Потому что многие люди хорошо знают, что, СТОИТ только хотя бы немного – ПОХВАЛИТЬСЯ в слух – так сразу же и ПРОБЛЕМЫ начнутся, что и не рад жизни будешь…
      А другие ещё благоразумнее скажут, если все благополучно:
      – Милостив Бог.
      Или просто совсем и обычно:
      – Помаленьку, слава Богу!
      И повсюду – ВИДИШЬ и слышишь ОСТОРОЖНОСТЬ, смирение и непременное ОГРАЖДЕНИЕ от козней бесовских – всех своих слов и дел - именем Божиим.
    
      Читал я у одного современного писателя рассказ о силе имени Божия. То было в немецкую войну. Перевозили на позицию пушки. Прошел дождь. Дорогу развезло.
      Тяжесть неимоверная. Несколько пар лошадей. Пушка завязла в выбоине. Солдаты бьются, мучаются, сквернословят, хлещут лошадей. Ни взад, ни вперед... И чем бы кончилось это бесплодное мучение и людей и лошадей, Бог весть.
      Но в это время к этому месту подошел один благообразный, пожилой уже, мужичок. Этот почтенный старичок сначала ласково приветствовал солдат. Потом во имя Божие пожелал им успеха. Погладил лошадок. А потом, когда они и солдаты немного отдохнули, он предложил попробовать двинуться еще раз. И так ласково обратился к солдатам. Они кто к лошадям, кто к пушке. И старичок тут же. – Ну-ка, милые, с Богом!
      Солдаты крикнули, лошади рванули и пушка была вытянута. Дальше уже легко было.

      А сколько таких случаев! Только мы, слепые, не замечаем. Но хорошо, что говорим языком, и это одно нередко ограждает нас от силы вражьей.
      Между тем в новое время стали стыдиться употребления этого спасительного имени.
      И нередко мы слышим или горькую жалобу на тяжкое житье, или, наоборот, легкомысленные похвалы:
      – Превосходно, превосхо-о-дно!
      А иногда и безумные речи: "адски хорошо", или с употреблением "черного слова". И жалея его же, хочется поправить его. Бывало, услыша  хвалу, я или сам  добавлю,  или  говорящего  попрошу  добавить:
      – Скажите: "Слава Богу!"
      – А зачем?
      Вот и расскажешь ему такую историю. Иной и примет во внимание...

      К этому рассказу митрополита следует добавить еще известный жизненный опыт  духовных подвижников:  не только самим хвалиться опасно, но и других людей хвалить – тоже, что вредить им, подставляя их под "обстрел" искушений и бесовских козней.
      Всё доброе они старались делать втайне, чтобы не иметь похвалу у людей. Это их самих сохраняло от повреждения тщеславием, а также от зависти и нападений падших духов.


Рецензии
Спасибо. Очень интересно. Всех благ!

Георгиевна   23.11.2019 18:20     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик!
Храни Вас Господь!

Сергий Пономарь   23.11.2019 22:01   Заявить о нарушении
Извините.
Понравилось, но не беру пример с Георгиевны, не хвалю Вас,
т.к. научен последним абзацем Вашего, Сергий, текста.

Ценный абзац в этом.

Георгий Сотула   13.02.2020 22:44   Заявить о нарушении
Спаси Вас Господь, Георгий!

С уважением,

Сергий Пономарь   14.02.2020 14:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.