Япона мать!
В одной из предыдущих статей ("Откуда растут ноги?") я попытался разобраться в причине появления у японских товарищей интереса (и даже любви!) к продукции Levi`s. Я не являюсь большим знатоком уклада жизни коренных жителей этого островного государства. В моей сумбурной лексике нашлось лишь несколько слов, связанных с Японией, это: харакири, камикадзе, ниндзя, банзай, якудза и названия десятков "электронных" и "автомобильных" брендов... Ой! Чуть не забыл самое главное: большое количество названий японских единоборств (карате, айкидо, джиу-джитсу, дзюдо и ещё много других - менее известных массовому читателю) и связанные с ними обозначения ударов и дисциплин (уракен, маваши, уширо, ката, тамэсивари...).
Всё дело в том, что в 1970-х годах все советские пацаны просто бредили этим видом спорта, который старики в шутку называли "корыто". Эта эпидемия получила поистине всесоюзный масштаб, как грибы после летнего дождя повсеместно возникали самодеятельные спортивные секции и кружки. Учителей катастрофически не хватало и каждому парню, пару месяцев позанимавшемуся у какого-либо тренера, предлагалось возглавить собственную аналогичную секцию по ускоренному изучению японского боевого наследия. По сути это уже была пирамида и некоторые особо шустрые товарищи успели хорошо нагреть на этом руки. Спустя много лет я видел по "ящику" интервью Ирины Зайцевой (по-моему, в передаче "Без галстука") с известным бизнесменом Владимиром Довганем, который вспоминал, как создал в Тольятти целый спортивный клуб (со множеством секций) по обучению восточным единоборствам, и заработал на этом неплохой капитал. Правда, это уже были 1980-е годы...
В середине же 1970-х, в одной из передач "Человек и закон" доктор юридических наук, профессор Анатолий Безуглов, косноязычно рассказал, что в одной пивной подрались два посетителя, один из которых (посещавший секцию карате) несколькими ударами убил оппонента. (Самое смешное, что зимой 2016 года в одноимённой передаче с прискорбием сообщалось, что у этого супер юриста мошенники отобрали подмосковный коттедж. Он стал жертвой обычного "кидального варианта". Ужасно, когда выдающийся юрист-теоретик на практике оказывается обычным лохом! Чему же он мог научить своих студентов?!... Ладно, проехали...) Буквально через несколько дней во многих советских газетах был опубликован какой-то Приказ (Указ или Распоряжение?) МВД СССР о закрытии всех неофициальных спортивных заведений по обучению смертоносной борьбе. Истинной причиной ликвидации секций восточных единоборств явилось то, что при многочисленных (к тому времени) столкновениях совковых ментов с самодеятельными спортсменами результаты противостояния оказывались НЕ в пользу представителей правопорядка. Некоторые руководители секций карате, попытавшиеся подпольно продолжать тренировки, были привлечены к уголовной ответственности. Некоторых пригласили тренировать бойцов из спецподразделений. Такой официальный разгром секций и запрет карате в стране, сыграл злую шутку с нашими солдатами, посланными чуть позже (в 1979 году) воевать в Афган. Хотя можно ли назвать "шуткой" гибель 19-летних пацанов в рукопашной схватке с моджахедами?.. За несколько месяцев обучения десантников, морпехов и мотострелков в рамках "Наставления по рукопашному бою", очень трудно довести их боевое мастерство до совершенства. Японские тренеры утверждают, для качественной отработки каждого удара требуется не менее 7 лет ежедневных тренировок (разумеется, все элементы отрабатываются не последовательно, а - параллельно).
Не хочу продолжать изливать собственные умозаключения по поводу восточных единоборств, желающим продолжить обсуждение этой темы лучше обратиться к бывшему моему соученику из параллельного класса Иосифу Линдеру, который успешно занимается японской борьбой с 5-летнего возраста и написал массу трудов об этом увлекательном занятии. Я же хочу лишь обратить ваше внимание на коренное отличие в образе мышления, поведения и т.д. японского и русского (советского - это не столь важно!) человека. Как известно, в средневековой Японии только дворяне (не помню точно, как они назывались) имели право носить холодное оружие, передвигались они (в основном) верхом и местному обычному крестьянину приходилось с ранних лет осваивать очень сложные, но эффективные способы противодействия вооружённому всаднику (при возникновении существенных классовых разногласий). Необходимо было высоко подпрыгнуть с одновременным ударом ноги сопернику в глаз (причём, совершенно без использования мельдония и прочих запрещённых препаратов!). Проводя примитивную историческую параллель, мне трудно представить русского крепостного мужика (в лаптях или в валенках), снимающего нехитрую обувку, подпрыгивающего (особенно, зимой в тулупе!) и бьющего ненавистного барина ногой по лицу... Бред полный... Клевета на предков! Наш человек, не торопясь, сходит к сараю, возьмёт вилы на длинной ручке, острую лопату, косу, рогатину или хотя бы топор, и попытается подробно выяснить суть возникших к нему претензий со стороны помещика или управляющего имением. Вот в этом и заключается основная разница во взглядах на жизнь между коренным россиянином и японским "аборигеном".
Исходя из вышесказанного, мне очень трудно предугадать план действий какого-нибудь японского бизнесмена или маркетолога. У представителей этой национальности какие-то свои "тараканы в голове" и их поступки не всегда мне понятны. Это же относится и к японским коллекционерам бренда Levi`s. После того, как они подружились с моей страницей на Инстаграм, я получил возможность лицезреть их картинки и фото и сразу доложу вам, это зрелище не для слабонервных. Приведу рядовой пример. В моей коллекции есть несколько фирменных кукол Levi`s. Эти тряпичные куклы (мальчик и девочка) были выпущены в середине 1970-х годов в трёх разных размерах. В моей коллекции они представлены "в широком ассортименте". Эти рекламные изделия есть у многих японских коллекционеров, интересующихся джинсовой одеждой. Но мне и в кошмарном сне не пришло бы в голову грузить имеющиеся в наличии экземпляры в автомобиль при поездке на лоно природы, а затем во время пикника сажать каждую из этих кукол на отдельный (взрослый) раскладной стул и ставить перед ней чашку с кофе (или каким-то другим напитком)! Мне кажется, что после такой процедуры мои кореша тут же обеспокоились моим пошатнувшимся здоровьем и направили бы меня к людям в "белых халатах"... У японцев же подобные мероприятия с неодушевлёнными предметами, похоже, в порядке вещей.
Несколько лет назад, случайно наткнулся на "Амазоне" на странную (с моей точки зрения) японскую фирму: она производила и успешно продавала каких-то пластиковых медведей-роботов (гибрид Чебурашки и Буратино!), причём у большинства из этих медведей (почему-то) отсутствовали глаза. Некоторые из фигурок имели на нарисованной одежде логотип Levi`s. Пришлось заняться изучением этого неведомого зверя. Оказалось, что эти игрушки для взрослых (просьба не путать с игрушками из секс-шопа!) выпускает японская компания Medicom Toy. Японец Тацухико Акаши на глазах у изумлённых зрителей создал целую необычную империю (являющуюся частью современной поп-культуры). Он долго работал в индустрии игрушек и в 1996 году решил создать собственную фирму. С бывшим сотрудником LEGO он разработал первый силуэт, названный (в честь режиссёра Стэнли Кубрика) KUBRICK. Название также можно рассматривать, как составленное из японского числительного "kyu" (девять) и английского слова "brick" (кирпич). Эти слова используются не случайно: каждая фигурка состоит из 9-ти деталей - кирпичиков (голова, туловище, бёдра, ноги, руки, кисти...). Такое членение позволяет изменять положение тела, создавая видимость динамики.
В 2001 году в глаза предприимчивому японцу бросилась информация о столетии плюшевого мишки "Тедди". Решение было принято мгновенно... Так возник новый силуэт BE@RBRICK с ушами и выпуклым "пивным" животиком. Бизнес-партнёры постоянно желали заказать тысячи фигурок для различных мероприятий, конкурсов, презентаций. Разрабатывать и "клепать" каждый раз новые фигурки было невозможно, поэтому и возникла идея об универсальной "заготовке" для быстрого выполнения любого заказа. Сейчас используются разные материалы: пластик всех видов (прозрачный, иногда светящийся в темноте), дерево, войлок, металл.
Разнообразно раскрашенные медведи являлись результатами совместного производства с различными брендами из области моды: Chanel, Supreme, Stussy, Nike, Levi`s... Специальные игрушки выпускались в честь: Star Wars, Mercedes-Benz, Pepsi, BMW, The Beatles, Sex Pistols, Andy Warhol... Фигурки были выпущены в виде: Джека Воробья, Гарри Поттера, Бэтмена, Мики Мауса.... Для совместной работы были привлечены модные дома под руководством Карла Лагерфельда, Вивьен Вествуд... Размер фигурок определяется в процентах. За 100% принята высота изделия, равная 7-ми см. Также наиболее часто встречаются фигурки 400% (28 см) и 1000% (70 см). Хотя существуют и другие размеры: 50% (4 см), 70% (5 см), 200% (14.5 см).
За два десятка лет в Японии (да и в других странах) появились сотни (а может быть, и тысячи) обеспеченных людей, собирающих эти фигурки. Даже начальные цены на эти образцы современного дизайна довольно высоки. А уж когда осуществляется вторичная продажа, то от большого количества цифр даже мне становится плохо! Конечно, в целом, мне понятна логика японских маркетологов: если какие-то вещи являются предметом коллекционирования (а не первой необходимости), то с покупателей можно "драть три шкуры". В качестве наглядного примера, привожу цену на медведя имени BMW на популярной международной торговой площадке - три или четыре такие игрушки стоят столько же, сколько и сам автомобиль указанной марки! Правда, тираж этой игрушки составляет лишь 50 экземпляров на весь земной шар!
Несколько медведей было выпущено совместно с самой первой джинсовой компанией LS&CO. В 2016 году (как всегда - совершенно случайно!) мне удалось приобрести футболку с принтом, который популярно объясняет взаимоотношения между двумя компаниями. На ней изображены: вид сзади и вид спереди одного из первых медведей Levi`s. В дальнейшем, были изготовлены ещё более экзотические виды ливайсовских мишек фруктово-ягодной направленности (я не шучу!): медведь-клубничка, медведь-ананас, медведь-арбуз... Я вас предупреждал о загадочной японской душе, ко мне теперь какие претензии?!
Но это ещё не всё... Пусть меня простят американские и японские маркетологи, но я уже запутался в их стратегических линиях и не могу понять: то ли мишки были выпущены для продвижения на рынке джинсов, то ли джинсы были сшиты для увеличения продаж медвежьих фигурок?
Не буду философствовать о том, что первичнее: курица или яйцо, но должен на полном серьёзе официально уведомить: японское подразделение Levi`s выпустило соответствующие фруктовым мишкам лимитированные серии джинсов. Цены на эти шедевры (не побоюсь этого слова!) просто астрономические, однако мне удалось приобрести такие арбузоподобные штаны компании Levi Strauss. Скажу честно, что эти джинсы являются одними из самых любимых в моей коллекции. Когда я их впервые взял в руки, то сразу почувствовал плотную качественную ткань, как у моих первых Levi`s. Бросились в глаза необычные, покрашенные в чёрный цвет заклёпки и пуговица, яркий зелёный патч (на поясе сзади), информирующий о коллаборации Levi`s и BE@RBRICK. Один задний карман раскрашен под арбузную корку, на втором - стандартная "галочка", отстроченная зелёными нитками. Все мастерски сымитированные "дырки" и разрежения на поверхности штанин имеют подкладку из ткани "арбузного" окраса. Мешковина передних карманов и обратная сторона (изнанка) кокетки также выполнены из "арбузо-полосатой" ткани. Сама кокетка имеет неправильную (для классических джинсов Ливайс) конструкцию - шов "смотрит" вниз. Однако, всё это лучше один раз увидеть, чем несколько раз прочитать... Мне совершенно непонятно, зачем японцы покупают такие изделия и используют их в кэжуальной (повседневной) носке. Я не являюсь большим знатоком уличной японской моды, но мужчина, надевший на себя такие джинсы в Москве, выглядел бы довольно странно (мягко говоря). Такой наряд, возможно, был бы уместен на карнавале или во время празднования (чуждого бывшим советским людям!) праздника "Хэллоуин", однако, для повседневной жизни эти джинсы не подходят. А ведь, приобретённые мной штаны были использованы японцами (пусть и незначительное число раз) - не знаю для каких целей. Об этом красноречиво свидетельствует отсутствие картонных этикеток на джинсовом изделии...
Надеюсь, теперь вы поняли, почему у меня после первого взгляда на эти джинсы непроизвольно слетела с языка фраза, использованная в качестве заголовка...
Свидетельство о публикации №218040502250