Мать-и-Мачеха, или О странностях любви
объединяют нацию.
Все мелкое и сиюминутное отступает перед единой волей миллионов: «Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!» …
Волна неодолимой силы и гордости поднимается из глубины души наперекор врагу…Это почти
забытое чувство достоинства греет так сильно, что хочется испытать его снова и снова…
Вот и «Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов». И уж не важно, зачем,
супротИв кого. За-ради упоения – ведь сказано: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю».
И цена не важна, мы за ценой не постоим!..
Я не шучу, а сопереживаю. Мне кажется, что упоение жертвенностью опасно всегда, а на перепутье – в особенности. Мало ли куда заведет кипящий разум. Пора уж нам слушаться не только кипящего, но и холодного ума, руководствоваться не только порывом, но и – страшно сказать! - расчетом. Поверять, так сказать, алгеброй гармонию.
И тогда нет-нет да зацепит что-то странное в привычном словоупотреблении (а по сути – странность в самих себе).
Ведь произносим мы одно: «Люблю Отчизну я» (Отечество, землю отцов, родной край), а всякий раз выходит по-другому: «Святая Русь, сильна твоя Держава» (от слов "держать", "владеть"); и переживаем-то вроде бы за всех: "Где народ, там и стон", а воспеваем мощного Петра…
Не случайно это. Как проницательно заметил профессор Преображенский, «Разруха не в клозетах, а в головах!»
Ибо нельзя говорить одно, а любить другое – непременно последуют последствия.
Мудрые это понимали. «Уточните понятия!» - взывал Людвиг Витгенштейн, «Назовите вещи своими именами!» - вторил ему Конфуций.
К чему я все это? Да к людям, конечно. Жалко их. Испокон веков принято на Руси природу любить, царя возносить, а людишек гнобИть. Ну голод, ну война – первый раз, что ли? Бабы, мол, еще нарожают…
Вот где беда наша – в просторах да раздорах. Земли много, красот много, а людей и того больше – чего ж их беречь-то?
Оттого и хранители природы у нас – по тюрьмам да больницам, а губители – все в полном шоколаде.
ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ
С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно; и в праздник, вечером росистым, смотреть до полночи готов на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков*.
А у других это иначе. Намедни попалось мне на глаза поэтичное эссе Владимира Хмыза «Тоска по Родине сродни тоске по женщине». Очень даже искреннее и проникновенное. Как видно из названия, автор сопоставляет Родину с возлюбленной в духе соломоновой «Песни песней». И все как бы так, да не совсем. У избранницы Соломона тоже много общего с родным краем, но она цветет, растет, томится, ревнует, теряет, находит – одним словом, ЖИВЕТ.
А для В. Хмыза Родина и женщина просто ЕСТЬ, прекрасные и неизменные. Волнуют,манят,завораживают… Любуйтесь!**
Не родимый край, а чудный п е й з а ж , не подруга, а ангельское в и д е н и е .
В той умилительной России нет ни времен года, ни рассветов-закатов, ни ветров и дождей, ни людей и всего, что с ними связано – языка, истории, культуры. Лишнее это.
Невольно вспоминается старый фильм про революционера Камо.
Анархист: «Цветущей пустыней будет земля. По ней будут ходить свободные кони и люди».
Камо: «А зачем люди? Пусть лучше одни кони»
Коли статична картина, статично и ее подобие - женщина: нет у нее ни характера, ни смен настроения, ни внутреннего мира – лишь привлекательная внешность: и глаза-то лучистые, и голос нежный, и губы мягкие… И запах волнующий да ладони горячие...
Хороша красотка, спору нет, а поговорить? С Донной это не обязательно, а вот Лада еще и заботится, и уважает, и интересы разделяет, и деток рожает…
Словом, красоте можно ПОКЛОНЯТЬСЯ, но полноценная любовь ВЗАИМНОСТИ требует.
Вот с ней-то, взаимностью, проблемы и наблюдаются.
О да, ЛЮБИТЬ СЕБЯ Отчизна дозволяет - пожалуйста, но чувства ответные кажет не очень. Даже очень не очень.
Потому и тянет нас все больше ПРОСТОРАМИ любоваться – мол, «Шиpокааа стpана моя pодная, Много в ней лесов полей и pек», - а не ЖИТЬЕ совместное славить.
Не мудрено: и дышится-то нынче не так уж вольно, и человек не ходит как хозяин необъятной своей, и слабо верится, что с каждым днем все радостнее жить.
Даже утром все не так, нет того веселья – будто куришь натощак или пьешь с похмелья…
Нет, ребята, скажем честно, Родина должна быть Матерью, а не мачехой. Тогда и о верности потолковать можно будет, и о предательстве.
------------------------------------------------------
* Конечно же это Лермонтов, Михаил Юрьич. Я бы и сам так написал, если б смог.
** Да простит меня автор эссе за некоторое спрямление его выразительных метафор.
Чего не сделаешь ради наглядности!
------------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №218040500367
Всего доброго!
С уважением,
Людмила Каштанова 28.10.2021 12:24 Заявить о нарушении
Насколько я помню, в Библии ничего не говорится о том, что Родину надо любить. Вот родителей да, надо почитать.
Однако сам Сын Божий не очень-то жалует своих земных родителей ("кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои") и родителей вообще ("оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей", «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»)
А ещё в Библии говорится: «Не убий» и не сказано, кого. Значит, не имеет значения. Но Моисей убил египтянина, Финеес – израильтянина и мадианитянку и Господь никак не наказал их. Он даже повелел Моисею: «И сказал Господь Моисею, говоря: враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их». Вот Вам и «Не убий».
Библия сложна и, если выдёргивать из неё отдельные фразы, можно подобрать цитаты на любой случай.
С уважением,
Томас Твин 28.10.2021 22:37 Заявить о нарушении