Воспоминания из детства

В то время, когда происходили события моего повествования, мы жили в самом настоящем бараке далеко за окраиной города на ближайшей к нему железнодорожной станции Базаиха. Мама тогда работала штукатуром-маляром на стройке, и ей, не имеющей жилья, выделили огромную, квадратов двадцати пяти, комнату с двумя большими окнами и самой настоящей печью. Рядом с нашим располагались еще несколько таких же бараков с возвышающейся над ними водонапорной башней. У всех у них была не очень веселая история, т. к. раньше и бараки, и башня были собственностью большого лагеря для заключенных. После смерти Сталина много лагерей прекратило свое существование. И этот, на станции Базаиха, тоже прикрыли. А так как вопрос с жильем, как всегда, стоял очень остро, то власти, ни мало не сомневаясь, отдали бывший лагерь под жилье. Люди с радостью заселялись в бараки, обустраивались и начинали жить вовсе не задумываясь над происхождением жилищ.

В соседнем бараке жила семья Карпенко: муж, жена и дочка. Они приехали с Украины, может по вербовке, а может просто поменяли место жительства по другим причинам. И была у них дочка Людочка - моя ровесница. Я помню, как в любое свободное время моя мама читала мне книжки про Буратино, Чиполино, Снежную королеву. Чувашка, она плоховато говорила на русском и читала почти по слогам, но как это было здорово, прижавшись к маме, слушать увлекательные истории про сказочных героев, путешествовать с ними, бороться со злыми персонажами, плясать на балах, иными словами жить их жизнью! У меня было богатое воображение, я все, что слышала, представляла себе в самых ярких красках!

В мае мне должно было исполниться семь лет, и осенью я собиралась идти в школу. Мы продолжали с мамой книжные чтения, но меня саму мама читать не учила. Говорила, что в школе всему научат. Я просто мечтала о том дне, когда впервые переступлю порог школы, узнаю буквы, научусь складывать их в слова и сама буду читать, читать, читать…

А в семье Карпенко думали иначе, и примерно за год до школы начали готовить Люду к школе. А ей очень хотелось побегать с ребятишками во дворе, покачаться на качелях, да и не было у нее особой нужды в умении читать, так как все сказки, услышанные от мамы, я ей пересказывала. И этого было Люде достаточно! Но родители ее настроились на пятерки в школе и не отступали от намерения отправить дочку в школу, уже умеющей читать и считать. Наталкиваясь на ее категорическое нежелание осваивать азы наук, они применяли для убедительности ремень. Таким образом, к первому сентября Людка возненавидела школу лютой ненавистью. Я помню, как шли наши мамы впереди нас, неся букеты цветов, а мы топали позади с портфелями в руках. От Людки постоянно слышалось шипение: “Шшштоб эта шшшкола сгорела!”. Уже к Новому году я читала вслух всему классу тексты. Учительница могла выйти, оставив меня читать, и тишина была полная - все слушали мое выразительное чтение. А я старалась изо всех сил, читая по ролям, то есть, меняя голоса и интонации. У Люды по чтению выходила двойка.

В декабре 1965, перед самым Новым годом, вышло правительственное распоряжение о сносе всех лагерных строений, которые не использовались по назначению. А из столицы с проверкой выполнения указания к нам в Красноярск летело какое-то высокопоставленное лицо. Наши бараки снесли в две секунды: с одного конца люди еще свои вещи выносили, а с другого уже бульдозером снос шел. Мороз был жуткий, переезд сопровождался суматохой, так что с Людой мы и не попрощались. Весь наш барак заселили в пятиэтажную хрущевку на Предмостной площади.. А Карпенки переехали куда-то в Первомайский район.

Спустя несколько лет, когда я училась уже в седьмом или восьмом классе, мы случайно встретились с Людмилой. Она мечтала только об одном: поскорее получить свидетельство об окончании восьмого класса, выйти замуж и уехать от родителей в Украину.

Источник: https://www.stranamam.ru/post/13299671/


Рецензии