как ловили бегемота. отрывок из книги

как ловили бегемота правлено 280318
Рано утром на площади опять шёл совет. Дело-то важное. На него собрались не только люди посёлка, но и со всех окрестностей. Ещё вчера начали приходить охотники из других поселений. Их специально позвали. А вот собак никто не звал, но прибежали и из ближних и из дальних посёлков! Откуда они всегда новости узнают? - Загадка... 
Все единодушно решили убить не только бегемота, но и его отпрыска.
- Нельзя оставлять его. Когда вырастет, он будет мстить! - гомонили люди, чтоб разозлить себя и скрыть свой страх. Ведь боялись все. Это только вид храбрый показывали. Бог не бог, а бегемот зверь серьёзный. Сам носорог ему дорогу уступает.
Весит бегемот примерно как два десятка людей. Кожа доходит до четырёх пальцев толщины. Пробить её невозможно. Но есть два места на теле бегемота, где его можно без больших усилий проткнуть. Это огромный рот, и ещё место под хвостом. Там, где кожа совсем тонкая и проходят толстые вены. Если попасть туда, бегемот умрёт от потери крови.
Из полосок кожи были сплетены длинные верёвки с петлёй. Чтоб набросить ему на шею или на ногу. К коротким верёвкам мужчины привязывали короткие бамбуковые дротики с одной стороны и толстые сучковатые палки с другой. Наконечники у дротиков на сей раз были не такими как всегда. На бамбуковые дротики  привязывали заострённые и обожжённые на огне сучки твёрдой акации с колючками. Они выглядели как крючья. Когда такой крюк вопьётся в пасть зверя, то уж обратно можно его вырвать только с большим куском мяса.
  - Всем, кто пойдёт, вначале нужно хорошо вымыться и натереть себя полынью. Особенно волосы. - Говорил один их вождей, самый старый и опытный  охотник. - Чтоб не было запаха. К берегу реки подползать будем по одному, без одежды, - женщины захихикали:
- Девки, - закричала Ута, - не проморгайте, выбирать мужиков будете! А вы, мужики ползите осторожно!,  а то... - Вождь посмотрел на неё и она осеклась.
- Одежда пахнет дымом - продолжал он - кроме того он может ухватить за неё. Или зацепитесь за куст. Всем кто придёт на берег, нужно будет спрятаться неподалёку. Это хитрый зверь. Он не должен понять что нас много. Иначе он просто не выйдет на берег. Двое самых быстроногих должны разозлить его, чтоб он вышел из воды. Давайте ему приблизиться как можно ближе, чтоб ярость его увеличилась. Он тогда будет хуже соображать. Но не думайте что бегемот неповоротлив. В воде он плавает намного быстрее человека. Да и на берегу совсем не каждый сможет убежать. Это быстрый зверь. Когда выманите его на берег, те кто с дротиками, должны выбрать момент и воткнуть их в его пасть. Тогда на верёвке у дротиков будут болтаться палки и мешать ему бежать. Не дайте ему уйти обратно в воду. Там мы его не достанем. Когда будет видно что он устал, воткнуть ему большие копья в пасть или под хвост. А лучше и туда и туда. Для молодых особо скажу. Сильно вперёд не рвитесь. Зверь очень сильный, выносливый и коварный. Был случай, когда, казалось бы мёртвый, лежавший в луже крови бегемот поднялся и убил трёх человек.
 Несколько молодых юношей уже спорили кто и как сможет разозлить бегемота. Но это были те юноши, которые ещё не только бегемота, - зайца толком не добыли. Вот кстати про Зайца и зайца. Недавно это было, а уже никто и не вспоминает, как его мать назвала. Все Зайцем кличут. "Спроси у Зайца, возьми у Зайца!"  А почему? Просто один раз он увидел как что-то серое в нору юркнуло. И с криком:
- Заяц! Заяц! - Он сунул туда руку. А то не заяц, а барсук был. Так кожу с мизинца и снял зубами. А палец, как сучок засох совсем, не гнётся даже. Только мешает. До сих пор все над ним потешаются.  Ну, тут правда, как сам себя поставишь.
Ох  и ленива же была эта бегемотиха! Палки и дротики отскакивали от её круглого зада как будто он их отталкивал. А она стояла мордой к глубине и что-то с хрустом и чавканьем ела. Ей было всё равно бросают ли там что в неё, толстая кожа казалось и не чувствовала. Время от времени она окунала морду в воду, недолго рылась там, потом поднимала и опять с аппетитом жевала. Все попытки выманить её на берег не удавались.
- Что мы топчемся? Чего боимся? Давайте на плоту подплывём и если не проткнём там, на месте, так хоть разозлим, - посыпались предложения, - или так заплыть, без плота! Сколько можно ждать!
Шум нарастал, никто уже не прятался. Было ясно что бегемотиха их давно видела. Мнения разделились. Часть людей пошла за папирусным плотом, чтоб попробовать эту идею. Часть ещё осторожничала. И тогда была демократия... 
- Заяц, мальчик мой, у тебя глаза видят как у орла и ноги у тебя быстрые. - Все захихикали. Это вождь обратился к тому самому молодому воину с сучком вместо пальца. Вождь поднял руку. - Ты сможешь вон из тех кустов разглядеть что она там делает, с выступа?, - . Все знали эту историю про Зайца, хотя глаза у него и вправду были зоркими, а бегал он так, что зебру догонял!
- Не нравится мне её поведение. - Продолжал вождь. - Больно долго стоит она на одном месте. И детёныша нигде нет. И что она там ест? Бегемоты же на берегу пасутся. Рассмотри хорошенько, ладно? Во-он из тех кустиков. Только тихонько там.
 Заяц отправился в кусты, а все продолжили бросать в бегемота камни которые таскали ребятишки. Тем временем притащили плот. Это были несколько пучков тростника, камыша и палок связанных вместе. Начали перевязывать заново укрепляя отвалившееся и довязывать всякую солому. Потом затащили его в воду и стали выяснять кому плыть.
Прибежал Заяц. Он ещё издали махал рукой.
- Ты был прав, вождь, - еле переводя дух полушёпотом выпалил Заяц, - что-то не так! Она ничего не ест! Достаёт с дна ил и делает вид что жуёт, а там и нет ничего. А глаза такие красные, что даже видно было! И сама вся в красной слизи.
У бегемота на теле нет сальных желёз. Зато много специальных микроскопических отверстий, из которых выделяется розовая липкая жидкость защищающая чувствительную его кожу от пересыхания и помогающая заживлять раны. Особенно много её выходит когда животное испытывает стресс. А если бы нужно было коротко описать бегемотов характер, то уместилось бы в пару слов. Неврастеник с большим сердцем. С большим и в прямом и в переносном смысле. Он может, казалось бы , ни с того ни с сего напасть и убить. А может стать грудью против львиного прайда или огромного крокодила на защиту маленькой газели. И тогда он совсем не выглядит вислогубым слизняком, но отважным воином готовым отдать жизнь в защиту слабого. И когда говорят о том, что величественный лев это царь зверей, - бегемот просто не знает об этом и растаптывает царя в тонкий блин.   
- Та-а-ак, - протянул вождь, - приготовилась к битве значит. Догадалась. Кто что скажет? - Он обвел толпу глазами. - Значит она всё поняла, поэтому и стоит задом, чтоб нас туда, в воду заманить! Ох и хитра!
Отчаянные крикуны утащившие уже плот в воду умолкли и поджали хвосты. Они чуть не купились на такую военную хитрость! Попадись они ей в воде, досталось бы им. Всех бы передавила... Но в том то и дело, что человек это самый коварный и хитрый зверь. И нет ему равных в придумывании пакостей. А особенно если он стаей, ну, коллективом. 
Из-за поворота реки по течению в затоку заплыл плот. Он двигался, наверное по инерции, вдоль тростниковых и папирусных зарослей, между ними и бегемотом, обходя его сзади. Маленькие уши бегемота завертелись, вслушиваясь. На плоту лежали трое, ещё один стоял на колене и замахнувшись держал дротик. Течения там уже не было, а плот между тем продолжал заходить за спину зверя. Это потому, что три длинных верёвки управляли направлением движения плота. А вместо людей были соломенные чучела в одежде охотников. Бегемотиха занервничала, за топталась и стала поворачиваться, чтоб не упустить плот из виду. Плот все приближался. Глаза у бегемотов слабые, зато нюх отменный. От плота пахло дымом и ненавистным человеком. Улучив момент она стремительно бросилась вперёд раскрыв громадную пасть с намерением раскусить плот с людьми пополам. В этот момент камыши на берегу поднялись и двое охотников встав в полный рост с нескольких шагов метнули дротики. Пасть она захлопнула по инерции, глубоко вдавив акациевые крючья. Наверное боль сразу затмила её разум и она с остатками плота во рту ринулась на берег, где она видела убегающих врагов. Две суковатые палки тащились за ней и по пути цеплялись за всё причиняя боль. Закричав от боли и ярости, а может напугать, она почувствовала как ещё несколько заноз впились и в язык и в горло. Наступив на одну из болтавшихся палок она подсекла себе ногу и упала на бок. Острая боль сзади и внутри обожгла её тело чем-то горячим. Это кровь пририсовала ей на зелёной траве красивый хвост. Всю жизнь у ней был короткий хвостишко. А смерть пририсовала ей роскошный, пушистый хвост из крови.
- Порвала, зараза, мою куртку, вся в дырках. Почти новая была!
- А мои штаны проткнула! Во! Дырка насквозь! - Слышалось со всех сторон.
- Мою сумку никто не видел? - Суетился Заяц пытаясь поднять ногу бегемота. Он дорожил своей сумкой. Её вышила его молодая жена.
- Куда она делась?
-  Да вон там, в воде лежит. - Отвечали ему.
- А моё копьё, где моё копьё? Заяц ты сказал что отдашь мне моё копьё!
- Дед, да зачем тебе оно? Ты же его уже поднять не можешь! Вон оно. В затоке плавает! Выпало с плота.   
Свора собак пересела поближе. Кто как не собаки знают когда будут резать мясо? Какая бы ни была тупая собака и чем бы она ни была занята она никогда не пропустит если где-то и кто-то разделывает тушу. Всё бросит и будет смотреть сглатывая слюну, облизываясь и ожидая подачки. Да и так, глядишь, где-то кусочек отскочит. Или ту же косу, селезёнку, - не ест её человек! Опять же не все кости люди забирают. Там ещё грызть и грызть!
Несколько человек срезАли острыми обсидиановыми осколками мясо с туши. Другие разрезали на тонкие полосы. Сушёное мясо -  не единственный способ не дать ему пропасть. Можно ещё засолить или закоптить, зажарить или залить в жир... А можно ещё устроить пир и пригласить соседей на свежину! Но даже с учётом того что всё ещё продолжали подходить новые люди окрестных посёлков съесть столько мяса все равно было не под силу. Это была гора мяса, жира и кожи. У многих "полудиких" племен варёная шкура, "шкурлат" - изысканное лакомство! Тонкие полосы нарезанного мяса развешивали на ветках. Оно болталось там и собаки как по команде поводя мордами следили за ним взглядом.  Собаки сидели как на параде, вытянув шеи и растопырив глаза. Слюни текли и им приходилось постоянно облизываться.
Сэни был самой толстой собакой из всех окрест. И самой ленивой. А ещё он донимал двух братьев, живущих по соседству. Его возраст шерсть и масса давали ему преимущество в драке. Прокусить такую косматую шерсть непросто. Хотя и бежать летом с ней нехорошо. Почти всё что братья выклянчивали у людей, находили на помойке или добывали сами отбирал Сэни. Пробовали было братья драться с ним. Да сколько раз пробовали, столько раз приходилось раны в кустах зализывать. Сэни по весу был больше, чем они вдвоём. Братья подрастали, а шансы побить Сэни увеличивались не очень. Тогда пришёл на выручку ум. Они перестали с Сэни драться - просто убегали от него. Зато если представлялась возможность подставить его, сделать пакость, но чтоб на него подумали, они делали это с удовольствием. Нет у зверей ни свода ни кодекса морали. Есть только один закон. Кто выжил, - тот и был прав. Вот и сейчас они чувствовали что судьба подыгрывает им. Кругом столько мяса, а Сэни "вечноголодный".  Трудно ему выстоять.  Вот и надо его подбить на кражу. Но только так, чтоб самим не попасть.
 Братьям не надо было договариваться. Братья на то и братья, чтоб без слов понимать. Поэтому когда первый начал изображать нетерпение и голод, другой тоже  начал вскакивать и делать вид что вот-вот бросится на мясо! То вскакивая, то опять садясь они делали вид что ждут только, когда люди отвернутся. При этом как бы нечаянно толкая Сэни. Они доводили этим его до бешенства. Запах крови. Суета.  А затевать здесь свару с братьями нельзя, люди сразу прогонят! Ему казалось братья сейчас бросятся и мясо сожрут, а ему не хватит.  В голове сидела одна задача - опередить их! И его нервы сдали. Ноги сами вынесли его к ближайшему куску, а зубы сами схватили. Умом он, конечно понимал, что делает страшное преступление, что пощады ему теперь не будет, но зубы держали кусок, а ноги убегали. Первым опомнился Итт. Закричав страшным голосом он со своей палицей бросился наперерез вору. Свернуть было некуда поэтому Сэни поднаддал в надежде проскочить. Другие мужчины тоже бросились за вором, но Итт первым бросил своё оружие. Острие попало как раз в ухо. 
Воровство в посёлке людей считается преступлением одного из самых главных законов Человека и наказывается очень жестоко. Это было во всех посёлках людей и во все времена где живут люди и собаки. Для собак чаще всего это смерть. Иначе и быть не может. Если хозяин не убьёт вора на глазах у стаи, то при следующем голоде или просто на охоте собаки съедят самого хозяина. И даже не то страшно что эта собака избежит наказания. Её бы можно и простить, просто отстегав прутом. А то страшно, что остальные станут думать что человек слаб. Что ему можно не подчиняться и за это ничего не будет. Что он сам может быть добычей, мясом. И тогда нужно будет убить всех собак, чтоб не умереть самому. Толку с них всё равно не будет. Оставить можно только несмышлёнышей и вырастить другой "собачий народ" который будет подчинён и предан человеку! Что поделать: человек строг, но справедлив. Что-то это мне напоминает...
Перевернувшись раза три в воздухе Сэни упал в траву. Он сразу лег неподвижно. Не дёргался и не скулил. Лежал так, как будто грелся на солнышке. Собаки продолжали сидеть в шеренге. По их мордам было видно что они поняли за что убили Сэни. И только два брата чуть-чуть морщили носы  и показывали зубы от удовольствия. Гордость распирала их. Но нельзя сильно показывать радость, а то хозяин Сэни поймёт что это их затея. Люди они умные! Так всё удачно сложилось! Нет больше Сэни!
Меж тем бегемота почти полностью разобрали: мясо; жир; кожа и кишки - всё шло в дело.
- Смотрите, смотрите!, - пронёсся сдавленный шепот нескольких человек, - что это? Кто это такие?
От реки к берегу плыл плот. Хотя слово плыл не подходило. Плот парил над водой на небольшой высоте, не касаясь её. Плыл он сам и никто его не подталкивал. Да и слово плот тоже не подходило. Это был не плот. Внешне - да, это было что-то плоское и тонкое как плот. Только плоты не шевелятся.  А этот был  из чего-то живого сделан и это живое шевелилось! И чем ближе подплывали эти двое, тем необычнее выглядели и сами и их плот. Держались чужаки величественно и кроме того немного презрительно. А ещё читалось в их поведении полное отсутствие страха, хотя они видели перед собой большую толпу вооружённых охотников.
- Похоже на воинов, - шептали в толпе, - Вон и копья у них!, да какие странные... а одежда, одежда-то.
Фигуры двух высоких, хорошо развитых мужчин на плоту теперь были отчетливо видны. Они были на голову выше любого из посёлка и гораздо шире в плечах. Сила и абсолютная уверенность переливалась у них через край. Одеты они были невиданным образом. С головы и до ног они были покрыты пластинками, как крупной чешуёй. Хотя потом наиболее любопытные разглядели что это не их "родная" чешуя, а такая одежда. Все чешуйки были плоскими с небольшим бугорком посередине. Кроме того они светились. Они светились слабым синим светом. Иногда то в одном то в другом месте наливаясь красным или зелёным.  Головы и лица покрывала чуднАая маска с шерстью на загривке.
Вперёд вышли вождь и жрец.
- Я главный вождь этого посёлка, а вот это духовный вождь! - проговорил Маори.
- Мы приветствуем вас, незнакомцы и просим быть нашими гостями. - добавил дед Тая.
- Мы сегодня убили бога Амата и сейчас у нас будет пир! - с простодушностью воина заявил главный вождь. - Мы приглашаем вас, незнакомцы!   
Один из прибывших поднял руку вверх. - Стало так тихо что было слышно только жужжание комаров да слабый прибой из затоки.
- Маленький народ маленьких посёлков, проговорил он. - Голос его был необычайной густоты и силы. Он был так силён, что отражался волнами на воде. Хотя говорил он спокойно и не напрягаясь. А иногда даже в этом голосе появлялись мягкие оттенки. Так, как говорят с детьми.
- Меня зовут Нитеру. Я послан сказать вам, что Великий и могущественный Бог Озирис, бессмертный сын Бога Ра - Солнца, бог которому подчинены все верхние и нижние миры, бог которому подчинены все стихии в вашем мире, вершитель судеб, решил взять вас под своё покровительство! Отныне вы будете его избранным народом. Он даст вам свои законы, которые вы будете неукоснительно выполнять! Горе тем, кто ослушается и посмеет не исполнять или роптать! Тех же, кто будет кроток и послушен ждёт награда. А сейчас станьте на колени и встречайте Великого Озириса!
 Некоторые опустились на колени. Но основная масса не сдвинулась, а только смотрела исподлобья. Вождь склонил голову в сторону жреца и пробубнил:
- Не успели от одного бога избавиться, как тут уже второй. Этот тоже хочет нас осчастливить?
Нитеру отступили к краям плота и подняли руки ладонями вверх. Тут послышался звук, как будто трубили в несколько рогов сразу. Солнце стало светить ярче и от него к плоту протянулся жёлтый яркий луч! Луч был таким, какой можно видеть в полдень в высоком и тёмном лесу или в пещере под землёй. И в нём был туман. Он шёл от самого солнца до плота и по этому лучу, в его середине кто-то спускался. Когда он встал на плот толпа отшатнулась и некоторые сами опустились на колени. По виду это был высокий, выше даже чем Нитеру, красиво сложенный и с красивым лицом мужчина. Одежды вряд ли кто-либо из людей племени мог описать, если бы их спросить об этом. Никогда ранее не видели они таких одежд. И того из чего они сделаны - тоже не видели.   
Но тут произошло ещё событие которого никто не ожидал. Сбоку от плота, почти не пустив по поверхности ни пузырей ни волн всплыл крокодил. Его возбуждал запах крови бродивший по всей затоке. А его намерения были совершенно ясны. Он уже повернул набок голову, ему только осталось чуть-чуть ударить по воде хвостом и он мог бы схватить Нитеру за ногу. Ему не хватило времени. Нитеру повернул в его сторону голову и откуда-то из его лица протянулся фиолетовый луч. Луч  пробежал поперек крокодила и от него пошёл дым, а большущий крокодил распался надвое. Тут даже вождь встал на колени.
 Фридрихсхафен 05042018 Мак Кинко   


Рецензии