Первый раз в первый класс

               
!972 год. В сентябре я уже шла в восьмой класс. Для юношей и девушек это был первая решающая и влияющая на всю дальнейшую жизнь веха. Многие, окончив восьмой класс, выходили сразу во взрослую жизнь, поступив в училище, ПТУ по тем временам, получали за год - другой какую-нибудь рабочую профессию и начинали свой трудовой путь по жизни. Другая часть ребят поступала в техникумы, что считалось категорией повыше, чем ПТУ. Учиться там надо было дольше, а по окончании этого заведения выпускник получал уже профессию на том уровне, который позволял ему работать даже на руководящей должности. После техникума проще было поступить в институт при желании. В основном, после восьмого класса из школы уходили мальчишки. И получалось, что в девятом и десятом классах на три-четыре парня было 20 девчонок.

Но тот год был знаменательным  не только для меня. Моя младшая сестренка Лиля шла в первый класс.

Я училась хорошисткой, на отличницу не тянула из-за точных наук, и четверки в большинстве украшали мой дневник. С учителями у меня складывались хорошие отношения, а с Ниной Александровной, первой своей учительницей, я общалась очень близко. Ее дочь, Лена, училась со мной в одном классе, мы были с ней дружны. Я часто ходила к однокласснице в гости, рассказывала своей первой учительнице о жизни нашей семьи. И Нина Александровна была в курсе, что моя младшая сестренка должна идти в первый класс.  Я и Лилю с собой иногда брала, обязательно принарядив ее, чтобы она обязательно понравилась моей любимой учительнице. Конечно, я очень хотела, что бы Лиля училась у нее.

Тут надо немного пояснить. Мы с Лилей две родные сестры (по маме). Наш папа ( никогда не назову его отчимом) был уравновешенным спокойным человеком, грамотным, хоть и имел только среднее образование. До самого выпускного включительно он помогал мне с физикой, геометрией. Мама очень энергичная женщина, всегда держала верх в семье, все и вся подчинялись ей. Папа тоже. Я росла спокойной девочкой, много читала, чем и заслужила близорукость уже в третьем классе. Себя помню, всегда кругленьким колобком. Но забитой не была, дружила со всеми ребятами во дворе и в классе. Учителя меня любили, называли помощницей. Первая учительница относилась ко мне, как к родной дочери. Она всегда считала, что после школы я обязательно стану учительницей и доверяла мне дополнительные занятия с двоечниками.

Лиля была полной противоположностью мне с самого своего рождения. Если по рассказам мамы я в младенчестве только и делала, что ела, спала, да в горшок ходила (не удивительно, что была пампухой), то Люлек, как мы ее в семье звали, орала денно и нощно лет до трех. Была худющей, юркой, как ящерица, дружила только с пацанами, дралась со всеми подряд, ну сущий чертенок. Как и у большинства ребятишек родители наши работали посменно, и весь воспитательный процесс Лили ложился на мои плечи. А так как у меня было свое представление о поведении девочки, то я при любом удобном случае донимала Лильку нотациями , следила за ее внешним видом, как могла. Мне очень хотелось, что бы она была с косами, как подобает воспитанной девочке. Но в детстве у сестренки были жидкие тонкие волосы, из которых я тщетно лепила две тонюсенькие косицы с большими бантами. Получалась вылитая Пеппи Длинный чулок. Один в один.

            Однажды я сказала Нине Александровне, что очень хочу, чтобы Лиля училась у нее. Она обрадовала меня, сказав, что Лиля и так по участку к ней попадает, и что сама она очень рада, что у нее будет учиться заведомо положительный ребенок. К слову, мои наставления о поведении в гостях, которые обязательно произносились каждый раз по дороге к первой учительнице, имели действие. В гостях Лиля вела себя аки агнец небесный. Ей нравилось внимание к собственной персоне, угощения, поступающие в изобилии ото всех присутствующих.

 Первого сентября я собрала Лилю в школу, нарядив ее в парадную форму и навязав  огромные банты. Дала в руки красивый букет, взяла ее портфель и повела в школу. Сама лично выбрала ей удобное место, познакомила с соседкой по парте.

Два первых дня прошли спокойно, а на третий я, придя после занятий в класс за сестрой, ее там не обнаружила. Спросила у Нины Александровны, где Лиля. Учительница, отведя глаза, сообщила, что сестра моя теперь будет учиться в другом классе, в соседнем кабинете. И рассказала следующую историю.

Район наш в те годы являл собой сплошную новостройку. Детей было столько, что классы набирались по сорок с лишним ребят. И так получилось, что у одной из учительниц оказался недобор учеников при полном переполнении в других классах. Это частично объяснялось тем, что сама учительница была очень строгой, рассказы  учеников об ее методах обучения при помощи указки доходили и до родителей. Тем более, что у многих первоклашек старшие братья и сестры учились недавно у этих же педагогов.

В то время редко кто из родителей осмеливался перечить учителю и тем более отчитывать его за неподходящие методы воспитания. Поэтому и получилось, что  к ней попали только дети действительно с ее участка, а те, что остались лишними сверх нормы наполняемости класса, пошли к другим, более лояльным учителям. Но после первых дней занятий, естественно, началась перетасовка всех классов, чтобы наладить нагрузки учителей. Так как у Нины Александровны оказалось самое большое количество учеников, к ней и заглянули завуч и та самая учительница с указкой. Надо сказать, что она была очень красивой молодой женщиной, гораздо моложе Нины Александровны. И первой, кто вскочил с места после предложения по желанию пойти учиться «вот к этой красивой и молодой учительнице» была моя сестра. Она не замечала никаких останавливающих жестов Нины Александровны, а когда та решительно взяв сестренку за руку, попыталась вернуть ее на место, Лилька громко крикнула со слезами в голосе, что не хочет оставаться у старухи, ей нравится молодая учительница.

             Поведение Лили объясняется просто. Лиля освоилась, поняла, что ей теперь придется сидеть каждый день на одном месте столько, сколько будет длиться урок, и ей захотелось чего-то новенького. Наивная, она думала, что только в этом классе так скучно, что где-то там, в другом кабинете весело и все совсем по- другому.

             Вместе с Ниной Александровной мы пошли за Лилей. Уже не помню, что лепетала я, как объясняла наши действия Нина Александровна, но сестру мы забрали.

             Уже потом, много позже, каждый раз бывая в гостях у Нины Александровны, мы вспоминали этот случай, смеялись. Но однажды она мне сказала, что если бы знала характер и нрав сестрицы, то ни за что не пошла бы за ней в соседний класс.


Рецензии