Что такое на пятачок или как жизнь учит уму-разуму

   

              РАССКАЗ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ


-Пап,а что значит "на пятачок"? Вы вот говорили что вот предложите нам на лето сделать "на пятачок" ,а мама сказала что мы может не согласимся! Расскажи!-выпалила Алёнка.

-О,доченька,зайчики,сейчас вы всё поймёте! "На пятачок,это такой своеобразный пароль,память нашего детства,символ нерушимой дружбы с интернатовцами,и узнали мы его от  Ивана Демьяновича!-улыбнулся я.

-Точно,дорогой! А ещё зайчики, "на пятачок" была проверкой, так сказать,на "вшивость" тех кто просился к нам в друзья! Причём очень действенная! Слушайте и всё будет вам понятно,пострелята. -ласково сказала Даша

-Верно,Даш! Мы с помощью этого самого "на пятачок" многих так называемых друзей отсеяли,зайчики! -улыбнулась Наташа.

-В самую точку! Слушайте,зайчики,и вы всё поймёте!-весело пророкотал Даня.

-Итак,поехали дальше,зайчики!-ласково сказал я.....


..........Иван Демьянович перевёл дух и попив воды продолжил:

-Мы шли по коридору,дети вдруг заговорили:

-Ёжик,ну ты даёшь! Ловко ты его! Только Лёша ничего такого не хотел,что ты! У меня вот платье смотри как топорщится,видишь? Лёша поправить хотел,и заодно резинку вот на колготках проверял,у меня она лопнула,а он мне помог,завязал её на узелок! Я покажу потом! А я просто вспомнила тот день,ну в котрый ты спас меня ну и закричала....Где  ж ты был,Ёжик? Я так скучала,плакала по ночам в подушку. Меня тогда в приют забрали,а потом сюда. Я так рада что мы снова вместе!-сказала Катя.

-Я тоже рад,Бараболька,что мы снова вместе! Я трижды из приюта сбегал,чтоб тебя найти,кнопка! Я же чувствовал что ты плачешь,и скучаешь! Понимаешь?! Мдаааа! Выходит зря я Лёшке врезал. Вот незадача! Надо будет извиниться перед ним и объяснить что лучше так больше не делать,потому что это тебя пугает. Я как узнал что тебя нет,думал сойду с ума. Я просил всех в приюте найти тебя! Я говорил что ты пропадёшь без меня! Я рвался тебя искать и сбегал...-сказал Вася.

-Так-так,значит Ёжик и Бараболька? Очень интересно! Я догадался что вы знаете друг друга,ребятки!-ласково сказал я.

-Да,мы же с Ёжиком,Васей то есть,всё время вместе ,с тех пор как он меня спас.Иван Демьянович,спасите Лёшу,пожалуйста! Если надо мы сами на педсовет пойдём и я скажу то сейчас Ёжику,Васе то есть,сказала! Вы поговорите с Лёшей,он только вам может о себе рассказать! Только вам одному,понимаете? Он просто никак решиться никак не может! Но нам он рассказывал о себе! Вы поговорите с Лёшей,пожалуйста!-выпалила Катя.

-Иван Демьянович,скажите Лёше что я хочу извиниться перед ним! Мы с Бараболькой,всё вам расскажем и вы всё поймёте,почему она закричала. Знаете,вы очень добрый и я вижу что вам можно доверять!-выпалил Вася.

-Вот как! Хорошо,давайте зайдём в столовую,поедим быстренько,возьмём булочки или пирожные,организуем в учительской чаёк и вы мне всё расскажете,мои хорошие.А я обещаю что после поговорю с Лёшей,а потом с его классной,а потом с Марией Фоминичной и постараюсь сделать всё чтобы Лёша остался у нас. Идёт?-ласково сказал я.

-Идёт,Иван Демьянович!-хором выпалили ребята.

Мы пошли в столовую,взяли по комплексному обеду и поели. Вася ел с огромным аппетитом,было видно что он знатно проголодался. После я взыл ти булочки и три пирожных,и мы пошли в учительскую,там был уголок отдыха,и там-то мы и поговорили спокойно по душам....

.......-Мы жили в Днепродзержинске(сейчас-Каменское) на Набережной Заводской улице,у самого Днепра. Я ,папа,Кирилл Вадимович и мама Аглая Макаровна,но родилась я не там,я точно знаю! Мама с папой пили по чёрному,но мама мне всё же внимание уделяла. Я на улице с утра до ночи пропадала,как Маугли носилась,в одних трусиках,а иногда и совсем голышом,это когда одеть совсем нечего было. Я привыкла,и ребята тоже,мы же все так бегали,на Днепр пойдём купаемся,загораем,играем. А ночевала тоже на улице,точнее в старом павильоне приёма макулатуры. А потом меня соседка приютила,Матрёна Федотовна,она добрая очень. Я у неё и жила. Но домой наведывалась всё же. Однажды мама заметила пропажу своего колечка с красным камушком и ещё двух вазочек,ну и подумала что это я и давай меня скакалкой пороть,я так орала что все соседи сбежались,дядя Миша еле скрутил маму,а папа как бревно в дрезину,как дядя Миша выразился,пьяный. В общем меня в больницу забрали,меня Матрёна Федотовна выходила,а маму в кутузку упекли на пятнадцать суток. А потом мама рыдая просила у меня прощения. Я простила мамочку,ведь любила я её...очень.... Я у Федотовны осталась,от греха подальше. И забрала почти все свои вещи. Ведь оказалось что вещи папа пропивал,во как! Он моих три платья пропил,радиоприёмник,магнитофон,и много ещё чего. Мама тоже вещи свои к подруге перенесла,она сказала что виновата передо мной,раз на меня подумала. Я сказала что ничего ,быввает всяко,главное что мы знаем кто это на самом деле. А потом,это в воскресенье было ,под вечер,я зашла домой,на дворе июнь стоял,было жарко и я в одних трусиках бегала. Мама рагу сделала,мы поужинали,мама меня выкупала,мы даже решили сходить в парикмахерскую с ней подстричься. Вернулись в гостиную,папа футбол смотрел и пил из трёхлитровой банки пиво. Он был пьян порядочно. Я хотела взять книжку ,а папа меня схватил,стал трусики стягивать и дохнув жутким перегаром сказал сипло:

-Ты уже большая кобылка,пора учить тебя мужиков ублажать!-.

Я испугалась,закричала истошно:

-Нееееееееее! Не надоооооооо! Пустииииииииии! Маааааамааааааааааааа! -.

Мама прибежала,стала его оттаскивать,закричала:

-Ты чего удумал,пьянь болотная! Родноё дитя насиловать?! Отпусти её! Сейчас же! Ну!-.

А папа развернулся и закричав:

-Уйди,потаскушка драная! Мой ребёнок! Что хочу то и делаю! -и кааак саданул ей в голову кулаком!

Мама как подкошенная рухнула на пол. А он,гад, давай меня лапать! Я кричала так что охрипла,и тут появился Вася,он меня спас.....-сказала Катя.

-Я мимо проходил,шел к универсаму,хотел съестным разжиться,иду себе и тут прям из окна над ухом истошный крик Барабольки. Я мигом сиганул туда ,благо,первый этаж. Смотрю мужик здоровенный её лапает вовсю,а она ,бедняжка . уж и кричать не может,голос сорвала. Ну я огляделся,увидел увесистую вазу ,схватил,и со всей мочи тому борову пьяному кааак дал! Он бубух!-и отключился,а я Барабольку за руку,она трусики схватила и мы в окно и бежать! Благо сумерки были и мы благополучно убежали. Я её к себе привел,на посёлок Красный Камень,это недалеко. Я там жил с бабулей,Василисой Егоровной,а мама с папой в Якутии кажись,сгинули,тогда уж два года от них ни слуху ни духу не было. Мы выходили Катюшку,она чуть заикой не осталась,бредила,но ничего,оклемалась. Её родители потом угорели,ну от окурка пожар там случился,ну и...А чего она Бараболька? Так летом у неё носик на молодую картошинку или барабольку,похож! Потому как облезает. А я Ёжик потому что волосы как иголки у ежа торчком торчат,да и тронь меня если,как ёж становлюсь.Во как! А потом бабушка заболела и в больницу попала,там и померла...А тут нате вам,тётка припёрлась, сказала что сестра она папкина,а я её и знать -то не знал,и так ей и сказал,а она заявила что она тут хозяйка теперь а мне место в детдоме! Тогда мы с Катей ушли на окраину посёлка и поселились в заброшенном доме,нас там Матрёна Федотовна нашла. Она нас кормила,мы у неё купались,она нам рубашонки сшила,это вообще супер,а ещё она нас закутушкивала и мы спали так. Но приходили мы к Федотовне на выходные только,ну и по праздникам. А так еду сами добывали,бутылки собирали и сдавали,макулатуру,на рынке иногда ящики таскали с клубникой,виноградом,морковкой,буряками,ну с овощами и фруктами в общем. Так и жили. Мы боялись у Федотовны часто появляться,чтоб нас в приют не забрали. А раз в сквере кошелёк нашли,с деньгами,стали думать как быть ,глядь тётенька молодая бежит и за ней семенит девочка лет пяти. Мы на лавочку сели,и как она добежала до нас ,Катя говорит:

-Тётенька,вы что-то потеряли?-.

-Да,деточка,кошелёк с деньгами! За этой егозой побежала,и обронила!-отвечает та.

Тут мы спросили какого цвета у неё кошел ёк ,сколько денег там было,какие купюры и монетки,и что ещё там было. Тётенька ответила и мы вернули ей кошелёк. Она обрадовалась,её тётя Марина зовут,Марина Александровна,а девочку -Викуська. Так мы познакомились и подружились. Мы пожили у них недельку и ушли. Решили не обременять их собой. Мы год бродяжничали с Катюшей,заросли,мама,не горюй! Федотовна предложила нам подстричься,а мы сказали что сами решим как нам стричься! И вот как -то вечером в пятницу мы таки пошли в маленькую парикмахерскую на краю посёлка,у нас было копеек восемьдесят денег,но мы хотели мороженого купить ещё и стали решать как быть ,так как на стрижку и мороженое не хватит. Спорили спорили и тут тётя Дуся,парикмахерша говорит:

-Ребятки,подстричься вам надо,это точно! Уж больно вы лохматые! "Канадочка" сорок копеек стоит,на двоих хватит,а вот на мороженое нет! Может сделаем так,одного машинкой я под ноль подстригу,а другой "канадочку" сделаю,это сорок пять копеек  стоит всего,и останется у вас тридцать пять копеек,на два фруктовых мороженых хватит.Ну как?-.

Мы переглянулись и Катя говорит:

-Не,это не пойдёт! А как же баба Мотя? Мы же и ей хотим мороженое купить!-.

-Да,точно! Во дела...-сказал я.

-Хм! Мдаааа...Ситуация...Будь вы оба мальчики ,то обоих бы вжик-вжик машинкой и всё! А так....Нет я ,конечно бы бесплатно тебя,милая подстригла,да касу сдавать,ещё неприятностей не оберёшься. Но....если ты,малышка,смелая,то...-сказала тётя Дуся.

-Я ещё какая смелая! Давайте нас обоих под машинку вжик-вжик! И вам хорошо,и нам!-выпалила Катя.

Я обадел...Но вы бы видели лицо тёти Дуси после того как она подстригла нас! Это было что-то!

-Слуууушайтеееее! Ребятушкииии! Провалиться мне на этом месте,но вам так хорошо! Нет,честное слово! Вы как обрастёте ,прибегайте вечерком ,и я вас вжик-вжик! Идёт?!-сказала она.

-Идёт,тёть Дусь! -выпалили хором мы и довольные побежали за мороженым и к Федотовне.
Она нас похвалила за стрижку ,сказала:

-Ай,молодцы,пострелятки! Вам идёт! К тому же вы лазите везде,так оно безопасней будет! -.

Так и пошло,каждый месяц вечерком бегали к тёте Дусе. Она нас увидит и улыбаясь говорит:

-А,пострелятки! Прибежали! Как всегда,"на пятачок"? -.

-Ага,тёть,Дусь! "На пятачок"!-отвечаем мы.

И она нас вжик-вжик! И порядок! Мы тааак привыкли! А однажды даже девчушка лет пяти,капризная такая,увидала как нас тётя Дуся стригла и сама так захотела! Во как! А потом Федотовна заболела,и нас в приёмник -распределитель отправили,а от туда в детдом аж в Чугуев. Там мы пошли в школу,сели с Катей за одну парту. Учиться нам поравилось,мы поклялись всегда быть вместе! И выяснить где мы родились в конце-концов! А друзей у нас не много,мы же твёрдо решили что если наше испытание тот,кто дружить хочет пройдёт то с тем будем дружить! Вы не подумайте ничего такого,Иван Демьянович,просто дети -то разные бывают ,вот мы и решили так.....-сказал Вася.

-А испытание простое,мы давали пятачок,тому кто хотел с нами дружить,и говорили:

-Иди в парикмахерскую,сделай "на пятачок"!- ну и объясняли что это такое.

Знаете,многие отказывались,считая нас чудиками,но несколько ребят это сделали! И стали нашими друзьями. Кстати в детдоме ,там в Чугуеве,нас хотели усыновить и удочерить,но мы отказались сами,просто почувствовали сами не знаем как что эта парочка как бы фальшивая! Вот! А потом Вася заболел,его в больницу положили ,мы с воспитательницей его навещали,и тут бац! Меня сюда перевели! Я письмо Васе написала,объяснила ему всё,и тут кстати куда лучше! Я и отсюда ему писала,но ответа не было,я уже отчаялась совсем ,а тут вот он-Вася! Пожалуйста,не разлучайте нас,Иван Демьянович!-сказала Катя.

-А я письмо Барабольки прочитал,наревелся знатно! А потом ещё три письма получил,и сбежал,хотел электричками к ней добраться,я готов был здесь землю грызть,только бы меня с ней оставили! Два раза меня ловили! А в третий раз аж до Запорожья добрался! Там меня опять поймали,но мне повезло. Та тётенька,что меня привезла,она майор милиции,я ей всё рассказал,она покормила меня,сделала запрос в Чугуев и я был недели две в приёмнике распределителе,пока документы на меня пришли,и Марта Анатольевна,так зовут товарища майора,привезла меня сюда. Она очень добрая! А тут в класс вошёл глядь-Бараболька! -сказал Вася.

-Меня ребята спрашивали ,мол,что значит "на пятачок" ,я им объяснила,двум мальчикам Саше Морозову и Коле Чунько дала по пятачку,и двум девочкам Люся Бобко и Клаве Филиной,сказала что если сделают "на пятачок" то будем дружить! Ребята решили подумать! Класс ждёт что будет дальше,а то все больно лохматые уже,особенно девочки. Может все начнут ценить опрятные стрижки? А? А то мало ли что?Правда же?-сказала Катя.

-А что будет с Лёшей?!-хором выпалили они.

-Вот оно что! "На пятачок" говорите? Здорово придумано! Проверка так сказать,на "вшивость" претендентов в друзья это хорошо! Сразу понять можно,что за человек! Лёшу мы отстоим,я с ним пойду поговорю,а вы идите в спальню,переодентесь и отдыхайте,я зайду позже и проведу классный час,думаю есть что обсудить. Давайте я провожу и пойду к Лёше.-ласково сказал я.

-Хорошо,Иван Демьянович! Пойдёмте! Только вы потом нам скажете про Лёшу,да?-хором выпалили ребята.

-Непременно расскажу,зайчата! Пошли!-ласково ответил я.

Мы прошли в спальный корпус,Василёк и Катя пошли к себе переодеваться,а я направился в изолятор,готовясь к трудному разговору.....









-


Рецензии
Интересная проверка - "на пятачок", Акамас! Лохматым да обросшим быть и правда негоже! Но меня потрясло то, что отец пытался с дочей провернуть - это чудовищно! Похоже, что это он то колечко и вазочки пропил, а мама на Катю подумала! Ну и с деньгами - конечно, пусть лысиками, волосы-то отрастут заново!

Виталий Машин   05.04.2018 01:53     Заявить о нарушении
Вот-вот,Виталий! Катя потом расскажет ещё кое-что уже всему классу! Вместе дети объяснят ещё кое-что! А проверка "на пятачок" станет вроде визитки и пароля у интернатовцев!

Ладо Булах   05.04.2018 02:09   Заявить о нарушении