Институтские байки. Студенческие приколы

 
   Я приехал в Мичуринск в 1954 году поступить в институт. До 1932 года это был Козлов. Даже сейчас не установлено почему ему дали такое необычное название. Тихий, уютный, весь в зелени и цветах город. На главной площади и в скверах везде цвели розы. В то время в нём проживало около 80000 жителей. Это был город молодёжи и студентов. Два ВУЗ а, три техникума, прекрасный драматический театр с труппой, два современных кинотеатра.
   Город основан в 1636 году как крепость для обороны Рязани. При Екатерине 11 ему было присвоено звание уездного города. До революции 1917 года был богатым купеческим городом. Расположен на пути хлебных потоков в юга и Поволжья в центр России. Купцы торговали зерном,  мясом, лошадьми. В городе каждый год забивали на мясо до 100 тысяч голов  только крупного рогатого скота. На базары и ярмарки съезжались со всех окружающих губерний.
  В уезде было 4 конных завода, свой ипподром. В 2017 году в пригороде Мичуринска в селе Хмелевое  открыли конный клуб «Звезда», где на конном дворе проходят соревнования по преодолению препятствий /конкур/.  Богатые купцы на свои деньги построили в городе 14 храмов и церквей на 40 тысяч жителей.  В городе и сейчас проходят службы в кафедральном Богоявленском соборе, построенном по проекту Тона. Это уменьшенная копия  московского Храма Христа Спасителя. А какой красивый Ильинский храм на главной площади города. К сожалению не установлено точно кто является архитектором этого храма. Предположительно Растрелли или Томазо Адамини.
    В городе до революции было два старейших монастыря. Женский был основан в год закладки города и располагался рядом с Ильинской храмом, а после постройки Богоявленского собора перевели монастырь к этому собору. Второй мужской Троицкий  монастырь был основан до закладки крепости Козлов в 1627 году и располагался в 4 верстах от города. В 2007 году восстановили все постройки монастыря, отрыли Троицкую церковь и вновь набрали послушников и монахов для этого монастыря.
    Крестьяне Козловского уезда внесли свой вклад в становление Российского военно-  морского флота. На реке Воронеж в поселениях Тарбеево, Горитово, Ярок в 1669 году по указу царя Алексея Михайловича для похода на крымских татар были заложены верфи и построили 500 вёсельных стругов каждый длиной 18-20 м с парусом. На таких стругах донские казаки ходили в поход по крымским городам, были возле Стамбула и плавали в Эгейском море.
    Для двух походов на Азов в 1689-1690 годах Пётр1 сам приезжал  на эти верфи и построили 1000 таких стругов вспомогательных судов для морских  кораблей, на них перевозили вооружение, людей, продовольствие.

                Плодоовощной институт.
   Его открыли по инициативе И.В.Мичурина в 1931 году ещё в г. Козлове и  разместили в бывшем коммерческом училище, где учился писатель Федин К.А. Это красивое трёхэтажное здание из красного кирпича с белыми большими окнами. Этому зданию 118 лет и ни один кирпичик не выкрошился ни в фундаменте, ни под карнизом крыши. Стоит институт на возвышенности и виден издалека при подъезде к городу. Раньше перед коммерческим училищем располагался большой конный рынок. Сейчас посадили коллекционный сад с прогулочными дорожками и большим фонтаном. В саду высажены разные плодовые и дикорастущие культуры, формовый яблоневый сад. В коллекционном саду ведут опытные работы преподаватели и студенты.
    При входе в институт перед тобой открывается широкая лестница до третьего этажа из белого камня. Всё пространство между перилами и лестницей занято решётками из литого чугуна и такие красивые, что можно ими любоваться без конца. Они также выкрашены в ярко белый цвет. Коридоры широкие с овальными потолками высотой около 5 м. Учебные аудитории большие и очень светлые. На третьем этаже большой почти квадратный зал шириной больше 40 метров на 500-600 человек. В центре зала нет ни одной опоры и с потолка свисает очень красивая четырёх- ярусная их жёлтой бронзы люстра, изготовленная в до революционные годы, т. к. лампочки вставлены в подсвечники. В последствии мы узнали о том, что эта люстра ещё в 20 годы была конфискована из Ильинкого храма и была им возвращена в 90 годы. По бокам зала широкие овальные окна с узкими просветами между окон. Создаётся впечатление, что все стены из стекла. На окнах красивые бардового цвета бархатные шторы. В узких просветах бра в стиле большой люстры. Сцена во всю ширину зала с занавесом цвета штор. Полы паркетные, старинные. Перед каждым вечером с танцами студенты натирали их мастикой и они так блестели, что в них  можно было смотреться и видеть своё отображение. А как было приятно кружиться в вальсе по такому паркету, ноги сами скользили и никогда не уставали. Этот зал в то время был самый большой и красивый в городе и многие городские парни желали потанцевать в таком зале. К тому же у нас были самые красивые девушки в городе, так что от желающих пройти в зал трудно было отбиться. Мы не пускали городских ребят и на входе в институт нередко возникали драки. Охрану и обслуживание вечеров брали на себя дежурные группы студентов. Никакой милиции никогда не было.
   Единственно, что портило красивый вид института — пожарная часть с высокой уродской башней, на которой стоял маленький домик, где сидели пожарники и глядели на город в два глаза. Высота этой каланчи была больше высоты института. Потом пожарную часть перенесли, а каланчу разобрали и построили корпус института. Перед каланчой братская могила, где похоронены солдаты и офицеры ВОВ. В военные годы в институте располагался госпиталь и всех умерших хоронили около института. За братской могилой главная площадь города с красивым памятником И,В.Мичурину. Поставили его  в 1950 году на месте взорванного храма. С лицевой стороны института через улицу в 1955 году перенесли прах И.В.Мичурина из основного питомника, где он был похоронен и возвели мемориальный ансамбль «Могила И. В, Мичурина», с порталом в виде колоннады из серого мрамора и с красивой балюстрадой и смотровой площадкой на коллекционный участок, где высажены многие его сорта яблони.
    Что-то я увлёкся описанием института. Но для меня это был второй родной дом, я в этом здании учился и работал больше 50 лет. Я и сейчас с волнением прихожу в институт, хожу по этим таким родным коридорам, залам, любимой и единственной кафедре плодоводства, где прошла вся моя трудовая жизнь.
   Я раньше рассказывл свои воспоминания о самых незабываемых студенческих годах, о преподавателях, а вот о наших шутках, забавных приключениях или как их теперь называют приколах, я не касался.  Попробую восстановить в памяти отдельные из них, а как получится — это вам решать.
                Весёлые лягушки.   
  За весь период обучения в институте, а это 4 года и 6 месяцев, мы сдали экзамены и зачёты по 46 предметам за 9  сессий. Тогда мы не понимали, что некоторые дисциплины нам совершенно не будут нужны в производстве. Это  сейчас с высоты 80 лет всё хорошо видно, а тогда мы как стадо баранов беспрекословно учили строение лягушек, или названия всех костей скелета коровы, овцы и лошади. Но когда нас заставили резать за формалиненных лягушек, искать их различные органы и выкладывать  их в чашку «петри», то многие девчонки не выдерживали такого издевательства над лягушками и над нами.
   Занятие по зоологии проходили в здании оранжереи. Я забыл вам описать нашу оранжерею. Тогда она была единственной большой в городе по площади и состояла из трёх секций. К оранжерее прилегал одноэтажный корпус из 5 больших аудиторий, где проходили занятия по мелиорации, зоологии, плодоводству и овощеводству.
    Лекции и практические занятия по зоологию вела Ромашевская Римма Семёновна. Миловидная женщина лет 25-27, не больше, с большими не выразительными серыми глазами. Лекции читала скучно, монотонно, не обращая внимания на аудиторию. Не было «огонька» в глазах, в выражениях, в обращении к нам. Нам казалось, что она не любила свой предмет, мы ни разу не слышали от неё интересных историй с насекомыми, пресмыкающимися, птицами, о которых она нам рассказывала. Очень «сухие» были лекции у неё. Но ребятам она нравилась за её спокойный нрав, она всё делала медленно, размеренно, продуманно.  К студентам относилась с уважением, но не с любовью. Она выполняла свой долг преподавателя. И всё.  А нашим девчонкам Римма не нравилась. «Уж очень она какая то серая, не броская» - говорили они. При её внешности можно быть более привлекательной, особенно с косметикой». Она никогда не пользовалась ни пудрой, ни губной помадой, ни тушью для бровей. Но девчонки придирчивый народ. Это всем известно.
  Но вернёмся к нашим лягушкам. На занятиях Римма Семёновна передаёт из шкафа на каждый стол по ланцету и по две чашки петри.
    - Сегодня мы будем изучать и находить все органы лягушки. Для этого на каждый стол я дам по одной лягушки. Вы разрезаете живот, как показано на плакате и вынимаете по отдельности все  внутренние органы и кладёте в другую чашку. Как всё это делать  - прочитайте внимательнее в методических указаниях  -
    - Что нам самим резать лягушку? - Фу! Какая гадость! - закричали девчонки.
    - Кто мне соберёт и покажет все органы — тот свободен — и вышла в коридор.
У нас это была последняя пара занятий в субботу. Сидели мы все раздельно по три человека за столом. Это был первый курс и мы ещё не привыкли сидеть с девчонками. Ребята начали быстро «кромсать» лягушку, да так, что разваливали её на две части. Римма вынула из большой банки ещё по лягушке. А девчонки боялись резать, руки у них тряслись. Через 15-20 минут у всех глаза начали слезиться, из носа потекло, начался кашель и чох. Лягушки были законсервированы крепким растворам формалина. У всех открылись сильные головные боли.
 Вдруг одна девочка начала падать, она сидела крайняя. Её соседка Лида Альчикова еле успела поймать, а так бы она ударилась головой о цементный пол. Мы всей группой бросили резать лягушек, вынесли Ирину Чубакову на улицу и начали приводить её в чувство. У ней был обморок, лежит вся белая, глаза закатились и еле дышит. Только минут через 30 она пришла в себя. К тому же у Гугняевой Вали началась рвота. Налицо были признаки отравления. Занятие мы сорвали. А Римма говорит, что на следующий раз продолжим изучать строение внутренних органов.
   Начали расходиться по домам. А девчонки говорят нам
   - Ребята! Сделайте что-нибудь! Иначе она нас всех потравит -
  А что можно придумать? Только выкрасть всех резаных и оставшихся целых лягушек и отнести их куда подальше. Мы вернулись в аудиторию. Римма ушла домой. Все комнаты не закрывались на ключ, замков не было. Вахтёра при входе никогда не было, только сторож приходил после рабочего дня и охранял оранжереи. Ржавым гвоздём открыли шкаф и забрали банку. Вышли на улицу и думаем, где их выкинуть? Смотрим дверь в подвал под корпусом открыта. Зашли, прошли несколько метров и выкинули в сторону от прохода. В подвале было очень темно. Вернулись и хотели поставить банку в шкаф. А Валька Покидов говорит
      - А давайте наловим живых лягушек, вот будет потеха. Я стою на квартире недалеко от большого болота за городом. Там этих «ляг» видимо, не видимо. Все ночи их концерты не давали мне нормально спать. Теперь привык. Завтра собираемся у ворот двора и пойдём все ко мне -
   В воскресенье к вечеру мы наловили штук 30, а может и больше крупных лягушек. Валентин обещал принести их живыми по раньше утром и поставить в шкаф. Мы заранее посмотрели расписание занятий. Только в нашей группе была вторая пара.
   Сели в комнате и ждём, что же сейчас будет. Девчонкам мы ничего не рассказали, пусть будет для них и Риммы сюрприз. Дежурная раздала ланцеты и чашки, а банку Римма сама принесла и поставила на стол. Только бы не заквакали лягушки, подумали мы. Но они видимо были в стрессовом состоянии, да к тому же не хватало воздуха, с боку банки Валентин пробил 3 маленьких дырочки. Римма размеренно одела резиновые перчатки, взяла большой пинцет и открыла банку
   - Ой! Что это? - вскрикнула она. Взмахнула рукой, зацепила банку и она упала на стол. Одна лягушка прыгнула ей на голову, вторая на грудь. Она за визжала, руками машет, лягушек с отвращением стряхнула и влезла на стул. Лягушки вспрыгнули на головы девчонкам на первом столе. Они визжат, тоже полезли на стулья. Лягушки прыгают по всей комнате. Ребята кинулись их ловить и сажать в банку. Минут 15-20 стоял визг и крики. Наконец большинство лягушек были отловлены. Только тогда Римма и девчонки успокоились и сели на стулья. Но под шкафом иногда раздавалось ква, ква, ква и тишина. Мы не смогли вытащить две или три лягушки никакими способами.
    - Все садитесь и успокаивайтесь. Зачем вы устроили этот балаган? - спокойно спросила Римма.
     - Я догадываюсь в чём тут дело, но мне хочется узнать от вас мотивы такого поступка. Я не собираюсь вас наказывать и хочу услышать всю правду -
   Девчонки тоненькими голосами пищат
    - Это мы виноваты, простите нас. Мы боялись, что вы отравите нас этим формалином и попросили ребят сделать что-нибудь -
  Пришлось и нам виниться
    - Римма Семёновна, извините нас за наш ребячий поступок — поднялся и сказал наш староста Оломский Алексей — мы выкинули  за формалиненных лягушек в наш подвал, а потом решили вам и девчонкам сделать сюрприз. Мы не предполагали такой реакции от вас и девчонок, если бы знали что так получится, то мы не стали бы ловить лягушек -
    - Спасибо за сюрприз. Я сама себя выдала. С детства боюсь лягушек и не могу себя переломить. Беру в руки мышей, ужей, ящериц и другую живность, а лягушек боюсь. В отношении отравления я всё проверю. Да формальдегид является ядом, но только в определённой концентрации. Мы все образцы консервируем формалином и не было ни одного случая отравления. Мне показалось, что на прошлом занятии вы симулировали, но когда случился обморок, я тоже как и вы подумала про отравление. А выброшенных лягушек принесите и мы их закопаем в землю -
   А мы все про себя думаем. Если ты сомневалась в концентрации формалина, то почему опять начала занятие  с этими лягушками.
  На второй день Римма пришла в группу на занятиях по физике
    - Я у всех вас прошу прощения. Действительно концентрация формалина была завышена в 5 раз. Лаборанты в педагогическом институте, где я работаю, ошиблись и приготовили эту партию лягушек  опасных для здоровья. Хорошо что только вы работали короткое время с этими образцами. Ещё раз прошу  у вас прощения. Зачёты я вам всем поставлю, не волнуйтесь -
  А экзамены прошли по всем правилам. Случайно или это простое совпадение, но из ребят никто не получил  пятёрку. А  у девчат были и не одна. Хорошо, что тройку никому не поставила, а то ведь не было бы стипендии.
    Так мы ценой своей жизни заработали зачёт и ничего не учили. Девчонки нам сказали спасибо за то, что мы пресекли в самом начале возможное массовое отравление студентов. Мы были первой группой по расписанию, за нами ещё 7 групп должны были резать этих отравленных лягушек. В последующих наборах студентов эти темы по препарированию лягушек были сняты. Видимо до начальства дошёл слух по этому инциденту, но мы об этом никому не рассказывали.
                Профессорская задача.
   Мы всегда с трепетом и волнением ждали профессорской задачи. Неорганическая химия всем нравилась, Это профессор Всеволод Владимирович Некрасов привил нам любовь к химии. Своими необычно красочными лекциями, доброжелательностью, жизнелюбию он привлекал к себе не только студентов, но и преподавателей. А своей эрудицией, энциклопедическими знаниями он привлекал любого здраво мыслящего человека. Студенты все его любили и обожали. Некрасов тоже нас всех любил, но на занятиях, экзаменах всегда был строгим. Он умело снимал напряжённость студента на экзаменах шуточными приколами, прибаутками и делал это с лёгкой иронией на губах и в глазах.
   В свои 50 лет он выглядел всегда бодрым, подтянутым, аккуратным. Его короткая чёрная шапочка, которую мы называли профессорской, подчёркивала его незаурядные знания. Он был очень добрым и отзывчивым человеком. Уже будучи в аспирантуре  мы как то с женой зашли к нему в кабинет. Разговорились и жена посетовала на сильные боли в желудке, у ней опять обострилась язва двенадцатиперстной кишки. Всеволод Владимирович говорит: «я вам помогу, принесите пол литровую банку» Я сбегал на кафедру и передал ему. На следующий день я пришёл к нему
   - Здесь смесь солей алюминия, пусть Зина принимает по столовой ложки поле еды
  Я поблагодарил и ушёл домой. Через сутки боли уменьшились, а на 10 день совсем исчезли. Зина сделала рентгеновский снимок и врач подтвердил, язва зарубцевалась. Потом мы ещё не один раз обращались к нему за помощью  и никогда он нам не отказывал. И как мне было неудобно, я ругал себя самыми плохими словами, когда случайно, разбирая домашнюю библиотеку я обнаружил книгу Некрасова «Потерянный остров». Видимо, ещё в студенческие годы, когда я с ребятами приезжали к нему домой, он нам давал почитать. Выходит я украл у него книгу и не могу её вернуть, Всеволод Владимирович умер ещё в 1992 году. Я совершенно не понимал, как это получилось, ведь свою библиотеку мы разбирали десятки раз, дочь также всё перечитала и никогда, никто не видел этой книги. А теперь на память о моей неблагодарности осталась эта книга. 
  Все задачки выдавал сам профессор в виде пробирки с жидкостью разной окраски или порошка на дне пробирки. На решение задачи отводили 4 часа. Каждый студент заходил в его кабинет, профессор посмотрит в свою чёрную тетрадь и снимает из штатива пробирку. Цвет жидкости в пробирки был разнообразный, от бледно жёлтого до красного и даже были пробирки с чёрной жидкостью. Надо было определить какая кислота, щёлочь или их соли находятся в пробирке. Все необходимые реактивы стояли на столах. Преподавателя с нами не было, работали самостоятельно, но между собой советовались.
    Немного о его кабинете. По размеру небольшой и все стены с полками, на которых такое количество склянок, различных колб, пакетов с реактивами, что глаза разбегаются. В колбах разные по цвету жидкости. В углу вытяжной шкаф с принудительной вентиляцией. Почти каждый вечер он делал какие-то опыты в кабинете, потому что даже при открытой двери всегда в кабинете были разные запахи.  Рядом с его столом, который всегда был заставлен рукописями, книгами, колбами, стоял несгораемый шкаф. Говорили, что в нём хранятся драгоценные металлы для опытов, яды. Но мы, конечно, никогда не видели что в нём есть.
   Прошло три часа занятий и многие ребята получили правильные ответы и ушли домой. Некоторые остались и помогали ребятам, которые не смогли быстро решить задачу. Среди них был Белокопытов Серёжа. Он был старше нас на 5-6 лет и поступил в институт после техникума и, по моему, без вступительных экзаменов. Его отец был известным учёным и директором Всесоюзного научно-исследовательского института. Серёжа был мало общительный, постоянно молчаливый, хмурый. Друзей у него не было. На переменах уходил курить и мало с кем разговаривал. Учился средненько, на семинарах при ответах больше «мычал», чаще отвечал не впопад.
    Вот и сейчас мы сидели небольшой группой и разговаривали ни о чём, ждали окончания занятий. Подходит  Серёжа
     - Ребята! Как вы думаете что у меня в пробирке? -
 На донышке была жидкость жёлто-оранжевого цвета. Ваня Казаков спрашивает
     - А ты все реактивы испытал? -
     - Кажется все, никакой соли не выпадает и не меняется окраска -
     - Покажи мне поближе — Ваня взял пробирку, потряс, посмотрел на свет
     - Всё понятно. Это моча -
     - Да ты что? У Сергея глаза стали круглые от удивления, весь покраснел
     - Да разве может профессор налить мочу  да и из  пробирки ничем не пахнет -
     - Профессору раз плюнуть, капнет 3-4 капли какого-нибудь раствора и запаха нет. Ты сходи и попросили налить ещё этой жидкости. А когда будет наливать, то посмотри внимательней, есть на дне колбы осадок или соль. Моча всегда даёт осадок, муть, а иногда выпадает соль -
    Он вылил остатки раствора и пошёл в кабинет. Мы сидели и ухмылялись, давно поняли, что это грубый розыгрыш. Но Сергей всё принимал «за чистую монету». Нам стало интересно, чем всё это закончится. Мы поднялись и подошли к двери. Серёга вошёл и жалобным голосом спросил
    - Всеволод Владимирович! У меня не хватило опытного раствора, можно добавить?
    - Добавить всегда можно. Но молодой человек пора заканчивать работу, осталось всего 15 минут до конца занятия. У вас есть какие-нибудь предположения, сомнения?
     - Предположений нет, а вот сомнения есть…., но я ещё поработаю -
     - Печально. Дерзайте, дерзайте я жду ответа точно по звонку -
     - Ну, как! Увидел что-нибудь? - спросил Иван.
     - Да! У него увидишь! Он стал ко мне спиной, подсмотрел в заветную тетрадь, достал колбу с жидкостью. Я влево, чтобы подсмотреть, а он опять повернулся и закрыл спиной. Я вправо и опять всё повторилось. Но я всё же уловил: раствор слегка мутный, а на дне что-то есть -
     - Я же говорил моча. Сомнений нет - сказал Иван.
     - Но я ещё «по химичу», а потом пойду к нему -
  Минут через 10 поплёлся к профессору. Что он ему говорил, мы не услышали. А потом раздался истерический хохот, который долго раскатывался по кабинету.
     - Молодой человек! И как вы себе представляете, где я взял мочу, да ещё налил вам? Ну, вы меня уморили, такого случая в моей практике ещё не было. Радуйтесь, вы первый. Придёте сдавать со следующей группой -
   Мы не стали дожидаться его возвращения и ушли. Он долго потом на нас обижался. Как он отчитался за задачу мы не спрашивали, но до сессии был допущен и получил по химии, как всегда, тройку.
   А вот тайну всех этих загадочных, «заколдованных», как нам иногда казалось, разных по цвету растворов, на которых «погорели» не один десяток, а точнее сотен студентов, я узнал через 10 лет, и то случайно. Всё сложное нередко объясняется самым простым способом. Во всех растворах был анилиновый краситель, который не улавливался нашими реактивами. Тогда такие краски продавались в любом хозяйственном магазине. Женщины в домашних условиях красили разные вещи. Будучи в аспирантуре, я дружил с лекционным ассистентом Некрасова Лёвой Минаевым  и он мне рассказал, как он случайно раскрыл тайну этих растворов. Однажды Некрасов после очередной подготовки задачей не сжёг пакетики из под красителей, а выбросил их в корзинку для мусора. Когда уборщица выносила мусор, то Лёва увидел обёртки красителей и догадался. Профессорские задачи всегда готовил сам профессор, никому никогда не поручал и понятно всегда держал в секрете. А после последнего случая он догадался, что «прокололся» и больше анилиновых красителей не было в задачках. 
                Пуговка на штанах.
   В период учёбы Плодоовощной институт был широко известен не только в СССР, но и во всех социалистических странах. Приезжали поступать в институт со всех уголков страны. Конкурсы при поступлении  колебались по годам от 6 до 12 человек на одно место.  Наши специалисты ценились в любом регионе. А ведь это не столичный ВУЗ, ни областной, а всего лишь районный маленький город. Вы можете  спросить, а почему сложилась такая ситуация, почему нашим выпустникам плодоводам отдавали предпочтение даже перед выпустиками Тимирязевкой академии. А объяснение простое. Больше сорока процентов учебного времени отдавалось учебной практике. Агроном высшей квалификации должен уметь всё делать своими руками при выращивании любой культуры. Три года всё лето с ранней весны  и до поздней осени мы каждый день были в поле, в садах, в питомниках, в теплицах. На практике не просто смотрели как надо делать ту или иную работу, а сами сажали деревья и разбивали площадь под сад почти целую неделю, проводили окулировку по 10 дней, обрезали сады всех культур по 10-12 дней и даже всем курсом на целый месяц были приглашены на обрезку садов в совхозе, по полтора два месяца убирали яблоки в совхозах. Каждый студент мог работать на тракторе, водить автомобиль, отрегулировать любую сеялку под все культуры. Вот почему ценились наши выпускники.
   Вот и сейчас у нас была практика в питомнике. Мария Алексеевна Каменская объяснила и показала как надо обрезать однолетние саженцы яблони «на крону». Однолетки разные по высоте, а крону надо заложить только на высоте 90 см.
   Но я хочу рассказать немного о Каменской. Она была обаятельной женщиной, на первый взгляд ей было чуть больше 35 лет. Кожа у неё  была смуглая и она напоминала цыганку. Большие, выразительные чёрные глаза, пышные тёмно-каштановые волосы, с очень приятной улыбкой. Рассказывала и передвигалась медленно, слегка покачивая бёдрами, в глазах у ней всегда светилась искорка. Она любила пошутить со студентами, но делала это не обидно, но всегда в иронией и с приятной улыбкой. Ребятам она всем нравилась. Она была доброй и никогда не ставила минусы в журнале. Мария Алексеевна всю вою жизнь проработала ассистентом на кафедре плодоводства. У ней была взрослая \дочь, но мужа не было. Мария записывала все приколы, необычные случаи и смешные выражения студентов. Уже в аспирантуре она как-то зачитывала нам отдельные эпизоды из своей тетради. Но я почти ничего не запомнил. А вот случай с нашим парнишкой, который она также записала, я хорошо помню и расскажу.
   Чтобы точно срезать на почку однолетку яблони на нужной высоте мы нарезали из клёна палочки длиной 90 см. Прикладываешь к саженцу, выбираешь сильную, здоровую почку  и садовым кривым ножом над почкой срезаешь верхнюю часть ветви. Затем переходишь к следующему саженцу и всё повторяешь. Мерная палочка без конца мешается и приходиться её каждый раз поднимать с земли. Обрезку проводят ранней веной как только сходит снег, поэтому земля ещё мёрзлая и воткнуть мерку в землю не удаётся. И вот Лёня Бутасов решил ускорит весь этот процесс и резать по пуговке на штанах. Она была точно на высоте 90 см. На рабочий день надо было срезать 900 растений каждому.
   И вот что из этого получилось. Рассказывает Мария Алексеевна
    - Я иду поперёк рядов и смотрю кто как режет. Обычно после обрезки весь ряд бывает ровный, как по линеечке. А в одном ряду он был обрезан в виде волны, вначале на высоте 90 см, потом всё ниже и ниже и так до высоты 45 см. Затем опять скачок на 90 см и дальше как по волне. Я присмотрелась и вижу, что Лёня режет без мерки, а равняется по пуговице на штанах. Он был худой, маленького роста и ремня на брюках не было, поэтому они у него постепенно сползали вниз, а он продолжал резать по пуговке. И когда брюки почти соскальзывали в него, он резко поднимал их вверх и продолжал опять резать. Я подошла к нему
     - Ну и что мне с тобой делать? Неужели ты не разу не удосужился оглянуться назад? Ты подсчитай сколько испортил саженцев? Кроме этого ряда ещё обрежешь 400 шт, может тогда научишься -
    Мы всё это видели, потому что все бросили работу и собрались около преподавателя. К концу рабочего дня мы всей группой помогли Лёне закончить задание.
   Летом он приезжал в выходные дни на питомник и постепенно исправлял свои погрешности, но всё равно эти саженцы к выкопке были не стандартные.

                Кости Жуковского.
   На первом курсе мы изучали  физиологию животных с основами анатомии. Знакомились с основными породами животных с которыми мы могли сталкиваться в производстве. Это корова, овца, свинья и лошадь.  Но почему упор был на анатомии животных мне до сих пор непонятно. Работая управляющим отделения я невольно  сталкивался с молочно-товарной фермой, со свинофермой, кормокухней и другими подразделениями. Но никогда я не сталкивался с необходимостью знаний скелета коровы, свиньи или овцы. Мне пришлось самостоятельно изучать рационы кормления животных, особенности искусственного осеменения коровы, технологий содержания животных. Вот что нам нужно было для работы в сельском хозяйстве, а мы старательно изучали кости коровы.
  Читал нам лекции и вёл практические занятия Жуковский Николай Николаевич. Умудрённый опытом и жизнью, с ясным открытым взглядом, всегда аккуратный, подтянутый, нам казалось, что он каждый день делал стрижку головы, безукоризненно лежала каждая волосинка на его голове. Был он выше среднего роста, быстро ходил и много шутил. Он любил студентов и с большой охотой выслушивал на болевшие личные вопросы. Всегда давал дельные советы. Я недавно узнал, что моя жена будучи  девушкой и влюблённая  в сцену и в меня, советовалась с ним. Она хотела бросить учиться в нашем институте и поступить в театральное училище. И в тоже время она понимала, что если она станет профессиональной артисткой, а она мечтала об этом всю жизнь, то сохранить семью  и нашу с ней любовь будет трудно. Николай Николаевич ей без сомнения сказал
      - Если вы сильно любите друг друга и если вы хотите иметь хорошую дружную семью, то забудь о сцене и любите друг друга. Это самое главное в жизни -
    Так она и поступила. Об их разговоре я узнал только после смерти жены из её студенческих дневников, которые я нашёл в её вещах и которые я не читал при её жизни. Опять я отвлёкся от темы рассказа
  Лекции Жуковского посещало максимум 70 процентов студентов, но рассказывал хорошо, доступно и всем понятно. Как- то он пришёл на лекцию с журналом и сделал перекличку. Не пришли  на лекцию больше 50 человек. Всего было на курсе 182 студента.
    - А где же остальные тунеядцы прогульщики? - спросил Жуковский. Кто-то из зала крикнул
    - А им не интересно разбираться в анатомии животных. Нам это никогда не пригодится
   - Как вы сказали? Неужели я читаю в пустые ваши дупла головы? — Но ничего, у вас ещё впереди зачёт — и вышел обиженным из лекционного зала.
   - И кто тебя за язык тянул? Он запомнил тебя да и нам теперь не будет сладко -
   У меня сохранились все наши студенческие альбомы с фотографиями, часть тетрадей его лекций и практических занятий.
   Зачёт он нам всем устроил по костям коровы. А их было больше 60 наименований. А спрашивал так: покажет из под рабочего халата часть кости и спрашивает \с ехидной улыбкой
    - Как называется это косточка? - А эту косточку в руках девчонки не могли удержать,  она была тяжёлая и большая. Или спрашивал
   - А какими зубами корова срезает растение на пастбище? -
Положит голову коровы на стол, тычет пальцем на какую-нибудь кость, а потом  говорит
   - Я знаю , что вы не ответите -
   Зачёты проходили быстро. Николай в день пропускал по 3-4 группы. Если из 3 костей не угадал 2 кости, то иди гуляй до следующего дня. Если бы все эти кости лежали на столе, то можно по плакатам их запомнить. Но он доставал их то из стола, то откуда—то сзади себя, то из под халата.
   Прошли 7 групп студентов, а сдали зачёт только 5 человек. Потом был второй круг — ещё 8 или 10. Через два дна начинается экзаменационная сессия, а почти все не допущены к экзаменам. Надо бы что-то делать И мы решили все кости выкрасть и спрятать. Тогда может быть будем сдавать зачёт по плакатам. Мы знали, что дубликата костей коровы не было. Были кости барана, но мы по ним не готовились. Все кости хранились в шкафу под замком и были в ведении лаборантки Тани, молоденьком, смазливой девчонки.
    Дело было зимой. Рано начало темнеть. Все преподаватели ушли домой и Таня собиралась уходить. Как -то надо было отвлечь Таню и попытаться её  увести из аудитории. За это взялись самые красивые ребята Генка Лушников и Ваня Казаков. Что они говорили, как и чем они её умаслили,  но увели. Аудитория всегда была открыта, украсть нечего, только муляжи животных, а они никому и за так не нужны. Открыть шкаф согнутым гвоздём — плёвое дело. Мы приготовили холщовый мешок и все кости не гляди покидали. Вышли на лестничную площадку сзади актового зала и скорей  на сцену. А сцена с глухой стороны была загорожена штакетником.  Мы заранее оторвали несколько и в эту дырку спрятали мешок. Еле успели, Таня уже возвращалась. Мы довольные подались из института.
   Наша группа первой сдавала зачёт. Нас пригласила Танюша. Обычно сидела вся группа и Николай приглашал к столу по списку. Мы сели, глянули на три стола рядом с Жуковским и у нас от удивления полезли глаза на лоб. Николай Николаевич с ехидной улыбкой смотрит на нас. На столах разложены все кости коровы во глав с головой. Как же так? Откуда они появились? Нам захотелось побежать и посмотреть нашу похоронку.
   - Ну, что соколики, тунеядцы и мелкие воришки»!  И что мне теперь с вами делать? Доложить декану и гнать вас поганым помелом из института. Но вы ведь под пыткой не признаетесь кто участвовал в этой краже, хотя Таня мне может помочь в этом деле -
  Значит Таня догадалась, обнаружила утром пропажу и всё рассказала Жуковскому. Неожиданно он почти крикнул и мы все вздрогнули
   - Моментально мне принесите кости барана и положите их мне на стол. Если хотя бы малюсенькой косточки не будем в комплекте, тогда вы у меня пожалеете что во время родились -
   Ребята сорвались с места и через 5 минут мешок с костями был на столе. Николай медленно их вытаскивал и раскладывал перед нашим носом.
    Вот это мы влипли! Как же теперь будем выкручиваться из этой ситуации — так каждый из нас думал про себя. 
   Все кости были проверены, пересчитаны и спрятаны в шкаф.
    - А теперь приступим к зачёту. Подходите и становитесь вокруг столов -
Жуковский указывал пальцем на кость и мы все по очереди без запинки и правильно отвечали. Мы все эти проклятые кости выучили по плакатам, они нам уже всем во сне снились. Никто ни разу не ошибся. Николай Николаевич с удивлением смотрит на нас
    - Так вы же всё знаете? И зачем вы устроили этот кавардак? Что с вас взять, дети вы не разумные. Давайте зачётки и я всем поставлю -
  Непонятно, кто кого разыграл, не то мы Николая Николаевича, не то он нас. Почему он заставил Таню переместить кости коровы со второй полки на самую последнюю, а на их место положить кости барана. Видимо, он что-то подозревал и ожидал от нас какого-нибудь фокуса. А мы в темноте не разглядели, когда сглебали эти кости в мешок. Мы ещё удивлялись, что-то мешок был очень лёгкий,  голова коровы не смогла бы пролезть в мешок, а баранья проскочила. Да к тому и Таня вела себя подозрительно, она легко согласилась увести её из аудитории. Обо всём этом мы подумали потом, на другой день, а раньше были в азарте и торопились.
   Остальные группы сдавали зачёт с разложенными на столах костями и всем Жуковский  поставил зачёт.  Продолжеие следует
   


Рецензии
Студенческая жизнь, беззаботность, шалости. Господи, как же давно все это было. Хороший рассказ, добрый, веселый. С уважением, Александр

Александр Инграбен   05.04.2018 13:57     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр! Спасибо за добрые слова. С уважением Алексей.

Алексей Ульянищев   05.04.2018 18:42   Заявить о нарушении