Быть честным всегда и во всём. Слово об учителе

         
           Вот опять внук мой, шестиклассник, мучается с задачей, она совсем не сложная, но он, как всегда,  невнимателен, видимо, опять в условие не вчитался.               
           - Влад, давай-ка ещё раз прочти условие. Каждое слово в любой  задаче  стоит на своём месте, и ни одного лишнего слова. Все до единого словечка имеют отношение к задаче, на то она и математика – наука  строгой логики.
           Через несколько минут задача решена! Ловлю себя на мысли, что когда-то почти также убеждала нас Нэля Васильевна, учитель математики Любимовской средней школы, которую мы окончили во времена оные, а точнее, в 1968-ом. И, удивительное дело, меня тянет решать с внуком, каждый на своём черновике, задачи,  примеры, чтобы потом сравнивать – и пока у меня это хорошо получается, и это мне нравится! Только вот совсем новое понятие для меня – модуль…  Что он значит? Влад начинает объяснять. Поняла. Оказалось, это совсем не сложно, и внуку полезно бабуле объяснять – самооценка явно у парнишки поднимается. А пока внуку объясняю, для чего решаю параллельно с ним задачи и примеры -  чтобы мозг мой продолжал работать, не то усохнет, а этого ой как не хочется! Но, самое главное, мой внук давно знает, кто такая Нэля Васильевна, за  что ей благодарна его бабушка. Знает и то, что только уроки математики  любимой бабушкиной  учительницы  Нэли Васильевны  спустя столько лет позволяют его бабуле, по профессии  учителю – словеснику,  разбираться в математических премудростях шестиклассника.
             Я всё откладывала  свой рассказ о замечательном педагоге, учителе по призванию Нэле Васильевне  Прокопенко (к фамилии  по мужу Дауберт я так и не привыкла). Наверное, это слишком сложно рассказать о человеке, который  всегда  был  для меня  ориентиром  в  жизненных ситуациях и на учительском  пути, в частности. Я очень благодарна судьбе,  что в моей жизни была Нэля Васильевна. Мне повезло, как повезло моим одноклассникам:  мы учились у великолепного педагога! Повезло всем, кто за эти годы имел счастье учиться у Нэли Васильевны, кто не только помогал познавать  азы царицы наук математики, но и  для кого её уроки  превращались  одновременно в уроки добра,  чуткости, искренности  и  порядочности.
               Нэля Васильевна в июне прошлого года отметила свой юбилей, меньше года назад она ушла в бессрочный отпуск как пенсионерка  с почти полувековым педагогическим стажем. Живёт по-прежнему в Любимовке, там, где  мы тоже около 50 лет назад простились со школой, с любимыми учителями, там, где начался её  путь в педагогику, в познание сложнейших ребячьих душ.  Мы - её первый  выпуск как учителя математики. В том далёком 68-ом мы простились с любимыми учителями, с ней,  в надежде  на то, что наша жизнь  непременно изменится,  ведь должны же исполниться пожелания учителей, сказанные от чистого сердца и записанные на память на  маленькой белой открытке с  выпуклым символическим  рисунком голубя мира.
          Эта пожелтевшая от времени открытка до сих пор хранится  у меня. Я  уже плохо помню, что писали  на память другие учителя, отпуская нас  в «свободное плавание», но вот  пожелание, написанное крупным, правильным почерком  Нэли  Васильевны, стало своеобразным  принципом-девизом в моей  дальнейшей  жизни. А написала она  просто и лаконично: «Быть честным всегда и во всём!».
И я всегда старалась следовать напутствию  учительницы математики Нэли Васильевны.  Было сложно в  мире суровых условий и отношений, которые встретили выпускников за порогом сельской школы, сохранять этот жизненный принцип – быть честным всегда и во всём.
               И  мне  пытались, и не раз, навязать привычные в обществе правила: быть покладистой,  более гибкой в построении отношений с начальством, добиваться успехов в карьере любой ценой.  К счастью, всего этого не было в моей жизни. Были  карьерные взлёты, были падения, но никогда не было сделки с совестью. Меня ругали мои более мудрые приятельницы за то, что не хотела воспользоваться удобной ситуацией,  нужным знакомством,  но я ничего не могла с собой поделать. Я иногда терялась в какие-то наиболее сложные моменты в жизни, страдала от необходимости сделать выбор. И я его делала, чаще всего не  в  свою пользу.  Но  я – такая, какая есть,  та, которая образ любимой учительницы с её  принципами взяла как образец, как  указующее направление в этой жизни. Так что «сделать бы жизнь с кого» я знала всегда.
              На сохранившейся фотографии нашего класса Нэлю Васильевну можем опознать как учительницу только мы, её ученики, потому что среди нас стоит такая же ученица, тоненькая, стройная, скромная,  невысокого роста с девчоночьей чёлкой и  несколько смущённой улыбкой. А ведь мы  и вправду тогда были всего на несколько лет Вас младше, уважаемая Нэля Васильевна, может, поэтому мы приняли Вас  сразу и безоговорочно!
            Так какая же  Вы, Нэля Васильевна?  Какой Вы запомнились нам, моим одноклассникам, мне? Моя школьная подруга, Валюшка Погребняк, сейчас она Краснова, Зоя Баранова (по мужу Зайцева) и Лиля Мягчилова тоже стали Вашими коллегами, учителями. Валюша - учителем географии, а Зоя  всю жизнь преподавала  математику. И та, и другая  работали многие годы директорами в школах, где преподавали,  а Лилия Мягчилова до своего бессрочного отпуска  в одной из омских школ читала курс русского языка и литературы. Несколько юношей из нашего класса тоже связали жизнь со школой, стали тренерами, преподавателями физкультуры. Но надо сказать, что Валентина Михайловна, в школьные годы просто Валюшка Погребняк, пошла по стопам своей любимой учительницы Нины Григорьевны Калининой, которая очень трогательно относилась к Вале, и та в знак признательности к ней поступила в университет на геофак. Но, как она мне однажды откровенно сказала,  всё равно  всегда тяготела к математике  и  даже преподавала этот предмет какое-то время. Кстати, Валюшка, Валентина Михайловна, преподаёт до сих пор.
                А мне самой, ставшей учителем русского языка и литературы, Нэля Васильевна когда-то при встрече сказала, что она надеялась, что я поступлю на математический. К слову, я очень часто проводила параллель именно с математикой, это случалось на уроках русского, когда сложные случаи на поверку оказывались достаточно лёгкими, если включать логику. Но  я всё же  призналась Нэле Васильевне, что математику я постигала только упорством и вредностью своего характера, и  эту вредность сейчас смело называю самолюбием, оно не позволяло мне сдаваться.      
              Я из самолюбия не хотела списывать у Валюшки, моей подружки и отличницы, которая делила со мной парту со дня нашего первого знакомства. Я корпела над выполнением  заданий по математике, если были  сложные, до поздней ночи, злилась, называла себя тупицей, но чаще всего засыпала удовлетворённой – решила!!! Потом, точно так же поступал мой  Санечка, Саша. Решал, если сразу не получалось, до победного. Однажды нас разбудил  уже далеко за полночь радостный вопль сына: «Ура! Получилось! Я – Лобачевский!!!»
             Да, вот что ещё в моей жизни связано с математикой, вернее, с последствиями того, что математикой необходимо заниматься систематически и ни в коем случае непонятное не оставлять на потом.   Когда-то, при изучении темы «Логарифмы», я её не поняла, совсем не поняла или  часть этой темы, сейчас уже невозможно вспомнить… Причины тоже не помню, скорее всего, болела, но я стала очень бояться этих самых логарифмов. Боялась страшно!  И ведь могла попросить подругу объяснить, но тогда ей было не до меня, как раз «любовь нечаянно нагрянула». Не подошла я тогда и к Нэле Васильевне, а зря…
              Наверное,  я ещё помнила случай, которому сама Нэля Васильевна не придала        значения: мало  ли  учеников, умеющих дерзко ответить учителю…Но  я – то помнила! Да и не отвечала я дерзко, я  от помощи учителя отказалась  в достаточно резкой форме – сама справлюсь! – причём, в тот момент, когда помощь на одной из контрольных мне действительно была нужна, и  Нэля Васильевна, которая всегда всё замечала,  подошла помочь. Я вспыхнула от стыда, ответила резко, что справлюсь сама. Была бы честь предложена, что называется… Нэля Васильевна отошла. Я справилась, но радости мне хорошая оценка не принесла. Я дня три ходила по школе с одной мыслью: как попросить прощение?   Наконец  я  всё-таки решилась подойти   к учителю  и начала объяснять свою грубость на прошлой  контрольной.  Нэля Васильевна засмеялась, приобняла  меня и просто сказала, что она даже не помнит, о каком случае я говорю.  Она говорила,  чтобы  я не расстраивалась из-за такого пустяка, а я заплакала, потому что целых 3 дня  мысленно просила прощения у любимого учителя, но теперь я словно освободилась от  чего-то  постыдного, что мучило меня и мешало жить. 
               Выпускной экзамен по алгебре я  сдала на «3», что для всех было неожиданностью, для меня не столько неожиданностью, сколько больно ударила эта «3» по самолюбию: экзамены я всегда сдавала хорошо, почти всегда на «5», редко на «4». Возможно, что я опять страшно испугалась логарифмов, испугалась так, что перестала вообще соображать.  И только когда Нэля Васильевна, заметив, видимо,  моё отчаяние, и увидев, что со мной что-то происходит, и, побоявшись, как бы я вообще не ушла с экзамена, тихонько подошла  ко мне, через плечо посмотрела, что творится в экзаменационном листе, молча, пальцем показала, где надо перепроверить.
                Она нарушила основное правило на экзамене,  за  это  её  могли наказать «дяди или тёти из роно», чьё присутствие было обязательным на каждом экзамене, но она сделала то, что делала, наверное, не раз: успокоила, придала уверенности ученице. Я пришла в себя,  успокоилась, что называется, прозрела, но время было упущено – в итоге –«3»
             Впоследствии   весь этот ужас с логарифмами повторялся неоднократно в моих снах.  И это было каждый раз, когда нужно было принять непростое решение, особенно, когда решалась судьба подчинённого мне человека, тогда решение должно было быть справедливым – вот  тогда-то повторялся  один и тот же сон, может быть, в разных вариациях, но всегда с логарифмами.
             Вот тебе и логарифмы!   Многое  ведь забылось из математики – и  вроде как так и надо,  в профессии не пригодилось, но  всё  же  опосредованно этот пробел сказался в моей жизни вот таким нелепым образом.  С тех пор взяла за правило и постоянно внушала своим ученикам, а сейчас и внуку, что никогда  ничего  не надо оставлять невыясненным, всегда есть возможность докопаться до истины, вопрос должен быть закрыт, но только через ответ на этот вопрос!
             Вы, уважаемая Нэля Васильевна, вошли в нашу жизнь, жизнь восьмиклассников, стремительно, под  цоканье  ваших каблучков.  Тоненькая, невысокого роста, с огромными голубыми глазами,  и всегда в туфлях на высоких каблуках.  Очень строгая. Это Вы дали понять на первом  уроке. И стало ясно: это серьёзно – разгильдяям и бездельникам спуску не будет!  Но мы быстро узнали, что Вы не только строгая  и  требовательная,  Вы - и смешливая, и весёлая,  и, главное, всегда справедливая! Вот такой мы Вас запомнили! Такая  была наша любимая математичка. Сейчас кажется, что и слово «математичка» нами не употреблялось – не подходило оно к  вам,  Нэля  Васильевна.
                Стук  каблучков  нашей  учительницы не путал  никто. Только она умела так ходить!  Распахивалась дверь, быстро входила наша  Нэля: в костюмчике, короткой, чуть выше колен юбке, и обязательно в тон костюму или юбке туфельках, часто на шее был повязана лёгкая  светло-голубая косынка, под цвет глаз. И, поверьте, мы это всегда замечали. Туфельки  были   миниатюрные, как у Золушки, красивые  и разного цвета, даже зелёненькие были. Девчонки их всегда разглядывали, любовались ими,  я тоже всегда  с  восхищением наблюдала,  как легко двигалась по классу наша  Нэля. С тех самых любований лёгкой походкой молоденькой учительницы и началось моё увлечение красивой обувью. Признаюсь в маленькой слабости: я люблю красивую обувь.  Жаль, с моим предельно малым размером подобрать не всегда удаётся то, что очень хотелось бы.
               Урок начинался сразу, никаких разборок в начале урока, поэтому  математика пролетала  незаметно. Вы были строгой, требовательной учительницей, но  мы очень любили  Вас, дорожили Вашим отношением, старались не подводить Вас, и  Вы  платила нам тем же и никогда  не позволяли себе  унизить кого-то из учеников и особенно тех, кто не «дружил» с математикой. Удивительно, но строгость  Ваша  нас не обижала, а, наоборот, мобилизовала, мы научились сразу «входить» в тему урока.  Если что-то могло рассмешить Вас, дорогая Нэля Васильевна, то смеялись Вы от души, весело. Тогда смеялся весь класс. Но это позволялось только когда на уроке  все работали, и такой вот отдых был  полезен  всем, и Вам  в том числе..  Казалось,  у  Вас  не было любимчиков, хотя, конечно, Вы были  молоды, мальчишки к  выпускному тоже повзрослели,  уже пытались отпускать шутки, но никогда ничего лишнего, что заставило бы Вас смутиться. Кто-то  из одноклассников схватывал на лету премудрости математики: Зоя, Валя, Саша Керш, Саша Мораш, Саша Подопригора,…много  других ребят. Нас, выпускников 1968-го, было много, в порядке 30 человек, многие стали успешными людьми  – академический  выпуск!
            Математику в нашем классе любили,  я  тоже любила математику, хотя  нет, скорее, уроки математики, а может, я  просто любила Нэлю Васильевну, очень хотелось стать такой, как она. Такой стать было нельзя никому, такой оставалась только наша уважаемая Нэля Васильевна Дауберт (Прокопенко)!


Рецензии
Замечательный рассказ!
Интересен механизм влияния некоторых взрослых людей на становление подростков, не связанных при этом с ними узами родства. Часто ведь каждый вспоминает манеру поведения, особенности стиля, необычные суждения определенного педагога.
Жаль, что сейчас педагоги лишены необходимого временного простора для живого общения с детьми. Слишком устают...

Юлия Вениг   25.04.2018 13:16     Заявить о нарушении
Спасибо!Искреннее спасибо вам. Это, скорее, жизненный очерк об Учителе с большой буквы. Писала для районной газеты к юбилею, решила посоветоваться, чтобы не было неожиданностью для Н.В. Но она умоляла не делать этого, иначе "сердце её разорвётся от волнения" Я отправила ей отпечатанный вариант, а сейчас решилась предложить для знакомства. Таких учителей всё меньше. Мира и добра Вам!

Галина Быканова   25.04.2018 21:42   Заявить о нарушении