Случай на экзамене

                Наконец учащимся старшего класса одной из школ губернского города объявили о дате экзамена, последнего экзамена по анатомии. Это сообщение было встречено восторженно, главным образом потому, что после экзаменов всех ждала свобода. Можно будет убрать подальше тетради, учебники, дневники, забыть о школьных проблемах и целиком отдаться своим увлечениям. А увлечений было так много… Лучше не перечислять.
                С радостным настроением, шумной ватагой шли они по направлению к классу, по пути обсуждая свои планы: кто чем займётся, куда поедет, с кем будет встречаться, какие покупки совершать. Говорили одновременно, и потому было шумно и непонятно. Подойдя к классу, распахнули дверь и остановились как вкопанные. Посередине  класса, вблизи стола преподавателя стоял скелет. Самый настоящий скелет человека. Удивление, растерянность, любопытство, нечто похожее на страх – всё это отразилось на лицах учащихся. После некоторого замешательства все с возгласами ринулись к скелету, окружили его. Среди шумного обсуждения можно было услышать вопросы: «Откуда он взялся?», «Когда его установили?», «Почему не сообщили?» Было высказано предположение, что скелет не настоящий. Одна из учениц осторожно дотронулась до него пальчиками и тут же с испугом отдёрнула руку, будто её кто-то уколол. Вскоре все освоились: стали фотографироваться рядом с ним, выстроилась очередь желающих. Некоторые просили запечатлеть их со скелетом под руку, другие – в обнимку. Один из учеников зашёл «объекту» за спину и положил голову на его плечо, так что она оказалась рядом с черепом. Было смешно и жутковато. Озорничали все как могли. Когда немного успокоились, самый любознательный из всех поинтересовался: «Кем же в жизни был скелет: мужчиной или женщиной?» Началось обсуждение. Несколько учащихся стали утверждать, что женщиной, потому как скелет ниже среднего роста и ступни ног маленького размера. Нашёлся знаток истории и возразил, что у Петра Первого, несмотря на большой рост, ступни ног были небольшими и по этому признаку нельзя судить о принадлежности к тому или иному полу. Точку в обсуждении поставил наблюдательный ученик, заметив, что ширина плеч скелета значительно больше размера таза, а это характерно для лиц мужского пола. Спорить никто не стал. Один из учеников с издёвкой предложил назвать скелет Павлом Ивановичем – так звали преподавателя по анатомии, на которого он «имел зуб». Но вмешался другой одноклассник, отличавшийся тем, что на занятиях быстрее всех взбирался по «шведской стенке» и так лихо перепрыгивал через «коня», что ученицы не могли скрыть своего восторга. По габаритам, заявил он, Павел Иванович отличается от скелета, а вот по росту и по комплекции скелет очень напоминает Ивана Ивановича – инструктора по физкультуре. К тому же Иван Иванович доброжелательный и спокойный человек и если даже узнает о своём тёзке, то воспримет новость без раздражения. Большинство согласилось с высказанным мнением, и скелет стал называться Иваном Ивановичем. Вскоре об этом узнали учащиеся других классов, и наиболее любопытные и нетерпеливые из них устремились на «смотрины». Все пришедшие столпились возле дверей. Самые предприимчивые из старшего класса предложили взимать плату за вход, но большинство одноклассников отказалось, так как поборы облегчат кошельки учащихся и они вынуждены будут, придя в столовую на обед, применить «правило левой руки». А правило заключалось в следующем: каждый ученик, желающий отобедать, подходит по очереди к меню, закрывает левой рукой перечень приготовленных блюд, а с правой стороны, где указана их стоимость, выбирает одну из самых наименьших, и только убрав левую руку с меню, узнаёт, что же ему досталось на обед. Ну а реакция пришедших при знакомстве с Иваном Ивановичем была почти такой же, как у первой группы.
                Один из учеников настолько был впечатлён знакомством с Иваном Ивановичем, что ночью ему приснился сон, как он сдавал экзамен по анатомии самому скелету. Тот задавал вопросы и требовал, чтобы экзаменуемый показывал те или иные части строения скелета. То ли от робости или от необычной ситуации ученик терялся, отвечал невпопад, показывал не то, что надо. Это раздражало скелета. "Где находится берцовая кость?" - повысив голос, спросил он. Экзаменуемый указал и опять ошибся. "Этот ученик не знает, где у меня берцовая кость, - возмутился скелет. - Не один месяц изучал анатомию и не может найти берцовую кость! Неуч, недоросль!" - всё более распалялся он. "Я покажу тебе, бездарь, где находится берцовая кость!" - гневно воскликнул скелет и, схватив указку, замахнулся на экзаменуемого - тот в ужасе выскочил из класса и побежал по коридору. Скелет бросился за ним. Испуганный ученик только и слышал за своей спиной топот разъярённого скелета, скрип его костей и как две из них спорили между собой: "Это я берцовая кость!" - "Нет, это я берцовая кость!"
                Проснулся он в холодном поту. Ещё долго не мог прийти в себя, удивляясь произошедшему. Через некоторое время, успокоившись, сел за учебник по анатомии.           
                Несомненно, Иван Иванович внёс оживление в школьную жизнь и вызвал неподдельный интерес и уважение не только к своей персоне, но и к разделу науки, которую он представлял. Теперь каждый, входя в класс, непременно приветствовал Ивана Ивановича: «Здравствуйте, Иван Иванович!», «Доброе утро, Иван Иванович!» или «Ивану Ивановичу – привет!», а некоторые наиболее ехидные интересовались: «Как ваше здоровье, Иван Иванович?» Всем было весело.
                Наступил день экзамена. Стояла тёплая погода, и потому окна в классе немного приоткрыли. Учащиеся заняли свои места. Как всегда, снаружи на высоких деревьях, ветви которых были на уровне окон,  расселись неугомонные вороны. Самая любопытная из них заняла ближайшую к приоткрытому окну ветку и внимательно разглядывала присутствующих. Экзамен принимали уже известный Павел Иванович и заведующая учебной частью Людмила Сергеевна. Павел Иванович отличался строгостью и требовательностью, был чрезвычайно серьёзным. Редко кто видел улыбку на его лице. Поэтому многие его побаивались. Людмила Сергеевна доброжелательно относилась к экзаменуемым. Когда кто-нибудь из них попадал в затруднительное положение, старалась успокоить, подбадривала, задавала наводящие вопросы и даже иногда подсказывала. Вызвали Машу Н. Она должна была рассказать о строении скелета. Маша начала с черепа. Отметила, что череп - костная основа головы, является вместилищем головного мозга или чего-то похожего на мозг, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп может иметь различную форму, однако форма черепа ни в какой мере не свидетельствует об уровне развития интеллекта. При этих словах на лице Павла Ивановича появилось что-то похожее на улыбку. О качестве содержимого в своей черепной коробке он был самого высокого мнения. Основой скелета, продолжала Маша, является позвоночник, шейная его часть несёт на себе череп. Шейные позвонки (в жизни) позволяют голове поворачиваться налево или направо, что важно при переходе дороги, а также дают возможность наклонять голову вниз и, в отличие от некоторых парнокопытных, поднимать голову вверх. Далее Маша рассказала о строении грудной клетки, верхних конечностях, привела примеры, как эти конечности (руки) используются в жизненных ситуациях: «Руки человека обладают непревзойдёнными возможностями. Всё, что построено, - дело рук человека. Недаром существует поговорка: «Глаза боятся, а руки делают». О тех, кто ничего не может делать, говорят: «Как без рук». Некоторые недобросовестные люди используют возможности рук, чтобы проверить содержимое кошельков у зазевавшихся граждан. Руками можно приласкать или надавать таких тумаков, что мало не покажется». Людмила Сергеевна одобрительно кивнула головой. Затем Маша описала  строение всех частей позвоночника. «Последняя, поясничная, часть позвоночника, - сказала Маша, - соединяется с…» Маша смущённо замолчала. «Успокойся, Машенька, - сказала Людмила Сергеевна. – Забыла название? Многие хозяйки используют дома изделия с таким же названием. Вспомни, Машенька, не волнуйся». Машенька продолжала молчать. «Наверняка и твоя мама при стирке пользуется таким изделием. Вспомнила? Так как же называется эта часть скелета?» «Корыто!» - радостно воскликнула Машенька. Произошло невообразимое. Павел Иванович зачем-то открыл рот, и в нём оказались три золотые коронки. Людмила Сергеевна прикрыла ладонями лицо, и плечи её лихорадочно вздрагивали. Многие учащиеся вскочили с мест, будто им подложили по ежу, некоторые из них схватились за животы и скрючились от какого-то приступа. Неудержимая волна хохота распахнула окна и вырвалась наружу. Испуганные вороны с карканьем разлетелись в разные стороны. Самая любопытная из них провалилась куда-то вниз. Удивлённые прохожие останавливались  и недоумённо смотрели на окна класса, ничего не понимая. Сама школа походила на растревоженный улей. В классах прекратились занятия. Ученики испуганно переговаривались и не знали, что делать. Некоторые преподаватели, открыв двери, пытались узнать причину шума, но увидели только, как взволнованный директор поспешно шёл по коридору и на их вопросы раздражённо отмахивался рукой. Класс же, где проходил экзамен, продолжал содрогаться от хохота. Только один Иван Иванович стоял на своём месте, показывая пример невозмутимости и спокойствия.


Рецензии