И не твори в себе самом кумира. часть третья

Возвращаясь к теме своей трудовой деятельности на парикмахерском поприще , анализируя моменты моего становления как мастера, не могу не отметить, что в известной мере мои успехи обусловлены были предшествующим годами вращения в среде парикмахерского бомонда(если условно принять такую квалификацию за
меру отсчёта, имеющую право быть)
Да, обстоятельства последующих лет привели меня к принятию решения пойти по стопам родителей, но теперь, вооружённый последними знаниями по социологии, биологии, и даже телекинезу, я прихожу к мысли, что всё предопределено заранее и Свыше. Парикмахерское искусство имеет глубокие цивилизационные корни и, став впоследствии преподавателем этого вида деятельности, мне пришлось глубоко погрузиться в разного рода источники, которые и убедили меня в том, о чём я сейчас пишу. Живя в семье парикмахеров, ещё будучи учеником школы, я в период летних каникул имел «счастье» встречаться в своей квартире с коллегами родителей, проводившими отпуска в Ялте. Причём, что интересно, приезжал на курорт парикмахерский бомонд из столиц и областных центров (Москва, Ленинград, Киев, Харьков) в августе и сентябре, причём, частенько из нескольких, мною перечисленных городов, одновременно и все они «проходили» через нашу «явочную» квартиру.
Самыми близкими коллегами родителей (после развода с отцом – мамы) была семья киевлян Митиных. Николай Григорьевич - дамский мастер, Раиса Васильевна – его жена – маникюрша, их дочь Лилия и её муж Арнольд – дамские мастера и они всегда оставались у нас в квартире на две-три недели. После пляжа в обеденное время в квартире начиналось вавилонское столпотворение, - собирались за круглым столом все приехавшие из разных городов, порой до десяти человек маститых. Это была особая каста красильщиков, которые выделялись в общей массе мастеров своими вечными спорами ,чей метод лучше и эффективнее. Ещё красильщики выделялись чёрными ногтями пальцев рук. Следует отметить и самое главное – никто из них не имел специального образования, не знал и не слыхал никогда химических формул этих красителей, механизмов действия этих веществ на волосы и даже строения самих волос – только большой опыт на грани инстинкта. Пусть меня простят оставшиеся ещё в живых мастера среднего поколения, которым сейчас за пятьдесят, но и они имеют то же наследство. Когда я начал быть заметным в этих кругах коллег, то, положа руку на сердце, могу смело сказать, что выглядел среди них профессором со своим средним образованием и хорошим знанием физики и химии в объёме школьной программы.
Особенно я укрепился в такой мысли, когда занимался преподавательской деятельностью и вступал в споры с маститыми, среди которых был и мой отец. Мама никогда со мной не спорила, зная характер и источники моих знаний.
В последние годы со мной уже не спорил и отец, когда я "положил на лопатки"
одного такого аса, которому нечем было возразить на мои доводы.
Очень важна в нашей профессии (да и не только в нашей!) пытливость. Важно не только знать, но и понимать, зачем это надо знать. Приведу пример пользы такого знания. Где-то в конце семидесятых годов, когда я возглавлял салон "Крымская Роза" меня пригласили на судебное заседание по жалобе одной из клиенток на ожоги кожи головы при окраске волос в одной из парикмахерских города.
После моего разъяснения судья сняла все обвинения с мастера и вынесла частное определение в адрес мед.учреждения, оказавшего пострадавшей "квалифицированную" помощь. Судья была несказанно удивлена услышанными от меня разъяснениями, но
без тени сомнения поверила всему, что я поведал, приведя формулы и рассказав о процессе окраски и травления волос, а также способов и форм снабжения парикмахерских химикатами и их ценами.
Маленький, но убедительный пример: перекись водорода (пергидроль) комбинат приобретает (приобретал!) на Сакском заводе в 20-литровых баллонах по цене 95 копеек за литр. Пергидроль - 33-х процентная перекись водорода - техническая, то есть, не очищенная от избытка серной кислоты. А очищенная от кислоты стоит 2 рубля 90 коп. за литр, то есть, именно та, которой должны снабжаться мастера парикмахерских, а это не выгодно комбинату. Но мастеров не предупреждают об этом, они в уверенности, что работают очищенным препаратом. и разбавляют до нужного процента (от 5% до 12%) водой и получают электролит, который действует на кожу головы сильным жжением. Клиентка жалуется мастеру, который решает уменьщить концентрацию и добавляет воды, усиливая действие электролита - рекбус-кроксворд - как говорил Райкин. А кто виноват? Догадайтесь с трёх раз! Вот когда я рассказал об этом судье. она была в шоке и априори оправдала мастера. Что в таких случаях делал опытный мастер - это другая тема.
Мастера третьего тысячелетия ни сном, ни духом не ведают, через какие тернии пришлось пройти мастерам прошлого века на пути овладевания умением и опытом
в прекрасном деле украшения внешности человека и особенно женщин.
Сейчас они работают готовыми, фабричного изготовления, красителями и химикатами, так до сей поры и не зная, в чём "секрет" окрашивания, но это не их вина.

                продолжение следует


Рецензии