Удивления Ялта-октябрь 2017, четвертое, разъездное
Из серии рассказов: «Случайные записки» или «Ну, как?»
Октябрь очень переменчив даже в Ялте. Ещё вчера солнце на пляже откровенно шпарило, а сегодня утром…
…рассвета нет, сплошная серость,
сафора лишь, как спелый фрукт
лимона в желтое оделась,
да побурел фисташки куст...
Несколько приуныв, ползём к лифтам, чтоб спуститься вниз на завтрак в ресторан, расположенный практически внутри Массандровского сада. На переборках лифта, кто-то остроумно придумал развешивать познавательную информацию: справочный материал, афоризмы, цитаты, анекдоты. Читаем одну из таких записей: «Китайский манускрипт «НиСы» переводится на русский язык, как – будь спокоен, что цветок Лотоса у храма Истины…». О, как! В «гадком гаджете» незамедлительно появляется новая рифма:
И всё же здесь всегда чудесно,
пусть серость даже и туман,
из мглы белеет неизвестность,
и где-то каркает баклан,
но кипарисовые пики
и кедра смятые верха,
как будто прошлых времен лики
взирают в нас здесь свысока...
Вид в саду потрясающий: фисташковые деревья-кусты зарделись, что наши рябины; японская сафора – много желтее берез; а вечно зелёные кипарисы – и Сафойские, и Пирамидальные – рассыпались в зелёной гамме от светло салатового до темно коричневого. В такой приятной компании…
…люблю поесть неторопливо,
когда бескрайняя вода
спокойно, тихо и красиво
ласкает небо у окна,
когда неведомое Время,
устав скакать во весь опор,
как всадник старый, скинув стремя,
вдруг встанет рядом без оков...
Вокруг нас бескрайнее небо, море, горы, лес. Красота! Душа отдыхает, успокаивается, парит. Сквозь тучи пробиваются весёлые лучи рыжего солнца и, падая в море, многократно рассыпаются по волнам, слепя, радуя, волнуя. И тут, вдруг, вслед за ними…
…тепло спустилось в Ялту с гор
сквозь пелену, туман,
а вместе с ним, прорвав затор,
луч солнца на платан
упал, не веря сам в себя,
а тот в ответ ожил,
тем так порадовав меня,
что сразу заспешил…
Куда заспешил? Ну, как же? – в путь, нечего тут, в ресторане рассиживаться, ведь…
…сегодня в Ялте утром классно:
ни облачка, ни ветерка,
и Яйлы рядом видно ясно,
и воздух чист, что с гор река...
В общем, как обычно привычной дорожкой бежим сквозь парк, где накануне подвернули ногу, а она негодная и сегодня болит, но….
…всё ж домой не тянет,
в Массандре соловей
поет, что Бог, он знает,
что в жизни нам важней...
Спускаемся с горы по извилинам Поликуровской улицы мимо старинной восемнадцатого века небольшой церкви, так и именуемой здесь всеми, хотя на самом деле она, кажется, названа в честь Златоуста. Далее выходим на площадь у вещевого рынка, откуда всего-то за тринадцать рублей на троллейбусе едем до Спартака, а там за двадцать на маршрутке до Ливадийского дворца. Пробок нет, но едем почти полчаса, маршрутка долго петляет по незнакомым улочкам крутого склона горы Ай-Петри.
За все предыдущие приезды сюда, в Ливадийский парк, а их было уже три, нам ни разу не удавалось попасть вовнутрь знаменитого исторического дворца: то санитарный день, то какая-то очередная ялтинская конференция, то ещё что-нибудь, но в этот раз…
…во дворец Ливадии попали,
хотя не чаяли никак,
нога болит и мы устали,
но там внутри всё просто «ах»:
и императорские залы,
и конференции столы,
уральских рук скупые вазы
и итальянские столбы.
Экскурсия – просто «класс»! – живая и сразу по двум темам: загородная резиденция царской семьи и историческая ялтинская конференция. Особо поразили восковые фигуры участников конференции на первом этаже возле того самого стола, где обсуждался послевоенное устройство мира, и Николая второго конечно у своего рабочего стола в кабинете на втором этаже. Очень понравился и небольшой уютный внутренний дворик, который даже в октябре утопает в цветущих розах, но по настоящему удивила икона Федоровской Богоматери, покровительницы семьи Романовых, давшая отчество всем принимавшим перед замужеством в императорской семье православие немецким принцессам. Она необычная, удивительная…
Таксист на Мазде нас доставил
в Массандру, к номеру почти,
он говорил, что сам оставил
свой милый Киев, в нем мечты.
В Ливадии жизнь кипит! В сравнении с неспешной курортной улицей Дражинского в Массандре здесь даже таксисты другие, целеустремленней что ли. Этот, уже совсем даже и немолодой, на Мазде говорит, что в Киеве у него остались старшие дети, здесь младшие, школьники. Он уверен, что всё наладится, и мы все скоро снова будем вместе, а мы верим ему, верим и надеемся, что так и будет!..
Доехали быстро, новым коротким путем – Ливадийцы знают толк в дороге, да и цена оказалась много дешевле почти в полтора раза, чем у Массандровских водителей.
Дальше, пока солнце ещё в зените, бежим к морю, а там сегодня…
…штиль и благодать:
вода пятнадцать плюс,
тепло и хочется нырять,
в воде, меняя курс,
но лучше просто постоять,
взирая на простор,
дельфину с уткой не мешать
охотится на спор...
Окунувшись, мы стоим на берегу и наблюдаем за этим потрясающим зрелищем, как в тридцати метрах от берега огромные черные морские утки по одной уходят на глубину и проплыв там метров пятьдесят, а то и сто, выныривают где-нибудь совершенно в другой стороне. Так они охотятся. А там, за ними, где-то в кабельтове от нас плещется редкая семья дельфинов, по одному по два высовывающие свои изящные головы, спины, хвосты. А в это время солнце, уже коснувшееся яйла за трезубцем Ай-Петри, косыми лучами гладит морскую ширь. Быстро холодает. Ещё пару минут, и солнце совсем спрячется с глаз, с гор на нас покатится первое белое прохладное облако, а море напротив задышит своим теплом. Здесь у воды приятно поужинать, любуясь сгущающимися сумерками и огнём барбекю на их фоне.
Эх, хорошо!
Тишина и покой, море парит, как утром Нева при приходе нежданного мороза с Ладоги. Помню, в прошлом году, также в октябре мы утром проснулись в номере, смотрим на горы, а они сверху все белые: у нас внизу тепло, солнце, а там снег, иней. В этом отпуске такого явления, мы не застали, но в последний день нашего пребывания здесь около семи утра на рассвете…
…над Ялтой туман, не видать ничего,
даже сад утонул в серой мгле,
чайки тихо сидят, не кричат, никого
не пугают сегодня во сне.
Замолчал мой дружище, болтун соловей,
он в Массандре и ночью поет,
нет на свете песен родней и милей,
чем его, тех, что солнце зовут...
Знать пора собираться сегодня домой,
Питер шлет нам свой мокрый привет,
вот же хитрый, ревнивый и вредный какой,
но любимый и милый навек.
И вот…
…пришла пора зарегистрировать билет
на рейс Аэрофлота в Питер милый,
сегодня вдруг прощальный свой привет
нам шепчет отпуск наш недлинный.
В окне с Массандры утром серо,
лишь только прорву облаков
прорвал Ай-Петри пик несмело
и улыбается без слов...
Но уже, через час…
…вдруг солнце встало над горой,
развеялся туман,
сад заиграл своей красой,
и, закричав, баклан,
сорвался с крыши, полетел,
жаль только в этот раз –
куда? – не видел, не успел,
он скрылся с наших глаз...
Ну, что ж, раз так, пришла пора побывать ещё раз в любимом Никитском ботаническом саду, может быть хризантемы таки успеют порадовать нас и в этом году.
Водитель Виктор всё на том же Ланосе
спустя семь месяцев нас вез в Никитский сад,
как и тогда он был в ужасном хаосе,
но не хотел уже назад...
Точно-точно, тот же самый прошлогодний Виктор (читай «Удивления Ялта - февраль 2017»), такой же амбициозный и критически настроенный ко всему и вся, рассказывает нам про прошедший сезон с его отношением к жизни весьма оптимистично. Ну, во всяком случае, не казался уж такой абсолютно бескомпромиссной бабой-ягой, как тогда и совсем не вспоминал милые его сердцу турецкие паромы. В этот раз он клял позором Массандровские вина, вычитав где-то у них на этикетке, во-первых, что все знаменитые крепленые вина Массандры – это винный напиток, а, во-вторых, узрев в их составе диоксид серы. На этом основании он сделал вывод, что это вино не настоящее, а подделка. Разубедить его в этом было совершенно не возможно, как и пригласить на экскурсию вовнутрь винзавода. Что ж многие, очень многие Питерцы бывали в Эрмитаже и Русском музее лишь в детстве с неравнодушными родителями, либо вместе с классом, так и Виктор, похоже, ни разу не был в знаменитых Галицких и Воронцовских подвалах знаменитейшего на весь мир завода и ничего не знает про технологию создания вин. Кстати, говорю ему, себе, да и прочим, диоксид серы – это пищевая добавка, который устраняет не желательное брожение в продукте после достижения его готовности. Сегодня в мире нет ни одного промышленно выпускаемого вина, при производстве которого не использовался этот консервант. Впрочем, Виктор не скрывал, что предпочитает напитки более грубые, крепкие.
Ну, а в Никитском ботаническом…
…цветет Рязаночка в саду
и много прочих хризантем,
а розы пахнут на ветру,
у них здесь осенью тандем...
Вот уж действительно порадовали напоследок и розы, и хризантемы, а запах от них какой, вот только погода опять испортилось – расплакалась, как у нас в Питере, видно расстраивается по поводу нашего отъезда сегодня ночью. Так уж вышло, билеты на обратный рейс были лишь на семь утра, а это значит, что выезжать придется не позднее трёх ночи. Как тут у них ночью на перевалах? Вот вопрос? Но, чего гадать? – посмотрим! А пока мы возвращаемся в отель, надо пройтись по всем любимым местам Массандровского парка и начинать собираться.
Сегодня солнца в Ялте нет,
оно ушло в «астрал»,
и даже в парке серый цвет,
а в номере аврал,
мы собираем чемодан
и ждем своё такси,
прощальный взгляд на наш платан
и всё – курорт мерси!..
Вечером мы, было, собрались устроить диетический прощальный ужин в номере, под Крымскую Мадеру и Крымский сыр, но цена последнего в гостиничной сырной лавке, как-то остудила наш пыл – 600 рублей за сто грамм. Пришлось тащиться опять на шведский стол – Бог с ней, диетой, о ней подумаем завтра по возвращению.
Пуста дорога в ночь на Симферополь,
темна, лишь свет упал на пост ГАИ,
на перевале тихо, только рокот
от нашего спешащего такси.
Водитель – ас предельно осторожен,
аж третий день находится в пути,
сезон пошел к концу, и он встревожен,
клиент уедет – некого везти!
Другой работы он, увы, не знает,
и так почти здесь все до одного,
но страшно то, что он и не мечтает,
о чем-нибудь, о чем-нибудь… ещё.
Молодой водитель Александр доволен своей работой, заработком, востребованностью – на эту ночь у него от различных фирм поступило аж четыре заказа-ходки в Симферополь и обратно, мы у него первые, а дальше – как пойдет! Тяжеловато так вкалывать, да он и сам признается, что долго так не протянет, с возрастом придется куда-нибудь устроиться на постоянную работу. Впрочем, выбора в Ялте для молодого парня действительно немного – курорт, знаешь ли, заводы и фабрики тут не строят! Но дело своё Саша знает хорошо, почти не превышая скорость, домчал нас за полтора часа, при этом всю дорогу охотно рассказывая про местных гаишников, таксистов, туристов и про мост… Керченский. Он его очень ждет. Говорит, что тот значительно увеличит географию его извоза клиентов, да и сам хочет в не сезон прокатиться до Сочи, Москвы, а там глядишь, Бог даст, и до Питера. Интересный водитель – женат, есть дочь, дома бывает урывками, зимой всей семьёй едут куда-нибудь на север, к снегу, в мороз. Прощаемся с ним тепло, у нас его визитка с мобильным, обещал встретить и отвезти в следующий раз по первому зову со скидкой. От сдачи с двух тысяч мы отказываемся, – качественный труд должен быть вознагражден, хотя б чуть-чуть.
Наш самолет блестит, сверкает
в ночной туманной синеве,
огни аэропорта отражает
и улыбается всем, мне.
В семь утра в Симферополе ещё темно, на небе над взлётной полосой низкие косматые тучи. Взлетая сквозь них, ничего не видим, трясет, жутко и вдруг…
…рассвет явился к нам красиво,
когда аэробус "Курск" взлетел
сквозь тучу черную ретиво
и в Питер мокрый полетел...
Название самолёта не пугает, напоминает. Когда мы бываем на Серафимовском кладбище в Питере, всегда приходим к их чайке-стеле, установленной там, в память о подводной лодке.
В аэробусе опять оказалось много свободных мест – это удобно, можно попутешествовать по салону, так три часа проходят быстрее, всё-таки сидеть в одной позе трудно. Внизу под нами весь перелёт одни белоснежные облака, на солнце они искрятся чистотой, но стоило лишь приблизиться к ним при снижении на посадку, как они сменили свой цвет на скучный, привычный для нашего города, который, надеюсь, ждет нас.
Мой милый мокрый Питер, здравствуй!
Соскучился. Как можно не скучать?
Для нас с женой ты самый славный,
люблю обратно прилетать.
И пусть ты серый и холодный:
дождь, ветер, воздух ноль и град,
кому-то ты для жизни непригодный,
но не для нас, тебе я рад!..
Автор благодарит своего критика (ЕМЮ) и приносит извинения за возможное совпадение имен, мыслей и диалогов в этом, безусловно, художественном литературном сочинении по следам реальных встреч и событий, случившихся в августе 2017 года и теперь осенью.
26.12.2017г.
Свидетельство о публикации №218040600535