21. Ратификация

Судьба мирного договора со странами Четверного союза решалась не только в Брест-Литовске, но также в Петрограде и в Москве. И в первую очередь, чтобы обеспечить поддержку соглашений, достигнутых ценой тяжелых уступок, нужно было добиться их одобрения на съезде большевиков.

VII Чрезвычайный съезд РСДРП(б) открылся в 20.45 6 марта 1918 года в петроградском Таврическом дворце. Среди делегатов, собравшихся в первый день, только 36 пользовались правом решающего голоса и 23 - совещательным, причем среди лишенных возможности принимать решения оказались Бубнов, Бухарин, Иоффе, Коллонтай, Ленин, Милютин, Ногин, Сокольников, Сталин, Стасова, Троцкий и Урицкий. Однако это не помешало избранию В.И.Ленина в президиум съезда.

По ходу работы участники съезда продолжали прибывать, и к концу форума в списках значились 47 делегатов с правом решающего голоса и 59 - с совещательным. В первый день делегаты ограничились процедурными вопросами. 7 марта В.И.Ленин выступил с отчетным докладом о деятельности ЦК.

Затем содоклад зачитал противник мирного договора Н.И.Бухарин, заявивший, что Брестский мир - "это капитуляция по всему фронту, капитуляция вовне, капитуляция внутри". Начавшаяся вечером 7 марта дискуссия о судьбе договора обозначила уже известные позиции сторонников и противников его ратификации.

Л.Д.Троцкий, не имея возможности отказаться от уже подписанного соглашения, заявил:

"Ратификация представляется неизбежной, но я хочу внести в эту резолюцию попытку поставить предел тому отступлению, которое есть не только отступление от известной границы, но и от известных принципов интернациональной политики.

Мы должны сказать, что мы хотим получить известную передышку, хотим выиграть время для подготовки своих сил, но мы не можем во имя этой передышки подменить смысл нашей интернациональной политики, в то время когда Украинская Рада душит украинских рабочих. Мы не можем заключить мира с Киевской Радой, которая рассматривает украинских рабочих как непосредственных классовых врагов".

В.И.Ленин по поводу соображений Троцкого сказал:

"Мы никоим образом ни в одном стратегическом маневре связывать себе руки не должны. Все зависит от соотношения сил и момента наступления на нас тех или иных империалистических стран, от момента, когда оздоровление нашей армии, несомненно начинающееся, дойдет до того, что мы будем в состоянии и обязаны будем не только отказаться от подписания мира, но и объявить войну."

Утром 8 марта VII съезд РСДРП(б) 30 голосами против 12 при 4 воздержавшихся принял резолюцию по вопросу о войне и мире, предложенную В.И.Лениным.

В этом решении говорилось: "Съезд признает необходимым утвердить подписанный Советской властью тягчайший, унизительнейший мирный договор с Германией, ввиду неимения нами армии, ввиду крайне болезненного состояния  деморализованных фронтовых частей, ввиду необходимости воспользоваться всякой, хотя бы даже малейшей, возможностью передышки перед наступлением империализма на Советскую социалистическую республику."

Однако вслед за этим А.А.Иоффе потребовал принять резолюцию, одобряющую действия в Брест-Литовске советской делегации, возглавлявшейся Л.Д.Троцким. Предложение Иоффе было отвергнуто небольшим большинством. Тогда выступил Л.Д.Троцкий, заявивший: "я слагаю с себя какие бы то ни было ответственные посты, которые до сих пор возлагала на меня наша партией".

Идти на раскол Ленин не хотел, и были начаты поиски компромисса. В итоге была принята резолюция Г.Е.Зиновьева, в которой выразили благодарность советской делегации на мирных переговорах "за ее громадную работу в деле разоблачения германских империалистов, в деле вовлечения рабочих всех стран в борьбу против империалистических правительств".

После исчерпания конфликта был избран новый состав ЦК, в который вошли В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, Г.Е.Зиновьев, Л.Д.Троцкий, И.В.Сталин, Г.Я.Сокольников, И.Т.Смилга, В.В.Шмидт, М.М.Лашевич, Е.Д.Стасова, М.Ф.Владимирский, Ф.А.Сергеев (Артем), Н.Н.Крестинский, Ф.Э.Дзержинский, Н.И.Бухарин.

По предложению В.И.Ленина VII съезд постановил "именовать впредь нашу партию Российской коммунистической партией с добавлением в скобках "большевиков"" или РКП(б). Решения съезда большевиков выходили за рамки внешнеполитических вопросов, но наиболее острой по-прежнему оставалась тема мира с Германией и ее союзниками.

Вопрос о ратификации Брестского мира предстояло решить в Москве IV Всероссийскому съезду Советов, открывшемуся в 19.30 14 марта 1918 года в зале бывшего Дворянского собрания (впоследствии - Колонный зал Дома Союзов). В момент открытия присутствовало 1084 делегата, из которых 732 были большевиками, 238 - левыми эсерами и еще 124 - представителями других партий.

Первым делом были оглашены приветствия съезду, среди которых обращало на себя внимание послание президента США Вудро Вильсона, в котором говорилось: "Пользуясь Съездом Советов, я хотел бы от имени народа Соединенных Штатов выразить искреннее сочувствие русскому народу, в особенности теперь, когда Германия ринула свои вооруженные силы в глубь страны с тем, чтобы помешать борьбе за свободу, уничтожить все ее завоевания и вместо воли русского народа осуществить замыслы Германии".

Судя по всему, Вильсон написал это еще до подписания Брестского мира. В ответ съезд выразил "признательность американскому народу и в первую голову трудящимся и эксплуатируемым классам". С докладами о Брест-Литовском договоре выступили Г.В.Чичерин и В.И.Ленин. Полный текст этого документа был уже опубликован в "Известиях ВЦИК".

15 марта на съезде начались прения, в ходе которых против соглашения с Германией выступили левые эсеры Камков и Штейнберг, меньшевик Мартов, эсер Лихач, анархист Ге, эсер-максималист Лебедев и максималист Ривкин. В этот же день левые эсеры И.3.Штейнберг, А.А.Шрейдер, В.А.Карелин, А.Л.Колегаев и П.П.Прошьян вышли из состава Совнаркома в знак протеста против подписания мирного договора.

16 марта на съезде состоялось поименное голосование, в ходе которого из 1198 делегатов 704 проголосовали за ратификацию Брест-Литовского договора, 285 - против, 115 - воздержались и 94 отсутствовали по разным причинам. Судьба мирного договора была решена. До его денонсации оставалось еще девять месяцев.


1. М.Павлович. Брестский мир и условия экономического возрождения России. М. 1918.

2. Седьмой экстренный съезд РКП(б). Март 1918 года: Стенографический отчет. М. Госполитиздат. 1962. 402 с.

3. Стенографический отчет 4-го чрезвычайного съезда Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. М. Государственное социально-экономическое издательство. 1920. 160 с.

4. Постановление IV Всероссийского съезда Советов о ратификации Брест-Литовского мирного договора. Декреты Советской власти. М. 1957. Т. I. С. 532—535.

5. В.И.Ленин. Седьмой экстренный съезд РКП (б), 6—8 марта 1918 г. Политический отчет ЦК. ПСС. 5-е издание. Т. 36.

6. И.З.Штейнберг. Почему мы против Брестского мира. М. Издательство "Революционный социализм". 1918. 31 с.

7. С.Л.Маслов. Наше народное хозяйство и грабительский мир. М. 1918.

8. П.И.Соболева. Борьба большевиков против меньшевиков и эсеров за ленинскую политику мира (ноябрь 1917 – 1918). М. 1965.

9. К.В.Гусев. Октябрь и борьба за мир. К истории Брестского мира. М. 1968.

10. С.М.Майоров. Борьба Советской России за выход из империалистической войны. М. 1959. 294 с.

11. К.Радек. Брест-Литовск. "Социал-демократ". 25 января 1918 года. № 18.


Рецензии