Лихие 90-е Гл. 1 1991 г. Ч. 2-20 Скрипка
ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ
ГЛАВА 1991 год
ЧАСТЬ 2-21 ПОХОРОНЫ
Погибшим во время августовского путча ребятам посмертно присвоили звание Героев Советского Союза. Похоронили их на Ваганьковском кладбище.
Похороны транслировались в прямом эфире по центральному телевидению.
О том, как всё это происходило тогда - вспоминает на страничках «НОВОГО ВРЕМЕНИ» 19.08.2016 года Евгения Альбац.
Ближе к полуночи 20 августа защитники Белого дома увидели, что колонна бронетранспортеров направляется к Белому дому: чтобы помешать продвижению БМП, они заблокировали проезд по Садовому кольцу с помощью сдвинутых троллейбусов.
Первые шесть машин прорвались через баррикаду, седьмую машину (БМП № 536) толпа блокировала вновь, на броню вскочили молодые люди и набросили на приборы наблюдения брезент.
Дмитрий Комарь, набрасывая брезент на смотровые щели БМП, зацепился за него, и когда машина сделала резкий маневр, упал под траки.
Владимир Усов был убит одним из предупредительных выстрелов, рикошетом от люка БМП.
Илья Кричевский был убит выстрелом в голову при невыясненных обстоятельствах.
21 августа для советский диссидентов - это всегда был особый день: 21 августа 1968 года советские войска, подавляя Пражскую весну, оккупировали Чехословакию. В своих «лучших» традициях режим отметил этот день кровью и трупами.
Похороны погибших состоялись 24 августа 1991 года. Многотысячное траурное шествие от Манежной площади до Ваганьковского кладбища по улицам Москвы возглавлял тогда вице-президент РСФСР Александр Руцкой (спустя два года он стал одним из лидеров красно-коричневого путча, закончившегося расстрелом здания парламента России).
Президент РСФСР Борис Ельцин просил прощения у родителей и близких погибших: «Простите, что не смог защитить, уберечь ваших сыновей», — сказал Ельцин слова, которые никогда раньше советских граждане не слышали от своих руководителей.
Тогда еще, будучи президентом СССР, Михаил Горбачев благодарил родителей погибших: «Глядя в эти молодые лица и глаза их родителей, трудно говорить. Но позвольте мне не только от себя, от вас, но и от имени всей страны, всех россиян низко поклониться им, отдавшим жизни, ставшим на пути тех, кто хотел вернуть страну в мрачные времена тоталитаризма, столкнуть в пропасть, привести к кровавой бойне. Спасибо их родителям!»
По указу Горбачева семьи погибших получили единовременно по 250 рублей и автомобиль «Жигули» (осенью 1991 года «Жигули» стоили три годовые зарплаты младшего научного сотрудника НИИ).
Комарь, Кричевский и Усов были и первыми награжденными (в 1992 году) медалью «Защитнику свободной России» — первой государственной наградой Российской Федерации.
На Ваганьковском кладбище возложены венки и цветы к могилам Ильи Кричевского, Владимира Усова и Дмитрия Комаря, погибших в ночь на 21 августа.
Ежегодно в день их гибели проводились траурные мероприятия, в их числе — возложение венков от президента России к могилам Героев на Ваганьковском кладбище и мемориальному камню на Новом Арбате.
В июле 2012 года президент России Владимир Путин учредил дополнительную ежемесячную выплату для родственников погибших в августовском путче 1991 года.
-------------------------------------------------
Нам в жизни пришлось повидать много похоронных профессий. Но эту - сравнить ни с чем нельзя. И главным были – не тысячные ряды провожающих, ни митинг во время остановки на Манежной, ни проникновенные прощальные речи у могил погибших, а – скрипка…
Я уже не помню, когда и где во время похорон - старый еврей играл на скрипке. Такое я видела и слышала всего один раз в жизни.
Скрипач почему-то стоял немного согнувшись в сторону вытянутой руки, державшей скрипку. Казалось он слился с ней - в единое целое и вся эта скульптурная фигура повторяла движения музыки: то взмывая вверх, будто хотела взлететь, то в моменты щемящей грусти стремилась к земле и струна долго звенела, постепенно замирая, как в предсмертный час.
Скрипка рыдала. Я не удивилась бы, если будучи рядом, я увидела прозрачные, чистые, но горестные слёзы, стекающие со струн.
Скрипка рыдала, разрывая сердца людей, молча слушавших этот реквием.
Скрипка рыдала и вокруг больше ничего не существовало.
Скрипка рыдала и этот пронзительный плач её проникал в кровь людей, которые не могли сдержать слёз и чувств сострадания к ним, так рано покинувшим этот мир - молодым и красивым мужчинам.
Скрипка рыдала, но порой почти замирала от бессилия вернуть их души на землю и это ранило сердца людей ещё сильнее.
Музыка разливалась внутри – как хмелящее вино на поминках, и заставляла
уносится от происходящего в нирвану, как в медитации…
Но вот… Я уже не помню конца этой неземной мелодии. Кажется – это не был заключительный аккорд. Рыдания скрипки постепенно перешли в тихий плач, а потом, постепенно замирая, просто улетели в космос.
Все долго ещё молчали. Но скрипач больше не поднёс смычок к скрипке.
Свидетельство о публикации №218040600897