Преступления, совершаемые с использованием служебн

Преступления, совершаемые с использованием служебного положения сотрудниками силовых структур.


Все больше и больше возрастает роль расследования и выявления должностных преступлений в составе организованных групп, находящихся в силовых структурах. Актуальность имеет и правовой вопрос связанный с расследованием данного вида преступлений, поскольку в совокупности они образуют состав такого преступления как Организация преступного сообщества.
При сообщении о должностном преступлении всё чаще уголовные дела возбуждаются по ст. 285 и ст. 286 УК РФ, а если при проверке устанавливается и материальная составляющая, то в зависимости от имевших в деле фактах возникает материальный состав, но при расследовании должностных преступлений упускается тот факт, что должностное преступление не может совершаться в одиночку и чаще всего выявленный единичный случай говорит о том, что на самом деле за преступлением стоит хорошо организованная преступная группа.
Но давайте пойдем по порядку.
Силовыми структурами принято называть специально организуемые и содержимые государством министерства, комитеты, службы с их центральными аппаратами и разветвленной системой объединений, учреждений, соединений, частей и подразделений вплоть до отдельно взятых лиц высокого ранга и положения, создаваемые в интересах защиты(охраны) конституционного строя. К ним относятся армия, пограничная служба, органы внутренних дел, разведки и контрразведки.
Основными задачами силовых структур на территории Российской Федерации является:
1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на интересы Российской Федерации.
2. Защита экономических и политических интересов Российской Федерации.
3. Осуществление силовых операций в мирное время.
4. Применение военной силы.
При принятии на должность сотрудник силовой структуры произносит присягу, которую обязуется выполнять и ставит подпись под выдаваемой ему должностной инструкцией, которую обязуется соблюдать при исполнении своих служебных обязанностей. Для каждой силовой структуры это свой должностной регламент, отрегулированный нормативно-правовыми актами и указами Правительства Российской Федерации.
Именно поэтому, когда сотрудник силовой структуры совершает должностное преступление, то в первую очередь он совершает преступление против своего государства, которое возложило на него ответственность за свою безопасность.
Основными преступлениями, которые совершают сотрудники силовых структур с использованием своего служебного положения квалифицируются как выше говорилось по ст. 285 УК РФ Злоупотребление должностными полномочиями и ст. 286 Превышение должностных полномочий. Лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы и его действия явно выходят за пределы его полномочий посягая на конкретные права и законные интересы граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Особую трудность составляет привлечение к уголовной ответственности вышестоящих сотрудников силовых структур и ведомств, поскольку наделенные властными полномочиями они хорошо знают закон и знают, кто и как может их защитить. В этом их главное отличие от всех остальных лиц, наделенных властными полномочиями. Сотрудники силовых ведомств имеют в своих руках больше возможностей воздействия на гражданских лиц и в связи с этим больше возможностей безнаказанно злоупотреблять и превышать свои полномочия сплачиваясь в организованные группы. Наряду с этим опасным оказывается и положение сотрудников младшего звена силовых структур, вынужденных подчиняться своим руководителям, особенно если существует негласный сговор между смежными структурами, так называемая «круговая порука».
Исходя из этого должностное преступление сотрудника силовой структуры перерастает в иной состав преступления, а именно в Организацию преступного сообщества с четкой иерархией и постоянной составляющей и при попытке квалификации, возможна конкуренция между составами предполагающими должностной состав и нормами, предусматривающими ответственность за организацию преступного сообщества.
Примером таких дел можно назвать Уголовное дело возбужденное в отношении экс-руководителя Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Дениса Сугробова, он как и его подчиненные, обвинялся по нескольким статьям УК РФ: ст. 210 УК («Организация и участие в преступном сообществе»), ст. 286 УК («Превышение должностных полномочий») и ст. 304 УК («Провокация взятки»)  , и также Уголовное дело возбужденное против начальника Управления собственной безопасности МЧС генерал-лейтенанта Владимира Ганеева, при расследовании которого не были привлечены к уголовной ответственности все должностные лица имеющие отношение к преступной деятельности, также не следует забывать о громком деле против бывшего министра обороны А.Е. Сердюкова.
Встает вопрос о том, все ли должностные преступления, совершенные сотрудниками силовых структур надо воспринимать как преступления, совершенные в составе организованной преступной группы, или же это является отдельными составами в сфере должностных преступлений.
При попытке ответа на этот вопрос стоит обратиться к процессуальным особенностям расследования преступлений. На начальных этапах расследования, особенно в случаях малой информативности о произошедшем необходимо провести следственные действия направленные на сбор информации о лицах, совершивших преступное деяние. В частности, следственными органами подготавливаются постановления для сотрудников оперативно-розыскных подразделений для проведения оперативных мероприятий и также перед судом возбуждаются ходатайства как правило для получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, а также о контроле и записи телефонных переговоров. Если в результате проведения вышеизложенных действий будет установлена сплоченность группы, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность существования, техническая и иная оснащенность, в том числе специальная подготовка и наличие организатора (руководителя), то это будет означать, что данное преступление совершенно организованной группой должностных лиц силовых структур.
Причины, по которым возникают Организованные преступные группы в силовых структурах в частности заключаются во определённой вседозволенности данных структур. Злоупотребление и превышение не возникает спонтанно, как правило это уже хорошо сплоченная и долго функционирующая группа.
При выявлении подобных групп при расследовании должностных преступлений следует уделить большое внимание сбору объективной информации в отношении возможных подозреваемых.
Важно чтобы в правоохранительных структурах возникали сплочённые и организованные группы которые бы боролись с данным негативным явлением и доблестно защищали не только честь мундира, но и свое Отечество.

2018 год


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.