Мысли о кинофильме Гоголь. Вий

Режиссер: Егор Баранов
Продюсеры: Александр Цекало, Артур Джанибекян, Валерий Федорович, Евгений Никишов
Авторы сценария: Тихон Корнев, Ким Белов, Алексей Чупов, Наталья Меркулова, Алексей Караулов, Филипп Коняшов
В главных ролях: Александр Петров, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Екатерина Бурлакова, Сергей Бадюк, Ян Цапник, Алексей Вертков, Марта Тимоффева, Юлия Франц и другие
Композитор: Ryan Otter
Страна: Россия
Кинокомпания: Среда
Жанр: детектив, драма
Год: 2018

Хотите читать обзоры на кино и музыку раньше остальных, а также смотреть видео обзоры? Тогда подписывайтесь на группу ВКонтакте - https://vk.com/neskromnye_mysli, там все обзоры публикуются на день раньше. Да-да, на новинки тоже.

Автор просто высказывает свои личные мысли и впечатления, и не стремится обидеть или задеть чьи-то чувства, не навязывает никому своего мнения, не преследует рекламных или антирекламных целей.
Данный текст одобрен Силами Света и Силами Тьмы, а также теми, кто не проходит в дверь.



Я вас решительно приветствую! Что можно без долгих предисловий сказать о фильме "Гоголь. Вий"? То, что это не фильм. То есть, он даже не выглядит как фильм. Это сериал, снятый компанией "Среда" для телеканала "ТВ 3", который по две серии монтируют в полнометражные огрызки и пускают в кинотеатры. А потом, естественно, еще и по телевизору покажут, почему бы и да. Хорошо устроились, в общем.

То есть, вы понимаете, это даже не тот случай, когда из сериала пытаются сделать полнометражный фильм. В таких ситуациях всегда выходит фигня, но они хотя бы пытаются. В "Гоголе" же просто показывают две серии. Без начала и конца. Причем, это я знаю, что это сериал. Вы теперь это знаете. А многие понятия об этом не имеют и идут на "Гоголя", как на фильм. А у кино, даже если это продолжение и не завершение глобальной истории, должны быть четкие начало, середина и конец. Возьмите "Темного Рыцаря" Кристофера Нолана. Это сиквел, второй фильм и у него есть продолжение. Но "Темного Рыцаря" можно смотреть в отрыве от всей трилогии, он будет понятен даже тем, кто не смотрел "Бэтмен. Начало" и кто не посмотрит потом "Возрождение легенды".

Возьмем другой пример - "Астрал 2". Он очень тесно связан с первой частью и смотреть его отдельно практически не имеет смысла. Но это все еще возможно. Как и смотреть первый "Астрал" без второго. Потому что каждая картина - это цельное произведение, с началом, серединой и концом. Да, завязка в "Астрале 2" и финал в "Астрале 1" будут открытыми, но они будут.

"Гоголю. Вий" очень не хватает в начале блока "В предыдущих сериях". Серьезно, я смотрел "Гоголь. Начало" полгода назад, когда он шел в кино. И первые минут десять просто пытался понять - кто все эти люди, что тут происходит, что за трипы ловит Гоголь и такое вот все. Потому что какого-то внятного начала у картины нет. Ведь завязка, по сути, нужна, чтобы спокойно познакомить нас с героями и событиями или дать их вспомнить. А тут нас сразу бросают в самое пекло, так сказать. Кстати, блок "В следующих сериях" тут есть. И он нафиг не нужен, потому что убивает всю интригу от произошедшего в "Вие". Ну, если кому-то, конечно, это вообще было интересно.

Причем, сама по себе идея снять подобный сериал вполне неплоха. Исполнение только оставлять желать лучшего. Актеры играют очень деревянно, фразы произносятся безэмоционально и, одновременно, наиграно, как будто читаются с листа. С точки зрения режиссуры снят "Гоголь" очень скудно. Егор Баранов буквально не умеет иллюстрировать диалоги никак иначе, кроме поочередного показывания лиц героев крупным планом. А от плохой актерской игры лучше, как вы понимаете, не становится. Да и остальные сцены сняты клишировано и пресно.

Обиднее всего то, что атмосфера, хоть и спертая с "Сонной Лощины" и прочих подобных фильмов у "Гоголя имеется". Но даже те моменты, которые можно было бы сделать очень красивыми и трогательными, таковыми не являются. Например, есть сцена, где Гоголь и Лиза объясняются друг другу в любви, а за этим всем из зеркала наблюдает призрак, который тоже влюблен в Гоголя. Да, там есть любовный треугольник с призраком, не спрашивайте. Так вот, в моменте, когда нам от лица призрака (то есть из зеркала) показывают целующихся героев, представьте, как атмосферно было бы - играет подходящая музыка и поверхность зеркало начинает тихо и медленно покрываться трещинами, показывая боль и отчаяние наблюдающего. Но нет, режиссер предпочел этому дешевый прием из хорроров.

С сюжетом тоже не все гладко. Да, в целом история неплохая. Хоть у вас и возникнут проблемы с ее целостностью, если вы не видели "Гоголь. Начало" или забыли за полгода, что там происходило, но это не критично. Даже некоторые откровенно поспешные моменты, не дающие прочувствовать важность момента, не сильно портят дело. Но есть глупости, от которых аж выть хочется! Например, происходит, значит, между героями следующий диалог:
- Лиза, а что такое Медвежий овраг
- Это такое место, куда местные крестьяне не ходят, потому что думают, что там обитает нечистая сила. Но я считаю, что это глупые суеверия.
- А ты можешь показать мне, где этот овраг находится?
- Нет, Николай, не ходи туда, это может быть очень опасно!

И что после этого должен был сделать Гоголь? Да он просто обязан был спросить Лизу - почему там может быть опасно, если все страхи связаны с нечистой силой, а ее Лиза считает суевериями? Но нет, Николашка вообще не обращает на это внимания и разговор на этом заканчивается! При чем, это мы простые зрители, а он по сюжету дознаватель вроде как! Почему там может быть опасно, тебя это, блин, вообще не интересует?

Еще более тупой момент, это когда убийца помечает таинственными знаками восемь домов в Диканьке. Гоголь приходит к мысли, что женщины в этих домах в опасности. И предлагает свезти их всех на отдаленный заброшенный хутор, чтобы защитить. В отдаленное место. Чтобы защитить. В смысле, это настолько очевидная ловушка, что на нее попадаться стыдно! И даже если уж ты хочешь их защитить, сведя в одном месте, зачем из деревни-то увозить? Ведь всяко в деревне больше и казаков, и просто крепких мужиков, которые способны супостату отпор дать!

Как уже было сказано, сама идея подобного сериала или фильмов неплоха. Но создатели практически все делают неправильно. А то, что они не запарывают, исполнено слишком пресно. И посоветовать "Гоголь. Вий", как и "Гоголь. Начало" к просмотру очень сложно. Положительные стороны у проекта, но минусы перевешивают. Пять осиновых кольев из десяти за неплохие эффекты и за то, что при всех проблем "Гоголя", его по крайней мере, не скучно смотреть.

Можно было бы еще поговорить о Хоме Бруте, из которого сделали какого-то Геральта из Ривии на минималках. И о деревянной руке этого самого Хомы, которая может двигаться, хотя у нее даже шарниров нет. Нанотехнологии в 19 веке, видимо. Но на этом, пожалуй, стоит остановиться, статья итак уже затянулась. Всем пока, спасибо за прочтение! Смотрите хорошие фильмы! ;)


Рецензии