Былинные земли. Крушение иллюзий, часть 4-я
В наше время прокладываются трубопроводы
и строятся автомобильные трассы. Они
повторяют маршруты рек, по которым в
старину двигались торговые струги…
ВМЕСТО БЕЛОГО - ЛЕПЕЙШИЙ
Люди Ивана Грозного, посланные описать состояние Полоччизны, были поражены. Нет, славянский дух не исчез, он по-прежнему доминировал. «Сорок сороков» - столько православных приходов – отмечали посланцы Иоанна Васильевича в крае. И на берегу Лепельского озера красовалась церковь Николая Чудотворца. Но жизнь была другой, текла в ином русле, фон не отражал традиционную настроенность.
Как мухи на мед, слетались в доходное место искатели сладкого навара. На восточном побережье, в Завидичах, господствовал князь Андрей Одинцович, а по обе стороны от него расселились паны: Волович, Селявин, Омструх… Они представляли новый класс собственников, созревший в условиях разложения удельного феодализма. Капитал становился главным принципом достатка. Писцы Ивана Грозного с сожалением констатировали: «Преж того волость Лепль была бискупа виленского да князя Степана Избарского…»
Князь Избарский, судя по всему, был представителем той когорты князей, которые выросли на уделах – землях, управляемых феодалами. Не исключено, что его род господствовал на всей этой территории, пока часть земли не перешла в духовное подчинение. Королю важно было закрепиться на восточно-беларусских землях, создать противовес православному мироощущению. Начальным шагом явилась флорентийская уния - соглашение об объединении двух церквей: католической и православной. Интересно, что время принятия решения совпало с последующей, якобы неопровержимой, датой возникновения Лепеля - 1439-м годом (сейчас можно сказать, что это не так: первое письменное свидетельство о Лепеле относится к 1503-му году).
Вслед за расширением духовного пространства произошли социальные перемены: край обогатился приростом населения. Люди Грозного были поражены: пред их взором предстал город! Увиденное было настолько впечатляющим, что в записях нет ни имени новоявленного починка, ни конкретного ориентира. Основателями названы некие «литовские люди», а местоположение выражено расплывчатой фразой «после того»: «…Яса речка… впала в реку Улу ниже озера Лепля 2 версты, а после того на озере Лепль литовские люди город поставили».
Город являл собой разительный ракурс: как и паны на другой стороне озера, свидетельствовал о коренных преобразованиях. Если ранее, в эпоху феодализма, вкруг внушительного водоема теснились селения с природным корнем «белый», то теперь червь предпринимательства заполонил край. В воздухе витала эйфория делового настроя, кружил эпитет «лепейший», характеризуя выгодное местоположение. Появление «литовского города» диктовалось присущими капитализму чертами – настырностью и прагматизмом.
(Продолжение следует).
На снимке из интернета: церковь Святого Николая Чудотворца в Лепельском районе.
07.04/18
Свидетельство о публикации №218040701304