Что для меня любовь

 "Я поверю, что человек меня любит только если он будет готов немедля застрелиться в случае моего отказа."
 
 Эта фраза, являющаяся моим принципиальным кредо, конечно, часто критиковалась и оспаривалась. В основном она вызывает у людей негатив и непонимание, но в большинстве своем так происходит потому, что они неверно трактуют ее смысл.
 После слишком поверхностного и невдумчивого прочтения, в головах многих сразу возникает дурной стереотип, мало что имеющий общего с реальностью. Получив его, такие "критики" тут же начинают обвинять меня в эгоизме, эгоцентризме и непомерном себялюбии. Конечно, ведь так подумать проще всего. Самолюбивая эгоистка, избалованная с детства, которая привыкла, что вокруг нее всегда все прыгают и сдувают пылинки - вот самый главный стереотип, всплывающий в сознании большинства людей при прочтении подобных слов. Допустим, что так и есть, и я отношусь к числу подобных патологических любительниц себя. Но как же тогда соотнести с этим мнения людей, знающих меня по другим высказываниям, которые, напротив, уверены в том, что я очень себя не люблю и не в состоянии жить только ради своей персоны?
 Они сделали такие выводы из другой фразы: "Я не вижу смысла в жизни без близкого человека, одна я медленно умираю и лишь существую - но не живу."
 На самом деле в этих двух фразах нет ничего противоречивого: если собрать их воедино, то можно кое-что заметить. Я сама не могу жить без любимого, но мне нужно чтобы и он тоже не мог жить без меня. Тогда это и будет гармонией наших чувств. Да, пускай я говорю слишком радикально, но иначе нельзя.

 Когда человек действительно кого-то любит всей душой, всем сердцем, причем именно душевным, а не тем, что является лишь жизненно важной мышцей в организме, то он действительно не сможет по-настоящему жить без предмета своих чувств. Не сможет жить не в плане того, чтобы заботиться о себе, обеспечивать себя и т.д. - совсем нет! Он может все это делать, но при этом не будет ощущать жизни, сделавшись лишь подобием запрограмированного робота или марионетки, чье Существование в этом мире никогда не может в полной мере назваться Жизнью. И рано или поздно он от этого умрет, не только душевно, но и физически, просто рассыпется на винтики, и починить его уже никто не сможет.
 Кстати: смерть от несчастной любви или в случае утраты любимого нынешние люди зачастую открыто высмеивают. Встречая подобные ситуации в книгах, спектаклях или фильмах, они называют это в лучшем случае "слащавой патетикой для маленьких девочек", а в худшем - "розовыми соплями". И это касается не только действительно пустых дамских романчиков, но и произведений классиков вроде "Ромео и Джульетты".  Нечего и удивляться, почему потом те же поверхностные любители "правды жизни" потом опускают про меня всякие язвительные замечания: ведь за банальными стереотипами ускользает суть...

 Еще учась в школе, я как-то зачвила перед всем классом на уроке литературы: "Если бы Наталья Гончарова действительно любила Пушкина, она бы умерла вместе с ним!" Да, я так думаю и теперь: будь она по-настоящему любящей женой Гения, она должна была в миг его смерти взять нож, перерезать себе горло и упасть на его тело, обагряя подушки своей кровью...
 И вновь: кто-то скажет, что эта версия слишком уж экспрессивная, слишком неестественная, слишком преувеличенно-театральная и далекая от реальности. Но возьмем другой пример: в момент смерти Моцарта его жена Констанция в слезах бросилась к нему и начала целовать уже умершего (причем очень мучительной смертью, которая не могла не оставить следов на теле) супруга в губы, надеясь заразиться той же болезнью и умереть вместе с ним. И это действительно имело место быть в жизни, а не на страницах какого-нибудь дамского романа или пьесы. И для меня такой поступок, даже совершенный в состоянии аффекта - признак подлинности чувств к мужу. Да, если заглянуть в биографию фрау Моцарт дальше, то выяснится, что она все-таки не умерла и даже вторично вышла замуж спустя годы. Но тем не менее: попытка уйти за своим любимым, в отличие от той же Гончаровой, у нее была, и это уже дорогого стоит.
 Еще одним примером умирания без любимого человека в реальном мире может послужить Эдгар Аллан По. После смерти своей Вирджинии он прожил еще два года и даже тоже собирался снова жениться. Но последнее было больше мечтой, стремлением возродить то, чего уже никогда не будет, попытка воплощения в жизнь сюжета его же "Элеоноры". Жить же Эдгар больше не мог, он медленно угасал с каждым днем. Именно к последним двум годам его пребывания в земном мире и относятся так широко ныне известные его фото с отросшими усами и асимметричными чертами лица, тогда как при жизни супруги он выглядел совсем иначе. После смерти Вирджинии в нем что-то сломалось, и он умирал, умирал от любви, от того, что не мог найти себя вдали от нее. Умирал, мучаясь от того, что это происходит так медленно, не решаясь, однако ускорить процесс кроме как поиском забвение в вине.
 
 Так что не стоит, однако, думать, что смерть из-за любви - лишь красивая выдумка романтиков, поэтическое приукрашение самого главного и непонятого на свете чувства. Мой родной дедушка также не смог перенести утраты бабушки, с которой прожил в браке почти пятьдесят лет: буквально через полгода после ее смерти он слег и так и не поднялся. Свой последний час он, подобно Хиклиффу из "Грозового перевала" Эмили Бронте, встретил с радостью, надеясь на свое воссоединение с той, кого любил так долго и с которой не смог расстаться.
 На основе таких примеров я и создала свое представление о настоящей любви. Когда человеку хорошо и одному или с кем-то еще, помимо своего избранника/избранницы, это не может быть истинной любовью. Называйте то чувство как хотите: страсть, жалость, симпатия, привязка, увлечение, минутная слабость - да что угодно, только это не Любовь, а лишь не слишком искусная подделка под нее. Это убеждение появилось в моей душе уже много лет назад, и я останусь ему верна до конца своих дней.


Рецензии