C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Удерживающий

«УДЕРЖИВАЮЩИЙ»

Кажется, я поняла, откуда «растут ноги» государственной российской доктрины «Удерживающего», которую исповедует Кремль. Исток этой доктрины следует поискать в китайской философии и истории.

Мао Цзедун как коммунист, конечно же, исповедовал марксизм и материалистическую диалектику, которая сложилась также под влиянием Ленина, Сталина и даосизма. Но марксист Мао был, кроме всего прочего, еще и китайцем.

Справедливо утверждая, что «все делится на две части» (и фэнь вэй эр), он, тем не менее, в политической практике, действуя по-китайскому стандарту, всегда искал «третью силу». Именно поэтому его «Теория председателя Мао Цзедуна о делении мира на три части» была признана драгоценным вкладом в сокровищницу марксизма и ленинизма.

Запад, как всем известно, проповедует дуализм. Единое там двоится, подобно языку змеи. Однако, если сражаются две силы, то может случиться так, что возникнет патовая ситуация, как это было в годы противостояния СССР и США.

Мудрый Мао знал, что дело может решить только «третья сила». Причем, не обязательно могущественная. Не обязательно активная. А, вполне может быть, что и пассивная.

В неразрешаемой  ситуации, - утверждает китайская традиция, - привлекается любая третья сила, которая может сдвинуть противостояние с мертвой точки. И эта третья сила, даже, если она количественно меньшая и пассивная, может  перетянуть на свою сторону две других, сложенных вместе, но, противоположных ей по знаку, сил.

Опираясь на этот старый канон, Мао, созерцая единоборство СССР и США, разделил мир не на две части, как это было принято (два полюса), а на три. Он определил для Китая место в «третьем мире». Китай стал выразителем пассивной силы «инь» - мягкой, поглощающей и реактивной. И сила эта находилась в связке двух активных, противостоящих друг другу сил.

Каков результат? Мао провернул по канону ситуацию в свою пользу.

Надо сказать, что «слово “сила” в стандарте западного мышления, - отмечает А. Девятов в работе «Китай и Россия в 21 веке», - воспринимается как обозначение способности к активному действию – некая степень напряженности и эффективности.
В стандарте же китайского мышления точно также в физике) она, в равной степени относится и к воздействию бездействием (затухаие), и к демпфированию  колебаний с эффектом преобразования одного вида энергии в другой (удержание, вбирание в себя).

Например, демпфирование механического движения осуществляется увеличением трения в системе. Для гашения электрического импульса применяется резистор и т.д. Во всех подобных случаях механическая и электрическая энергии преобразуются в тепловую с повышением температуры демпфера.

Поэтому политический термин «полюс силы» (в условиях политико-экономической многополярности, конкуренции и сосуществования) на деле может означать “демпфер поглощения” чужих ресурсов. Это, так сказать, пример конфуцианского “исправления имён”».

Вполне может быть, что в нынешнем противостоянии США и Китая Россия решила отвести себе скромную роль пассивной «третьей силы». В ходе политической практики и решено было применить доктрину «инь» под многозначительным названием «Удерживающий».

Я, конечно, могу это только предполагать. Но давняя пассивная внешняя политика России в отношениях с «партнерами» у многих сегодня вызывает недоумение. На бесконечные провокации и оскорбления, сыплющиеся на страну, Кремль неизменно реагирует вялым  «отзеркаливанием», загадочной улыбкой президента и расслабленной пассивностью.

«Мы никого не трогаем – и вы нас не трогайте!» - такова российская политическая риторика. А под таинственной улыбкой В.Путина, которая так раздражает Запад, читается потаенный смысл: «В патовой ситуации противостояния двух сверхдержав, Россия займет положение пассивной третьей силы для того, чтобы, со временем, вывернуть ситуацию в свою пользу. Время работает на нас!» Вот он – смысл доктрины «Удерживающего».

Запад, в лице издания «Le Monde»  (Франция), уже признал связку трех национальных сил – силу Трампа, силу Си Цзиньпина и силу Путина, спаянных вместе. Но кто из них кого «вывернет» - большой вопрос.


Рецензии