Наследие Ханенко

Особое место в моей жизни занимает искусство. Это тот кирпичик в фундаменте каждого человека, который обязательно должен быть. Важно чтобы был. Искусство, прекрасно в любом его проявлении и нужно научиться понимать его и чувствовать.

Это тот минимум, максимум если вы можете быть причастны, а это дано не многим.
Все что человечество может оставить после себя это - его самовыражение в искусстве. Крайне важно, на мой взгляд, приобщать детей с раннего возраста, вложить в них понимание искусства, научить их разбираться в нем.

Для того, чтобы в Киеве познакомится с изобразительным искусством, нужно посетить Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. Величайшее наследие, оставленное в дар Киеву этой четой коллекционеров, многие годы поражает воображение.  Здесь собраны уникальные картины и предметы Западного и Восточного искусства.

Свою коллекцию семья Ханенко собирала всю жизнь. Не буду вдаваться в подробности описания биографии этих великих людей, все это в избытке есть в Интернете.  Неоценим вклад в развитие города Киева Богданом и Варварой Ханенко. Об этом нужно знать и названые имена не должны быть преданы забвению.

Дворец на улице Терещенковская 15 с фасадом, напоминающим венецианское палаццо, залами, выдержанными в стилистике голландского барокко 17 века, готики, рококо, Ренессанса. Декорацией залов занимался всемирно известный архитектор Маркони. Дворец строили, по проекту немецкого архитектора Р. Мельцера.  Здесь вы будете поражены красотой Красной гостиной и Золотого кабинета. Ханенко дополнили интерьеры мебелью соответствующей эпохи, оружием, посудой, кофрами и ценными гобеленами.

Коллекционное наследие Ханенко едва ли можно оценить в денежном эквиваленте, оно просто бесценно. Некоторые коллекционеры осмеливаются называть цифры в миллиарды у е.

И вот мы с тобой моя доченька открываем массивные двери дворца музея, моментально попадая в совершенно иной, пока тебе незнакомый мир. Пройдет немного времени, и я расскажу о том, что здесь можно увидеть, а сейчас позволь папе лишь на минуту остановиться у тех гобеленов, которые он знает.  Высокое искусство можно созерцать часами, но ты совсем у меня маленькая, и достаточно понимания общего фона в таком возрасте. Понимания, что ты в исключительном, особенном месте.
 
Шарик и верхнюю одежду оставляем внизу в раздевалке, здесь очень тепло, ты не замерзнешь. Я думаю для начала уложимся в час, хотя на самом деле не хватит и года чтобы впитать в себя все увиденное, таков эффект всех музеев. Мы с тобой придем сюда еще не раз.

Подымаемся по высокой лестнице из красного дерева, на стенах бесценные картины коллекции, рассматривать их нужно каждую по отдельности, ведь это полотна великих художников. Здесь есть картины, которым мог позавидовать даже Эрмитаж. Такой огромной художественной ценностью они обладают.
 
Не спеши убегать от папы, и носится сломя голову по залам, остановись на секундочку, приучайся впитывать прекрасное.

Внимание приковывает к себе гордость коллекции Инфанта Маргарита Веласкеса. Из глубины веков на нас с тобой взирает девочка лет одиннадцати в прекрасном платье. Лицо ее болезненно и хрупко, и только в глубине выражения глаз просматривается живость взбалмошного характера ребенка. Ее судьба имеет трагический конец, девочку рано выдадут замуж, и она умрет в 21 год. Но эти подробности тебе не нужно знать мой Лучик.
 
Рассматривая картину, я пытаюсь отыскать в ней ту особенную манеру письма, выделяющую этого художника, среди остальных. В данном случае говорится об особенных валерах Веласкеса. Если сказать коротко это не что иное, как множественная палитра оттенков, различимая только тренированным глазом великого колориста. Испанец славился атрибутами цветовых приемов.
 
Картина прекрасна это надо признать.

Правда в мире по поводу Инфанты Маргариты, которую приобрел Богдан Иванович Ханенко на аукционе в Берлине в 1912 году, где распродавалась Гамбургская коллекция Вебера, имеются самые разные мнения. Многие утверждают, что это вовсе не Веласкес, а его зять – художник Хуан Баутист Мартинес дель Массо.  Другое мнение, что это вообще неизвестный художник школы Веласкеса. В мире эта работа оценена в 10 млн у.е. Не будем портить себе впечатление подобными размышлениями.

Пойдем дальше моя милая.
 
Смотри какой важный и внутренне красивый дядя в шляпе с перьями. Это полотно Элизабет Виже Лебрен с изображением Станислава Понятовского 1797 год. Последнего короля Польского и великого князя Литовского. Кстати, он удивительно похож на твоего деда Черкасова Игоря Федоровича. Эта мысль просто пронзила мое сознание на секунду, и я задумался, стоя у этой картины. Многое останется со мной навсегда.

В этом зале очень интересен портрет художника Клаудио Коэльо с изображением епископа ордена картезианцев. Властность позы и взгляда, скрыта причудливой беловато серой одеждой, и только черный перстень на пальце правой руки говорит о высоком положении представленной нашему взору фигуры.

А вот Луис Моралес Молитва Святого Франциска Ассизского. Эта картина учит нас с тобой смирению, выраженному в позе, склоненной к кресту с распятием Христа, прикосновении губ, и сложении рук Святого Франциска.
 
Ты отбежала в сторону и остановилась возле картины с изображением маленького мальчика в красных башмачках, стоящего возле деревянного игрушечного коня. На этой картине изображен портрет молодого Репнина, работа Жана Батиста Реньо 1811 год.

В зале испанских художников, можно останавливаться и останавливаться и о каждой картине есть что сказать. Но пройдем в следующий зал, где представлена энкаустика, иконы.

Время на рассмотрение ограничено, несколько минут и ты убежишь. Позволь папе хоть одним глазом взглянуть на иконы шестого столетия.
 
Богородица с младенцем на бересте.  Иоан Креститель Ангел.  Икона Армянской Божьей Матери неизвестного художника. Святой Сергий и Вакх – удивительно похожи друг на друга 7 век. Многие привезены из Афона и бесценны.
 
Устремляюсь за моим счастьем в Красный зал, пользоваться фотоаппаратом в музее запрещено, особенно включать фотовспышку, только на камеру мобильного телефона можно снимать, что и делают все окружающие. Правда игнорирую все запреты, фотографируя тебя, где захочу, и пока все успешно проходит.
 
Сегодня, знаменитое полотно Сурбарана младшего Натюрморт с качалкой для шоколада, являющееся жемчужиной коллекции нам так, и не удалось отыскать. Эту картину Богдан Иванович отыскал на чердаке коннозаводчика Николая Малютина. Среди старых картин находилась редчайшее, представляющее огромную историческую ценность полотно. Ханенко у Малютина скупил все картины оптом.  Жаль, мы не смогли ее увидеть.

Золотая комната, к сожалению, тоже закрыта на реконструкцию.

В узком переходе в другую часть здания, где представлено Восточное искусство, мы спешно вошли в новый зал. Здесь очень много мелких предметов, все так быстро не рассмотришь. Зато козочка моя с важным видом фотографировалась в каждом углу. И с драконами, и на фоне ваз.  Затем побежала за девочкой, и приставала к студенткам, сидящим на лавочке и старательно что - то фиксирующим в своих блокнотах. Здесь уж успел кое - что рассмотреть и остался доволен музеем в целом.

Возвращаясь в западную часть здания в переходе я успел еще сделать несколько интересных снимков, и на одном из них получился странный оптический эффект, где из руки моей Аришки вырывается алый отблеск. Приведение поймала ты за хвост доченька.

А в углу малого зала, я отчетливо почувствовал запах горелой проводки, подошел ближе и стало понятно, что плавится датчик сигнализации. Об этом сказал смотрительнице, но пожилая тетенька подошла, нюхала, нюхала и снова села на свой сонный стул, так ничего и не сделав. Наверное, не особо важно это замечание какого - то там посетителя.

Вернувшись на лестницу, Арина увлеклась спуском по резным ступенькам, а я успел рассмотреть еще несколько картин. Во всю пользуясь камерой, дошел до того, что прибежал охранник, молодой парень и в достаточно категорической форме потребовал у меня разрешение на съемку, что я не смог понятно предоставить. Пришлось упрятать камеру далеко в сумку и принести извинения.
 
Вкусив немного прекрасного, мы выходили из музея, Ариша не хотела домой, как ее не уговаривал, просто села на ступеньки соседнего здания и сидит. Спрятавшись за рекламный щит, я наблюдал как насуплено она поглядывает в сторону улицы куда удалился. Но продолжает упорно сидеть. Снимаю ее настроение, наблюдая в объектив размышления маленькой трехлетней девочки вдруг всеми оставленной.
Здесь мне довелось удивиться сознательности наших украинских граждан, когда проходящая мимо тетенька, остановилась и начала что-то спрашивать у моей девочки. Я же кричу из-за щита, да идите вы идите, не одна здесь девочка, папа есть.
 
Через несколько минут Ариша встала со ступенек и решительно направилась по улице в ту сторону, в какой казалось ей я скрылся. И, откровенно говоря, порадовал этот момент, что она не расплакалась, а направилась на мои поиски.
 
Сколько же радости было у ребенка, когда появился вдруг, и все капризы куда исчезли и на тебе папа ручку и ни за что не отпущу теперь. Занимательное дело, надо сказать, детская психология.

Так мы побывали в музее Ханенко, удивительном месте в которое пообещали вернуться, вот только чуть подрастем, совсем чуточку.



Vivaldi invierno Mari Silje Samuelsen 




 
 


Рецензии