Благодарность

                «Можно дать человеку рыбу, а можно удочку». - Народная мудрость

Вначале 70-х я, будучи студентом, чтобы подзаработать денег иногда по ночам с ребятами разгружал в порту вагоны с мороженой рыбой. Обычно деньги выдавали сразу по окончанию работы.
Однажды после такой ночной работы ребята пошли спать, а я решил доставить себе удовольствие - зайти в кафе и выпить чашечку кофе.
Я сел за столик, заказал кофе и вдруг вижу, идет мой любимый педагог - Анна Ивановна, которая в самом начале третьего курса разглядела во мне толкового, как она когда-то выразилась, студента и открыла мне путь в мою науку.
К счастью она меня не заметила - я ведь сейчас здесь в кафе, а должен быть в вузе. Она нашла себе свободный столик и тоже заказала один кофе и больше ничего.
Выпил я свой кофе, официант меня рассчитал. И я решил оплатить кофе Анны Ивановны. Я сказал официанту, что это мой преподаватель, но Вы ей не говорите, что я ее студент.
… Прошло около 20-ти лет, наступили 90-е. Анны Ивановны уже не стало. Я к этому времени уже несколько лет преподавал за рубежом в прекрасном городе на берегу Средиземного моря.
Как-то я зашел в маленькое кафе, в котором чаще всего обслуживал сам хозяин. Выпил чашечку кофе, и попросил у хозяина счет.
А он мне говорит: «За вас заплатили» и продолжил принимать заказ. Я оглянулся, посмотрел по сторонам. Вокруг были люди чужой страны. Только они почему-то вдруг перестали мне казаться чужими…
Как-то не захотелось сразу покидать это место, поэтому я дождался, когда хозяин возьмет заказ и снова спросил его: «кто же это тыл?»
Хозяин ответил, что это был молодой человек, пожелавший остаться неизвестным.
В тот же момент мне на ум пришла мысль: «Хорошо, что я не признался Анне Ивановне в том, что оплатил её кофе. Иначе потерялся бы весь смысл моего поступка».
Я задержался в кафе. Было мало народа. Мы еще поговорили с хозяином о его кафе и еще о чем-то. Но помню, что меня всё это время щекотало любопытно, - кто, же именно мог за меня заплатить? И я снова вернулся к инкогнито.
Хозяин кафе добавил к ранее сказанному совсем немного: «Молодой человек просил не говорить, что он был вашим студентом, но уж вы теперь это знаете. Да, я знаю, что он три года назад закончил вуз и всё это время работает в Париже. И еще, он очень вам благодарен за знания, которые вы ему дали. Теперь он квалифицированный специалист в индустрии моды».
Я снова вспомнил Анну Ивановну. Видимо, когда я платил за её кофе,  я пытался проявить свою благодарность за те знания, которые она в меня вкладывала.
Это, конечно, хорошо, но сегодня я думаю, что настоящая благодарность – это не чашечка кофе, а добросовестный труд на основе знаний, которые тебе дал твой наставник. Мне никогда не забыть Анну Ивановну.
Не стану судить, как часто такое случается в обыденной жизни, но в экономике-3, которая основана на модели информационно-сетевого маркетинга, благодарность - это норма. Мы знаем ценность того, что дают нам наставники.
* * *
Как ни странно, но история не закончилась. Когда совсем недавно, т.е. спустя еще примерно четверть века, я рассказал эту мою историю своему другу Джабиру, то она неожиданно получила интересное развитие.
Джабира впечатлил поступок моего бывшего студента, который остался инкогнито. Он родом с юга, со своими традициями, сказал мне следующее: «А мы то как, если в ресторане кому-то отправили бутылку шампанского, то потом обязательно машем рукой – Это я! Это я!».
И дальше, размышления, добавил: «Интересно получается. Пока человек не знал, кто ему прислал это шампанское – он, скорее всего, думал очень хорошо обо всех, кто находился в ресторане. А когда узнал, то сузил своё позитивное отношение лишь к одному человеку».
И после небольшой паузы он обратился ко мне снова: «Пока ты не знал, что это твой бывший студент оплатил твой кофе, ты думал хорошо обо  всех людях, окружавших тебя в этой чужой стране, а когда ты узнал, что это твой выпускник, то твоё позитивное отношение сузилось до нескольких десятков человек, которых ты учил. А если бы ты узнал его имя, то вообще сузил бы объем своего позитивного отношения только к одному человеку. Но твой студент  хотел остаться неизвестным. Получается, что он хотел, чтобы у тебя были отличные отношения со всей его страной, а не только с ним лично. Возможно, он этого и не понимал, но так получается». А получается хорошо.


Рецензии
Очень трогательная и очень поучительная история, с глубоким философским смыслом. Благодарю, благодарю и свет души своей я вам с радостью дарю, Любви, здоровья на долгие лета желаю, в созвучии я с вами пребываю!))))

Наталья Петрова 2   07.01.2019 16:18     Заявить о нарушении
Огромное вам спасибо за признание. Роль признания не имеет цены.
Расскажу совсем короткую историю:
5 декабря 89 года меня на ученом Совете факультета избирали в деканы. Зав. кафедрой Е.Я. Сурженко сказал одну фразу: Николай Николаевич пришёл в наш институт учиться в 71 году со своим собственным научным направлением.
Этой фразы хватило, чтобы создать технологию 3D проектирование одежды, решение которой я искал со студенческих лет. Но оно пришло после слов зав. кафедрой, благодаря которым сегодня я занимаюсь программой третьего поколения.
Спасибо вам огромное. Видимо ещё что-то открою в своей науке. С огромным уважением и наступающим Старым Новым Годом, Раздомахин.

Николай Раздомахин   13.01.2019 22:27   Заявить о нарушении