Время жечь костры. Ч 2. Август 91-го. Гл 3

Глава 3.

          Утром, позавтракав, я пошёл на поклон к вахтёрше бабе Вале – она здесь работала всю жизнь и знала меня, как облупленного, ещё с младых ногтей, когда учился в школе и приходил с друзьями поиграть в настольный теннис.

- Здравствуйте, баба Валя.

- Ага, і тобі не хворати1, синку. А чого це ти по-руськи балакаєш зі мною?

- По привычке. Никак не перестроюсь после училища.

- Ну да, ну да – мамці своїй розкажеш таку казку. До приїзжих дівчат прийшов? Я зразу догадалась, шо то за Віктор, якому записку оставили, на! – она протянула мне аккуратно сложенный пополам тетрадный лист.

- Дякую2!

- По спині ломакою3! – йди звідси4, не мішай дивитися серіал.

          Я сунул записку в карман брюк, выскочил из общаги и направился в сторону кинотеатра «Мир». На полпути меня, вдруг, осенило посмотреть, что написано в записке. Может там не время встречи, а отказ или ещё что-то. «Встречаемся в 20-00 на остановке, недалеко от общежития, где мы вчера проходили. Александра».
          «Значит, билеты надо брать на девять вечера» – сделал я логичный вывод и ускорил шаг. На фасаде кинотеатра висела огромная афиша.
          «Костёр тщеславий», США (The Bonfire of the Vanitie), год выпуска – 1990. Драматическая комедия. Режиссёр Брайан Де Пальма. В ролях: Том Хэнкс, Брюс Уиллис, Мелани Гриффит, Морган Фримен. Экранизация книги «Костры амбиций», автор — Том Вулф».

1. Болеть.
2. Спасибо.
3. Дрыном.
4. Отсюда.



          «Том Вулф – неплохой писатель, я читал что-то… Хотя нет, тот был Томас Вульф, точно».
          Билеты в свободной продаже были, можно спокойно выбирать места. Я взял на восьмой ряд, ровно посредине, 13 и 14 места: восемь и тринадцать – мои счастливые числа. С чувством исполненного долга вернулся домой и до вечера маялся на глазах у матери, которая в конце концов не выдержала и устроила мне допрос с пристрастием: кто, что и почему? Я поделился радостью: сказал, что влюбился с первого взгляда, девушку зовут Александра и она красавица.

- Вона росіянка?

- Ну да. А яка різниця?

- Ти, часом, в Росію не зібрався? – вопросом на вопрос ответила мать.

- Та ну тебе, мама – отшутился я.

- Дивися, синку, любов куди тільки не заведе…

           В глазах мамы стояли слёзы.

- Мам, я нікуди не збираюся – після училища приїду служити додому.

- Ну от і добренько…

          Она пошла в зал, достала из стенки новые джинсы, футболку и кроссовки и принесла мне.

-Вдягайся, женіх. Це я тобі з Польщі привезла. Хотіла подарувати на день народження, але якщо1 така справа2… любов ніколи нікого не жде, – она улыбнулась, потрепала меня по загривку, как маленького, и ушла на кухню.

          Я светился, как начищенный  медный грош: и от счастья, и от предчувствия встречи с Сашенькой, и от того, что такой весь модный пойду на свидание.

***

          Без десяти восемь я уже вышагивал возле остановки, ежеминутно поглядывая на свои электронные часы: весь в нетерпении и в лёгком возбуждении от предчувствий, как кремлёвский курсант, тренирующийся перед первым в жизни разводом караула возле мавзолея. Когда часы показали 20:00, к остановке подошла и Саша. Её красота не была показной и кричащей. Скорее, здесь можно написать, что она была стильной и элегантной. Есть такой тип женщин, которые одеваются просто и неброско, но при этом выглядят сногсшибательно. Я, даже сначала, забыл поздороваться. Очнулся, когда она сказала:

- Привет. 

- Здравствуй, Саша.

- А мы разве уже перешли на «ты»? – она с некоторым вызовом посмотрела мне в глаза.

- Извините, – промямлил я в ответ.

          Она звонко рассмеялась, взяла меня под руку и сказала:

- Я пошутила. Куда идём?
1. Если.
2. Такие дела.

- В кино, если ты не против?

- Что за фильм?

- «Костёр тщеславий» – ответил я. И добавил – актёры хорошие снимаются.

- Надеюсь, ты взял билеты не на последний ряд?

- Блин. На последний, – я сделал вид, что нахожусь в полном смятении, но выдержал недолго, актёр из меня никудышний, и улыбнулся. – Шучу. 1:1. Восьмой ряд посредине.

- Я уже хотела развернуться и уйти... Не люблю наглецов, которые на первом свидании ведут девушку в кино на «места для поцелуев». Слишком самоуверенно, по-моему! – Саша отдёрнула свою руку и серьёзно смотрела на меня, будто оценивая, стоит ли со мной связываться. 

- Полностью с тобой согласен, – совершенно спокойно ответил я, протягивая к ней обе руки, ладонями вверх. – Мир?

- Мир.

- Кстати, кинотеатр так и называется – «Мир».
 
***

          Когда мы вышли после сеанса на улицу, было уже темно и вдалеке сверкали молнии.

- А у вас тут довольно часто бывают дожди с грозами, – не то спрашивая, не то утверждая сказал Саша.

- В июле здесь всегда так: жара и грозы. А ты видела когда-нибудь шаровую молнию?

- Нет. Никогда.

- А я видел. В селе у бабушки, в открытую форточку залетела. Было очень страшно! Но я знал как себя вести в таких случаях – стоял и не двигался, пока не вылетела обратно. А бабушка в это время доила корову. И я ей не стал ничего говорить. Чтобы не волновалась.

- Вот это да! – Саша была явно под впечатлением от услышанного.

- А ещё я помню, как был в состоянии клинической смерти в детстве: огромный такой тёмный туннель, и сказочный, притягивающий к себе, свет в его конце. Но я туда так и не дошёл – врачи спасли.

- А что было-то?

- Не поверишь! Колбасу съел несвежую.

- Врёшь… От этого не умирают.

- Серьёзно. Жуткое отравление. Мне было года три тогда, только-только младшая сестра родилась. А я мог того…

- Ты мне специально сейчас все эти страшилки рассказываешь?

- Нет. Просто, к слову пришлось.

          Саша прижалась ко мне, хотя на улице было довольно тепло, несмотря на приближающуюся грозу.

***

          Дождь догнал нас метров за двести до общежития. Причём, ливанул сразу с такой силой, что шансов добежать не оставалось – нужно искать убежище. Мы заскочили в ближайший подъезд многоэтажки: там было темно, но сухо и тепло.

- Темнота – друг молодёжи, – ни с того, ни с сего ляпнул я.

- Не вздумай ко мне приставать.

- Ну вот, а я только собирался это сделать. Жаль.

- Расскажи лучше о себе, хохмач.

- Хорошо. То, что я учусь в военном училище, ты уже знаешь – закончил второй курс. Учился два года так себе, скажу честно, потому что пропадал в библиотеке – очень люблю читать.

- А что именно?

- В последнее время увлёкся американской литературой: Эрнест Хемингуэй, Томас Вульф, Теодор Драйзер, Френсис Скотт Фицджеральд, Уильям Фолкнер.

- Довольно странное увлечение для будущего советского офицера, тебе не кажется?

- Нет, мне не кажется. И, кстати, уже перестало греметь.

          Я выглянул из подъезда. Воздух был свеж и приятен. От дневной духоты не осталось и следа.

- Может, ещё погуляем?

- Нет. Мне пора в общежитие. Тамарочка Михайловна строго настрого наказала не задерживаться и не волновать её.

- Понял. Курс – на общежитие.

           Через пять минут мы были на месте. Отпускать девушку очень не хотелось, но…

- Пока! Лётчик-налётчик – весело попрощалась Саша и побежала по ступенькам вверх.

- А что насчёт завтра? – в моём голосе была нескрываемая мольба.

- Вообще-то, мы завтра едем с группой смотреть какой-то партизанский мемориал в лесу. Но я что-нибудь придумаю. Связь через вахтёршу.

          Дверь захлопнулась, а я ещё долго смаковал и мысленно перекатывал, как набегающая на берег волна перекатывает туда-сюда камушки, её последние слова. Тут же в голове возник пароль, которым обмениваются герои фильма «Подвиг разведчика»:

- У вас продается славянский шкаф?

- Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой.

          Я представил, как завтра утром баба Валя отреагирует, если я спрошу у неё про славянский шкаф, усмехнулся и с хорошим настроением пошёл домой.

***

- Ну шо, казанова чортовий, заморочив дівці голову? Вона ж через пару днів поїде назад в Росію. Нашо1 воно тобі? – баба Валя осуждающе смотрела на меня поверх очков и ждала ответа.
1. Зачем.

- Розберуся.

- Розбереться він. Бачили1 ми таких. Життя2 дівчині зламаєш, тільки і всього.

- А може в мене все сер’йозно? Може любов?

- Ох, дивися3, хлопче… Дай серцю волю – приведе в неволю.

- Неволя – в училищі. А зараз4 – отпуск, гуляємо, баб Валь!!!

- Я тобі сказала, а ти мене почув5! Жалко дівку – зранку прискакала, радісна така, очі світяться, просила передати, щоб ти до неї зайшов, у 313 кімнату.

- Дякую, баба Валя.

- Дивися там, без глупощів, зайду – перевіру.

          Я поднимался на третий этаж и в голову лезли именно что всякие глупости. А разве может быть иначе, когда тебе неполных девятнадцать лет и ты идёшь к девушке, которая ждёт тебя в комнате одна?
          «Так… 310, 312, 314. Стоп. Включи логику – нечётные с другой стороны коридора. 311, пустая дверь, 315. Ага, значит 313 – там где дверь без таблички. Стучу».
          А в ответ, как в песне Владимира Семёновича – тишина. Стучу ещё раз. Потом ещё. Никакой реакции внутри комнаты.
          «Ну не могла же она договориться с вахтёршей и меня так разыграть?»

-Ну что, никого?

-Никого, – автоматически отвечаю я и понимаю, что это был голос Саши.

          Она выглядывает из-за двери пожарного выхода и не в силах больше сдерживать смех, начинает хохотать.

-Я тебя увидела в окно и решила разыграть.

-Очень смешно. Ржу – не могу.

-Ну ладно, чего ты. На обиженных воду возят.

          Саша достала из кармана ключ и открыла дверь.

-Заходи. Чувствуй себя, как дома. Но не забывай, что ты в гостях.

-С тобой забудешь, как же, – примирителько сказал я. – Изнутри закрываться будем, а то баба Валя обещала прийти и проверить наше поведение?

-Ещё одна такая дурацкая шутка и я тебя выгоню.

-Всё. С этого момента я серьёзен, как никогда, и предлагаю тебе встать в один ряд с Петром Первым, шведским королём Карлом XII, полководцами Александром Суворовым и Михаилом Кутузовым, гетманом Иваном Мазепой.

- Как это?

- Все они в своё время посещали нашу крпость.

- А, ты в этом смысле… Ну поехали.


1. Видели.
2. Жизнь.
3. Смотри.
4. Сейчас.
5. Услышал.

- Нет, давай лучше пешком. Городские автобусы ходят редко, все битком, а в такую жару это не очень приятное времяпрепровождение.

- Хорошо. Выйди и жди меня внизу. Я переоденусь.

- Слушаю и повинуюсь.


***

          До центра города, где была расположена старинная крепость с двумя княжескими замками внутри, пешком нужно было идти минут двадцать, не больше. Когда мы прошли небольшой железный мост через Икву, я предложил:

- А хочешь, я проведу тебя в крепость не через центральный вход?

- Не знаю. Это не опасно?

- Я когда-то в детстве несколько месяцев жил с родителями прямо возле крепости, в съёмной коммуналке, пока отец улаживал дела с новой квартирой. Мы с местными пацанами излазили там всё вдоль и поперёк, знали все ходы-выходы. Если во время реконструкции строители не замуровали, то пройдём внутрь без билета.

- Ну ты и авантюрист!

- Мне больше нравится, когда меня называют искателем приключений, – улыбаясь, парировал я.

***

          «На месте современной крепости князь Фёдор Острожский построил деревянное оборонительное сооружение. Но его недостаточная мощность и уязвимость перед огнём чуть позже заставили князя начать строительство каменной крепости, которое завершилось в 1492 году. Другой владелец – князь Януш Острожский – преобразил замок в стиле Ренессанса, возвёл два бастиона и сторожевые башни по бокам. Вокруг крепости вырыли ров, заполненным водой реки Иквы. Мы можем только представить, каким блистательным был замок, если им восхищались Оноре де Бальзак и Адам Мицкевич, Ярослав Гашек и Тадеуш Костюшко. Увы, но уже в первую мировую австрийцы разбомбили его пушками, поляки было немного восстановили, потом вторая мировая, а с 1950-х до 1990-х здесь базировалась воинская часть».
          Мы незаметно пристроились к туристической группе с экскурсоводом и, довольные собой, делали вид, что вместе с другими внимательно слушаем, о чём она рассказывает.
          «Под крепостью была устроена обширная сеть подземных  ходов, где люди прятались во время осады. Именно эти ходы-лабиринты упоминает Николай Гоголь в повести «Тарас Бульба», описывая, как Андрий попадал из замка на одну из городских улиц, где жила его прекрасная польская панночка. Кстати, неподалёку от замка литературный Тарас Бульба и застрелил своего сына-предателя со словами «Я тебя породил, я тебя и убью!».

- А я могу показать то место, где подземный ход из крепости выходил в город.

- Дай послушать экскурсовода – интересно же!

          «В ХVІІІ веке ещё одни владельцы – князья Любомирские – построили на территории крепости второй дворец, который также сохранился. Оба замка сегодня отреставрированы, территория облагорожена, ров расчищен, подземные ходы расширены, укреплены и освещены. Всё тщательно выкрашено и очень чистенько».

- Чересчур чистенько – не унимался я – Это называется, почувствуйте разницу между реконструкцией и реставрацией.

- Может, ты заткнёшься и дашь приезжему человеку самому составить мнение, не навязывая своего?

- Ухожу… ухожу… ухожу…

          «Во дворце Любомирских расположен интересный музей истории крепости. В одном из его залов можно неплохо повеселиться и сделать там много смешных фотографий, поскольку это зал кривых зеркал. А одно из подземелий замка превратили в погреб, набитый едой и вином. Копчёное мясо, вяленая рыба, кольца колбасы и головки сыра, корзины с хлебом и бутылки с подсолнечным маслом, ящики с мукой и бочки с вином – всё, конечно, не настоящее, а муляжи, но выглядит очень натурально и аппетитно. А теперь у вас есть полчаса на свободный осмотр всех достопримечательностей и фотографирование».

- Ну как тебе?

- Интересно, конечно. Ваш город –  самый западный из всех, в которых я была. У нас всё другое. Не такое европейское что ли. Более русское.

- А наше военное училище в Латвии, тоже, находится внутри крепости, полностью. С одной стороны – речка Даугава, с другой – какие-то болота.

- У тебя вся жизнь – сплошные крепости и бастионы.

- Нет, я несколько лет прожил с родителями в Херсонской области, среди бескрайних баштанов с арбузами.

- Так ты же говорил, что здесь родился.

- Да, родился в селе, а потом родители решили переехать под Херсон. Прожили там пять лет и вернулись обратно. А чуть позже перебрались в город. И я здесь пошёл в украинскую школу.

- А что здесь и русские школы есть?

- Ага, пятая, недалеко от общаги. Ну так что, пойдём смотреть место, где Тарас Бульба своего сына застрелил?

- А далеко идти?

- Да нет, тут всё, в принципе, рядом – и монастырь бернардинцев, тоже.

- Монастырь кого?

- Придём – расскажу.

          Мы совершенно легально покинули крепость через основные ворота и попали на центральную площадь. Тут, как и во многих, если не во всех, советских городах стоял свой Ильич. Мы прошли мимо городского Дома пионеров, мимо ЦУМа, я купил там две порции мороженного, не спеша прогулялись до Ильинской церкви и я показал на храм справа.

- Это вот и есть бывший костёл монастыря бернардинцев – старейший храм города. Монастырь основал один из князей Острожских, кажется, в XVII веке. А завершили всю стройку уже при князьях Заславских. Окружённый оборонительными стенами бернардинский монастырь входил вместе с Луцкими воротами в систему городских укреплений. Потом из костёла сделали православную церковь. Сейчас он используется в качестве производственного помещения. Ходят слухи, что скоро его начнут реставрировать и, опять, откроют церковь.
         
          Мы обошли комплекс с левой стороны.

- А откуда ты всё это знаешь?

- У нас классным руководителем была учительница истории. Да и читал много. Мы на месте – вот здесь и был раньше подземный вход в крепость. Сейчас всё засыпано землёй, но если когда-нибудь раскопают, то можно будет отсюда попасть прямо в замок.

- Мечтать не вредно.

- Вредно не мечтать! Кстати, как ты смотришь на то, чтобы перекусить? Тут недалеко есть кафешка, где вкусно готовят национальные украинские блюда. Пойдём?

- А там не очень дорого?

- Обижаешь. Ты – мой гость, я угощаю.

- Давай зайдём, только не надолго. Я сказала Тамаре Михайловне, что приболела, поэтому она и разрешила остаться в общежитии. Будет некрасиво, если группа приедет, а больная шастает неизвестно где и неизвестно с кем.

          Она засмеялась и взяла меня под руку.

***

          «Она смеялась. Я порывисто и крепко обнял её. Пусть думает, что хочет. Её волосы коснулись моей щеки, лицо было совсем близко, я услышал слабый персиковый запах её кожи. Потом глаза её приблизились, и вдруг она поцеловала меня в губы… Она исчезла прежде, чем я успел сообразить, что случилось».
          У нас с Сашей было почти также как у Патриции и Роберта. Только всё произошло в самый последний вечер, перед её отъездом в Серов. А через три дня уезжал и я – закончился очередной отпуск, меня ждали друзья-курсанты, казарма в Динабургской крепости и учёба, которой я решил, наконец-то, заняться всерьёз.


Рецензии