Ивашка-самозванец. част 2

              /Слышатся голоса: "Ивашка-а-а!/

ИВАН. Кто  меня зовёт?

ГОЛОСА. Ивашка-а!

ИВАН. И голоса как будто знакомые.

             / ГОЛОСА.  Иванушка-а!/

ИВАН. Так меня кроме матушки давно никто не звал.

ГОЛОСА. Ивашка, бездельник, отзовись, дармоед!

ИВАН. Вот это по-нашему. Братья по лесу рыщут, меня ищут. Зачем
я им вдруг нужен стал.

ДЕВИЦА.  Возьми, Иванушка, перо птицы-лебедя. В трудный час от-
пусти его по ветру, прилетит ко мне весточкой, помогу
тебе. А теперь прощай.

ИВАН. Прощай, Матушка. Береги себя.

                /Голоса слышны совсем близко:
                "Ивашка, отзовись, окаянный!"/

ИВАН. Здесь я, здесь!

ЕГОР. Вот ты где.

ДАНИЛА. А мы уж и не надеялись.

ЕГОР. Идем домой, Ивашка.

ИВАН. Зачем это?
ДАНИЛА. Дрова рубить, печь топить...

ЕГОР. Рыбу ловить, уху варить, lb уже два дня ничего не ели.

ДАНИЛА. Три дня во рту ни росинки.

ИВАН. Так два или три?

ЕГОР. Кто знает? Может и десять. Солнце-то на небе как стояло,
так и стоит - ни с места. Время будто замерло.

ИВАН. То-то и оно. Нет, не вернусь домой, пока не проведаю, от-
чего оно замерло. Не знаю только, куда путь держать. А чего гадать? Глаза закрою, покружусь, а открою - в путь
пущусь./Кружится, приговаривая/ Стой, не шатайся, ходи,
не спотыкайся, говори, не заикайся...


        /Егор и ДАНИЛА бросаются на Ивана, валят с ног, связывают./
ЕГОР.   Попался!

ДАНИЛА. Не хотел добром, утащим силою.

           /Слышатся топот и голос: "Тпррр, стой, Воронок, стой!"/

ТРИШКа   /появляясь/.   Кто такие?

/Егор и ДАНИЛА валятся на колени./

ЕГОР. Мужики мы, Ваше Величество.

ТРИШКА. Вижу, что не пни. Звать как?

ЕГОР. Егором звать.

ДАНИЛА. Данилом  кличут.

ТРИШКА. Ладно. Будет вам коленями траву мять.
. Не Величество я, а шут Его Величества
Царя-батюшки да слуга Царевичу.

                /Братья встают с колен./

Вот что, мужики, нынче Царевич со свитой на охоте
тешатся, да только в лесу будто все вымерло: ни птицы,
ни зверя не видать. Уносите и вы ноги. Не ровен час
 сами добычей станете.

ЕГОР. Бежим, Данила.

ДАНИЛА. Бежим, Егор.

ИВАН. А я-то как же?

ТРИШКА./Увидел Ивана/. А это кто?
ЕГОР. Брат меньшой. Ивашка.

ТРИШКА. Зачем связали?

ДАНИЛА. Одичал совсем. От рук отбился. Домой тащим.

ТРИШКА. Развяжите его.

   / Развязывают. Иван поднимается./

ТРИШКА. Глазам не верю! Царевич, ты?!

ЕГОР, Лицом-то сокол, да умом - тетерев. Мужик он.
Деревенщина. Ивашкой звать.

ТРИШКА. А похож-то как.

                /В лесу слышен сигнал трубы, лай
                собак, крики.../

Вот и Царевич со свитой близятся.

ЕГОР. Бежим, Данила!

ДАНИЛА. Бежим!

            /Убегают./

ТРИШКА.  / Ивану/.    Видно жизнь-то у тебя не сладкая?

ИВАН. Где уж там: сыт крупицей, пьян водицей...

ТРИШКА.  Не горюй, Иван. Беда не дуда. Беда вымучит, беда и выучит.

         / ГОЛОС ЦАРЕВИЧА. Тришка, где ты там, шут гороховый!/

ТРИШКА. Вот и Царевич пожаловал. Спрячься до поры в дупло, атам видно будет.

ЦАРЕВИЧ. Тришка, оглох ты, что ли?

ТРИШКА. Здесь я, здесь, Царевич-свет.

ЦАРЕВИЧ. Куда пропал, дурацкая голова!

ТРИШКА. Ку-ка-реку! Скок-поскок, с насеста петушок на поветкувзлетел, такую песенку спел:
           Стучит, бренчит по улице,
           Царевич мчит на курице,
           Царь на кошке
           По той же дорожке...
   Ау, Царевич, ясно солнышко!

         Из болота вылезаетКикимора.
           Крадется к Тришке./

КИКИМОРА. Ох, да мох, да третье болото. Жить одной мне неохота.

ТРИШКА. Ты кто?

КИКИМОРА. Я? Красна девица.

ТРИШКА. Чего тебе?

КИКИМОРА. Возьми меня с собой. Надоело мне в болоте жить. Все одна да одна. Возьми.

ТРИШКА. Ворон в огороде отпугивать?

КИКИМОРА. Грубый какой. Неотесаный. На людях-то я может краше
юбой красавицы стану. Возьми, а!

ТРИШКА. Пошла прочь, лягушка болотная!

КИКИМОРА. Ох, ох! Чтоб у тебя живот иссох.

                /Исчезает./

ГОЛОС ЦАРЕВИЧА, Тришка, где ты, окаянный?

ТРИШКА. Два Демида, да оба не видят. Здесь я, здесь.

ЦАРЕВИЧ/появляясь/. Проклятый конь споткнулся, я упал. Где свита? Где слуги?
 
ТРИШКА. Видать, отстали, Царевич-свет. Сядь, отдохни, послушай
прибаутку: ехала деревня мимо мужика, глядь- из-под зонусобаки лают ворота... Угадай, Царевич, загадку: что
быстрей всего на свете?

ЦАРЕВИЧ. На заду заплатки, а в уме загадки. Быстрей всего на
свете  стрела.

 ГРИШКА. Не угадал, Царевич. Голова-то с печное чело, а мозгу -
ничего. Подставляй-ка лоб, получай щелчок!

ЦАРЕВИЧ. Но-но! Знай свой шесток, холоп!

ТРИШКА. Скок-поскок, с лапоточков на шесток... Скажи, Царевич,
есть ли на свете счастье?

ЦАРЕВИЧ. У меня есть. Я вот давеча на охоте оленя застрелил.
Красавец: рога золотые, копыта алмазные, кровь рубиновая...
 То-то я счастлив был!

ТРИШКА. Ох, и глуп же ты, Царевич!

ЦАРЕВИЧ. Но-но! И чего я не казню тебя никак?

ТРИШКА. Царевич без шута, что конь без кнута: коня не
хлестнешь - не поскачет, Царевич не засмеется, так заплачет.
А счастье у тебя и вправду глупое.

ЦАРЕВИЧ. Так растолкуй, в чем оно.

ТРИШКА. Ку-ка-реку! Счастье в яичке, яичко в птичке, птичка -
птаха вольная, где захотела, там и присела. А я тебе
так скажу: коли народ счастлив, тогда и Царю горя незнать.

ЦАРЕВИЧ. Молчи, холоп! За такие речи - кнут на плечи.

ТРИШКА. Уж больно ты лют, Царевич. Только за все ответ держать
надобно. Получи, Царевич, то, что другим раздаешь так ащедро!


        /Хлещет Царевича кнутом./

ЦАРЕВИЧ     /Кричит/. Стража!

ТРИШКА.     Далеко твоя стража. Получай за все сполна.

                /Загоняет Царевича в дупло./

ТРИШКА. Теперь мне назад пути нет.

                /Появляется Кикимора./

КИКИМОРА. Нет тебе назад пути, Тришка, пропал. Одна тебе доро-
га: ко мне в болото.

ТРИШКА. Сгинь, нечистая сила!

КИКИЮРА.  Это я - нечистая? Я каждый день в болоте купаюсь.
Пойдем, а? Скучно мне одной.

ТРИШКА. Отстань, чучело!

КИКИЮРА. Я не чучело. Я красавица. Ты только глянь на меня
как следует: у кого еще такой носик, такие ушки, та-ккие плечи...

ТРИШКА. Уйди, говорю!

КИКИЮРА. Ах, так! Ладно/достает мешок/. Шмяк-бряк! Полезай в
мешок. Нет, не получается. Прыг-шмыг, полезай в мешок.
Опять не получается. Забыла слова наговорные. Ничего,
вспомню. Все равно вспомню!

                /Исчезает. Появляется Иван./

ТРИШКА. Ну как? Видел, Иван, Царевича?

ИВАН. Как себя в зеркале.

ТРИШКА. Уж не брат ли ты ему родной?

ИВАН. Нет. Я кровей не царских.

ТРИШКА. Как знать, как знать... А что с Царевичем?

ИВАН. Не знаю. Как увидел меня, так без чувств на землю грохнулся. Лежит - не двигается.

ТРИШКА. Должно со страху. Снимай-ка, брат, рубаху.
ИВАН. Зачем?
ТРИШКА, Снимай. Чай не красна девица.

                /Взял Ивашкину рубашку, направился в дупло./
ИВАН. ТЫ что надумал, Тришка?

                /Из дупла вылетел кафтан Царевича./

ТРИШКА    /Ивану/. Надевай.

ИВАН.        Не стану, плохое ты надумал.

ТРИШКА.  Примерь, чай с тебя не убудет.
 ИВАН,        Разве что примерить.
                /Надевает кафтан
ТРИШКА. Вылитый Царевич.
                /Слышны голоса братьев: "Ивашка,
Тришка,               

  Братья твои возвращаются.

ИВАН. Чего им еще надо?

ТРИШКА. За тобой пришли.

ИВАН. Не вернусь домой, скажи: нет меня.

                /Прячется./

ДАНИЛА. Куда Ивашка девался?

ТРИШКА. Как услышал лай собак, за вами следом умчался, только
его и видели.

ЕГОР. Куда он побежал?

ТРИШКА/махнул рукой/. Кажись туда.

ДАНИЛА. И мы туда.

ТРИШКА. Да нет - сюда.

ЕГОР. И мы сюда.

ТРИШКА/сомневаясь/. Или, сюда, а верней всего в ту сторону.

ЕГОР. Не морочь нам голову, Тришка.

ДАНИЛА. Нельзя нам без Ивашки домой возвращаться.

                /Из дупла появляется Царевич
               
В Ивашкиной рубашке./

ЦАРЕВИЧ. Тришка, где мой кафтан, разбойник?

ТРИШКА. Какой кафтан?

ЦАРЕВИЧ. Мой кафтан. Кафтан Царевича.

ТРИШКА. Спятил, мужик! Кафтан ему подавай с плеча Царевича. Пошел прочь, деревенщина!

ЦАРЕВИЧ.    Молчи, холоп! За все головой ответишь.

ЕГОР. Совсем Ивашка умом тронулся.

ЦАРЕВИЧ.   Кто такие?

                /Братья, (дурачась, упали на колени.)

ЕГОР. Мужики мы, лапотники, холопы твои!

ДАНИЛА. Помилуй, батюшка!

                /Братья (повалились от смеха.)

Насмешил, Ивашка!

ЦАРЕВИЧ. Смеяться надо мной? Стража, хватайте их!

ЕГОР. Пора и впрямь хватать.

                /Хватают Царевича, связывают./
ТРИШКА. Тащите его, мужики, домой, да глаз не спускайте  с
дурня;  да поучите уму-разуму.

ЕГОР. Это мы можем.

ДАНИЛА. За это будь спокоен.
/Уходят./
ТРИШКА. Вот и закрутилось колесо... Теперь надобно, чтобы Иван во дворец поехал за Царевича.

         /Сзади к Тришке подкрадывается Кикимора,
пытается надеть на голову мешок, промахивается и падает./

Опять ты, жаба болотная!

КИКИЮРА  Угадал, Тришка.  Зря от судьбы отказываешься.  Видал бы ты мой домик, садик да огородик. Какие там кочки, желтые цветочки...
ТРИШКА. Отстань.


КИКИЮРА. Все "отстань да отстань". Ивашку во дворец берешь, а меня взять не хочешь. Глупый ты, Тришка.  Спохватишься, да поздно будет.

 
ТРИШКА. Проваливай.

КИКИЮРА. До свиданья, Трифон Иваныч.

ТРИШКА. Слышь, Иван!

ИВАН./Появляясь/. Слышу, Трифон.

ТРИШКА. Так говоришь, роду ты не
царского?

ИВАН. Нет, не царский.

ТРИШКА. Не беда. Был бы ум не дурацкий.  А лицом ты, ну как есть Царевич.  В саму бы пору тебе Царевичем стать.

ИВАН. Шутишь, брат.

ТРИШКА. На то я и шут. А только поезжай-ка ты, Иван, со мной вместо Царевича.

ИВАН. Я - вместо Царевича? Смеешься надо мной? Не по плечу мне кафтан Царевича,
/Снимает кафтан./
Ни к чему мне его богатство.
;
ТРИШКА. А коль тебе ни к чему, раздашь тем, кто нуждается.  Люди тебе в пояс поклонятся. Слышь, Иван:  Царю-то не долго жить да людей мучить осталось. А коль на его место Царевич сядет - еще большей беды не миновать.
ИВАН. Боюсь я.

ТРИШКА. Экий ты брат... Сердце соколье, а смелость воронья.

ИВАН. А что делать мне. Царевичем быть не умею я.

ТРИШКА. Что хитро, то и просто, как два да два девяносто. Не
робей, Иван. Едем?
ИВАН. Что ж, попробую.

 КАРТИНА  ТРЕТЬЯ.
.
(Появляются Егор, Данила и Царевич.

ЕГОР. Дарья, встречай гостя!

Данила. Клуша, встречай родимого.

ДАРЬЯ. Ивашка пожаловал! Соколик наш лазоревый.

КЛУША. Погулял и будет. Пара и за дело приниматься.

ЦАРЕВИЧ. Где я?

ЕГОР. В хоромах царских.

ЦАРЕВИЧ. На колени, холопы!

ДАНИЛА. Будет, Ивашка, дурака валять.

ЦАРЕВИЧ. Не Ивашка я. Я - Царевич.
ЕГОР. Опять за своё.
Придётся дурь из тебя выколачивать.

  ( Колотят, приговаривая)
 Егор. будешь, дурень печь топить?

Данила. дрова рубить.

 Егор. Сеть чинить.

Данила. Рыбу ловить.

Егор. Траву косить.

 Данила. воду носить.

 Царевич. Стража!

Егор. давай, иван, по-хорошему.

 Царевич. не Иван я. не знаю никакого Ивана. Царевич я.

Данила. Глянь на него: Царевич -королевич, а я солнцевич-месяцевич! Давай по-братаемся.

Дарья. Ладно. Царевич так Царевич мне всё равно. Лишь бы печь натопил да кашу сварил.

Царевич. Не умею я.

Клуша. А что ты умеешь?

Царевич. Казнить, пороть, карать, убивать

Дарья. Невелика мудрость.

Клуша. Это всяк дурак может.

 Егор. Ладно, сиди пока не поумнеешь.

(  Братья уходят, сёстры идут следом.)

Царевич. Постой, красавица!

Дарья. Это ты меня, Ивашка?

Клуша. Ещё чего! Слышишь, красавицей назвал значит, меня.

Дарья. Как-никак-это я красавица. Я красивее, чем солнце в поднебесье.

Клуша. а я красивее, чем светел месяц.

Дарья. А я краше, чем звезда утренняя.

Царевич. Не спорьте.
Обе хороши. Развяжите меня,одарю вас щедро.

Дарья. Чудно говорит будто и впрямь Царевич

Клуша. Чем одаришь, Ивашка -драная рубашка?

 Царевич. Перстеньком золотым.

Дарья. Лгать не устать, было бы кому слушать.

Царевич. Развяжите, озолочу обеих.

Дарья. озолоти сперва, потом увидим,
.
Царевич.Ступайте к моему батюшке,скажите,мол, жив и здоров Царевич, Царевич, да просите, чего душе угодно за весть добрую.

Дарья. Уже бежим - убиваемся!

Клуша. Ага, летим, не спотыкаемся.

Дарья. Ох, изведём мы золота без счёта!

Клуша Ох погуляем в бархате да шёлке! Ну, Насмешил, Ивашка. Так мы и поверили.

 Царевич. Над кем смеётесь? Надо мной смеетесь?над Царевичем? А это что?
Гляди!
 ( рванул рубашку от ворота)

Дарья. Крест золотой!

,Клуша.И цепь золотая!

Дарья. Где взял, Ивашка?

Клуша. Где украл?

Царевич. Богом клянусь-не Ивашка я.

 Дарья. Что-то тут не так.

Клуша. Ой, боюсь я.

Царевич. Не пугайтесь - чай не зверь какой. А ну, развязывай!

      ( развязывают
Царевича)

 Так-то лучше.

Дарья. Озолотить обещал.

 Царевич.Озолочу,коль обещал. За всё отплачу. Сперва напоите да накормите,а уж потом награду просите.

Дарья. У Бога много, а у нас  и подать ничего.

Клуша. Дожили, что ножки съежили.

Царевич. Что есть в печи, то и на стол мечи.

    Дарья и Клуша кинулись в дом .

Дался им этот Ивашка. Постой, постой... Чья на  мне рубашка? Должно быть с Ивашки. Стало быть, мой кафтан на нём. Выходит, я здесь за  Ивашку, а Ивашка...

       ( появляется Дарья с корытом,)
,
 Дарья. Вот, изволь, Царевич. Сами кашу варили, я больше потчевать нечем.

 Царевич. Ладно. Голодному Федоту-и каша
в охоту. Ложку давай.
 
 Клуша. Изволь, Царевич-свет.

 Царевич. Музыку играй.

 Дарья. (Кричит)Егор!

Клуша. Данила! Царевич музыку желает.

         ( братья играют один на балалайке другой на ложках.)

 Царевич. А вы пойте да пляшите да под музыку ходите.

 (Дарья поёт) Нужда скачет, нужна пляшет,
             Нужда песенки поет.
             Кто не сеет и не пашет,
             Тому Бог не подаёт.
      

Клуша.       Я бы пела и плясала,
             Только кто мне подпоёт
             Я все лапти истоптала,            
             Царь мне новые сплет.

 Царевич. Это чем вы меня потчевать вздумали?

 Дарья. Овсяной кашей, Ваше Королевское Величество.

Клуша. Пшённой, ваше Царское Высочество,

 Царевич. Глупые курицы! Какую кашу заварили, такую сами и расхлёбывайте!

  ( (Хватает обеих за шкирку, усаживает перед корытом)

( братьям) А вы чего стоите? Али каша вам  не понраву?

( Тычет братьев носом в корыто.)

Ешьте, да похрюкивайте и чтоб корыто дочиста вылизали.А я пойду всхрапну маленько.

 Егор. Не Иван это,

 Данила. Выходит и  вправду- Царевич. А куда ж Ивашка подевался?

 Егор. Ивашка-то? Высоко взлетел, Да где-то сядет. Вызволять его надо.

Данила. Надо.

 Клуша и Дарья. Ох, как надо.

          КАРТИНА4
( Царский дворец)
 Царь.  (появляясь) Сорока-белобока на порог скакала гостей созывала:( загибает пальцы) этого повысить, этого посечь, этого повесить, и голову отсечь... царь неглуп, царь хитёр: чем больше срублено голов, тем меньше у него врагов. Вот такая моя арихметика.Эй, Тришка!

Тришка.  Слушаю тебя, царь-золота корона.

 царь. Говори, ворона, вернулся ли Царевич с охоты? Прилетел ли Сокол мой ясный?

 Тришка. Ко-ко-ко! На плетень петух взлетел, песню звонкую пропел: кукареку позвать что ли?
 царь. Зови, Да поскорее.

Тришка. Солнце светлое, месяц ясный появись Да свети веселее!
,
           ( входит Иван)
, Тришка. Вот и прилетел голубь сизокрылый.
(Ивану) не робей, Иван.

 царь.(Тришке) Пошел прочь!

 Тришка. Прочь - не воду  толочь. Улетаю, кукареку - через море,через реку.

Часть точка Здравствуй, шинок

Иван. Это ты кому?

Царь. тебе, Царевич свет

Иван. А ты кто ?


 Царь. Я- Царь. Или уже не царь? Хи-хи. Шутишь, сынок.
 
 Иван. Ишь ты, божий одуванчик А я думал царь у нас от трех головах и все умные

Царь  Ошибаешься, сынок. К три головы хорошо , но одна -  лучше.
 Иван. Стало быть ты и есть мой батюшка?

 Царь. а Что? Кто-то сомневается? Заговорщики! Изменщики! Завидует мне, бот и наговаривают всякое.
.

 Иван. Чему завидовать то?

Царь. Как чему? Славе, власти, богатству моему.

 Иван. А зачем тебе богатство? Ведь все одно помирать придется царь.

Цар. Ну нет. Не помру я я, сынок. Тыщу лет проживу не помру

Иван. Как это?

 Царь. А так. Бессмертен я.

 Иван. Быть того не может.

 Царь. может, сынок, может,
Слушай меня: купил я за морем три зёрнышка волшебных. Два в землицу посадил в землицу, стражу поставил, чтоб берегли их пуще глаза своего.
Взросли  цветочки в срок, как им положено. Не простые -- волшебные. Один цветочек сорвал и богатство пожелал несметное. Второй сорвал и время остановил на веки вечные.

 Иван. Время остановил? Зачем?

Царь. Как это зачем! Бестолковый ты у меня, сынок. К время стоит, значит и я не старею не старею-значит и не помру
и ты не помрешь. Никто не помрёт. Мой народ мне ножки поклонится. я всех осчастливил все счастливы  будут.

ван. Иван. счастливыми? Да знаешь ли ты, царь что по твоей милости ни человек не родится ни хлеб не заколосится, Земля опустеет.

 Царь. И что? У меня богатство всякого не перечесть... ты слушай дальше: третье зёрнышко Воробей украл. С ладони склюнул и улетел.  А нынче мне приснился сон, будто бы воробья над лесом Сокол сцапал, зерно упало и расцвело цветком волшебным...

 Иван. Всё правда есть такой цветок.


Царь.Где? Где он, Отвечай!

Иван. В лесу дремучем.

Царь. Веди меня туда скорее! Веди меня туда скорее!

 Иван. Зачем?

 царь. В нём сила великая - он может всё дать и он же мнжет всё отнять. А ну, как кто его сорвет да своё загадает! И опять пойду за зимой весна, за весною-лето, а мне  одной зимы не пережить.

 Иван. А что загадаешь тты, когда цветок сорвёшь? чего тебе еще надобно?

Царь. Любви хочу. Огромной всенародной. Хочу, чтобы народ у меня в ножках лежал да сапожки целовал..да родным батюшкой называл.

Иван. Эх,Царь! Умный тебя поп крестил да жаль не утопил. Любовь она только на любовь откликается.

 царь. Всех, сынок по головке не погладишь.
Ну, Спасибо тебе.Царь, Надоумил ты меня. А я-то чуть было у цветка лапти не выпросил.

Царь. Какие лапти? О чём это ты?

(Вбегает Тришка),

Тришка. Царь- батюшка!

 Царь. Чего тебе?

Тришка. Мужики в ворота ломятся.

Царь. Чего им надобно?

 Тришка. с тобой говорить хотят.

Царь. Так гони их в шею.


Тришка. Слушаю, царь-батюшка.(Ивану)
 беги, Иван! Братья твои явились, я Царевича привели.( Иван пытается уйти)

Царь.Ты куда, сынок? .

 Иван. В дорогу, царь, за цветком волшебным.

Царь. Тсс! никто не должен знать о нём.

Появляются Егор и Данила

Егор. Невели царь казнить вели слово молвить.

Царь. Говори!

Данила. Верни, царь-батюшка нашего Ивашк Ивашку. Забирай своего Царевича.
 Егор Это наш-то  Ивашка смирный был а этот замучил нас... Чуть что не так-- сейчас по уху!

Данила.раньше-то всё наоборот было.

Егор совсем умом тронулся Ивашка,говорит будто бы роду он царского...

Данила. злой как пес. Наш Ивашка ласковый был.

Егор. Отдай, царь, Ивашку! Забирай своего Царевича!

Царь. Погодите, не галдите,вы мне толком доложите: Какой такой Ивашка, кто откуда?

Егор. Ивашка, брат наш меньшой, он теперь вроде как за Царевича. Похожие они, Как две капли.

Данила. А царе Поменяли их.

Царь. Как поменяли? Кто поменял? Кто посмел?

 голос Царевича измена? Измена?

Царевич. Появляясь )батюшка, измена?


Егор. Ох убьёт, как есть убьёт!

Братья ползут под трон. появляется Царевич

Царь.. К царевичу )а
тот второй-кто?

Царевич. Ивашка-самозванец.

Царь. растерян А если нет если ты и есть Ивашка самозванец? Измена, заговор! Схватить его и посадить в подвал!

 стража хватает Царевича

Царевич. Батюшка! Отец! Ведь это я, твой сын-царевич!

Царь..  А где другой? сбежал? А я ему поведал тайну. Поймать его! Немедленно поймать! И обоих посадить в подвал. За мной!

Царевич. Батюшка, помилуй!

Царь    После разберемся.

Данила. А с нами, что с нами будет?

Царь. Поймаете Ивашку-самозванца., дам по шапке серебра, А коли  нет- нежди добра. За мной!

 царь. Поймать, схватить! Где он, обманщик, мошенник, самозванец!  Золото, много золота тому дам, кто укажет где он.

 Тришка. Кто, царь-батюшка?

Царь. Ивашка самозванец. Надул меня, обманул меня старого. Где он? Говори.

Тришка. Не видал, царь-батюшка.

Царь. Врёшь! Сговорились все, изменщики. Прочь с дороги , дурачина!

 Тришка. Так ведь умных то по умным разослали, А меня к тебе послали.

Царь. Молчи, холоп! говори, куда злодей подевался?

 Тришка. Злой Да жадный водились, оба в яму свалились, А добрый вам туда побежал.

Царь. Обманешь - не сносить тебе головы. Эй,кто-нибудь!

 Егор.  Ты нас звал, царь-батюшка?

Царь. Вас, вас есть приказ поймать мошенника. Поймаете тебя награжу по-царски  за мной! Тришка.Ловил  пёс перепёлку, Да попал в пасть волку. Смотри, царь, и ты не попади.

Появляется Иван

Иван. Прощай, Трифан.  Теперь я знаю, что мне делать.

Тришка. Прощай, брат. держи меч. Счастье без боя и не даётся. Найдёшь ли дорогу к цветку?
 Иван. Достаёт перо лебедя.) Найду. Укажи мне правда -матушка дорогу к цветку волшебному. Подбрасывает перо перо летит Иван идет за ним



          Картина пятая
Дремучий лес

 Иван. Темен нынче лес, будто ночью чёрный... вот и дуб с дуплом, и цветок Волшебный.  (появляется кикимора)

 кикимора. Ивашка! Видать, нашёл своё счастье: кафтан богатый и лицом, как светел месяц.

Иван. Чего тебе?

Кикимора. Не надумал ещё? У меня в болоте небогато, Зато тихо и спокойно. Пойдёшь или нет?

Иван. Поглядим.

 кикимора. Эх, цвела я расцветала, да другому розу нюхать.
Дует на цветок,  он склоняет головку, я лепестки закрываются.

 кикимора. Прощай, Ивашка. Мертвый цветок. Пропала его сила. Не видать тебе счастья, не видать исчезает
.
Иван. Неужто и впрямь погиб цветок?
Сорву его,будь что будет.

Появляется царь.не трогай цветок. Мой он, Мой он. Мой!Я занего полцарства
отвалил.

Иван.Отойди,царь,подобру поздорову Ты за свою жизнь поганую отдал счастье народное, а я за него готов жизнь отдать.Уйди прочь!

 Егор. Неужто это наш Ивашка!

Данила. совсем не похож.

Царь. Чего стоите, дармоеды. Хватайте его и тащите в подвал на цепь.Мой
цветок: я его растил, я его поливал...лелеял...
Мой цветочек, Хватайте самозванца! Не сын он мне, не сын!
Золото! Много золота за цветок!
(Все бросаются к цветку.начинается
драка...силы не равны.В какой-то
Момент царь подбирается к Ивану
Сзади,готов нанести удар мечём но...
Иван развернул плечо так, что все
 рассыпались, достаёт рожок начинает играть
все пускаются в пляс
Иван! Играй рожок, играй! выручай, дружок выручай! ( рожок играет, пляшут Иван подходит к цветку протягивает руку

Царь. Не тронь цветок. мой он,мой! Я за него полцарства отвалил. бросается к цветку
 Иван. Отойди царь от цветка. Ты за свою жизнь поганую отдал счастье народное, а я готов жизнь отдать, чтобы вернуть его. Уйди прочь!
 Цар.Не дам! Мой цветок. Золото.много
Золота за цветок!
(Снова начинается драка. Под Шумок царь
Подбирается к Ивану, чтобы нанести решающий удар мечом.Появляется
Матушка-правда
Иванушка, берегись!(Иван
Перехватывает меч
Царь. Пощади, Иван!твоя взяла-
Сдаюсь! Только не губи цветок понапрасну бесполезен он пока не польешь живой водой.
Иван. Живой водой? Где же взять её?

( появляется кикимора с кувшином)
Вот, Ивашка Живая вода.Пойдёшь в болото жить,сама цветок полью.

Царь.полей, полей,милая!
Кикимора. Милой назвал! Спасибо, добрый человек. Я для тебя чего хочешь сделаю.
( поливает цветок из кувшина) Полила. а теперь Вставай пошли.
Царь. Куда?
Кикимора. В болото. Будешь мне сказки сказывать
Царь. Ещё чего.
 кикимора. Ах, так! Сама утащу
( достаёт котомку встряхивает её превращая в мешок.) Прыг-скок полезай старик в мешок.)
Царя повлекло в мешок.)
Царь. не хочу, не хочу я в болото! Мне с людьми жить охота.
Кикимора. Прыг-скок Ступай за мной мешок
( кикимора направилась в болото, мешок прыгает за ней.
 Правда матушка  Надумал, Иванушка, что просить у цветка, так срывай его

 Иван срывает цветок,  в лесу становится светлееи,звучит музыка, Цветок оживает
 Голос цветка. Проси чего хочешь, Иванушку

 Иван. ничего мне не надобно: ни злата, не серебра, Я хочу чтобы всё было как прежде: чтобы зорьки алые, звёзды милые, чтоб сады цвели, дожди шумели Да хлеба зрели
Свет становится ярче, Музыка звучит громче
 Иван. Ты святи-гори, солнце ясное над Зелёною над Дубравушкой,где соловушко заливается, заря новая разгорается.
на том и сказка кончается


 


























       





 
























ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии