Сель

Посвящается киргизке Диане

    Дильбар оставила маленького сына Тимербека матери, а сама уехала в город на заработки. Она присылала матери деньги на строительство дома. Кундуз еще не старая женщина поставила добротный, просторный дом на прочном каменном фундаменте высотой в два метра, чтобы в этом доме, женившись, жил ее наследник, ее внук Тимербек. Перед домом она построила летнюю крытую веранду невысоко над землей, поэтому в дом поднимались по лестнице с веранды. Был один недостаток – веранда стояла на низком месте.
    Мальчик рос с бабушкой. Она души в нем не чаяла. И внук ее очень любил. Тимербек следовал за бабушкой всюду - куда она, туда и он. Соседи в шутку прозвали его «хвостиком Кундуз».
    А еще Тимербек любил, закинув голову назад, наблюдать как орлы-беркуты, широко раскинув могучие крылья, парят в вышине, в потоке воздуха, стекающего с горного хребта в долину. С восхищением он смотрел, как орлы кружат высоко в ярко-синем небе, выглядывая добычу, а заметив ее, стремительно, камнем падают вниз и схватив острыми когтями, взмывают вверх.
   С высокогорного ледника берет начало небольшая речка, она несет холодные, хрустально-чистые воды в широкую долину. Куда не кинь взгляд, увидишь вокруг три главных цвета: внизу - зеленый ковер разнотравья и деревьев, растущих по склонам, наверху - синеву неба и белые гряды горных вершин. В этой красивой долине и находится аул, где жил мальчик со своей бабушкой Кундуз.
   Мама приезжала редко. Тимербек радовался ее приезду из города, потому что она привозила вкусные гостинцы и интересные игрушки. Недавно мама привезла ему на день рождения большой грузовик с красной кабиной и синим кузовом. Именно о таком он мечтал. Ему исполнилось пять лет. Он был счастлив. Тимербек складывал разноцветные кубики в кузов игрушечного самосвала и катал машину по полу веранды, изображая голосом разные звуки мотора. Мальчик был так сильно увлечен игрой, что не пошел с бабушкой в магазин. Она велела ему не уходить со двора и обещала принести сладости.
   Когда Кундуз выбирала внуку конфеты в магазине, внезапно с горы хлынул сель. Моментально маленькая речка превратилась в грозный поток грязной воды, который выворачивая с корнями деревья, сдвигая и неся со склона горы огромные валуны, смывал все на своем пути.
Кундуз, услышав шум и крики людей, выбежала на улицу. Увидев страшную картину несущегося селя, истошно заголосила:
  - Тимербек, внук мой, на веранде один остался! Помогите! – заметалась она в отчаянии, беспомощно размахивая руками. Селевый поток перегородил ей дорогу к дому...
   Мальчик, играя с машиной, заметил, что пол почему-то стал мокрым. Он поднял голову и увидел, что их двор заполняет темная вода, затекая на пол веранды.
Тимербек схватил грузовик и забрался на диван. Ребенок не догадался подняться по лестнице в дом и плотно захлопнуть дверь. Вода быстро прибывала, и вот уже залила ножки дивана. Малыш в страхе вскарабкался на старый шкаф, стоявший рядом с диваном. А вода продолжала прибывать, дошла до середины, потом до крышки шкафа. И вот холодная, мутная вода заливает ноги мальчика по щиколотки, поднялась ему по пояс… Тимербек стоял не шелохнувшись, прижимаясь к стене, глядя как его новый сине-красный самосвал плавает в грязной воде…
   Сель пронесся стремительно, неся грязь, камни, коряги… И внезапно стих, как и начался…
   Сосед Нургази забеспокоился:
   - Что-то не видать Кундуз с внуком. Не случилось ли беды. Пойду, гляну…
   Он надел высокие резиновые сапоги и прошел к их веранде. Когда заглянул внутрь, обомлел: веранда была в воде, оставалось небольшое пространство под потолком, а у стены в углу над водой торчала круглая мальчишеская голова. Тимербек стоял, подняв голову вверх, чтобы не захлебнуться грязной водой. Нургази скорее подошел к нему и взял на руки. Мальчик крепко схватил мужчину за шею и заплакал. Нургази вышел с ним на улицу. Тимербек дрожал от холода и страха. Вода начала убывать. Тут вскоре появилась и Кундуз. Она прибежала запыхавшаяся, с выбившимися из-под платка седыми волосами, уже не надеясь найти внука живым. Увидев Тимербека на руках соседа, кинулась к нему, причитая:
    - Сынок мой, родненький, дорогой мой внучек, живой…
    Она сняла с себя ватный, крытый зеленым бархатом, потертый на лацканах бешмет, завернула в него дрожащего Тимербека и крепко прижала к своей груди. Долго благодарила она Нургази за спасенного внука.
    Вода вскоре спала и ушла, оставив слой грязи на полу веранды. Грязь была и во дворе. В дом вода не проникла. Кундуз уложила внука в постель, укрыла легким, теплым одеялом из верблюжьего пуха. Приготовила крепкий бульон из говяжьих косточек с чесноком, горными травами. Напоила Тимербека горячим, целебным бульоном и стала убаюкивать, напевая колыбельную песенку:
   - Спи мой сыночек, спи мой внучек. Расти во сне, ясный месяц, сильный беркут, станешь храбрым джигитом…
    Под мерный, ласковый голос бабушки Тимербек, согревшись в уютной постели, уснул. И снился ему красочный сон, как он скачет верхом на гнедой лошадке по широкой, зеленой долине, лежащей среди высоких, синих гор с белыми, сверкающими на солнце, вершинами.
    Кундуз у постели внука тихо молилась, благодарила Всевышнего за его спасение соседом Нургази. Радовалась, что не выкинула старый шкаф…
    Тимербек открыл глаза и зажмурился от ярких лучей солнца, льющего ослепительный свет в открытое окно… Ему показалось, что он продолжает видеть сон: к нему склонилось улыбающееся лицо мамы:
   - Тимербек, сынок, смотри какую игрушку я тебе привезла, - услышал он ее ласковый голос.
   - Танк, который огнем стреляет, да?! – воскликнул он.
   - Да, такой, какой ты хотел, - ответила Дильбар.
   - Мама, так ты приехала?! – радостно закричал Тимербек и кинулся ей на шею.
   Кундуз с счастливой улыбкой на лице ставила самовар и накрывала на стол к чаю с городскими гостинцами.
01.08.2017г. г.Москва               

   


Рецензии